1. Династии Ляо в тетр. VII на лис. 10 r. Тубот название Аймака есть тоже, что и Тангут. Тетр. IV на лис. 15 v. Тубот название реки, есть тоже, что и Тангут. Тет. VII л. 12 r. Тангут, имя человека есть название народа Сифань. Тет. VIII л. 14 r. Тубот, имя человека, есть тоже, что и Тангут. Династии Гинь тет. III л. 6 r. Тангут название страны, есть название Аймака, или народа Си-фань. Тет. XI л. 13 v. Тангут имя человека, есть название народа Си-фань. Дин. Юань, тет. III л. 6 r. Тубот Кэрэ есть Си-фань. На лист. 33 Тубот есть тоже, что Си-фань Теп IX л. 29 r. Тангут есть Си-фань. Тет. X л. 9 r. Бот есть Тангутское слово, и значит то же, что Си-фань.
2. В книге Шу-цзин в главе Юй-гун Тангуты названы Си-жуны т. е. Западные Жуны; в продолжении же первых трех Китайских династий Ся, Инь и Чжеу, более именовали их Цян и Си-цян; со времен династии Хань называли и Жун и Цян; от половины же седьмаго века, когда их покорили Тибетцы, означались общих именем Туфан. Сань-миао с своим народом выведен из губернии Ху-нань. Ио-чжеу-фу есть первобытное жилище сего народа, коего потомки существующие в помянутой области, и доныне различествуют от Китайцев и языком, и образом жизни.
3. Прозвание Цзян принял Государь Шень-нун-шы от реки Цзян, при которой родился. Сей Государь, по преданиям, умер почти за 27 столетий до Р. X. П. П.
4. Здесь разумеются Тангутския поколения, обитающия в губернии Юнь-нань. П. П.
5. Здесь описываются нравы и обыкновения их в продолжение сего периода. П. П.
6. Тхай-кхан был сын Царя Ци, внук Царя Юй, основателя династии Ся. Предавшись звериной охоте престал пещись о государственных делах. Будучи Царем И свержен с престола в 2170 году до Р. X. он уже не мог возвратиться на свое царство.
7. Сян был внук вышепомянутаго Царя Тхай-кхан, сын Царя Чжун-кхан. Он обратно получил Великокняжеский престол, дедом его потерянный. В Истории Ган-му Цюань-жуны названы Цюань-и.
8. Се был сын Царя Ман, внук Царя Ци в осьмом колене; воцарился в 1996 году до Р. X. При Царе Се Цюань-и названы Си-цян.
9. Цзе-кхой, последний Царь из династии Ся, воцарился в 1818 году до Р. X.
10. Ди и Цян суть два народа Тангутскаго племени. Цяны занимали весь нынешний Хухунор; Ди обитали на Восток от Цянов до Хань-чжунь-фу, т. е. в нынешней Губернии Сы-чуань.
11. В Летописи под 1195 годом до Р. X. сказано: "Ву-и был нечестный Государь. Он сделал деревянную статую и назвал ее Духом Неба (Богом); играл с нею в шашки, приказывая людям ходить вместо нее, ж Дух Неба всегда проигрывал; почему Ву-и стыдил его и наполнив кожаный мешок кровью стрелял в него из лука. Сей Государь убит громовым ударом на звериной охоте между реками Желтою и Вэй-шуй.
Примеч. Здесь говорится о шашечной облавной игре, называемой Вэй-ци, в которой употребляют 360 белых и черных шашек. Изобретение сей игры приписывают Государю Яо, умершему в 2255 году до Р. X.
12. Гу-гун значит: престарелый Гун, и есть проименование Князя Шань-фу, деда великаго Князя Вынь-ван.
13. Цзи-ли есть сын Князя Гу-гун, отец В. Князя Вынь-ван.
14. В Бамбуковой летописи сказано: "в 4-е лето В. Князя Тхай-дин (1191) Княжество Чжу воевало Юйву-Жунов и победило. Князь Ван-цзи (он же Цзи-ли) назначен Главнокомандующим Царства Инь".
