1

На кухне полилась из крана вода. Зашипел примус. Сейчас мама придет будить его.

Дверь скрипнула.

— Вставай, Петр Никитич, чай готов… Ну, ну, не притворяйся.

— Опять выспаться не даешь…

Так каждый день начиналось утро.

— Уроки выучил?

Петя пробурчал:

— Выучил…

— А где ты вечером был! Опять на дворе?

Петя вскочил, как будто бы его дернуло электрическим током. «Хотел в семь встать. Дурак, осел! Проспал!..»

Как только мать вышла из комнаты, Петя сунул под подушку руку и вытащил учебник немецкого языка.

«Двусложные существительные женского рода, женского рода, — твердил он, одеваясь, — имеют во множественном числе окончание n или en: Die Klasse — die Klassen…. Die Klasse — die Klassen….

«А еще глаголы!» На сердце у Пети стало беспокойно. Он ничего не знал.

Вчера, возвращаясь от Саши, у ворот дома он столкнулся с компанией мальчишек, приятелей по двору. Мальчишки были старше Пети. И Пете льстило, что они почти взрослые, а его не гонят прочь, как мелюзгу.

Здесь же болтался и Гаврин. Гаврин жил в том же доме, где и Петя.

Вскоре компания отправилась «развлекаться» к телефону-автомату в булочную на угол. Денег на переговоры не требовалось, так как мальчишки знали особый секретный способ обходиться и без них. Мальчишка, по прозвищу «Рыжий конь», раз пять набирал один и тот же номер телефона и передавал трубку Пете. А Петя, так как голос у него еще был тонкий, похожий на девчонкин, спрашивал:

— Можно к телефону Зину?

Когда сердитый мужской голос отвечал:

— Зина больна. Я же вам говорил. Кто ее просит?

Петя, хихикая, пищал:

— Ее подруга, Матрена Пупсикова, — и вешал трубку.

Мальчишки глупо смеялись и хвалили Петю.

Наконец, Гаврин предложил позвонить старушке из их дома.

— Квартира двенадцать? — пробасил он. — Телефон работает? Сейчас будут чинить линию. Пожалуйста, замотайте ваш аппарат мокрой тряпкой. Необходимо для ремонта. Иначе не отвечаем за последствия.

Кончилось тем, что кассирша булочной позвала заведующего и вывела всю «компанию» на улицу.

Вечер же для немецкого языка был потерян.

— До звонка пятнадцать, — считал Петя, — потом перемена. Еще пять. Всего двадцать. Может, успею…

У больничного сада Петя нагнал Аню Смирнову и Несвижского. Толстые и краснощекие, они удивительно подходили друг к другу.

— Что это ты летишь, как настеганный? — добродушно спросила Аня Смирнова.

— Надо — и лечу! — буркнул Петя. — Опять дразниться собираешься?

— Чего распетушился! Наверно, немецкий не выучил!

— А тебе какое дело?

— Не думаешь ли ты и сегодня кошачий концерт Анне Федоровне устроить. Эх, ты, заслуженный артист республики! — Аня презрительно передернула плечами.

Немедленно Несвижский подлил масла в огонь.

— Печковский местного значенья!

— А вот Анна Федоровна и не подумает меня спрашивать! — вызывающе сказал Петя, хотя сам не представлял, почему бы так могло случиться.

Аня вытаращила глаза:

— Не подумает?

— Не подумает!

Счастливая мысль озарила Петю. Глаза у него лукаво заблестели.

— Держу пари! — он протянул Ане руку. — Не спросит сегодня. Ставлю три стакана семечек.

— Как бы не так! — Аня отвела руки за спину. — Нужны мне твои семечки… Сам ешь!

Несвижский тотчас сообразил, что, пожалуй, держать пари с Соболевым дело выгодное, но осторожности ради он спросил:

— Соболев! А с урока ты не удерешь?

— Честное, не удеру.

— А на что спорим? Ставишь вечное перо? — осведомился Несвижский.

— Идет! А ты что?

— Я? — Несвижский задумался. Как бы не прогадать! — Хочешь толстую тетрадь?

— Больно хитрый! Поставь-ка лучше свисток…

Свисток у Несвижского был костяной на медной цепочке и вполне мог пригодиться для обучения Рама.

Несвижский возмутился:

— Не жирно ли будет?

