Въ Китаѣ бракъ, сколь ни важенъ по его отношеніямъ къ общественной жизни, не имѣетъ связи съ религіею; а процессъ брачнаго соединенія двухъ половъ утвержденъ только гражданскими постановленіями.
Два дома однофамильные, т. е. имѣющіе одно прозваніе, не могутъ вступать въ брачныя связи, хотя бы они выше ста колѣнъ не имѣли никакого родства между собою. Касательно родства съ женской стороны нѣтъ никакого ограниченія; два родные брата могутъ жениться на двухъ родныхъ сестрахъ; даже по смерти жены можно жениться на родной,ея сестрѣ. Маньчжуру и Монгольцу ни жениться на Китаянкахъ, ни дочерей своихъ выдавать за Китайцевъ не дозволяется. Но существенные обряды при бракахъ -- сватовство и сочетальная чаша -- одинаковы какъ дял Китайца, такъ и для Маньчжура, и для Монгола въ Пекинѣ; только есть разность въ видахъ по отношенію къ лицамъ. Браки при дворъ, женитьба князей и выдача княженъ, отъ начала сватовства до сочетальной чаши, совершаются по цермоніалу, въ которомъ количество и качество даровъ со стороны жениха и угощеніе при сговорѣ и бракосочетаніи предписаны законами соотвѣтственно достоинству лицъ. Это суть чистые политическіе браки, въ которыхъ дѣйствуетъ одна воля Государя, а не допускаются ни взаимное согласіе жениха и невѣсты, ни частные мелочные обычаи. Брачные обряды между лицами изъ Китайцевъ также ограничены гражданскими постановленіями по отношенію къ достоинству лицъ мужескаго пола, но въ видахъ нѣсколько многосложнѣе и сверхъ того допускаются частные мелочные обычаи до безконечности различнѣіе по отношенію къ странамъ.
Родители имѣютъ полную власть утверждать брачную связь, не разбирая возраста, даже иногда по дружескимъ связямъ условливаются въ этомъ до рожденія жениха и невѣсты. Что касается до сватовства между возрастными, для сего употребляютъ сватовъ, и чаще своихъ родственниковъ и друзей. Посредствомъ сихъ людей, двѣ фамиліи могутъ вступить въ переговоры, взаимно вызнать о качествахъ жениха и невѣсты, и какъ скоро обѣ стороны согласны на бракъ, то слѣдуютъ уже предписанному порядку.
Со стороны жениха отецъ его объясняетъ въ письмѣ, за кого именно сватаетъ онъ дѣвушку, и проситъ увѣдомить его о годѣ, мѣсяцѣ и днѣ (и часѣ) ея рожденія {Китайцы вымыслили десять пней небесныхъ и двѣнадцать вѣтвей земныхъ. Каждый пень имѣетъ собственное названіе, соотвѣтствующее какому-либо цвѣту краски; каждая вѣтвь также имѣетъ собственное названіе, соотвѣтствующее названію какого-либо звѣря, домашняго животнаго, или пресмыкающагося. Они соединяютъ одно съ другимъ названія пней и вѣтвей, начиная съ первыхъ ихъ буквъ цзя и цзы и продолжаютъ до-тѣхъ-поръ, пока помянутыя двѣ буквы опять сойдутся вмѣстѣ, что происходитъ по окончаніи числа 60. Сими спаренными названіями считаютъ годы; мѣсяцы и дни.}), что называется бпа-цзы, восемь буквъ; при семъ же случаѣ въ особливой при письмѣ записочкѣ увѣдомляетъ о годѣ, мѣсяцѣ, днѣ и часѣ женихова рожденія, а между тѣмъ предварительно посылаетъ сваху отобрать рѣшительное мнѣніе въ невѣстномъ домѣ. По полученіи изъ дома невѣстина согласія на бракъ, отецъ жениховъ назначаетъ одного изъ младшихъ своихъ родственниковъ повѣреннымъ для переговоровъ съ домомъ невѣсты. Повѣренный является къ нему въ приличномъ одѣяніи. Онъ также выходитъ къ повѣренному въ приличномъ одѣяніи и отдаетъ ему изготовленное письмо, стоя лицомъ къ западу; а потомъ обязанъ дѣлать ему двукратный поклонъ; но повѣренный, какъ младшій, принявъ письмо не допускаетъ его до поклоновъ.
