[1] См. Le Bon Carra de Vaux. Gazali.
[2] У Маркса, у Дюркгейма можно найти много социологически верного о религии.
[3] См. L. Brunschvicg. Le progres de la conscience dans la philosophie occidentale. Центральная идея греческой философии очень хорошо формулирована у Бруншвига.
[4] См. К. Jaspers. Psychologie der Weltanschauungen.
[5] См. Husserl. Philosophie als strenge Wissenschaft (Logos. T. I).
[6] Злоба, злопамятство (фр.).
[7] См. Max Scheler. Vom Ewigen im Menschen.
[8] См. Jacques Maritain. Distinguer pour unir ou les degrès du savoir. Это есть последнее слово современного томизма.
[9] См. Е. Gilson. La philosophie de Saint Bonaventure.
[10] Мнение, воззрение (греч.).
[11] Знание (греч.).
[12] Философия существования (нем.).
[13] См. Keyserling. Méditations sudaméricaines.
[14] Гуссерль понимает под наукой то, что понимали греки, а не то, что понимают в XIX и XX вв. Поэтому он, в сущности, не сиантист.
[15] На католичности разума настаивают, например, такие теоретики науки, как Мейерсон. См. его "De l'explication dans les sciences".
[16] Из предшествующего (лат.); доопытное и независимое от опыта знание.
[17] Бруншвиг видит в математическом познании спиритуализацию.
[18] См. чрезвычайно интересную книгу "Социализм Белинского" под ред. Сакулина, в которой собраны письма Белинского к Боткину.
[19] См. L. Brunschvicg. Spinoza et ses contemporains.
[20] Мыслю, следовательно существую (лат.).
[21] См. книгу Маритена "Le songe de Descartes".
[22] Интеллектуальная любовь к Богу (лат.).
[23] См. N. Hartman. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. H. Гартман порывает с кантианским идеализмом, но целиком остается в противопоставлении субъекта и объекта.
[24] См. гениальную книгу Лютера "De servo arbitrio".
[25] См. Heidegger. Sein und Zeit и Jaspers, три тома "Philosophie".
[26] См. Brunschvicg. Le progrés de la conscience dans la philosophie occidentale; Spinoza et ses contemporains и Les étapes de la philosophie mathématique.
[27] О трансцендировании говорит Зиммель в "Lebensanschauung" и Ясперс в цитированной "Philosophie".
[28] См. L. Lévy-Bruhl. Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures.
[29] Предшественниками Канта были, конечно, Декарт и Беркли.
[30] См. R. Kroner. Von Kant bis Hegel.
[31] См. особенно S. Kierkegaard. Philosophische Brocken. Два тома.
[32] Такой же характер независимо от Киркегарда носит экзистенциальная философия Л. Шестова, которая, в сущности, есть самоотрицание философии.
[33] См. мою старую книгу "Философия свободы".
[34] См. его "Sein and Zeit".
[35] Существование (нем.).
[36] Существующее, сущее (нем.).
[37] Сущность (нем.).
[38] См. Karl Jaspers. Erster Band, Philosophische Weltorientierung; zweiter Band, Existenzerhellung; dritter Band, Metaphysik.
[39] Очень близок к этому Gabriel Marcel. См. его "Journal métaphysique", особенно приложение, которое прямо трактует вопрос об объективации.
[40] См. "Philosophische Brocken" (существовать интересно для существующих - нем.).
[41] Онтология существования (нем.).
[42] См.: Вл. Соловьев. "Критика отвлеченных начал" и "Философские начала цельного знания".
[43] См. Levinas. La théorie de l'intuition dans la phénoménologie de Husseri.
[44] См. его "Metaphysik der Erkenntnis".
[45] См.: Dilthey. Einleitung in die Geisteswissenschaften; и Die geistige Welt. Einleitung in die Philosophie des Lebens.
[46] См. Hegel. Encyclopaedie der philosophischen Wissenschaften. Erster Teil. Die Wissenschaft der Logik. Die Lehre vom Sein.