— Жирно? Что, моя ручка хуже? — Петя вытащил из портфеля пеструю зеленую ручку. — Даю два запасных пера в придачу.

— Ну, по рукам! Разними, Аня.

Аня со всей силы ударила спорщиков по рукам ребром ладони.

— Полегче не могла!

В это время чей-то голос сзади окликнул:

— Петя! Подожди!

Жмурясь на ярком сентябрьском солнце, у парадной стоял Саша. Он только что вышел из дому.

Воспоминание о вчерашней откровенности неприятно кольнуло Петю. «Может быть, я зря рассказал об отце? Вот чепуха!» — упрекнул он себя и побежал навстречу Саше.

— Нового дружка завел! — недовольным тоном сказал Несвижский. — Пошли, Аня, чего их ждать! В школу еще опоздаем…

Петя немедленно посвятил Сашу в свое пари с Несвижским.

— Понимаешь, я обязательно должен выиграть. Я им покажу, какой я Печковский! — Петя погрозил кулаком.

Маленькая девочка, шедшая навстречу, приняла угрозу на свой счет и шарахнулась в сторону.

— Проходи, проходи, пигалица! Я не тебя! — снисходительно заметил Петя.

Саша недоумевал:

— Как же ты устроишь, чтобы Анна Федоровна тебя не вызвала?

Петин план был донельзя прост. Как только Анна Федоровна явится на урок, он ловко «заведет» ее, то есть начнет задавать каверзные вопросы о немецком языке. Пол-урока Анна Федоровна будет отвечать на них. А потом ей некогда будет спрашивать: придется объяснять дальше по программе.

— Ты помоги мне вопросы потруднее придумать. Ребят я живо подговорю. Мешать они не будут…

Петя мигом забыл, что главной и корыстной причиной в желании «сорвать» немецкий было, в сущности, то, что он не приготовил урока. Теперь он был захвачен одной мыслью: как он надует Несвижского и выиграет пари.

Мальчики помчались в класс.

2

Как только близорукий преподаватель геометрии подходил к доске, чтобы объяснить теорему, Петя быстро менялся местами с соседями. Пока геометр вычерчивал треугольники и окружности (издали казалось, что он водит по доске не мелом, а носом), Петя нашептывал на чужих партах о своем пари с Несвижским.

Первым решил поддержать Петю Гаврин. Для Гаврина любой скандальчик в классе был лучшим развлечением в жизни. Вторым неожиданно согласился старательный Морозов. Вечером у Морозова болели зубы, и немецкий он не выучил.

К концу урока мальчики были «обработаны».

Пока Петя путешествовав по партам, Саша придумывал «хитрые» вопросы для Анны Федоровны. За сорок минут он составил вопросник в двенадцать пунктов.

Главное было сделано, оставалось уговорить на перемене девочек.

— Теперь твоя очередь, — заявил Петя Саше. — Девчонки знают, что я бузотер. Испугаются. Ты их лучше сагитируешь. Они думают, что ты «тихоня». Раз тихоня уговаривает — значит, ничего страшного. Сперва ты Тамару Бесперчую обработай. Она Несвижского терпеть не может, и ее все девчонки уважают.

Саша смутился. Она же «цацой» его назвала. Но отступать было поздно. Петя подумает, что он трусит.

Тамара оказалась не такой уж несговорчивой. Что, она хуже мальчишек? Испугается? Ничего подобного. Проучить Несвижского стоит. Ну, и вид же у него будет, когда ему придется отдавать свисток!.. Девочек она уговорит.

Несвижский, заподозрив неладное, приставал ко всем с расспросами, но в ответ все только хихикали. Наконец, Гаврин пригрозил Несвижскому:

— Не приставай, а то отколочу.

Кулаки у Гаврина были тяжелые, и Несвижский поспешил убраться подальше.

— Очистите класс! — вдруг заорал Гаврин. — Надо проветрить.

В этот день Гаврин был дежурным.

Как только класс опустел, Гаврин бросился в угол, где стоял человеческий скелет, принесенный для урока анатомии. Он привязал к железному стержню, на котором держался костяк, длинную веревку и протянул ее к своей парте. Веревку Гаврин уложил вдоль стены так, чтобы она была не заметна.

Раздался звонок.

Шумя и толкаясь, пятиклассники расселись по местам.

