[1] См. Le Bon Carra de Vaux. Gazali.

[2] У Маркса, у Дюркгейма можно найти много социологически верного о религии.

[3] См. L. Brunschvicg. Le progres de la conscience dans la philosophie occidentale. Центральная идея греческой философии очень хорошо формулирована у Бруншвига.

[4] См. К. Jaspers. Psychologie der Weltanschauungen.

[5] См. Husserl. Philosophie als strenge Wissenschaft (Logos. T. I).

[6] Злоба, злопамятство (фр.).

[7] См. Max Scheler. Vom Ewigen im Menschen.

[8] См. Jacques Maritain. Distinguer pour unir ou les degrès du savoir. Это есть последнее слово современного томизма.

[9] См. Е. Gilson. La philosophie de Saint Bonaventure.

[10] Мнение, воззрение (греч.).

[11] Знание (греч.).

[12] Философия существования (нем.).

[13] См. Keyserling. Méditations sudaméricaines.

[14] Гуссерль понимает под наукой то, что понимали греки, а не то, что понимают в XIX и XX вв. Поэтому он, в сущности, не сиантист.

[15] На католичности разума настаивают, например, такие теоретики науки, как Мейерсон. См. его "De l'explication dans les sciences".

[16] Из предшествующего (лат.); доопытное и независимое от опыта знание.

[17] Бруншвиг видит в математическом познании спиритуализацию.

[18] См. чрезвычайно интересную книгу "Социализм Белинского" под ред. Сакулина, в которой собраны письма Белинского к Боткину.

[19] См. L. Brunschvicg. Spinoza et ses contemporains.

[20] Мыслю, следовательно существую (лат.).

[21] См. книгу Маритена "Le songe de Descartes".

[22] Интеллектуальная любовь к Богу (лат.).

[23] См. N. Hartman. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. H. Гартман порывает с кантианским идеализмом, но целиком остается в противопоставлении субъекта и объекта.

[24] См. гениальную книгу Лютера "De servo arbitrio".

[25] См. Heidegger. Sein und Zeit и Jaspers, три тома "Philosophie".

[26] См. Brunschvicg. Le progrés de la conscience dans la philosophie occidentale; Spinoza et ses contemporains и Les étapes de la philosophie mathématique.

[27] О трансцендировании говорит Зиммель в "Lebensanschauung" и Ясперс в цитированной "Philosophie".

[28] См. L. Lévy-Bruhl. Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures.

[29] Предшественниками Канта были, конечно, Декарт и Беркли.

[30] См. R. Kroner. Von Kant bis Hegel.

[31] См. особенно S. Kierkegaard. Philosophische Brocken. Два тома.

[32] Такой же характер независимо от Киркегарда носит экзистенциальная философия Л. Шестова, которая, в сущности, есть самоотрицание философии.

[33] См. мою старую книгу "Философия свободы".

[34] См. его "Sein and Zeit".

[35] Существование (нем.).

[36] Существующее, сущее (нем.).

[37] Сущность (нем.).

[38] См. Karl Jaspers. Erster Band, Philosophische Weltorientierung; zweiter Band, Existenzerhellung; dritter Band, Metaphysik.

[39] Очень близок к этому Gabriel Marcel. См. его "Journal métaphysique", особенно приложение, которое прямо трактует вопрос об объективации.

[40] См. "Philosophische Brocken" (существовать интересно для существующих - нем.).

[41] Онтология существования (нем.).

[42] См.: Вл. Соловьев. "Критика отвлеченных начал" и "Философские начала цельного знания".

[43] См. Levinas. La théorie de l'intuition dans la phénoménologie de Husseri.

[44] См. его "Metaphysik der Erkenntnis".

[45] См.: Dilthey. Einleitung in die Geisteswissenschaften; и Die geistige Welt. Einleitung in die Philosophie des Lebens.

[46] См. Hegel. Encyclopaedie der philosophischen Wissenschaften. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Die Lehre vom Sein.