Когда повѣренный войдетъ въ домъ невѣстинъ, то отецъ ея принимаетъ его въ залѣ, стоя на восточной сторонѣ, а посланный подаетъ ему письмо, стоя на западной сторонѣ; сопровождающіе раскладываютъ принесенные дары въ залѣ. Отецъ невѣсты обращаясь къ сѣверу, дѣлаетъ двукратное поклоненіе и принимаетъ письмо. Гость уклоняется отъ принятія поклона. Отецъ невѣсты объявляетъ сіе письмо въ домашнемъ храмѣ своимъ предкамъ {Чиновники отъ 1-го до 14-го класса имѣютъ въ домѣ храмы, въ которыхъ покланяются своимъ предкамъ. Чиновники отъ 15-го класса и ниже, солдаты и разночинцы не могутъ имѣть храмовъ: почему табели съ именами предковъ ставятъ въ моленной комнатѣ, или посреди зала у сѣверной стѣны -- противъ самаго входа со-внѣ.}. Послѣ этаго онъ пишетъ письмо въ отвѣтъ, и при семъ письмѣ прилагаетъ записочку о происхожденіи, также о годѣ, мѣсяцѣ и двѣ (и часѣ) рожденія своей дочери. Вторично пригласивъ повѣреннаго въ залъ, отецъ невѣсты, ставъ на восточной сторонѣ, отдаетъ ему письмо и дѣлаетъ двукратное поклоненіе. Посланный, принявъ письмо, удерживаетъ его отъ поклоненія и потомъ отдаетъ письмо сопровождающему. Послѣ сего, отецъ невѣсты угощаетъ повѣреннаго виномъ. Столъ съ закусками становится посреди зала. Повѣренный, какъ гость, садится на восточной, а отецъ невѣсты на западной сторонѣ. Послѣ троекратнаго питья гость встаетъ и откланивается. Отецъ невѣсты отвѣтствуетъ поклономъ и провожаетъ его за дверь по церемоніалу {Для обращенія между собою есть особливый церемоніалъ, объемлющій всѣ случаи свиданія между равными, высшими и низшими, начальствующими и подчиненными.}. По возвращеніи повѣреннаго, отецъ жениховъ принимаетъ отъ него письмо на церемоніалу принятія писемъ и угощаетъ его какъ своего домашняго человѣка. Письмо со стороны жениховой называется сговорнымъ, а со стороны невѣстиной -- отвѣтнымъ.
Въ слѣдъ за симъ, изъ дома женихова отправляютъ въ домъ невѣстинъ свадебные дары при письмѣ. Количество сихъ даровъ опредѣлено законами. Гунъ (князь пятой степени изъ Китайцевъ) посылаетъ золотую головную повязку, четыре золотыя головныя булавки, одни золотыя серги, четыре платья атласныя и три атласныя одѣяла съ постелями. Хэу и Бо (князья 6 и 7 степени) посылаютъ три золотыя головныя булавки, прочее какъ и Гунъ. Чиновники 1-го и 2-го класса посылаютъ три атласныя платья, прочее какъ Х э у и Бо. Чиновники 3-го и 4-го классовъ посылаютъ два платья и два одѣяла съ постелями атласныя, прочее какъ чиновники 1-го и 2-го классовъ. Чиновники 5-го и 6-го классовъ посылаютъ двѣ золотыя головныя булавки, прочее какъ чиновники 3-го и 4-го классовъ. Чиновники 7-го и 8-го классовъ не имѣютъ золотыхъ булавокъ, а посылаютъ одно платье и одно одѣяло съ постелью атласныя; ожерелье и серги по достатку. Чиновники отъ 9-го класса и ниже -- такимъ же образомъ. Въ день отправленія свадебныхъ даровъ, въ домъ жениховомъ приготовляется пиръ, на которой Гунъ употребляетъ 9 скотинъ {Подъ скотиною разумѣется свинья, потому что Китайцы телятъ и барановъ не употребляютъ.}, Хэу и Бо восемь, чиновники 1-го и 2-го класса шесть, 3-го и 4-го класса четыре, 5-го и 6-го три; отъ 7-го и ниже только гуся и вино. Свадебными дарами совершенно утверждается сговоръ; но разстояніе отъ сговора до свадьбы не ограничено временемъ, и зависитъ болѣе отъ взаимнаго согласія обѣихъ сторонъ. Обыкновенно дѣлается это слѣдующимъ образомъ: изъ дома женихова посылаютъ нарочнаго въ домъ невѣстинъ просить о назначеніи времени брака. Отецъ невѣсты изъ учтивости отказывается отъ этой чести. Послѣ сего посланный подаетъ ему письмо съ назначеніемъ времени. Отецъ невѣсты съ поклономъ принимаетъ письмо и написавъ отвѣтъ, отдаетъ гостю, а гость возвращается съ отвѣтомъ къ своему господину. Все сіе производится по церемоніалу отсылки даровъ. Чиновники отъ 15-го класса и ниже посылаютъ свахъ просить о назначеніи времени.
