Въ концѣ декабря въ Петроградѣ устоялся съѣздъ но скаутизму въ Россіи. ("Бой-скауть" -- юный развѣдчикъ. Подъ такимъ именемъ въ Англіи существуютъ общества физическаго развитія юношества).
По поводу петроградскаго съѣзда С. Туровцевъ въ "Гол. Руси" пишетъ:
"Теперь мы вновь стоимъ породъ широкой реставраціей "потѣшнаго" дѣла, воскресшаго подъ англійскимъ названіемъ "скаутизма". Какъ это ни смѣшно, но англійское названіе исконно-русскаго дѣла, созданнаго еще Петромъ I, успокоило ревнивую бдительность нашихъ освободителей, не рѣшающихся болѣе выступать противъ "потѣшнаго" дѣла, названнаго на языкѣ парламентской страны. Самая идея потѣшнаго лѣта -- способствовать здоровому физическому и духовно національному воспитанію русскаго юношества а и подготовлять его съ тѣхъ юныхъ лѣтъ, когда такъ гибки и эластичны мускулы и развивающійся организмъ юноши нуждается въ физическихъ упражненіяхъ,-- къ тому, чтобы молодой человѣкъ, достигнувъ призывного возраста, могъ увѣренно и спокойно встать въ ряды защитниковъ родины и въ кратчайшій срокъ усвоить военную подготовку. Кромѣ того, бойскауты-добровольцы, и не достигнувъ призывного возраста, могутъ вступать въ ряды арміи и принести немалую пользу боевой службѣ въ качествѣ развѣдчиковъ".
Вспоминая "потѣшные" опыты ген. Воейкова и покойнаго Л. А. Кассо", "горячо проводившаго въ своемъ вѣдомствѣ идею "потѣшныхъ" организацій". С. Туровцевъ, съ чувствомъ удовлетворенія. восклицаетъ: "Потѣшное" дѣло воскресаетъ!
Однако, это не совсѣмъ такъ. Скаутизмъ и кассовская "потѣшностъ" не одно и то же, и напрасно автору кажется "смѣшнымъ", что англійское слово "успокоило ревнивую бдительность нашихъ освободителей". Успокоило не слово, а то, что гонится за словомъ. "Освободители", какъ, угодно г. Туровцеву называть прогрессивные слои общества, никогда не возражали противъ физическаго развитія юношества и если бы "потѣшныя" организаціи преслѣдовали только эту цѣль, они были бы также пріемлемы, какъ и скаутизмъ. Къ сожалѣнію, въ воспитательной системѣ Л. А. Кассо "потѣшное" дѣло было не цѣльно, а лишь однимъ изъ средствъ обезличиванія, подавленія индивидуальности, машиннаго дисциплинированія,-- чтобы, въ конечномъ результатѣ, можно было свести воспитаніе юношей къ упрощенной системѣ фельдфебельской команды: "въ ряды стройсь! Равненіе направо!" Въ этомъ "равненіи направо" весь центръ тяжести школьной муштровки, которой совершенно произвольно дали названіе Петровской затѣя, преслѣдовавшей совершенно иныя цѣли, съ педагогіей ничего не имѣющей.
Совершенно въ иномъ свѣтѣ представляется идея бой-скаутизма.
Тамъ на первомъ планѣ не подавленіе личности, не "въ ряды сдвойсь", а развитіе этой самой личности, ея самостоятельности, находчивости, предпріимчивости, отваги. Какъ все это не похоже на "потѣшное" машинное маршированіе!
Вотъ почему "англійское слово успокоило бдительность освободителей". Но, повидимому, подъ этимъ англійскимъ соусомъ просто хотятъ возродить "потѣшныхъ", о чемъ откровенно говорить г. Туровцевъ. Тогда, конечно, "освободители" будутъ также протестовать, какъ протестовали, когда надъ ихъ дѣтьми Л. А. Кассо производилъ муштровальные эксперименты.
Польза отъ подростковъ-добропольцевъ на войнѣ весьма проблематичная,-- это давно установлено самими военными, которые откровенно заявляли, что эти добровольцы въ полкахъ находятся на амплуа "полковыхъ козловъ", развлекающихъ солдатъ въ часы досуга. Громадный же вредъ, производимый на юношество и дѣтей отъ близкаго соприкосновенія въ войной безспорно установленъ лучшими педагогами.
На-дняхъ, между прочимъ, по поводу убійства ученикомъ инспектора одной гимназіи, родительскій комитетъ вынесъ резолюцію, осуждающую, съ педагогической точки зрѣнія, школьное "добровольчество", такъ какъ война понижаетъ въ юныхъ душахъ чувство цѣнности жизни и приводитъ къ трагическимъ результатамъ, подобно происшедшему въ той гимназіи.
Въ той же статьѣ г. Туровцевъ проектируетъ расширить рамки "педагогическаго воздѣйствія" русскаго скаутизма не только на "corpus" дѣтей, но и на "mens sana", рекомендуя уже цѣлую программу ихъ нравственно-политическаго воспитанія. Мы не касаемся вопроса о сущности этой программы.
Отмѣтимъ лишь, что она имѣетъ опредѣленный націоналистическій характеръ, съ нѣкоторымъ даже уклономъ въ шовинизмъ.
Словомъ, скаутизмъ, по г. Туровпеву, уже перестаетъ быть безпартійной организаціей, развивающей безпартійно-"мужскія" добродѣтели силу, ловкость, храбрость, отвагу и т. п., и становится средствомъ опредѣленнаго партійно политическаго воздѣйствія на юношество. Такой оборотъ дѣла, разумѣется, не можетъ не вызвать возраженій, и коль скоро, изъ-подъ англійской маски бойскаута выглянетъ лицо кассовскаго "потѣшнаго", "русскій скаутъ": встрѣтить въ обществѣ тотъ же пріемъ, что и его неудачливый предшественникъ.
"Приазовскій край". 1916. No 10. 12 января. С. 2.