Подробная библиография о К. Леонтьеве составлена А. Коноплянцевым, и её можно найти в сборнике "Памяти Константина Николаевича Леонтьева" (СПб., 1911). А. Коноплянцев приводит как полный перечень написанного Леонтьевым, так и статей о нём, в которых Леонтьеву посвящено хотя бы несколько строк. Я укажу только самое основное и существенное, не претендуя на полноту. Основным источником являются девять томов Собрания сочинений К. Леонтьева. Должно быть, было двенадцать томов, но три тома, в которых должна была быть собрана переписка, не вышли. Из произведений самого Леонтьева, не вошедших в Собрание сочинений и изданных отдельно, большое значение имеют: " Отец Климент Зедергольм. Иеромонах Оптиной Пустыни " (1908), " Отшельничество, монастырь и мир. Их сущность и взаимная связь (четыре письма с Афона)" (Сергиев Посад, 1913), " К. Леонтьев о Владимире Соловьёве и эстетике жизни (два письма к о. И. Фуделю)" (книгоизд. "Творческая мысль", 1912). Центральное значение имеют статьи, собранные в 5-м, 6-м и 7-м томах под названием "Восток, Россия и славянство", раньше изданные отдельно в двух томах. Очень важны для характеристики Леонтьева его письма. Письма полностью ещё не собраны и не изданы. Наиболее существенны его письма к Губастову, к А. Александрову и Розанову. Письма к Александрову изданы отдельной книгой: Анатолий Александров. " Памяти К. П. Леонтьева. Письма К. Н. Леонтьева к Анатолию Александрову " (Сергиев Посад, 1915). Письма к Губастову напечатаны в " Русском обозрении " (1894, кн. 9, 11; 1895, кн. 11, 12; 1896, кн. 1, 2, 3, 11, 12; 1897, кн. 1, 3, 5, 6, 7). Письма к Розанову напечатаны в " Русском вестнике " (1903, кн. 4, 5, 6). Очень интересно для характеристики религиозной психологии Леонтьева " Письмо о вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе ", написанное студенту Московского университета и напечатанное в "Богословском вестнике" (1914, 2). В " Русской мысли " (1916, март) напечатаны письма Леонтьева к Замораеву со статьей Замораева о Леонтьеве. В " Русской мысли " (1915, сентябрь) напечатана статья Леонтьева " Несколько воспоминаний и мыслей о покойном An. Григорьеве ", которая представляет письмо к H. H. Страхову.
Из литературы о Леонтьеве основное значение имеет литературный сборник " Памяти Константина Николаевича Леонтьева ". Сборник начинается с биографии Леонтьева, составленной А. Коноплянцевым. Биография написана с любовью, в ней приведено много интересных писем к Т. П. Филиппову, Губастову, Розанову и др., и она является основным источником для истории жизни Леонтьева. Из статей сборника наиболее замечательная статья Розанова " Неузнанный феномен ", самая блестящая из всего написанного о Леонтьеве, хотя и односторонняя. Интерес представляют: К. А. Губастов ( " Из личных воспоминаний о К. Н. Леонтьеве ", с выдержками из писем), и особенно Ю. Ю. Карцев ( " Письма К. Н. Леонтьева к Е. С., О. С. и Ю. С. Карцевым ", с вступлением). У А. Коноплянцева есть ещё другой биографический очерк о Леонтьеве, напечатанный в "Русском биографическом словаре". Этот сжатый очерк даёт канву жизни Леонтьева и характеристику его миросозерцания. Вл. Соловьёв дал статью о Леонтьеве в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, которая вошла в 9-й том Собрания его сочинений. У В. В. Розанова есть другая интересная статья о Леонтьеве, вошедшая в его сборник " Литературные очерки " (1889). Он соединил статью о Данилевском и Леонтьеве под названием " Поздние фазы славянофильства ". Статьи кн. С. Трубецкого " Разочарованный славянинофил " ("Вестник Европы", 1893, а потом в 1-м томе Собрания сочинений) и П. Милюкова " Разложение славянофильства " ("Вопросы философии и психологии", 1893, а потом в сборнике "Из истории русской интеллигенции") представляют типически либеральный и малоинтересный подход к Леонтьеву. Особенно статья кн. С. Трубецкого ниже его самого. Даже статья П. Милюкова представляет бóльший интерес. Укажу на свою статью " К. Леонтьев - философ реакционной романтики " ("Вопросы жизни", 1904, июль, а потом в сборнике "Sub specie aeternitatis"), в которой впервые делается попытка по-новому подойти к Леонтьеву и открыть в нём черты, родственные Ницше. Свящ. Константин Агеев написал первую книгу о Леонтьеве - богословскую диссертацию под названием " Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства ". Свящ. К. Агеев занят главным образом своим тезисом, и его оценка Леонтьева односторонняя и не вполне справедливая, хотя он уже более понимает значительность Леонтьева, чем кн. С. Трубецкой. Из более поздних статей укажу на статьи Б. Грифцова " Судьба К. Н. Леонтьева " ("Русская мысль", 1913, кн. 1, 2 и 4), А. Закржевского " Одинокий мыслитель " ("Христианская мысль", 1916, апрель и май), Волжского " Святая Русь и русское призвание " (1915; брошюра в значительной степени посвящается Леонтьеву) и С. Булгакова " Победитель-побеждённый " (в "Биржевых ведомостях", 1916, а потом в сборнике "Тихие думы"), которую нужно признать одной из лучших статей о Леонтьеве, хотя Леонтьев ему слишком чужд. Очень интересна и важна статья о. И. Фуделя " К. Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях " ("Русская мысль", 1917, ноябрь-декабрь). Благодаря любезности о. И. Фуделя, близкого лично к К. Леонтьеву, мне удалось использовать некоторые ненапечатанные письма К. Леонтьева. Эти библиографические указания составлены мною в 1918 году.