[47] К аналогичному результату приходит и Н. Гартман.

[48] См. его "Lebensanschauung".

[49] См. мою "Философию свободного духа".

[50] Это утверждает Шестов.

[51] Это есть центральная мысль Бруншвига.

[52] См. цитированную книгу Мейерсона.

[53] См. Е. Brehier. La philosophie de Plotin.

[54] Виндельбанд и Риккерт это понимают, но ошибочно ищут для философии выхода в нормативизме.

[55] Лучше других это понимает Ясперс.

[56] См. мою книгу "Смысл творчества".

[57] В этом отношении есть много верного у К. Барта.

[58] Разум, рассудок (лат.).

[59] См. Cardinal Nicolaus van Cusa. Von der Wissenschaft des Nichtwissens.

[60] См. М. Scheler. Die Wissenschaft und die Gesellschaft. Probleme einer Soziologie des Wissens. Книга эта ценна как постановка проблемы, но не удовлетворяет меня. Имеет значение также работа Зиммеля.

[61] Об этом различии см. особенно цитированную книгу Дильтея.

[62] Человек разумный и человек делающий (умелый) (лат.).

[63] См. Н. Лосский. Об интуитивизме; а также книги Гуссерля и Бергсона.

[64] Длительность (фр.).

[65] См. новую прекрасную книгу о Бергсоне: Jankélévitch. Bergson.

[66] См. мою книгу "Философия свободного духа".

[67] Многое можно найти у М. Шелера и у Зиммеля "Soziologie".

[68] См. Delacroix. La langage et la pensée.

[69] См. мою книгу "О назначении человека" и Бергсона "Les deux sources de la morale et de la réligion".

[70] Возможно экзистенциальное познание мира социального. Так, открытие Маркса о капитализме как социальных отношениях людей имеет экзистенциальный характер. Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации.

[71] См. Amiel. Fragments d'un journal intime.

[72] См. Chevalier. Bergson.

[73] См. "Journal intime de Maine de Biran".

[74] См. La Lavelle. La conscience de soi.

[75] См. Henri Bremond. Prière et poésie.

[76] См. его "Fragments d'un journal intime".

[77] См. цитированную книгу Зиммеля.

[78] См. Martin Buber. Ich und Du.

[79] См. мою книгу "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы".

[80] См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus.

[81] См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie.

[82] Карлейль в "Sartor Resartus" дает замечательную философию одежды.

[83] См. G. Tarde. Les lois de l'iminitation.

[84] См. Martin Buber. Ich und Du.

[85] См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi.

[86] См. цитированную книгу Гейдеггера.

[87] См. цитированную книгу Ясперса "Philosophie".

[88] См. книгу С. Франка "Духовные основы общества".

[89] См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht.

[90] Эту проблему ставит Ясперс во II т. "Existenzerhellung" своей "Philosophie".

[91] См. выше цитированный том Ясперса "Existenzerhellung".

[92] См. цитированную книгу Фрейда.

[93] Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля.

[94] Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу "Caesar".

[95] Гениальное определение Бога у Николая Кузанского.

[96] Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его "Der Römerbrief", а не его догматика.

[97] См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги "О назначении человека".

[98] См. мою книгу "Философия свободного духа".

[99] См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit.

[100] См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique.

[101] См. мою книгу "Смысл истории".

[102] См. "Les Confessions" de Saint Augustin. Livre onzième.

[103] См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о "настоящем", но иначе, чем я.

[104] См. любопытную книгу В. Муравьева "Овладение временем", написанную под влиянием идей Н. Федорова.

[105] Об этом отлично говорит Бергсон.

[106] Мгновение (нем.).

[107] См. мою статью "Человек и машина" в журнале "Путь", 38.

[108] См. Emil Borel. Le Hasard.

[109] См. сборник "Continu et discontinu" в "Cahiers de la nouvelle journée" со статьями Chevalier, Louis de Broglie, Vialleton, Е. Le Roy и др. См. также: Jevet. La structure des nouvelles théories physiques.

