"Женитьба Белугина" -- один из удачных спектаклей.
Прежде всего, великолепная пара стариков Белугиных: Гаврила Пантелеевич -- г. Бороздин и Настасья Петровна г-жа Лаврова. Мы уже неоднократно отмечали симпатичную черту таланта г. Бороздина: yменье оттенить положительные черты в характере изображаемого лица. Есть художники портретисты, которые подмечают, и переносить на портрет только все отрицательное оригинала, подобно процессору Рубеку из пьесы Ибсена "Когда мы мертвые проснемся". И есть, наоборот, такие художники, которые льстят "натуре", "прикрашивая" портрет. Таково большинство модных, портретистов.
Г. Бороздин, если сравнить его с художником -- портретистом, не льстит "натуре", не делает изображаемых, им лиц добродетельнее, его портреты всегда правдивы, но кого бы он не изображал, он сумеет найти в каждом, характере, хоть крупицу добра и так любовно, так, бережно он несет ее зрителям. Его Белугин -- весь от "темного царства". Как трепещет его жена, когда он грозно сдвигает брови. И, однако, сколько сердечности у старика Белутина, примиряющей с ним и даже заставляющей полюбить его и сочувствовать ему в горькие минуты его жизни.
Если положительные качества у старика Белугина надо еще найти и подчеркнуть, то в роли молодого Белугина, Андрея, этих качеств искать не приходятся: ими наделен Андрей в большой степени.
Однако, в исполнении роли Андрея r-ном Муромцевым эти качества были несколько затушеваны. Потому ли, что дарованию талантливого артиста не свойственна та же черта "очеловечевья", которой в высокой степени наделен г. Бороздин, или потому, что г. Муромцев, исполняя роль Андрея, впал в искушение, труднопобедимое для всякого исполнителя этой роли. Дело в том, что все прекрасные качества Андрея: и цельность натуры, и глубина чувства, и благородство, и природный ум оправлены в грубую, топорной работы, рамку старокупеческого, замоскворецкого воспитания. Эта коллизия "внешней оболочки" с внутренним, содержанием создает много комических положений. Трудно удержаться, чтобы не подчеркнуть эту комическую сторону роли, уж очень благодарный материал дает она для создания внешне -- выигрышных моментов игры.
И г. Муромцев не удержался от искушения, чрезмерно подчеркнув комический элемент. Без относительно к целому, артист передал во втором акте "телячий восторг" Андрея великолепно. Но за этим телячьим восторгом как-то совсем потускнела внутренняя красота Андрея. И когда в последующих актах его нравственный облик вырисовался во весь рост, это как-то органически не вязалось с тем Андреем, который так глупо "ржал" во втором акте. Правда, контраст, и очень большой, и заложен в самой роли и на этом контрасте построен интерес роли Андрея. Но для того, чтобы все-таки соединить этих двух Андреев в один образ: этого глуповатого теленка и смелого, благородного мужчину, следовало, даже, быть может, не бледнее передавать "телячий восторг", но какими-то неуловимыми штрихами, какой-то внутренней теплотой и искренностью о больше согреть и просветлить исполнение роли во втором акте. Г-жа Лаврова прекрасная комическая старуха. Ея исполнение роли Настасьи Петровны в полном смысле слова было художественно. Очень хороша, по обыкновению, была и г-жа Будкевич. Г-же Омарской удаются лучше роли комические. Неудачно передана была роль Агишина г Гесину, -- это не из его амплуа.
"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1914. -- No 148. -- (8.07). -- С. 2.
Комментарии
Премьера комедии в 5 действиях А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева "Женитьба Белугина" состоялась в Малом театре 26 декабря 1877 года. Премьера пьесы пришлась на бенефис выдающейся русской актрисы Надежды Алексеевны Никулиной (12 (24).8.1845, Москва -- 5.7.1923, Москва) для которой Островский специально писал роли в своих пьесах.
Эта комедия до сих пор идет во МХАТе им. Горького, в театре-студии Олега Табакова и других театрах станы.