Выселение горцев с Восточного Кавказа. -- Чечня. -- Население. -- Экспедиция в Чечню. -- Наше положение на Восточном Кавказе в эпоху, предшествовавшую выселению горцев. -- Предположение графа Евдокимова к обеспечению спокойствия в Чечне. -- Восстание в Ичкерии и в Аргунском округе. -- Князь Святополк-Мирский и его система действий. -- Учение зикр. -- Станица Датыхская. -- Два способа разрешения чеченского вопроса.

1864 г.

Обращаясь к выселению горцев с Восточного Кавказа, мы должны остановиться, прежде всего, на Чечне, как на том именно районе, который лишился наибольшего процента своего населения.

Под именем Чечни, составляющей, по последнему административному делению Северного Кавказа, часть Терской области, подразумевается все пространство между течением реки Аксая, горами Малой Чечни (последними террасами Главного хребта) и рекой Тереком. Разделяясь рекой Гойтой на Большую и Малую, она представляет местность частью плоскую, частью покрытую горами с обширными девственными лесами. Плоскость ее имеет приблизительно длины от подошвы Качалыковского хребта на запад до аула Газин-юрта, на реке Фартанге, 70 верст; ширина от конечных уступов Черных гор с юга до реки Сунжи на север, средним числом 40 верст, а всего 2800 кв. верст. Все это пространство населено чеченским народом, заключающим в себе следующие племена:

а) назрановцев или ингушей (они сами себя называют ламур, от слова лам -- гора), обитавших в низменных местах, орошаемых реками Камбилей-кой, верхней Сунжей и Назрановкою, по течению этих рек до впадения реки Яндырки в Сунжу и на Терской долине.

б) карабулаков. Они населяли равнину, орошаемую реками Ассою, Сун-жею и Фартангою, по течению которых и были расположены их аулы.

в) галашевцев -- по рекам Ассе и Сунже.

г) джерахов -- по обоим берегам Макалдона.

д) кистов -- по ущельям рек Макалдона и Аргуна.

е) галгаев -- у верховьев реки Ассы и по берегам реки Тоба-чоч.

ж) цоринцев -- в верховьях восточного истока реки Ассы.

з) ако или акинцев -- по берегам Ассы, Сунжи и Гехи. и) ишхоев или шопоти -- около истоков реки Мартан. к) шубузов или шатой -- по Аргуну.

л) шаро или киалал -- по верховью Шаро-Аргуна

м) джан-бутри, чабирлой и тат-бутри -- по Аргуну.

н) ичкеринцев (начхой-мохкхой) -- по верховьям реки Аксая и Хулхулау.

о) качалыков -- по северному скату Качалыковского хребта.

п) мичиковцев -- по Мичику.

р) ауховцев -- по верховьям реки Акташа и Ярык-су.

с) Сунженских чеченцев -- по Сунже, между Аргуном, Гудермесом и Ассой.

т) брагунских чеченцев -- по правому берегу Терека, при впадении в него Сунжи.

Но деление это самим чеченцам неизвестно. Они называют себя нахчуй (в единственном числе нахчуо, то есть народ), и это относится до всего народа, говорящего на чеченском языке. Упомянутые же названия перешли к ним от аулов или от рек и гор, по которым расположены их аулы.

В нашей отечественной истории имя чеченцев впервые встречается в 1708 году, а именно в "договорной статье калмыцкого Аюки-хана, учиненной на реке Ахтубе с ближним министром, казанским и астраханским губернатором Петром Апраксиным о вечном и верном Российскому государю со всеми улусами подданстве, о всегдашнем при Волге кочевании, о защищении низовых городов от всех неприятелей, о неперехождении ему на горную сторону реки Волги, об удержании Чеметя и Мункотемиря от набегов и о преследовании чеченцев и ногайцев".

Для усмирения чеченцев предпринимаемы были еще со времен Петра Великого экспедиции, из которых особенно замечательны походы 1718 и 1722 годов донских казаков на Сунжу и Аргун; в 1758 году ходили к ним и регулярные войска, а в 1770 г. генерал де Медем покорил Сунженских чеченцев, взяв у них аманатов. Движение отряда нашего в 1785 году, предпринятое для усмирения чеченцев, взволнованных тогда Шейх-Мансуром, не имело успеха. Генералу Булгакову удалось покорить некоторые их общества, а А.П. Ермолову привести их к покорности, но в 1840 г. они снова восстали и в течение почти 20 лет вели против нас ожесточенную борьбу, пока, наконец, в 1859 году не сложили окончательно оружие.