В Бамбуковой летописи сказано: "в 7-е лето В. Кхязя Тхай-дин (1188) жители Удела Чжеу воевали против Шиху-Жунов к победили их. В 11-е лето (1184) жители Удела Чжеу воевали против Иту-Жунов к одержали победу над тремя предводителями их".
15. Кхун-и суть Жуны или Тангуты. Сян-юнь было общее название Монголам, которое они носили во время первых трех Китайских династий: Ся, Шан и Чжеу. После сего переименованы Хун-ну, а потом Гун-ну.
16. Смотри в книге Шищаия часть Сао-л Главу Цои-ери.
17. В Шу-цзин сказано: жители владений Юн, Шу, Цян, Мао, Вэй, Лу, Пхын, Пху, Кхук-ань-го в толковании говорит: все сии суть иностранные племена Маней и Жунов.
18. Столицею Ицюй-жунов был нынешний город Цин-ян-фу в Губернии Шань-си; к их владению принадлежали округи Цзин-чжеу и Нин-чжеу.
19. Столицею Дали-жунов был города Ван-чен в Тхун-чжеу-фу в одной ли от г. Чжао-и-сянь на юге.
20. Столицею Ли-жунов был город Линь-дун-сянь в Си-ань-фу, лежавший в 60 ли от сего города на восток несколько на север.
21. Удельныя Княжества Цао и Лу находились в южных пределах нынешней Губернии Шань-дунь. В книге: Примечания ученаго Цзо-шы сказано: в 18-е лето Князя Чжуан-гун, сей Князь преследовал Жунов на западную сторону реки Цзи-шуй. По объяснению ученаго Ду-юй, когда Жуны учинили нападение на удел Лу, то жители сего удела вместо бегства погнались за ними. В 24-е лето Жуны учинили нападение на удел Цао.
22. О сем происшествии смот. в примечаниях ученаго Цзо-шы 12-й год Князя Си-гун, в летописи Ган-му 3-е лето В. Князя Сян-ван (649).
23. Юнь-син был родоначальник Инь-жунов: он вместе с Сань-миао переведен в Сань-вэн. Смот. примечания ученаго Цзо-шы.
24. По Примечания ученаго Цзо-шы в 4-е дето Князя Ан-гун, Маньский Чи бежал в Инь-ди в уделе Цзинь. По объяснению ученаго Ду-юй, Инь-ди (т. е. загорная северная сторона) находилась на южном берегу Желтой реки по северную сторону гор от вершин реки Ло-шуй до поколения Лу-хунь.
25. Ю-юй происходил от Китайца из удела Цзинь. Сей предок бежал к Жунам. Жунский Король слыша о мудрости Князя Му-гун отправил Ю-юй для обозрения удела Цинь. Князь принял его как гостя и послал Королю женскую музыку (т. е. группу певиц). Ю-юй удерживал Короля от принятия, но сей не послушал. Он перешел в подданство к Князю Му-гун и подавал ему советы, как покорить Жунов.
26. Смот. в Примеч. Цзо-шы 13-е лето Князя Сян-гун.
27. Сюнь-ву был Вельможа удела Цзинь. Смотри в Примеч. ученаго Цзо-шы 1-е лето Князя Чжао-гун.
28. Т. е. в Лун-чжеу, что в Фын-сян-фу.
29. С перваго великаго нашествия Тангутов на Китай в 771 году до на настоящаго возвращения их на запад в 444 году до Р. X. прошло 326 лет, в продолжение которых Тангуты владели всею северозападною частию Китая, составляющею нынешния Губернии Шань-си и Гань-су.
30. Цзы есть название третьяго из пяти древних княжеских достоинств в Китае.
31. Князь Ли-гун дважды воевал с Жунами, в 461 и 444-м годах. Неизвестно когда задержан Юань-цзянь. Впрочем здесь он представлен Родоначальником новаго дома, от котораго произошли владетельныя поколения Тангутов, возвратившихся из Китая к Хухунору в 444 году.
32. Му-гун приобрел влияние на Западных Жунов. Сянь-гун тогоже домогался. Он вступил на княжение в 384 году До Р. X.