За день до бракосочетанія отправляютъ изъ дома невѣстина въ домъ зятя приданое, состоящее въ одеждѣ, головныхъ уборахъ и мебели; а въ день бракосочетанія приготовляютъ въ жениховомъ домѣ пиръ. Поставляютъ столы на восточной и западной половинѣ зала -- одни противъ другихъ. У оконъ, на длинномъ столѣ ставятъ кувшинчикъ (ненюфоръ, лотосъ), четыре нефритовыя чарки и двѣ сочетальныя чары, сдѣланныя изъ двухъ половинокъ разрѣзанной и высушенной тыквы. Предъ заломъ на восточной сторонѣ поставляютъ кубокъ. Въ сумерки женихъ становится предъ заломъ внизу, а отецъ въ приличномъ одѣяніи выходитъ изъ зала совершить возліяніе за него и становится по восточную сторону зала лицомъ къ западу. Женихъ всходитъ на крыльцо западною стороною и дѣлаетъ два поклона, послѣ чего служитель подаетъ ему жертвенный кубокъ; Женихъ съ колѣнопреклоненіемъ принимаетъ кубокъ и, опорожнивъ, возвращаетъ служителю, а отецъ указываетъ принять. По совершеніи сей церемоніи женихъ сходитъ внизъ, садится на верховую лошадь и отправляется за невѣстою. Поѣзжане ѣдутъ впереди имѣя предъ собою два фонаря. За ними несутъ пару дикихъ гусей, а за гусями носилки для невѣсты, и на коихъ оболочка увязана цвѣтными шелковыми тканями, съ кистями по угламъ. У чиновниковъ отъ 10-го класса и выше по два висячія пера на каждомъ углу носилокъ, у чиновниковъ отъ 11-го до 14-го класса по одному перу, а отъ 15-го и ниже только по двѣ распущенныя тафтицы.
Въ этотъ день, въ невѣстиномъ домѣ объявляютъ въ храмъ предкамъ, а у чиновниковъ отъ 15-го класса и ниже въ моленной предкамъ. По окончаніи сего совершаютъ возліяніе за дочь во внутреннихъ комнатахъ. Отецъ ея становится на восточной, мать на западной сторонъ. Невѣста, уже наряженная, выходитъ съ мамкою, становится предъ отцомъ и матерью, лицомъ къ сѣверу, и дѣлаетъ предъ ними двукратное поклоненіе. Прислужникъ наливаетъ вино и мать дѣлаетъ возліяніе за дочь по церемоніалу, какъ отецъ совершаетъ возліяніе за сына. Отецъ даетъ наставленія дочери, а мать, поправляя на ней наряды, повторяетъ его наставленія.
