Смоленск. (От нашего корреспондента). В истекшем 1910 году в Смоленске дано 264 спектакля. Из них: 87 -- антрепризой Борцовой и Дубова (в Народном Доме и по Клубным сценам), 60 спектаклей, -- труппою Басманова, в летнем театре Лопатинского сада, 38 -- Малороссийскою труппою Сабинина (там же), 25 -- еврейской труппой Бернштейна (в Народном доме, Благородного собрания и купеческого собрания), 13 спектаклей -- О-вом Изящных Искусств (Купеческого и Благородного собрания) 10 -- малороссийской труппой Сагатовскаго в Народном доме, 10 -- опереттой Михайлова в Эрмитаже, 6 -- Рижская опера (Лопатинский сад), 5 -- Итальянская опера Гонсалец (Благородного собрания) 4 -- малороссийская труппа Лилипутова в 3-- гастроли артистов петербургского нового театра, 3 -- передвижной театр Гайдебурова, 1 - С-Петербургского театра "Кривое .Зеркало".

По месяцам спектакли распределяются следующим образом: Январь -- 28, Февраль -- 20, Март -- б, Апрель -- 8, Май -- 24, Июнь -- 23, Июль -- 28, Август -- 24, Сентябрь -- 8, Октябрь -- 41, Ноябрь -- 24, и Декабрь -- 27.

Концертов состоялось 22, при участии следующих артистов: Спольдинг, Каринская, А. и П. Любошиц, Больска, Смирнов, И. Сирота, Касторский, Лабияский, хор Кибальчича, Я. Залесская, Ивановская, Ледйет, Михайлова, пан. Сливинский, Зак. Эрденко, Гордзяиковская, хор Завадского, И. Славинский, Юдина, Евлахов, Барабейчик, Ильманова, Брандис, Ауэр, Трояновский, (велик. орк.), Карганов, Пикони, Эйхенвальд, Вельская и др.

Литературно-музыкальных вечеров -- 23.

2 "босоножки": Франческа Беата и Артемис Колонна.

Если к этому прибавить цирк, с неизбежными чемпионатами, мужскими и женскими, 3--4 ресторанных "Эстрады" и 5 кинематографов, получится более или менее полная картина развлечений смолян в прошлом году.

Из области театральной, приходится добрым словом помянуть Басманова. Очень недурной состав труппы (Мунт, Будкевич, Шиловская, Аркадьев, Бороздин и др.) тщательность постановки и безукоризненный, серьезный репертуар. Светлым пятном в нашей провинциальной жизни являются гастроли передвижного театра Гайдебурова, добрую память оставило "Кривое зеркало". Дубов и Борцова опять "спасаются" на таких пьесах, как "Молчи моя бестия". "Грешная ночь" и "Ей стыдно". Кому? -- Не г-же Борцовой-ли?

Впрочем, немножко стыдно должно быть и публике: Приехала, например, Рижская опера. Очень приличная. 1-й--2-й спектакли привлекли много публики, но, на беду, открылась в цирке борьба и "чемпионаты мира" моментально положили оперу, в смысле сборов, "на обе лопатки".

А уже про кинематографы и говорить не приходится.

1-й месяц Нового года ознаменовался приездом "Передвижников", -- но об этом, особо, в другой раз.

В--la-f.
Рампа и Жизнь, 1911, No 4, с.16.