Лежнев А. [1893--] (псевдоним Абрама Захаровича Горелика ) -- критик, один из теоретиков лит-ой группы " Перевал " (см.). Примыкал к социал-демократам меньшевикам.

Воззрения Л. на литературу и искусство целиком исходят из меньшевистско-ликвидаторской политики Троцкого -- Воронского (см.) в отношении пролетарской культуры, в частности искусства и лит-ры. Эстетические и литературоведческие взгляды Л. эклектичны и в основе своей идеалистичны, поскольку они определены старыми буржуазными (Кант, Шопенгауэр, Бергсон) положениями о бессознательном, интуитивном, иррациональном характере художественного творчества. Эти установки приводят Л. к крайне реакционным выводам: ратуя за бестенденциозное искусство, за "моцартианство", против "сальеризма", "огромной волной" накатившего на современное искусство и "одно время совсем было его затопившего", Л. призывает советских писателей к возможно большей "искренности". Последняя для Л. -- "не моральная, а художественная проблема". Лозунгом "искренности" Л. заранее оправдывает всякое контрреволюционное произведение, лишь бы оно было "искренним".

Повторяя Воровского, Л. ставит перед писателями как центральную проблему -- "проблему видения", понимая последнее не в духе диалектических материалистов как познание объективной действительности для ее преобразования, а в духе иррационалистического интуитивизма. Выступая будто бы против схематизма лефовской фактографии, Л. на деле яростно борется лишь с пролетарским революционным искусством, которому он в целом бросает обвинение в "сальеризме", лефовщине и пр. Пропагандируя "эстетическую культуру" для писателя, Лежнев включает в это понятие развитие у художника свойств "наблюдательности", уменья слышать разговорную речь, "ощущения слова", но не обязывает писателя иметь определенное мировоззрение. Л. не видит опасности на фронте литературы и искусства в развитии необуржуазных и кулацких тенденций, в обволакивании этими идеями молодых ростков пролетарской литературы. Л., ограничивая проблему утверждениями о необходимости борьбы с приспособленчеством, с халтурой ("У нас начинает образовываться тип получателей гонораров, а это куда хуже всякой явной правой опасности"), явно смазывает тем самым необходимость борьбы с враждебной идеологией.

Как и Воронский, Горбов и др. идейные вдохновители "перевальства", Л. совершенно не понял пролетарского лит-ого движения, относясь к нему, как к агитке, как к "искусству", "цена которому медный пятак". Свысока третируя пролетарское творчество, Лежнев делает ставку на индивидуальное мастерство в ущерб классовой идеологии пролетариата и общественной роли лит-ры. Чревычайно характерна защита Лежневым правых тенденций в пролетарской лит-ре.

Лежнев известен как "теоретик" лозунга "нового гуманизма", с которым выступил "Перевал" в 1929--1930. В период обостреннейшей классовой борьбы этот лозунг объективно выражал сопротивление буржуазных элементов города и деревни развернутому социалистическому наступлению рабочего класса.

Защищая в своих теоретических и полемических статьях реакционные тенденции современной литературы, Л. неустанно борется с воинствующей марксистской критикой. В этом плане чрезвычайно характерны памфлетные (порою спускающиеся до пасквиля) выступления Л. в сборнике "Разговор в сердцах".

Библиография:

I. Вопросы литературы и критики, изд. "Круг", М., 1926;

Современники, Литературно-критические очерки, изд. "Круг", М., 1927;

Литературные будни, изд. "Федерация", М., 1929;

Русская литература за десять лет, в книге: Лежнев А. и Горбов Д., Литература революционного десятилетия, 1917--1927, изд. "Пролетарий", Харьков, 1929;

Разговор в сердцах, "Федерация", М., 1930;

Предисловие к сб. "Ровесники" и статьи в журнале "Новый мир".

II. Ермилов В., Гармонический обыватель, "На литературном посту", 1929, XI--XII;

Лузгин Мих., Ответ Лежневу, "На литературном посту", 1929, X;

Сельвинский И., Письмо в редакцию, "Литературная газета", 1929, No 20; Якубовский Г., Три критика, "Литературная газета", 1929, No 9;

Бочачер М., Гальванизированная воронщина, "Печать и революция", 1930, No 3;

Его же, Сердце-победитель, там же, 1930, No 4;

Гельфанд М. и Зонин А., К дискуссии о творческом методе, там же, 1930, No 4;

Против буржуазного либерализма в художественной литературе (дискуссия о "Перевале"), изд. Комакадемии, М., 1931.

III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М. -- Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН М., 1928.

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932 . -- Стб. 145--147.