Въ это время пріѣзжаетъ женихъ. Тесть, встрѣтивъ его за воротами, проситъ войти въ комнаты, и женихъ, держа въ рукахъ дикихъ гусей, слѣдуетъ за нимъ. Тесть всходитъ по восточной сторонѣ крыльца, обращая лице къ западу, а зять по западной сторонѣ держа лице къ сѣверу; потомъ, остановившись, подноситъ тестю гусей и дѣлаетъ двукратное поклоненіе. Тесть не кланяется, Мамка выводитъ невѣсту подъ покрываломъ. Женихъ, сдѣлавъ ей учтивый поклонъ, сходитъ внизъ; невѣста слѣдуетъ за нимъ, а отецъ остается въ залѣ. Мамка сажаетъ невѣсту въ носилки. Предъ носилками несутъ два фонаря; а зять на верховой лошади ѣдетъ впереди. Невѣста, по вступленіи въ домъ жениховъ, выходитъ изъ носилокъ и женихъ ведетъ ее по западной сторонѣ крыльца. Какъ скоро невѣста войдетъ въ комнаты (въ опочивальню жениха), то ея служанка ставитъ для жениха столъ на восточной, а служанка женихова ставитъ столъ для невѣсты на западной сторонѣ. Какъ скоро женихъ съ невѣстою взаимно раскланяются, то мамка снимаетъ покрывало съ невѣсты. Женихъ учтиво проситъ невѣсту сѣсть за столъ. Подаютъ кушанье. По окончаніи стола, невѣстина горничная беретъ чашу, наполняетъ виномъ и подчиваетъ жениха. Служанка женихова дома беретъ другую чашу, наполняетъ виномъ и подчиваетъ невѣсту. Симъ образомъ троекратно они пьютъ сочетальную чашу.
Въ этотъ день, въ домѣ жениховомъ бываетъ пиръ; который долженъ состоять у Гунъ изъ 20, у Хэу изъ 18, у Бо изъ 17, у чиновниковъ 1-го и 2-го класса изъ 15, у чиновниковъ 3 и 4-го класса изъ 13, у чиновниковъ 5 и 6-го класса изъ 8, у чиновниковъ 7 и 8 го класса изъ 6, у чиновниковъ 9 и 10-го класса изъ пяти столовъ. Чиновники отъ 11-го класса и ниже употребляютъ только трехъ скотинъ.
По окончаніи пира горничная, приготовивъ постелю, уноситъ свѣчи, а женихъ съ невѣстою остается въ спальнѣ.
Въ южныхъ странахъ Китая, женихъ отправляется за невѣстою въ носилкахъ, и съ собою беретъ цвѣтныя носилки, головной уборъ, кафтанъ и поясъ для невѣсты. Когда онъ пріѣдетъ за невѣстою, то просятъ его въ залъ и сажаютъ на первое мѣсто, а церемоніальная сваха, пріѣхавшая съ нимъ, садится съ боку. Спустя нѣсколько, подаютъ чай, что оканчивается троекратнымъ поднесеніемъ. Между тѣмъ, невѣста умывается душистыми водами, убираетъ голову, и надѣваетъ кафтанъ съ поясомъ. Послѣ сего просятъ жениха войти въ комнату къ невѣстѣ. Они дѣлаютъ другъ другу привѣтствіе и женихъ накрываетъ невѣсту платкомъ; потомъ всѣ выходятъ изъ комнаты. Женихъ садится въ большія носилки, невѣста въ цвѣтныя. По прибытіи въ домъ жениховъ, женихъ и невѣста вмѣстѣ входятъ въ спальню и садятся на стулья, что называется " сидѣть за занавѣсомъ". Въ сіе время они пьютъ сочетальную чару вина и троекратно откушиваютъ чай, ѣдятъ ягоды и пр.; на сѣверѣ вмѣсто плодовъ подаютъ перьмени, называемыя потомственными перьменями. Послѣ сего набираютъ въ спальнѣ столъ, за которымъ новобрачные садятся другъ противъ друга. Это называется первымъ столомъ, по окончаніи котораго зажигаютъ свѣчи и ставятъ банку съ цвѣтами горныхъ піоновъ. Новобрачные поклоняются къ постели, потомъ другъ къ другу и симъ оканчиваютъ обрядъ сочетальной чаши. Послѣ того набираютъ столы для угощенія родственниковъ, а послѣ стола всѣ расходятся. Ввечеру женихъ съ невѣстою приходятъ къ своему отцу и матери, пожелать имъ покойнаго сна, и возвращаются въ спальню.