С дальнейшим положением Чечни и вообще всего Восточного Кавказа в эпоху, предшествовавшую выселению горцев, мы познакомимся из помещаемой вслед за сим записки, представленной в 1864 году помощником главнокомандующего Кавказской армией военному министру и составляющей часть бывшего в моем распоряжении материала, которым я воспользовался в самых широких размерах.

Западный Кавказ заселением гор русскими станицами был поставлен в положение, совершенно обеспеченное. На 100000 горцев, выселенных на плоскость и разобщенных друг от друга, мы имели 220000 казаков, также вооруженных и также воинственных; следовательно, при нужде можем вовсе обойтись без войск.

Совершенно в ином положении находимся мы на Кавказе Восточном. Восьмисоттысячное горское население Терской и Дагестанской областей составляет тут почти сплошную массу. Масса эта занимает местность самую неприступную из всех, какие только обитаемы человеком. Проникнутая мусульманским фанатизмом, распаленным продолжительной войной, она продолжала ненавидеть нас, как еще заклятых врагов, как неверных, и будет сохранять это чувство до тех пор, пока мы останемся в глазах ее гяурами (неверными -- Ред.). Что бы мы ни делали для горцев, всякое добро, им сделанное, они будут принимать, как ненавистный дар гяура. Никакие самые мудрые законы, никакая самая искусная администрация не в состоянии изменить этих отношений до тех пор, пока цивилизация не ослабит фанатизма горцев, и экономическое развитие не разовьет в них новых потребностей жизни. Мы должны стремиться к этому и стремиться сколько можем. Но до тех пор, пока цель эта не достигнута, мы только силой можем сдерживать вражду. Дороги, которые мы прокладываем, укрепления и штаб-квартиры, которые строим, все это служит только для удобнейшего приложения силы к месту действия, для того, чтобы в случае нужды войска наши могли удобнее проникнуть в ту или другую часть края. Без войск, достаточных для действия, все эти средства останутся мертвыми, и война, пять лет назад оконченная, может возобновиться в прежних размерах, с прежней силой.

Управляя горцами человеколюбиво, принимая все меры к постоянному образованию их и улучшению материального быта, мы должны зорко следить за ними и держать в постоянной готовности такие силы, которые могли бы подавить при самом начале всякую попытку к восстанию. Малейшая неудача и даже промедление в наказании виновных может отразиться на всем крае самым гибельным образом.

Но не все части Восточного Кавказа одинаково нам враждебны и одинаково для нас опасны, следовательно, и не все они требуют одинаково строгих мер предосторожностей. В западном отделе Терской области разноплеменность населения, давняя привычка к русскому управлению, а частью и разность религий населения, делают власть нашу почти упроченной; тут возможны только частные мелкие беспорядки. В округе Кумыкском и свойство местности, повсюду ровной, и материальный быт народа, достигший под нашим управлением весьма значительной степени благосостояния, также устраняют опасность восстания.

Дагестан уже находится в ином положении. Исконно воинственное и фанатическое население его ненавидит нас, может быть, более чем кто-нибудь. Скудная, суровая природа страны подает мало надежды на развитие материального быта населения и смягчение нравов его. Но эта же природа и сложившийся под ее влиянием быт народа облегчает нам управление этим краем и удерживает его в повиновении. Она приучила дагестанцев к труду. Здесь на скалистых безлесных горах каждый клочок земли, способный к обработке, добыт трудами поколений, передается из рода в род и составляет единственное обеспечение существования семьи. Дагестанец дорожит этим достоянием и местом, в котором родился, более всего на свете. По ограниченности мест, сколько-нибудь удобных для жизни, дагестанцы исконно привыкли жить большими аулами, привыкли дорожить семейными связями и общественными отношениями, сознали необходимость порядка и власти. По всем этим причинам, никак не рассчитывая на преданность нам дагестанского народонаселения, мы можем, по крайней мере, надеяться, что без важных побудительных причин, без видимых вероятностей успеха, восстания в Дагестане не произойдет.