К главе I
Для этой главы наиболее важен том 9 Собрания сочинений Леонтьева, посвящённый воспоминаниям. Первый период жизни Леонтьева ярко обрисован им самим в воспоминаниях: "Моё обращение и жизнь на св. Афонской горе", "Рассказ моей матери об императрице Марии Федоровне", "Мои дела с Тургеневым", "Сдача Керчи в 1855 году", из которых взята бóльшая часть моих цитат в этой главе. Некоторые цитаты взяты также из 1-го тома, где помещены романы "Подлипки" и "В своем краю", представляющие автобиографический интерес. Источником для этой главы является также биография А. Коноплянцева в сборнике "Памяти Леонтьева". Цитаты Розанова взяты из его статьи в "Литературных очерках" и в сборнике "Памяти Леонтьева".
К главе II
Для этой главы важное значение имеет том 3 Собрания сочинений Леонтьева, в котором помещён "Египетский голубь", откуда взято много цитат. Затем важное значение имеют воспоминания К. А. Губастова (в сборнике "Памяти Леонтьева"), а также письма к Губастову и к Розанову. Много цитат взято также из 5-го, 7-го и 8-го томов Собрания сочинений. Отдельные важные места нужно искать по всем девяти томам Собрания сочинений, так как Леонтьев пишет отрывочно и не концентрированно. Для описания религиозного переворота Леонтьева есть важные места в " Письмах к Александрову " и в письме к студенту, напечатанном в " Богословском вестнике " (1914, 2). Основная канва дана в биографии Коноплянцева.
К главе III
Для этой главы основным является том 5 Собрания сочинений, в котором помещена главная работа Леонтьева "Византизм и славянство", а также тома 6 и 7. Эти три тома объединены общим заглавием " Восток, Россия и славянство ", и из них взята мной бóльшая часть цитат для характеристики общественной философии и философии истории Леонтьева. Для понимания и характеристики учения Леонтьева мной также принята во внимание книга Н. Я. Данилевского " Россия и Европа ". Для характеристики учения Леонтьева об эстетике жизни основным источником являются два письма к о. И. Фуделю, изданные отдельно под названием " К Леонтьев о Владимире Соловьёве и эстетике жизни ".
К главе IV
Для этой главы основным источником является сборник " Памяти Леонтьева ". В этом сборнике, кроме биографии Коноплянцева, с приведенными в ней отрывками писем, большой интерес представляют письма к Карцевым. Для последнего периода жизни Леонтьева очень важны " Письма к Александрову ", из которых я беру много цитат. Для периода после возвращения с Востока важны письма к Губастову. В этой главе много цитат взято из 8- го тома Собрания сочинений, где напечатана статья " Анализ, стиль и веяние ". Для характеристики отношений Леонтьева к Вл. Соловьёву основной является статья о. И. Фуделя " К. Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях " ("Русская мысль", 1917, ноябрь-декабрь).
К главе V
Для этой главы бóльшая часть цитат взята из 5-го, 6-го и 7-го томов Собрания сочинений Леонтьева, в которых сосредоточены его статьи по восточному вопросу и о России. Особенное значение имеет статья " Племенная политика как орудие всемирной революции ", помещённая в 6-м томе. Для характеристики взглядов Леонтьева на Россию и русский народ в последний период, когда он потерял веру в будущее России, важны " Письма к Александрову ".
К главе VI
Для этой главы использованы главным образом 6-й, 7-й и 8-й тома Собрания сочинений. Особенно важное значение имеет статья " Наши новые христиане ", помещённая в 8-м томе. Очень важны для характеристики религиозных переживаний и идей Леонтьева " Отшельничество, монастырь и мир (четыре письма с Афона)" и " Отец Климент Зедергольм. Иеромонах Оптиной Пустыни ". Имеют значение для этой главы также " К. Леонтьев о Владимире Соловьёве и эстетике жизни " и " Письма к Александрову ".