31 октября, в зале Благородного Собрания состоялась гастроль артиста московского Имп. театра Н. М. Падарина, приглашенного дирекцией г-ж Поль и Сталь. Г-н Падарин пользуется заслуженной любовью смолян и тем обиднее, что на этот раз публики было мало. Роль Демурина одна из лучших ролей гастролера. Излюбленные роли г-на Падарина это промежуточный тип между "темным царством" Островского и современным культурным представителем купечества. Островский в своем "темном царстве" указывает на "зверя в человеке", особым свойством таланта г-на Падарина является уменье подчеркнуть "человека в звере". Во внешнем облике изобретаемых им типов еще много "звериного". Плотью эти типы еще "от темного царства". Но духовно они уже почти совершенно отошли от крепостнической идеологии замоскворецких деспотов. Под этой внешней грубостью кроется большой ум, чуткость и великодушие. Вместе с тем, еще сохранена вся цельность, вся нетронутость первобытной натуры, не заеденной интеллигентской "рефлективностью". Контраст между этой внешней глубокостью и внутренней задушевностью и является любимой темой творчества артиста, дающего на этой канве талантливый, сочный и красочный рисунок.
Г-жа Фатова, несмотря на то, что ей пришлось неожиданно заменить г-жу Сталь, вполне справилась с ролью Клавдии и этим лишний раз подтвердила, что она талантливая и обещающая артистка. Но далеко не законченная, Она находится в том пеpиoде художественного развития, когда артист, овладев техникой, "упивается" этой победой, трижды подчеркивая каждый технический штрих. Oт этого все образы, создаваемые артисткой точно видишь сквозь увеличительное стекло. Если подняты брови так уж настолько, насколько позволяют мускулы, если надо отшатнуться, предел этому движению полагает одно равновесие. Словом, "коли бить, так уж сплеча, коль ругать, так сгоряча, коль любить, так не на шутку"... Но вся эта утрировка пройдет. Вместе с ростом художественного развития артистки будет расти и чувство меры.
Поскольку г-же Фатовой можно сделать упрек в утрировке внешних средств художественного воплощения, постольку г-жа Поль грешит излишней "статуарностью".
Драму своей души Анна старательно скрывала не только от мужа, но и от публики.
Хотелось бы, чтобы хоть мгновениями прорывалась вся драма этого глубоко несчастного существа. Такие вспышки только подчеркнули бы уменье Анны страдать молча.
Герману Демурину следовало бы принять более интеллигентный вид.
"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1913. -- No 245 (2.11). -- С.2
Комментарии
Драма в 4 действиях "Цена жизни" В. И. Немировича-Данченко впервые была поставлена на сцене Малого театра 12 декабря 1896 г. В этой постановке Николай Михайлович Падарин выходил в роли Германа Демурина. По мнению критиков: "Тонкостью разработки отличалось исполнение Падариным роли [Германа] Демурина".
Спустя 17 лет, при возобновлении пьесы 11 марта 1913 года в Малом театре в постановке режиссера И. С. Платона он с успехом играл уже Данилу Демурина. Именно в этой роли он был приглашен на гастроли в Смоленск.
Помимо Москвы и Петербурга в 1913-14 годах "Цена жизни" шла в Рославле, Смоленске и Двинске, а также была одной из немногих русских пьес, которые с большим успехом шли в Италии.