33. Это были Фа-цяны, праотцы Тибетскаго народа. И так начало нынешняго Тибетскаго Королевства можно относить к половине IV столетия до Р. X.
34. Словом Ди Китайцы искони поныне в ученом слоге называют Монголов, так как и Тангутов Жунами. Обыкновенно пишут Дун-и, Си-жун, Бэй-ди, Нань-мань т. е. на востоке и на западе Жуны, на севере Ди, на юге Мань. Это суть общия названия иностранным владениям, находившимся в 4-х странах в смежности с Китаем.
35. Словом Дун-ху Китайцы в сие время называли поколения Монголов, кочевавшия в Восточной Монголии, за Великою степью против Губернии Чжи-ли. Юэ-чжи было название народу Турецкаго племени, кочевавшему в Степи от города Дунь-хуан на север, от Великой стены при Ордосе на северозапад до Хами. Сей народ, будучи разбит Хуанами, и ушел в Чжуньгарию; но вскоре вытесненный отселе Калмыками вошел с гор на югозапад и занял те места, которыя ныне составляют Владение Бохару.
36. В 32-м году по Р. X. Китайский мятежник Фань-чун, для распознания своих войск от Императорским, велел солдатам подкрашивать брови кивоварью, от чего они сами дали себе название краснобровых (чи-мэй).
37. Ныне простые Тибетцы зачесывают волосы назад и заплетают в косу; но обыкновения левую полу верхняго одеяния носить на верху не оставили.
38. Слова: Мань и Мань-цзы в разговоре означают и Южных Китайцев и разных Югозападных иностранцев; но в книгах под сим разумеются некоторыя необразованныя племена, обитающия в южных и югозападных губерниях Китая. К числу сих присовокупляют и Тангутов, особенно же Южных, что в губернии Сы-чуань. Настоящие Мани живут в Губернии Юнь-нань.
39. В Чунь-цю сказано: В 30-е лето правления Князя Чжуан-Гун Жители удела Ци воевали против горных Жунов. Ученый Гун-ян в примечаниях своих говорит: Это был Князь Удела Ци. Слова: жители удела Ци употреблены им в порицание ему. Хэ-сюй в изъяснении пишет: Жуны так же суть произведение неба и земли.
40. Зависимыми владениями, по Китайски Шу-го, назывались Тангуты покорившиеся Катаю и поселенные в провинции Гуан-хань.
41. Столовыми досками называют в Китае подвижные доска, употребляемыя поварами для приготовления кушанья. П. П.
42. Т. е. сельския работы.
43. Клетка, в которой прежде обыкновенно привозили знатных преступников в столицу, имела вид телеги, огороженной брусками и покрытой. Ныне употребление таковой телеги оставлено. Умирать в тюрьме от яда, или удавки, в Китае есть обыкновенная казнь высших чиновников, которых из уважения к их достоинствам, законы не дозволяют подвергать казни на площади. П. П.
44. Чженьдиево поколение Цянов кочевало в провинции Шан-цзюнь, что ныне область Суй-да-чжеу в губернии Шань-си.
45. Гао-цзун есть наименование Государю Тхай-цзя, второму из династии Шан воцарившемуся в 1753 году до Р. Х. Сюань-ван есть Государь из династии Чжеу, воцарившийся в 827 году до Р. X. Чен-тхан есть первый Государь из династии Шан, воцарившийся в 1783 году до Р. X. Ву-ван есть первый Государь из династии Чжеу, воцарившийся в 1131 до Р. X. Сопоставить Небу, значит поставлять имена их по сторонам Неба или Бога, в приносимых которому жертвах и они участвуют. Это есть высочайшая почесть, каковую Китайские Государи воздают своих покойным родителям и родоначальникам. П. П.
46. Три провинции суть: Ань-дин, Бэй-ди и Шан-цзюнь. Царский кладбища суть могилы Государей династии Хань, находившиеся в окрестностях города Си-ань-фу, столицы их.
47. Под Ди разумеются Монголы.
