Если верить рассказам, которые передаются иногда в народе, -- теперь жизнь идет совсем иначе, чем в былые времена. "Теперь земля заклята, не то, что было прежде! Теперь и дерево не так растет, а камень и вовсе лишен жизни, а прежде и рожь росла такою же ветвистою, как лоза, а лозы были такие большие, -- настоящий лес".
Словом, и в наших краях было когда-то сказочное царство. Было это во времена темной старины. Для людей той старины все в природе жило человеческими мыслями и чувствами и действовало человеческой волею. К камням и деревьям, к рекам и озерам, к ветру и звездам они относились, как к живым существам, способным понимать, чувствовать, даже выражаться человеческой речью. Так создались у древних европейцев те же представления и верования, что и у теперешних дикарей. Они мнили себя окруженными теми же всемогущими духами, кующими злые козни против человека, и полагали, что колдуны имеют власть над ними.
Эти верования седой старины пережили века и сохранились до наших дней в отдельных обрядах, поверьях и преданиях народов европейских стран.
Как тысячелетие тому назад славяне, так и теперь кое-где русские крестьяне еще верят, что в лесах "леший" пошаливает, что в речках плещутся и ведут хоровод русалки, и что не кто иной, как они, затягивают в омут человека. А когда с первыми вешними днями начинает ломаться лед на реках, тогда в народе говорят, что это просыпается "Дедушка Водяной", которому и приносят иной раз, по прадедовскому обычаю, умилостивительную жертву. Мельник должен уметь водить с водяным дружбу и задабривать его постоянно всякими приношениями; иначе его мельница не будет исправно работать.
На исходе года крестьяне некоторых местностей до сих пор потчуют мороз киселем, с просьбой не касаться их засеянных полей. Прибегают крестьяне и к крутым мерам против всякой мнимой "нечисти". По народному поверью, например, можно легко предотвратить злые козни лешего, если пугнуть его хорошенько головней. А то еще рядятся для этого в вывороченные тулупы и кочергою чертят "заколдованные круги" по земле.
Верят у нас еще кое-где в глухих уголках, что болезнь происходит от "порчи" и "сглаза", думают, что колдун может всякую беду наслать -- и немочь, и засуху, и голод, и мор, -- и жестоко расправляются с тем, кому молва приписывает колдовское искусство.
По стародавнему завету, иные еще носят на себе, подобно дикарям, всякие обереги, иконки да ладанки от "напасти" и "порчи". Держатся они еще и старых погребальных обычаев. Белоруссы кладут иногда в карман покойнику-курильщику трубку с табаком, а нюхальщику -- табакерку, чтобы умерший пользовался этими предметами в загробной жизни.
И среди европейских народов живет еще старая дикая вера предков.
В некоторых местностях Германии, когда поднимается сильный вихрь, старухи вытрясают из окна мешок муки на улицу, со словами: "Успокойся, добрый ветер! Снеси это своим детям". Своим приношением они думают утолить его голод.
Там же умершего снабжают зонтиками и калошами, а в Швейцарии ему кладут в гроб иголку с ниткой, чтобы он сумел, когда нужно, починить своё платье.
Еще недавно моряки покупали у старухи-колдуньи на Оркнейских островах благоприятный ветер.
Лет 35 тому назад вдова одного ирландского крестьянина убила лошадь на могиле своего мужа, ибо, -- пояснила она, -- "не пешком же ходить моему мужу на том свете".
Мы видим, -- дикарь мог бы найти в среде наших "верующих" многих единомышленников, одухотворяющих, как и он, всю природу.