[47] К аналогичному результату приходит и Н. Гартман.
[48] См. его "Lebensanschauung".
[49] См. мою "Философию свободного духа".
[50] Это утверждает Шестов.
[51] Это есть центральная мысль Бруншвига.
[52] См. цитированную книгу Мейерсона.
[53] См. Е. Brehier. La philosophie de Plotin.
[54] Виндельбанд и Риккерт это понимают, но ошибочно ищут для философии выхода в нормативизме.
[55] Лучше других это понимает Ясперс.
[56] См. мою книгу "Смысл творчества".
[57] В этом отношении есть много верного у К. Барта.
[58] Разум, рассудок (лат.).
[59] См. Cardinal Nicolaus van Cusa. Von der Wissenschaft des Nichtwissens.
[60] См. М. Scheler. Die Wissenschaft und die Gesellschaft. Probleme einer Soziologie des Wissens. Книга эта ценна как постановка проблемы, но не удовлетворяет меня. Имеет значение также работа Зиммеля.
[61] Об этом различии см. особенно цитированную книгу Дильтея.
[62] Человек разумный и человек делающий (умелый) (лат.).
[63] См. Н. Лосский. Об интуитивизме; а также книги Гуссерля и Бергсона.
[64] Длительность (фр.).
[65] См. новую прекрасную книгу о Бергсоне: Jankélévitch. Bergson.
[66] См. мою книгу "Философия свободного духа".
[67] Многое можно найти у М. Шелера и у Зиммеля "Soziologie".
[68] См. Delacroix. La langage et la pensée.
[69] См. мою книгу "О назначении человека" и Бергсона "Les deux sources de la morale et de la réligion".
[70] Возможно экзистенциальное познание мира социального. Так, открытие Маркса о капитализме как социальных отношениях людей имеет экзистенциальный характер. Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации.
[71] См. Amiel. Fragments d'un journal intime.
[72] См. Chevalier. Bergson.
[73] См. "Journal intime de Maine de Biran".
[74] См. La Lavelle. La conscience de soi.
[75] См. Henri Bremond. Prière et poésie.
[76] См. его "Fragments d'un journal intime".
[77] См. цитированную книгу Зиммеля.
[78] См. Martin Buber. Ich und Du.
[79] См. мою книгу "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы".
[80] См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus.
[81] См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie.
[82] Карлейль в "Sartor Resartus" дает замечательную философию одежды.
[83] См. G. Tarde. Les lois de l'iminitation.
[84] См. Martin Buber. Ich und Du.
[85] См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi.
[86] См. цитированную книгу Гейдеггера.
[87] См. цитированную книгу Ясперса "Philosophie".
[88] См. книгу С. Франка "Духовные основы общества".
[89] См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht.
[90] Эту проблему ставит Ясперс во II т. "Existenzerhellung" своей "Philosophie".
[91] См. выше цитированный том Ясперса "Existenzerhellung".
[92] См. цитированную книгу Фрейда.
[93] Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля.
[94] Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу "Caesar".
[95] Гениальное определение Бога у Николая Кузанского.
[96] Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его "Der Römerbrief", а не его догматика.
[97] См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги "О назначении человека".
[98] См. мою книгу "Философия свободного духа".
[99] См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit.
[100] См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique.
[101] См. мою книгу "Смысл истории".
[102] См. "Les Confessions" de Saint Augustin. Livre onzième.
[103] См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о "настоящем", но иначе, чем я.
[104] См. любопытную книгу В. Муравьева "Овладение временем", написанную под влиянием идей Н. Федорова.
[105] Об этом отлично говорит Бергсон.
[106] Мгновение (нем.).
[107] См. мою статью "Человек и машина" в журнале "Путь", 38.
[108] См. Emil Borel. Le Hasard.
[109] См. сборник "Continu et discontinu" в "Cahiers de la nouvelle journée" со статьями Chevalier, Louis de Broglie, Vialleton, Е. Le Roy и др. См. также: Jevet. La structure des nouvelles théories physiques.