48. Непостоянными назывались владения, находившиеся за пределами девяти областей, т. е. вне Китая. Так назывались оне в древности потому, что приезд их владетелей в Китайскому Двору не подлежал определенным законам. Поддавшияся владения находились внутри границ Империи, но за пределами Удельных Княжений; они были названы так потому, что привлечены в подданство чрез образование. Сие существовало при династии Чжеу.
49. Сии три династии суть: Ся, Шан и Чжеу.
50. Пернатыми бумагами назывались донесения пограничных начальников о приближении великих опасностей. Гонцы с таковыми донесениями имели обыкновение втыкать перья над пакетом в знак крайней поспешности. П. П.
51. Хо-си суть два Правления: Хо-пьхин (150) Императора Сюань-ди, и Си-пьхин (172) Императора Лин-ди. За малолетством сих Государей правили вдовствующия Императрицы, матери их.
52. В царство Императора Сюань-ди полководец Чжао-чун-го, во возвращении с войны против Сяньлина из Цзинь-чен, учредил зависимыя владения для поселения покорявшихся Цянов.
53. В Записках Царей (Сы-ма-цянь) сказано: Ци-цзы, т. е. князь удела Ци, будучи учителем государя, со вздохом сказал: ныне приобрел слоновыя палочки; после будут и яшмовые бокалы. После яшмовых бокалов и слоновых палочек непременно пожелает есть медвежьи и леопардовы лапы. Смот. 1154 год до Р. X.
54. В Примечаниях ученаго Цзо-шы, сказано: в то время как В. Князь Пьхин-ван перенес двор на восток, Вельможа Синь идучи к И-чуань (ныне река И-хэ в губернии Хэ-нань) увидел человека с распущенными волосами, приносящаго жертву в поле, и сказал; "не пройдет и ста лет, как будут здесь Жуны". В последствии Князь удела Цинь перевел Лухуньских Жунов к реке И-чуань. Сие место вразумляет, что отнюдь не должно поселять Жунов во внутренности Китая, опасаясь безпокойствия от них в будущем времени.
55. В 184 году по Р. X. в Китае возникли мятежники, которые для отличения себя от прочих носили колпаки из желтой китайки, от чего прозвали из Желтыми колпаками. П. П.
56. Тогон, по выговору Южных Монголов, Тохонь, по Калмыцки Тогон, по Китайски Тху-хунь и Тху-гу-хунь, есть Монгольское слово, в переводе: котел. В слове: Тогон буква г произносится как Французское h.
57. Дом Муюн царствовал в Восточной Монголии, но Тогонские Государи по родству с мим также прозывались Муюнами.
58. Дом Цин был из Тангутов; царство его состояло из Китайских губерний Шань-си и Гуань-су.
59. Китайские слова, означающие: песчаной остров.
60. В сие время Цяны обитали до южную сторону Желтой реки от Хухунора прямо на юг, а Ди дли Дисцы от Цянов на восток до границы Китайской. Собственно Диския поколения простирались до Хань-чжуан-фу в Китае. См. даже королевство Ди.
61. О сем доме пространно смотри: Записки о Монголии Ч. III, стр. 70 и д.
62. Малая династия Сун, царствовавшая в южном Китае.
63. Т. е. и в Северный и в Южный Китай.
64. Т. е. на всю западную границу нынешней губернии Гань-су. П. П.
65. По Монгольски: Аме-малцзинь-мусунь-ола.
66. Т. е. занимали весь нынешний Хухунор.
67. Монголы с II века по Р. X. назывались Сяньбисцами.
68. Ныне вывелись.
69. Называемые по-Кит. Янь-цзи.
70. Государи доха Ян имели прозвание и имена по-Китайскому обыкновению.
71. Название горы.
72. Ян-ху был родственником дома Ян, что самое прозвание показывает.
73. С сего времени (322) надобно полагать начало королевства Ву-ду.
74. С 420 года в Южном Китае началась династия Сун.
75. Сабли почитаются коротким оружием.
76. Да-тхао есть название неизвестнаго место.