К сожалению, ни одной из тех причин, которые упрочивают нашу власть в Дагестане и в двух крайних отделах Терской области, не существует в среднем отделе сей последней, населенной чеченским племенем. Тут все сложилось против нас: и характер народа, и общественный быт его, и местность. От природы восприимчивый и до крайности легкомысленный характер этого народа при всяких, даже благоприятных обстоятельствах, представлял бы большие затруднения для того, чтобы управлять им. Продолжительная война, которую чеченцы вели с нами, не возвысила и не улучшила их характера; поставленные между ударами наших войск и деспотической властью Шамиля, не имея сил ни защищаться от нас, ни свергнуть шамилевского управления, чеченцы в течение 20 лет старались только о том, чтобы увертываться от грозивших опасностей, употребляя и свое оружие, и разные ухищрения то против одной, то против другой стороны и всегда друг против друга. В этой двойной войне и усобице они утратили почти всякое понятие о долге, об уважении к собственности, о святости данного слова. Привычка к опасностям и к хищничеству развилась в них до такой степени, что сделалась почти потребностью. В течение 20 лет ни один из чеченских аулов не был уверен в том, что он останется на месте до следующего дня; то наши колонны истребляли их, то Шамиль переселял на другие места по мере наших движений. Благодаря необычайному плодородию почвы, народ не погиб от голода, но потерял всякое понятие об удовольствиях жизни, перестал дорожить своим домом и даже своим семейством. К жизни общественной чеченцы и прежде были мало способны. Демократизм у них всегда был доведен до крайних пределов; не только понятия о сословиях и власти наследственной, но и понятия о какой бы то ни было власти почти не имели. Даже в языке чеченцев нет слова "приказать". Шамиль, несмотря на важную опору, которую представлял ему религиозный фанатизм, никогда не считал свою власть в Чечне довольно прочной и поддерживал ее только страхом казней, периодически повторявшихся против всех, кто навлекал на себя малейшее его подозрение.

При таком характере и таком отсутствии общественных связей, чеченцы занимали и местность, наиболее благоприятствующую всякого рода беспорядкам и мятежническим предприятиям. В течение продолжительной войны против них, мы отняли у них много земли, но такой, которая теперь не имеет важности ни в политическом, ни в военном отношении, а именно: открытые и плоские возвышенности левого берега реки Сунжи; на той же местности, где находятся леса и другие естественные преграды, чеченцы остались и доселе. Они владеют всеми лесистыми ущельями Черных гор, имеющими значение крепостей, опираются на горные трущобы округов Аргунского и Ичкерийского, и через них входят в непосредственную связь с Дагестаном. Здесь находят безопасное убежище все их абреки46, через эти же трущобы проникают в Чечню из Дагестана и те проповедники фанатизма, которые периодически волнуют край и возбуждают народ разными враждебными нам учениями.