[110] См. Е. Boutroux. De la contingence des lois de la nature.
[111] См. цитированную книгу Гейдеггера.
[112] См. недавно вышедшую книгу: A. Eggenspieler. Durée et instant.
[113] Моя книга была уже окончательно приготовлена к печати, когда я познакомился с новой книгой Н. Гартмана "Das Problem des geistigen Seins". Первая часть этой книги называется "Der personale Geist". В книге очень много интересного, но моя точка зрения на объект и объективацию существенно отличается от точки зрения Н. Гартмана. С моей точки зрения, объективного духа не существует, дух никогда не есть объект.
[114] Ж. Маритен с точки зрения томизма делает различие между личностью как целым и индивидуумом как частью. См. его "Du régime temporel et de la liberté".
[115] См. Max Scheler. Der Fonnalismus in der Ethik und die materiale Wertethik.
[116] Об отношении между индивидуумом и группой в первобытном мире см. превосходную книгу Леви-Брюля "L'âme primitive".
[117] Сжатое резюмированное изложение дано в "Grundgedanken der personalistischen Philosophie". Большой труд Штерна называется "Person und Sache. System der philosophischen Weltanschauung".
[118] Сложное (многообразное) единство (лат.).
[119] См. G. Gurvitch. L'idée du Droit social. Г. Гурвич защищает антииндивидуалистическое социальное учение, в котором нет иерархического соподчинения. Он находит такое учение у Краузе и Прудона.
[120] См. цитированную книгу Н. Евреинова.
[121] См. М. Picard. Das Menschengesicht.
[122] См. мою книгу "О назначении человека".
[123] Аб. Лабертоньер считал персонализм единственной христианской философией. См. "Pages choisies du P. Laberthonnière". Персоналистична философская традиция, идущая от Мен де Бирана.
[124] См. Б. Вышеславцев. Сердце.
[125] См. две новых истории индусской философии: О. Strauss. Indische Philosophie; и R. Grousset. Les philosophies indiennes, два тома. См. также René Guénon. L'homme et son devenir selon le Vêdânta.
[126] См. Dilthey. Einleitung in die Geisteswissenschaften.
[127] См. A. Vinet. Essais sur la manifestation des convictions religieuses et sur la séparation de l'Église et de l'État.
[128] См. цитированную книгу Бергсона.
[129] См. Romano Guardini. Vom Sinn der Kirche.
[130] H. Михайловский в своей "Борьбе за индивидуальность" приблизился к пониманию проблемы, но философски он беспомощен. Он не понимал, что бороться за индивидуальность нужно не биологически, а духовно.
[131] См., напр., марксиста-эмпириомониста А. Богданова "Тектология. Всеобщая организационная наука".
[132] См. Haessle. Le travail. Книга написана в духе томизма, но заключает в себе верные мысли о труде.
[133] См. интересную книгу Aron et Dandieu "La révolution nécessaire", которая стоит на персоналистической точке зрения и выражает социальные искания французской молодежи.
[134] См. II т. Ясперса. "Existenzerhellung". Это наиболее интересный том его "Философии".
[135] См. об этом также у Зиммеля в его "Soziologie".
[136] См. Mussolini. Le Fascisme.
[137] См. новую книгу вождя немецкого религиозного социализма Тиллиха "Die sozialistische Entscheidung". Тиллих не ставит экзистенциальной проблемы личности.
[138] См. об этом у Ле-Бона, Фрейда, Зиммеля.
[139] См. Тарда "О подражании".
[140] См. его "Essais de psychanalyse". II. "Psychologie collective et analyse de Moi".
[141] См. мою книгу "Христианство и классовая борьба".
[142] См. интересную книгу Le Senne "Le devoir".
[143] См. Max Scheler. Nature et forme de la sympathie. Под руками не имею немецкого издания.
[144] Основная мысль теории Адлера.
[145] См. мои книги "Миросозерцание Достоевского" и "Философия свободного духа".