77. Хэлянь-дин был последний Государь в царстве Ся, которое заключало в себе губернию Шэнь-си и часть губернии Гань-су.
78. Название неизвестнаго места.
79. Название неизвестнаго места.
80. В сем году в Южном Китае династия Сун передала престол дому Ци.
81. В Южном Китае началась династия Лян.
82. Т. е. от западной границы Китая по южному берегу Желтой реки к западу до Тибетских песчаных степей. Ныне восточная часть сей страны по-Китайски называется Си-фань, по-Тибетски Амдо. Цяны в царствование Тогонов в Хухуноре, будучи вытеснены из сей страны, расположились по южным берегам Желтой реки. Таким же образом живейшие Тангуты уступили Хухунор Монголам, а сами перешли на южные берега Желтой реки.
83. Тоба-дао.
84. Но Китайской государственной религии это есть наимерзостное нечестие.
85. В начале Историк сказал о происхождения Туфаньскаго народа, а здесь говорит о происхождении царствующаго колена, прозвание котораго служило названием и владениям его.
86. Король Туфа-Нотань был Князю Туфе-Фаньни младший дядя по отце. Он родом был из дома Хуннов. Туфа-Нотанево владение находилось на западных пределах губернии Гань-су в областях Лян-чжеу-фу, Лань-чжеу-фу и Си-нин-фу. Оно погибло в 414 году до Р. X. Мын-сунь погиб в 439 году; следовательно отшествие Князя Туфы-Фаньни в Тибет должно принадлежат к сему же или 440 году.
87. Аме-малцзинь-мусунь-ола.
88. Собственно Гамбо; выговаривается же Кябу и Кяньбу.
89. В сие время Князья царствующаго Тибетскаго дома по-Тибетски назывались Лунь, дворяне именовались Шан.
90. Древнее обыкновение обвивать косы ныне существует только в Туркистане.
91. 1.000 ли как число определенное берется вместо неопределенного, для обозначения чрезвычайной скорости или быстроты в бегу.
92. Т. е. мера наказанья зависит от произвола судьи.
93. Название книги.
94. Это, по мнению Китайцев, есть верх несчастия.
95. В Сибири начиная с линии Ишимской далее на восток до Кягты и везде в Средней Азии много таковых курганов.
96. Еще пишут и Нунцзань. Это есть Срун-цзан.
97. Сему Государю приписывают построение нынешняго славнаго Будалинскаго дворца, в котором живет Далай Лама.
98. Три ху вина составляют шесть Российских пудов жидкости.
99. Лян-чжеу-фу.
100. Наименование сего Императора во храме предков.
101. На Китайском языке Цзань-пхо..
102. Здесь разумеется только небольшая часть Тогонскаго народа, находившаяся при Хане в последнем его несчастном положении. Поколения прочих Князей, кочевавшия по пространству Хухунора, все остались на прежних землях и поступили в подданство Туфаньской империи, подобно южным их соседям - поколениям Дансянским. В последующее время Тибетцы производили войну с Китаем по большой части с однеми только Дансянскими и Тогонскими войсками, присоединяя к ним и потомков от Китайских пленников.
103. Около 635 года по Р. X. Калмыки обитавшие в Ила разделали свои владения на десять колен, соединенных между собою союзом. Из сих восточные пять колен называлась пять Дола, под управлением пяти Ча, западные пять колен назывались пять Нушиба под управлением пяти Цыгиней.
104. Муюн если прозвание царствовавшаго Тогонскаго колена.
105. Лян-чжеу-фу.
106. В Цзе-чжеу.
107. Си-нун должно быть Соном.
108. Южная Индия.
109. В Вост. Туркистане Хара-хочжо.
110. Хара-хочжо.
111. Т. е. Монголы и Тангуты.
112. Сии четыре провинции лежали на северозападной границе Китая от Ордоса до Цзя-юй-гуань. В числе их полагалась и Ань-си-чжеу.
113. Юй-мынь-гуань в Ян-гуань.
114. Т. е. Южныя горы в Хотане.
115. Под севером разумеется Северная Монголия.