— Ну и штучку я приготовил! — шепнул Гаврин Пете. — Пальчики оближете! — И шмыгнул в коридор.

— Тише! Анна Федоровна идет! — сейчас же оповестил он.

Тридцать человек ребят смирно сидели за партами в надежде повеселиться.

— Здравствуйте! — сказала Анна Федоровна.

— Здравствуйте! — необычайно дружно ответил класс.

Как только Анна Федоровна положила на учительский столик портфель и раскрыла классный журнал, Петя поднял руку.

— Соболев, что ты хочешь спросить?

— Анна Федоровна, пожалуйста, скажите мне, сколько всего слов в немецком языке?

Анна Федоровна удивленно посмотрела на Петю. Вид у нее был усталый, под глазами темные круги.

— Около пятидесяти тысяч. Почему ты заинтересовался этим вопросом?

Петя бойко соврал:

— Я хотел узнать, сколько всего составит километров, если написать все немецкие слова подряд?

Несколько человек фыркнуло.

— Ш-ш-ш-ш! — зашикала Тамара Бесперчая.

Гаврин поднял руку.

— А ты о чем хочешь узнать? — Анна Федоровна внимательно оглядела класс. Почему такая необычная тишина?

— Я хочу узнать, какое немецкое слово самое длиннющее? — ухмыляясь, спросил Гаврин.

— Они нарочно вас спрашивают! — захныкал Несвижский, только что узнавший о заговоре против него. Аня Смирнова, соседка Несвижского, не выдержала и проболталась.

— Не нарочно! Несвижский врет! Нам интересно! — раздалось с разных концов класса.

— Не кричите все вместе! — в голосе Анны Федоровны послышалось раздражение.

Но веселье уже овладело классом. Лица у всех сияли самыми милыми улыбками.

— Во сколько часов можно выговорить пятьдесят тысяч слов?

— Есть ли в немецком языке слова с тремя «е» на конце, как в русском слове: длинношеее?

— А почему кучер по-немецки тоже кучер?

— Как по-немецки дурак? — заглушая всех, выкрикнул Гаврин.

— Я же говорил, что они нарочно! — опять захныкал Несвижский.

Анна Федоровна встала.

За ее спиной что-то зашуршало. Анна Федоровна оглянулась.

Из-за шкафа прямо на нее рывками двигался скелет.

Гаврин, захлебываясь от смеха, тянул его за веревку.

Все завыли от восторга. Несвижский, и тот не отставал от других.

— Прекратите безобразие! — срывающимся от волнения голосом крикнула Анна Федоровна.

Скелет продолжал двигаться. Потом он нагнулся и с грохотом упал на пол.

В классе наступила тишина.

Все увидели, как Анна Федоровна закрыла глаза руками и заплакала. Плакала она беззвучно, вздрагивая плечами.

— Урок окончен. Можете итти домой, — не отрывая рук от лица и сдерживая рыдание, едва слышно сказала Анна Федоровна.

Тридцать человек, не подымая глаз, молчали.

Анна Федоровна взяла портфель и вышла из класса.

— Пошла жаловаться! — стараясь за развязностью скрыть смущение, заявил Гаврин.

— Дурак! — со злобой крикнул Петя.

3

Саше не спалось. Он встал, приоткрыл дверь в прихожую и позвал шопотом:

— Рам! Рам!

Собака, стуча когтями по полу, подошла к Саше. Он погладил ее.

— Ну, иди, иди.

Пес лизнул Сашину руку и ушел. Было слышно, как он возился в темной прихожей, устраиваясь на подстилке. Саша опять лег. Закрыл глаза. Неспокойно задремал… «Она, совсем как мама, плакала, также тихо… Гаврин — подлец. Мы сами — дураки. Затеяли чепуху…»

Собака тявкнула.

— Филимоновна! Ужинать не буду. Устал. Софья Ильинична спит? — сквозь сон услышал Саша голос отца.

Дверь в соседнюю комнату пискнула.

— Соня! Еще работаешь?

— Почему так поздно?

— Дежурил у лейтенанта, раненного на границе перебежчиками. Положение тяжелое. Вчера извлек у него три пули: две из брюшной полости.

Саша прислушался. «Почему пули?»

— А как он сейчас себя чувствует? — спросила мать.

— Если не будет воспаления брюшины, все в порядке.