На другой день молодая угощаетъ свекра съ свекровью, на третій представляется въ храмъ предкамъ, а у низшихъ чиновниковъ въ моленной предкамъ. Здѣсь учреждается пиръ. Столъ для женихова отца становится на восточной сторонѣ у крыльца, а назади его столъ для сына. Столъ для невѣстина отца становится у крыльца на западной сторонъ, а позади его столъ для дочери. Каждый, садясь за столъ, дѣлаетъ двукратное поклоненіе. Послѣ сего хозяинъ (жениховъ отецъ) входитъ въ храмъ, зажигаетъ благовонія (длинныя курительныя свѣчи), возливаетъ вино и читаетъ молитву; но окончаніи сего, повергается ницъ на землю и отходитъ на восточную сторону. Потомъ молодая становится у крыльца посредине, лицомъ къ храму, и, сдѣлавъ двукратное поклоненіе, возвращается ка прежнее мѣсто. Свекоръ также возвращается на прежнее мѣсто. Послѣ сего тесть и прочіе дѣлаютъ двукратное поклоненіе и расходятся.
На другой послѣ сего день, зять ѣдетъ съ подарками къ тестю и тещѣ. Тесть встрѣчаетъ его за дверями и, поклонившись, проситъ въ комнаты. Зять на входѣ въ залъ представляетъ дары и, обратясь къ сѣверу, дѣлаетъ двукратное поклоненіе. Тесть, обратясь къ западу, отвѣтствуетъ ему поклономъ и проситъ увидѣть тещу. Теща становится въ дверяхъ, а зять, ставъ за дверью, дѣлаетъ предъ нею двукратное поклоненіе, на что теща отвѣчаетъ ему поклономъ. Зять выходитъ и тесть проситъ его виномъ.
Ученые, еще не имѣющіе чиновъ, поступаютъ по церемоніалу, предписанному для чиновниковъ 15-го класса и ниже Чиновникъ, вступая въ бракъ до полученія перваго чина, одѣяніе заимствуетъ отъ чина своего отца; напримѣръ, сынъ чиновника отъ 6-го класса и выше можетъ употребить одѣяніе чиновника 13-го класса; сынъ чиновника 10-го класса и ниже можетъ употребить. одѣяніе чиновника 15-го класса. Солдаты и разночинцы отсылаютъ дары съ свахами. Если дорога далека, то въ домъ невѣсты приготовляютъ обѣдъ. Свадебные дары ихъ должны состоять изъ одного платья и одного одѣяла съ постелью. Пиръ приготовляется изъ одной скотины.
Въ день бракосочетанія отецъ молится о сынѣ въ восточномъ флигелѣ. Невѣсту несутъ въ носилкахъ съ оболочкою безъ украшеній. На свадебный пиръ употребляютъ двухъ скотинъ.
Переносъ сговорныхъ и свадебныхъ даровъ и приданаго, также и поѣздъ за невѣстою, производятся съ торжественною церемоніею, съ музыкою и Фонарями. Людей для сихъ процессій съ приличнымъ одѣяніемъ, носилками и прочею посудою для поклажи даровъ и приданаго, берутъ изъ магазиновъ за договорную, смотря по пышности вещей, цѣну; почему и на сіи случаи сдѣланы законныя постановленія. Чиновники вообще при свадебныхъ церемоніяхъ могутъ употреблять музыкантовъ не болѣе 12-ти, фонарей также не болѣе 12-ти, а распорядителей (церемоніймейстеровъ) изъ домашнихъ людей. Ученые, неимѣющіе чиновъ, студенты, солдаты и разночинцы не имѣютъ права употреблять распорядителей. Музыкантовъ они могутъ брать не болѣе 8-ми, въ даръ относить шелковыхъ тканей не болѣе четырехъ кусковъ, ставцевъ съ плодами не болѣе четырехъ же. Чиновникамъ и разночинцамъ запрещается посылать въ даръ золото и серебро. Женамъ и дочерямъ разночинцевъ не дозволяется употреблять головныхъ покрывалъ, присвоенныхъ чиновникамъ, ни одѣянія съ нашивками, ни большихъ носилокъ.