Обозначая всю опасность для нас такого положения в Чечне, граф Евдокимов, вслед за покорением Восточного Кавказа, предположил отделить ее от гор линией наших станиц и укрепленных штаб-квартир, расположенных у выходов ущелий Черных гор. Для того же, чтобы при этом не произошло стеснения в довольствии землей, полагал часть чеченцев и карабулаков переселить в Малую Кабарду, жители которой в то время изъявили желание переселиться в Турцию. Вследствие этих предположений, в 1860 году, поселены были в предгорьях Малой Чечни станицы 2-го Владикавказского полка, -- и часть малокабардинцев выселилась. Чеченцы поняли, к чему клонились эти меры, и решились им противодействовать силой; произошло восстание в Ичкерии и в Аргунском округе; во всех лесах появились значительные шайки абреков. Но восстания эти были подавлены; наиболее виновные в них общества акинское и беноевское выселены на плоскость; карабулакам приказано переселиться в Кабарду. Нет сомнения, что энергическое продолжение принятой системы действий привело бы к цели, хотя и не без затруднений, может быть, не маловажных. Но, к сожалению, граф Евдокимов, по причине назначения его командующим войсками Кубанской области, не мог лично заняться исполнением предложенных им мер. Назначенный вместо него командующим войсками Терской области генерал-лейтенант князь Мирский не разделял его убеждений; он полагал, что уже настала пора действовать в Чечне мерами кротости, и что достаточно внушить горцам доверие к нам для того, чтобы прекратить навсегда враждебные их замыслы. Он, отклонив малокабардинцев от переселения в Турцию, объявил чеченцам, что дальнейшее водворение станиц отменяется, и что земли, которые для станиц предназначались, останутся их собственностью; акинцам и карабулакам дозволил водвориться на прежних местах. Озадаченные крутым поворотом системы, чеченцы в первое время действительно были обрадованы этими распоряжениями и оказали ревностное содействие к уничтожению гнездившихся тогда в горах шаек Уммы и Атабая. Но вскоре они стали объяснять действия нового начальника иным образом. Они приписали снисхождение и уступки слабости и боязни нашей общего с их стороны восстания. Снова появились абреки, возникло учение зикр, и вся Чечня приняла положение вовсе не свойственное покоренному перед победителем. Урок, данный зикристам в Шалях, и покорение Западного Кавказа образумили чеченцев, заставили их присмиреть, но никак нельзя ручаться, чтобы это было надолго, тем более что меры, начатые графом Евдокимовым и прерванные его преемником, поставили и чеченцев, и казаков 2-го Владикавказского полка в такое положение, в котором ни те, ни другие долго существовать не могут.

Начав приводить свой план в исполнение, граф Евдокимов, как выше сказано, выселял чеченцев из гор на плоскость; земли же, оставшиеся свободными, занял казачьими станицами, в намерении водворить чеченцев в Кабарде. Но как кабардинцы остались, то все население Чеченского округа, состоящее из 81360 душ, стеснилось на пространстве 76 квадратных миль; таким образом, на каждое семейство приходится в аулах от 5 до 10 десятин, то есть не более двух десятин на душу. При такой тесноте не только развитие хозяйства, но даже существование народа не может считаться обеспеченным. Теперь не проходит весны, чтобы аулы во время начала полевых работ не начинали споров между собой из-за 2--3 десятин, -- споров, кончавшихся всегда схватками и убийствами. Многие из нуждающихся в земле тайком уходят в горы и водворяются в трущобах, откуда были выселены и где присутствие их положительно признано вредным для безопасности края.

С другой стороны, и наши казачьи станицы, водворенные на Ассе, и Датыхская станица, поселенная на Фартанге, выдвинутые вперед, расположенные на местах, крайне стесненных, лесистых, и со всех сторон окруженные населением, которое считает казаков главной причиной своего стеснения, поставлены в положение крайне невыгодное и даже опасное. Они не только не усиливают нас, но ослабляют, требуя постоянных гарнизонов от регулярных войск. Датыхская станица положительно не может существовать в настоящем положении.

Бывший начальник Чеченского округа генерал-майор Кундухов, и по службе своей, и по своему происхождению близко знакомый с положением горцев, в записке, предоставленной им командующему войсками, говорит о Чеченском округе следующее:

"Оставляя горцев в настоящем положении, не следует верить в будущее спокойствие. При настоящем положении нельзя не смотреть на них и на правительство, как на две воевавшие стороны, стоящие друг против друга, из коих побежденная выжидает случая возобновить ожесточенную борьбу".

Чтобы выйти из этого неопределенного, но тяжкого для нас положения, представлялось два способа действий: решительный -- переселение всех чеченцев силою оружия, если окажется необходимым, на левый берег Терека и Сунжи, с водворением на местах их жительства станиц 1-го и 2-го Сунженского казачьих полков, или же более медленный -- постепенное ослабление чеченского населения в горах добровольным расселением его на плоскость и поощрением переселения в Турцию.

Выбор главнокомандующего Кавказской армией, согласно выраженной высочайшей воле, остановился на разрешении чеченского вопроса мирным путем, а именно расселением части населения Большой и Малой Чечни в Малой Кабарде и по аулам Надтеречного наибства (при размежевании которого в состав аульных наделов была включена запасная земля с целью доселения аулов этого наибства 1000 семействами переселенцев из Большой и Малой Чечни), а также склонение некоторой части чеченского народа к переселению в Турцию.