116. Лян-чжеу-фу.
117. Железныя грамоты обезпечивали владетелей своих от смертной казни во всякой вине без изъятия.
118. Название озера, при котором лежит главный город губернии Юнь-нань.
119. Это не есть собственное имя, а Монгольское слово Хатунь что значит: Ханьша или Императрица. П. П.
120. Клятва есть взаимное условие двух сторон утверждаемое присягою. Почему под клятвою разумеется и союзный или мирный договор между двумя державами. Союз для заключения таковаго договора также называвшей клятвою.
121. Гун-чан-фу.
122. Т. е. Туфаньский Министр обращался с Китайским Министром как с равным, что Китайцы считают величайшею дерзостию и невежеством.
123. Т. е. царствовавшаго в Китае Государя.
124. Юй-мынь-цзюнь и Чань-лэ есть одно место; потому что корпус Юй-мынь-дюнь стоял в городе Чан-лэ. Смот. Чан-лэ-сянь.
125. Цзяду-тьхян.
126. Гун-чан-фу.
127. Цзяду-тьхян.
128. Неизвестное место.
129. Лежавший в Нин-ся-фу при озере Хуа-ма-чи.
130. В сие время нынешние Халхасцы и Чжунгары назывались Хойхорцами, на Кит. Хой-ху. Они составляли одно из Калмыцких поколений, кочевавших на восточных пределах Чжуньгарии; в последствии овладели и Халхою и Тарбагтаем.
131. Пугу есть название одного из тогдашних Тулгаских поколений: по чему сие слово служило и названием Аймаку, к прозвание княжескому его дому.
132. В Нин-ся-фу при Хуа-ма-чи.
133. Ныне Шунь-тьхянь-фу, или Пекин.
134. Цзагу-тьхин.
135. Гун-чан-фу.
136. Жертвенники, в которых Китайский Государь приносит жертву Небу, Земле, Солнцу и Луне, лежат в четырех предместиях столицы, в по тому называются еще Предградиями.
137. В Нин-ся-фу при Хуа-ма-чи.
138. В Нин-ся-фу при Хуа-ма-чи.
139. Харахочжо.
140. От Ха-чжеу на западе
141. При Хуа-мя-чи.
142. Во Фу-чжеу.
143. Чрез отторжение Королевства Юнь-нань от Туфани, Китай лишил сию державу сильнейшаго вассала.
144. При Хуа-ма-чи.
145. Цзагу-тьхин.
146. Кхун-мин есть неизвестное место; это должно быть Лань-цзин-вэй в губернии Сы-чуань.
147. Летучий посланец есть вестовой всадник.
148. Цзагу-тьхин.
149. Еще ни одна Европейская держава не смогла принудить Китай к подобной церемонии.
150. При Хуа-ма-чи.
151. В Ган-му прибавлено, что сен Полководец взял только 2.500 человек.
152. При всех иностранных династиях, царствовавших в Китае, Китайцы должны были носить одеяние господствующаго народа, а в своем национальном одеянии могли только совершать жертвы в храмах Предкам. Ныне Китайцы носят Маньчжурское одеяние; собственное свое употребляют только при жертвоприношении, на театре и одевают в оное покойных.
153. Великим Храмом в Китае называется Храм предкам царствующего Дома.
154. Сяо-цзун воцарился в 756, Дай-цзун в 763, Дэ-цзун в 780 годах.
155. Т. е. в Жертвеннике Луне.
156. Сей Государь воцарился в 25 году по Г. X.
157. Китайския слова означ. Желтый меч город.
158. Чи-лин суть Китайския слова означ. Красныя горы.
159. Т. е. ровны и гладки. В Китае точильный камень лучший есть оселок, а худший - желтоватый шифер, оба мягкаго свойства.
160. Дю-юань-дин по заключении клятвы вырезал заключенный договор на камне Китайскими буквами и поставил в Хлассе на площади по правую сторону ворот Хлассей-циокана, главнаго храма в Тибетской столице. Сей камень по прошествии десяти столетий еще стоит в целости: надпись несколько сгладилась, но можно разбирать слова.