[110] См. Е. Boutroux. De la contingence des lois de la nature.

[111] См. цитированную книгу Гейдеггера.

[112] См. недавно вышедшую книгу: A. Eggenspieler. Durée et instant.

[113] Моя книга была уже окончательно приготовлена к печати, когда я познакомился с новой книгой Н. Гартмана "Das Problem des geistigen Seins". Первая часть этой книги называется "Der personale Geist". В книге очень много интересного, но моя точка зрения на объект и объективацию существенно отличается от точки зрения Н. Гартмана. С моей точки зрения, объективного духа не существует, дух никогда не есть объект.

[114] Ж. Маритен с точки зрения томизма делает различие между личностью как целым и индивидуумом как частью. См. его "Du régime temporel et de la liberté".

[115] См. Max Scheler. Der Fonnalismus in der Ethik und die materiale Wertethik.

[116] Об отношении между индивидуумом и группой в первобытном мире см. превосходную книгу Леви-Брюля "L'âme primitive".

[117] Сжатое резюмированное изложение дано в "Grundgedanken der personalistischen Philosophie". Большой труд Штерна называется "Person und Sache. System der philosophischen Weltanschauung".

[118] Сложное (многообразное) единство (лат.).

[119] См. G. Gurvitch. L'idée du Droit social. Г. Гурвич защищает антииндивидуалистическое социальное учение, в котором нет иерархического соподчинения. Он находит такое учение у Краузе и Прудона.

[120] См. цитированную книгу Н. Евреинова.

[121] См. М. Picard. Das Menschengesicht.

[122] См. мою книгу "О назначении человека".

[123] Аб. Лабертоньер считал персонализм единственной христианской философией. См. "Pages choisies du P. Laberthonnière". Персоналистична философская традиция, идущая от Мен де Бирана.

[124] См. Б. Вышеславцев. Сердце.

[125] См. две новых истории индусской философии: О. Strauss. Indische Philosophie; и R. Grousset. Les philosophies indiennes, два тома. См. также René Guénon. L'homme et son devenir selon le Vêdânta.

[126] См. Dilthey. Einleitung in die Geisteswissenschaften.

[127] См. A. Vinet. Essais sur la manifestation des convictions religieuses et sur la séparation de l'Église et de l'État.

[128] См. цитированную книгу Бергсона.

[129] См. Romano Guardini. Vom Sinn der Kirche.

[130] H. Михайловский в своей "Борьбе за индивидуальность" приблизился к пониманию проблемы, но философски он беспомощен. Он не понимал, что бороться за индивидуальность нужно не биологически, а духовно.

[131] См., напр., марксиста-эмпириомониста А. Богданова "Тектология. Всеобщая организационная наука".

[132] См. Haessle. Le travail. Книга написана в духе томизма, но заключает в себе верные мысли о труде.

[133] См. интересную книгу Aron et Dandieu "La révolution nécessaire", которая стоит на персоналистической точке зрения и выражает социальные искания французской молодежи.

[134] См. II т. Ясперса. "Existenzerhellung". Это наиболее интересный том его "Философии".

[135] См. об этом также у Зиммеля в его "Soziologie".

[136] См. Mussolini. Le Fascisme.

[137] См. новую книгу вождя немецкого религиозного социализма Тиллиха "Die sozialistische Entscheidung". Тиллих не ставит экзистенциальной проблемы личности.

[138] См. об этом у Ле-Бона, Фрейда, Зиммеля.

[139] См. Тарда "О подражании".

[140] См. его "Essais de psychanalyse". II. "Psychologie collective et analyse de Moi".

[141] См. мою книгу "Христианство и классовая борьба".

[142] См. интересную книгу Le Senne "Le devoir".

[143] См. Max Scheler. Nature et forme de la sympathie. Под руками не имею немецкого издания.

[144] Основная мысль теории Адлера.

[145] См. мои книги "Миросозерцание Достоевского" и "Философия свободного духа".