— Родные в Ленинграде?

— Да. Мать. Она сейчас в больнице, очень милая. Удивительно мужественно держится. Я ей так сказал: «Вы, товарищ Карташева, сами герой».

Саша надел на босую ногу ботинки, накинул одеяло.

«Карташева… Неужели она?»

— Ее фамилия Карташева? — неожиданно появляясь в дверях отцовского кабинета, переспросил он.

— Ты почему не спишь? — сердито сказал отец.

— Она преподает немецкий?

Отец потер щеку ладонью, — он всегда делал так, когда был чем-нибудь удивлен.

— Ну да… немецкий…

— Что мы наделали! — сказал Саша. — У нее умирает… А мы…

В два часа ночи Саша уснул тревожным сном.

4

«Третий, четвертый, пятый… А вдруг он уже ушел?» Саша перевел дыхание. Здесь. Квартира тридцать два.

— Петя Соболев дома?

Молодая женщина в белом берете открыла Саше дверь.

— Дома. А ты не Саша Василевский?

— Саша.

— Входи, пожалуйста.

Из комнаты Соболевых слышался голос Пети:

— Ich habe, du hast, er hat…

Петя учил немецкий. Одновременно мальчики сказали:

— У Анны Федоровны есть сын. Он ранен… Он пограничник…

— Ты знаешь? — Саша был поражен, а в глубине души разочарован. — Откуда?

Петя взглянул на мать.

— Мама в этой больнице сестрой работает.

— В какой больнице?

— Да напротив.

— Ну да, напротив. Я только что с дежурства. Дежурила у Карташева всю ночь, — подтвердила Екатерина Петровна.

— А как он? — со страхом спросил Саша.

— Он спит. Анна Федоровна в шесть утра домой ушла, — торопливо сообщил Петя, боясь, что мать перебьет его.

— Ни за что не хочет пропустить уроков. Как я ее ни уговаривала, — сказала Петина мама. — Обязательно, — говорит, — надо сегодня быть в школе. У меня вчера неприятность в одном классе вышла. Трудный класс попался. — Нет, вы только подумайте, мальчики, какой замечательный сын у Анны Федоровны! — сказала Екатерина Петровна восхищенно. — Тяжело раненный, он сперва сделал перевязку бойцу, вдвоем с которым они уничтожили пятерых перебежчиков, а потом уже вспомнил о себе… И сегодня ночью после операции ни разу не застонал. Стиснет зубы и молчит. Как будто из железа сделан.

Петя взволнованно слушал мать.

— Да вы в школу не опоздайте! — спохватилась вдруг Екатерина Петровна.

— Пойдем, Саша.

Петя быстро запихал в портфельчик тетради и книжки.

Выйдя на улицу, мальчики побежали что есть силы к школе.

— Нужно всем сказать, какой я дурак, — бормотал на ходу Петя. — Я еще вечером понял… Гаврин скелет придумал… А она даже маме ничего не сказала.

Торопливо сняв в раздевалке пальто, мальчики бросились в класс. Класс был пуст. Слишком рано.

Стрелка на часах в коридоре едва двигалась, минуты тянулись томительно.

Первой пришла Тамара Бесперчая. Узнав ужасную новость, она, как бывает многим свойственно, забыла, что вчера вместе с другими принимала участие в «бузе». Тамара принялась грозно обличать Петю.

— Говорила тебе, Соболев, говорила. Вот что теперь вышло. Выдумал какую глупость…

Тамара всхлипнула.

— Распустила нюни… Ты лучше скажи, что делать теперь. Сейчас урок Анны Федоровны.

— Делать, делать! Сам придумай!

— Да не реви ты!

— Ясно что. Извиниться надо.

— Сам знаю, — буркнул Петя. — А как извиняться?

Но добиться от Тамары ответа было нельзя. Она без толку суетилась и ругала Петю.

Один за другим являлись пятиклассники. Они требовали все новых и новых подробностей.

Одни ахали, жалели Анну Федоровну, предлагали сейчас же собрать деньги и послать лейтенанту апельсинов. Другие предлагали послать не апельсины, а цветы. Третьи — написать письмо. Аня Смирнова предложила по очереди дежурить в больнице…

Толстый Несвижский приставал к Пете с расспросами:

— Где это случилось? Сколько было перебежчиков? Был ли у лейтенанта наган?