161. Гора Цзы-шань ныне по-Монгольски называется Баин Хара-ола; Кхунь-лунь же, ныне по-Монгольски Куркун-ола, есть общее название всех трем горам. Смот. Землеописание Хухунора и Тибета, в Землеописание Китайской Империи.
162. Цзагу-тьхин.
163. Сей Итай есть Кэли-Кэцзу.
164. Китайские Философы принимают, что Государь управляющей народами есть нечто иное, как Наместник Бога: по сему когда он в управлении уклоняется от законов, то Бог вразумляет его чрез различныя естественныя бедствия - прообразование переворота в нравственном мире.
165. Гун-чан-фу.
166. Хами.
167. Харашар.
168. Пьхин-лян-фу.
169. Пьхин-лян-фу.
170. Сие провозглашение в Ган-му помещено под 852 годом.
171. Оне суть тоже, что и 7 крепостей. (См. семь крепостей).
172. От Цзе-чжеу на западе за границею.
173. Из сего видно, что Тибетцы в то время заплетали волосы в косу. Китайцы напротив складывали волосы на мавушке.
174. Т. е. изменнически здал Китаю вверенную ему Губернию.
175. Пьхин-лян-фу.
176. Сей отрывок содержит некоторыя о Тибете сведения такия, которых нет в Новой Истории.
177. Т. е. владетельных домов.
178. Т. е. служет по выборам.
179. Из сего видно, что нынешняя Тибетская столица Хласса в VII веке уже существовала. Будалинский дворец Далай-Ламы также принадлежат к VII веку. В прочем кто желает видеть, в чем нынешний Тибет сходствует и отличается от Тибета VII и VIII века, тот можешь взглянуть в Описание Тибета, изданное в 1828 году, в С. П. Б.
180. Сии Дансяны суть Тангуты, обитавшие от Хухунора на юг на правом берегу Желтой реки.
181. Поколение Тоба составляло отделенную линию Монгольскаго дона Юань-вэй, царствовавшаго в Северном Китае в V и VI столетиях.
182. В подобие Еврейской епанчи.
183. Это есть личное прозвание царствовавшаго тогда в Китае Дома Тхань.
184. Сии Дансяны или Тангуты уже описаны под собственным их именем Ди. См. Ч. 1 стран. 99 прибавл. о Диском Королевстве.
185. Т. е. Северными пределами губернии Гань-су.
186. До XIV века Китайцы обносили города и крепости своя земляными валами, которые плотно сбивали между досок из глины.
187. Неизвестное место.
188. При Китайском дворе ежедневно бывает государственное собрание высших гражданских и военных чинов, дежурствующих во дворце по очереди, для исправления дел каждаго по своему месту.
189. С сего самаго года Китайские историки начинают царствование дома Ся; по чему в конце истории о Тангутах сказано, что сие Королевство существовало 258 лет.
190. Нитка содержит 1.000 денежек и ценою равняется лану серебра.
191. Т. е. старшие и младшие родственники.
192. До сего временя помянутыя четыре области с их коренными жителями Китайцами были в полном владении Тангутских Князей.
193. Т. е. до четвертаго колена: ибо в Китае 3-х месячный траур носят по однофамильных родственников в 4-м колене.
194. Си-цзун вступил на престол в 874 году.
195. Чжао было прозвание царствовавшаго в сие время в Китае Дома Сун. Тоба-цзи-бан назван был Чжао-бао-чжун.
196. В сие время Киданьский дом, обладавший Монголию, уже признал и утвердил Тобу-цзи-бан Королем Тангута, состоявшаго только из помянутых пяти областей.
197. То есть унизанный бляхами дорогаго белаго нефрита.
198. Квашеннаго из сарочинскаго пшена. В Китае все вина, ликеры и водки продаются на вес.
199. По Китайски Хай-дун-цин; привозят их с устья реки Амура. Белыя птицы в каждом роде, исключая самородных, суть выродки и в Китае очень дорого ценятся, но из хищных только самки, из певчих самцы.