Два направления, как типичные, выдвигаемы Вундтом: про- и ре-грессия102; от элементов к комплексам103; и от комплексов обратно; то есть: от количества к качеству, от колебания к восприятию, от дифференциала к "Я" и от хаоса к космосу; и от качества, восприятия, макрокосма и "Я" к -- количеству, колебанию, атому, хаосу; мы одинаково правы, как заверяет нас Гефдинг104. В каждой области есть свой собственный элемент и комплекс; и мы можем: сводить к элементам гомогенного и гетерогенного ряда: выше и ниже лежащего; свести в физике к элементу и далее: перечислить его в элементы механики; или же координировать в химическом ряде; объяснение первое -- экспериментально; второе есть перечисление, ведущее к при-мышлению; третье есть комплексация.

Разложения колебания есть подстановка эквивалента механики; под-становка такая в месте прото-феномена явит нам -- столб космической пыли; комплексация же есть восстановка, то есть объяснение элемента в элементе высшего ряда, комплексном для нижележащего; элемент объясняется в круге многообразия элементов, а понятие -- в круге понятии; комплексация ведет нас к органике, органика объясняема в типе, тип принадлежит к идеальному миру, идея -- в метаморфозе идей.

Три объяснения (при помощи нижележащего, данного и вышележащего ряда) суть три объяснения Гете, в понятии, в опыте и в идее105; первое ведет к при-мышлению; второе нам выявляет прото-феномен явлений, третье же пресуществляет феномен; низводит идею в явление.

Расширяя Гетево представление о прото-типе, мы не можем не видеть антропософического характера тут лежащей идеи106; прото-тип -- идеальное человечество; углубленное толкование прото-типа нам явит его, как Христа.

Путь комплексации, сводя идею в явление, пресуществляет лик мира: Христос появляется в космосе.

Гетева органика может быть лишь одним: христианством, излившимся в космос; природоведение -- Христоведением; тайное природы -- Христос.

Вот -- вспышка невскрывшейся правды "наивного природовозэрителя" Гете; вокруг нее он ходил и в ней он запутался; но закрытая вспышка -- вскрывается ныне.

"Макро" -- явления в регрессии разлагаются в явления "микро", видимое становится невидимым вовсе; при объяснении явления "макро" его элементом получаем Гетев прото-феномен; возведение же "макро" в комплекс: невидимое делает видимым, являет идею107. Первый путь (микрокосмизм) считается в физике пройденным -- покойным проф. Умовым; и пройденным в математике -- покойным проф. Николаем Бугаевым (дифференциализм, непрерывность возводится в аритмологию, в комплекс). Мы стоим у преддверия макрокосмической физики и математики как науки о вашей свободе: эти стремления из недр точнейшего знания д-ром Штейнером вскрыты: и философия наших дней есть одна: философия нашей свободы108. Но это же стремление -- в Гете; философия, знание и искусство соединимы не в "своеобразной" области109, а в области конкрет-нейшей Правды. И рисуемы нам пути:

Механицизм

1) Психическое (краска душевная),

2) Органическое (субъективное зрение),

3) Химическое (процесс),

4) Физическое (раздражение),

5) Механическое (колебание).

Органицизм

1) Механическое (атомистический комплекс возводится в элемент вышележащего ряда, в раздражение).

2) Физическое (комплекс раздражений берется в круге комплексов, объединенных, как качество).

3) Химическое (комплекс качеств в круге качественностей, то есть в синтезе восприятия).

4) Органическое (комплекс восприятий в синтезе чувства).

5) Психическое (чувство в круге чувств, соединенных в символ души).

В середине меж этими двумя направлениями лежат прото-феномены; объяснение -- в них самих: "Магнит -- прото-феномен, который достаточно лишь назвать, чтобы его объяснить" {GNS. IV. Band, Z. A. Sprüche in Prosa.}.

Область собственно оптики находима в пересечении направлении; графически изобразима она:

Оптика в освещении этом замкнута между физико-химией; качество в ней к количеству несводимо в при-мышлении колебаний или она не нуждается; или же допускает: ряд других при-мышлений; то есть: весь веер методов; и допускает градацию; но так взятая, эзотерична она; оптика в веере методов изобразима.

Здесь она -- в розетке метаморфозы идей.

Так встает объяснение положения качества в световой теории Гете; положение апеллирует к вдумчивой, к внимательной мысли; здесь оно попадает в сложные области Гетевой органологии, не оцененной, непонятой, взывающей к будущему; в этом мире органики Гете -- "Коперник и Кеплер"11Р? то есть: провидец "духовной науки".

Органика эта -- восстание всей природы: восстание из смерти... -- в Христе.