Петя собрался было обстоятельно ответить на все вопросы, но девочки велели ему умолкнуть.

— Опять наврешь с три короба!

За справками они предпочитали обращаться к Саше.

Саша был полон гордости. Ведь его папа, а не кто другой, оперировал лейтенанта. Давая справки, он больше не испытывал чувства смущения и неловкости. Наоборот, настроение у него было приподнятое.

— Я предлагаю дать Анне Федоровне обещание учить немецкий на «отлично», — предложил он.

— Согласны! — закричали кругом.

— Пограничников я уважаю! — вдруг выпалил Гаврин.

— Помолчал бы лучше, — накинулся на него Петя. — Не в пограничниках дело. Вот осел!

Гаврин смущенно умолк.

Прозвучал звонок. Шум в классе прекратился.

Тридцать человек смирно сидели за партами, с тревогой поглядывая на дверь. Поскорей бы! А вдруг не придет? Лейтенанту стало хуже?

Анна Федоровна вошла в класс.

Класс поднялся. Почему так тихо? Неужели опять шалость? Нет, не похоже.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте! — ответил дружный хор.

— Что же вы не садитесь?

Все продолжали стоять.

Петя поднял руку.

— Соболев, что ты хочешь сказать?

Петя мотнул головой и запинаясь начал:

— Анна Федоровна! Мы просим за всепрощения… За все… За все… вчерашнее… Мы больше не будем…

Голос у Пети сорвался на писк.

Но никто не шелохнулся. Никто не улыбался.

— Это я все придумал… Я пари держал…

Анна Федоровна улыбнулась. Улыбка у нее была какая-то грустная.

— Пожалуйста, передайте привет вашему сыну… Мы теперь будем учить немецкий на «отлично»…

— Мы пятьдесят тысяч слов выучим! — крикнул Гаврин.

— Вот и хорошо, мои дорогие! — сказала Анна Федоровна.

Саша почувствовал, как на душе у него стало легко. «Не подарить ли Рама лейтенанту?» — подумал он. Сейчас же он утешил себя: «Наверно, у лейтенанта есть собака получше моей».

— Заключаем мир навеки? — спросила Анна Федоровна.

— Навеки! — подхватил класс.

5

Лейтенант поправлялся. Опасность воспаления брюшины миновала. Операция была сделана превосходно.

Между Петей и Сашей шло соревнование: кто первый расскажет утром в классе новости о лейтенанте.

Мальчики иногда даже ссорились.

— Я скажу! Я скажу!

— Нет, я! — кипятился Петя.

Но Саша каждый раз одерживал верх. Его сведения были самые точные и самые научные.

Как же, ведь его папа — хирург. Хирург должен лучше знать, как поправляется лейтенант. К тому же Петя непременно приврет, — решил класс.

Популярность Саши росла с каждым днем. И он сам чувствовал себя самым главным в классе. Петя отошел на второй план. Теперь на переменах слушатели собирались не вокруг Пети, а вокруг Саши. Петя героически переносил потерю своей популярности. Он знал, что настанет день, когда он вернет свое первенство.

Этот день, наконец, настал.

Отец Саши, Сергей Дмитриевич, перестал бывать в больнице, где лежал лейтенант. В этом не было больше необходимости, а профессор был слишком занят другой работой у себя в институте.

Как Саша ни сердился на отца и как он ни умолял его еще раз зайти к лейтенанту или просто позвонить в больницу, отец был непреклонен:

— Пойми ты, пожалуйста. Теперь больной не нуждается во мне. Его лечат другие врачи.

Саша смирился. Петя восторжествовал над другом. Он задумал даже навестить лично лейтенанта.

— Мама! Попроси, чтобы меня пустили к нему, — приставал он к Екатерине Петровне.

— Нет, нельзя. В городе грипп. В хирургическое отделение можно занести инфекцию. Анна Федоровна, и та не ходит к сыну.

— А какой у него вид?

Екатерина Петровна умоляла Петю отстать от нее.

— Какой вид? Обыкновенный человеческий.

— Мама! А тебе нравится лейтенант? — продолжал он приставать к матери.

Екатерина Петровна сердито отвечала:

— Да не трещи ты, как сверчок. Голова от тебя болит.

— А ты все-таки скажи! — не унимался Петя.

