(к Собранию стихотворений изд. "Сирин", 1914)
Предпринимая издание своих стихотворений, автор мог руководствоваться двумя мотивами напечатания или распределения. Во-первых, он мог руководствоваться принципом распределения по отделам, объединенным той или иной руководящей темой. Такое распределение имеет смысл в пределах одного сборника. Подбирать же стихотворения по темам и вытягивать тему на протяжении 14 лет в "Собрании стихотворений" не имеет смысла. Автор поэтому расположил свои стихотворения в хронологическом порядке, за исключением стихотворения "Шутка". Хронологический порядок предполагает не столько эстетический критерий, сколько историко-литературный. Видна эволюция тем, интересующих автора. (Во-вторых, читателю видны прогресс или падение литературного дарования автора.)
При составлении "Собрания стихотворений" автор руководствовался не художественными достоинствами стихов; поэтому он оставил много формально слабых стихотворений в том виде, в каком они первоначально вошли в три сборника автора: "Золото в лазури", "Пепел" и "Урна"; иные из этих стихотворений характеризуют идейные искания и переживания автора несравненно ярче, нежели другие стихотворения (напр., эпохи "Урны" и "Пепла"). Так 1/2 отдела "Золото в лазури" и все стихотворения 1900-1902-го (за немногими исключениями) автор бы изъял; но тогда определенная полоса поэтического развития автора не нашла бы себе места в таком "Избранном" собрании стихотворений. К первому тому автор присоединил юношеский отрывок из ненаписанной мистерии "Пришедший", как дающий ключ к пониманию ряда стихотворений (напр., "Не тот", "Мания", "Вечный зов" и т. д.).
Что касается переделки стихотворений, то автор переделывал лишь те из стихов, в которых были кричащие несовершенства техники при всей симптоматичности самих стихотворений. Далее: автор уничтожил ряд случайных посвящений, оставив лишь те из них которые и доселе остались в силе.
В отделе стихотворений 1909 года автор оставил пустую страницу там, где перебой в настроении стихотворений совпал с важным моментом в развитии самого автора.
В заключение автор должен сказать, что считает "Собрание стихотворений" завершенным поэтическим этапом. Для него остаются в силе слова предисловия к третьему сборнику стихов: "Я собираю свой собственный пепел, чтобы он не заслонял света моему живому "я"... Еще "Золото в лазури" далеко от меня... в будущем" (предисловие к "Урне").
АВТОР
Арлесгейм, 21 июля н. ст. (1914)
ПРИМЕЧАНИЯ
Вместо предисловия (к Собранию стихотворений изд. "Сирин", 1914). В мае -- июне 1914 г., находясь в Швейцарии (Дорнах -- Арлесгейм), Белый приступает к работе по подготовке двухтомного собрания стихов, которые предполагалось опубликовать в петербургском издательстве "Сирин", незадолго перед этим издавшем в своих сборниках (No 1-3. 1913-1914) роман "Петербург". В это собрание стихов, построенное по хронологическому принципу, должны были войти стихи 1901-1907 гг., отобранные автором из сборников "Золото в лазури", "Пепел" и "Урна", согласно сформулированному в предисловии принципу (не художественная значимость, а симптоматичность произведений). Однако задуманное издание не было осуществлено: из-за военных событий владелец "Сирина" М. И. Терещенко прекратил свою книгоиздательскую деятельность. ...Юношеский отрывок и_з н_е_н_а_п_и_с_а_н_н_о_й м_и_с_т_е_р_и_и "П_р_и_ш_е_д_ш_и_й".-- Весной 1898 г., будучи гимназистом седьмого класса, Белый составляет план и делает первые наброски мистерии-драмы "Антихрист", над которой продолжает работать зимой 1899 г. Тема мистерии -- пришествие антихриста под маской Христа, что многократно будет варьироваться в дальнейшем в поэзии и прозе писателя. Мистерия остается незавершенной, но в 1900 г. Белый перерабатывает один из фрагментов "Антихриста" и дает ему название "Пришедший". Впервые этот драматический отрывок был напечатан в 1903 г. в третьем альманахе "Северные цветы" изд. "Скорпион".