— Ну, нравится!

Однажды, придя вечером с дежурства, она сказала:

— Послезавтра лейтенант выписывается. Обещает прийти к вам в школу. Расскажет о пограничниках. Можешь своим товарищам сообщить.

— Мама! Пригласи его к нам в гости. Пожалуйста, пригласи! — снова пристал Петя к Екатерине Петровне. — Ну что тебе стоит!

— Хорошо, позову! — ответила Екатерина Петровна.

Следующий день был выходной. С раннего утра, как только Екатерина Петровна ушла на дежурство, Петя принялся убирать комнату. «Вдруг мама и в самом деле пригласит лейтенанта в гости». Он привел в порядок книги на этажерке, сунул в стол растрепанный учебник немецкого языка, отточил карандаши и поставил их в граненый стаканчик. Сменил на своем столе бумагу и даже повесил на стенку, там, где было грязное пятно, карту Южной Америки, предварительно вырвав ее из учебника географии.

Он с удовлетворением оглядел комнату и отправился к Саше рассказать новости и заняться обучением Рама. За последнее время воспитание собаки было заброшено.

6

— Сидеть!

— Пост!

— Апорт! — кричали наперебой мальчики. Овчарка с лаем металась по Сашиной комнате.

На полу валялись диванные подушки, какие-то палки, волейбольный мяч, растерзанное чучело белки.

Пух и перья носились в воздухе.

Саша, красный, взъерошенный, прыгал на диване, одетый в материнский купальный халат. С ожесточением он отбивался от Рама и Пети, изображавших храброго пограничника и знаменитого Джульбарса.

Дверь приоткрылась. Филимоновна обрушилась на мальчиков.

— Оглашенные! Прости меня, господи. Да что вы тут сотворили?..

Сердитый окрик Филимоновны привел мальчиков в чувство.

— Понимаете, Филимоновна, мы должны показать Рама лейтенанту. Он завтра выписывается. Нельзя же неученую собаку представить пограничнику, — объяснял Саша.

Тяжело дыша, мальчики начали приводить в порядок комнату и запихивать под диван весь реквизит, служащий для обучения Рама высшим тайнам собачьей науки.

— И что это Сергей Дмитрич не идет, — вздохнула старушка. — Обед готов. Хоть бы раз все вместе пообедали.

Мальчики и собака взгромоздились на окно. Из окна была видна улица и больничный сад.

— Как только папа подойдет к дому, мы дадим вам, Филимоновна, сигнал. Наливайте тогда суп, — оказал Саша.

Минут через пять мальчики увидели, как из больничного подъезда вышел военный.

Рам заметался и отрывисто залаял.

— Да что ты?

Рам продолжал лаять.

Военный сел в автомобиль и уехал. Сергей Дмитриевич все не шел. Он вернулся, когда обед подходил к концу.

— Укатил ваш лейтенант, — сказал он, раздеваясь в прихожей. — Приезжал ко мне в институт прощаться. Очень спешил. Вечером, говорит, выезжаю в Москву, вызвал нарком. А надо еще к маме заехать.

— Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — Петя был в отчаянии. — Так это мы его видели в саду!

Поздно вечером Петя опять пристал к матери с расспросами о лейтенанте.

— Раз вызвали — значит, надо, — сказала Екатерина Петровна и перевела разговор на другую тему.

Через два дня в газетах было опубликовано, что указом Верховного Совета СССР старший лейтенант Карташев Николай Николаевич награждается боевым орденом Красная Звезда «за геройство, проявленное при защите границы».

Анна Федоровна сообщила классу, что лейтенант уехал из Москвы отдыхать на Кавказ. В Ленинград он вернется месяца через два-три.

Петя долго строил планы, как он тоже поедет на Кавказ и там встретится с лейтенантом. Но как поехать? Где взять деньги? Наняться работать на железную дорогу? Несовершеннолетних не принимают. Оставался один путь — выиграть путешествие на Кавказ в лотерею Осоавиахима.

Поспешно Петя приобрел себе билет. Но розыгрыш кончился, а Петя ничего не выиграл.

Последняя надежда рухнула. Зато он мог вволю мечтать о тех разговорах, которые он будет вести с лейтенантом, когда тот вернется с Кавказа. Петя придумывал тысячи вопросов. Он даже отвечал за лейтенанта и спорил с ним.