И. П. Брихничев -- В.Ф.Эрну1 [1907 ?]

Дорогой Владимир Францевич! Давно уже, очень давно я не беседовал с Вами... Такая полоса пошла... С дной стороны внешние неприятности... С другой нервность и какое-то расплывчатое неопределенное настроение... Много раз порывался написать Вам хоть несколько строк... Но всякий раз, как брался за перо, так и оставался с пером в руках нередко по нескольку часов, глубоко задумавшись, а затем, конечно, перо снова ложилось на свое обычное место и письмо откладывалось...

Может быть это отчасти происходит и оттого, что слишком большие вопросы встают передо мною, когда я начинаю писать Вам, о многом существенном и назревшем необходимо поговорить с Вами лицом к лицу... Да, большие, грозные вопросы ставит мне и Вам и всем, кто получил много, -- жизнь. И в частности, церковь, общество верующих. Необходимо немедленно отвечать и ответить... Нельзя медлить... Врачам жизни нельзя медлить. Больная жизнь метается в агонии... Необходима скорая, немедленная помощь... В политике у народа есть вожди... Но в вопросах жизни и смерти, в вопросах быть или не быть -- не заметно. Все пустые места. Или там, где место пророку -- сидит крикливый и продажный фарисей... Они есть вожди. Но замешались в толпе. Они зовут, но не всею силою данного им голоса...

Простите, Владимир Францевич, это к Вам последние слова -- к Александру Викторовичу, Валентину Свенцицкому, Булгакову, Ивашевой и друг<им>. Громче, господа. Громче. Хорошо. Умно... Но пишите нам о Христе так, чтобы жгло нас -- жгло сильно, горячо... Очень уж мы заскорузли. Нас не легко донять. Имейте это в виду. Далее. Помощь нужна не только в Москве, где Вы сложили свое богатство, но и в Тифлисе, и на Камчатке. А между тем я, священник, и не скажу, чтобы не интересовался религиозными вопросами, и только месяца два тому назад познакомился с "братской" литературой... Вы и Александр Викторович так близко стояли ко мне и не одним словом не обмолвились о существовании где-то в Москве, у книгопродавца Ефимова, этого сокровища. Точно вы боялись говорить обо всем том, что написано в этих драгоценных книгах. Точно Вы не придавли им никакого значения.

Дорогой Владимир Францевич, как это случилось? И всегда ли это так случается? Несколько книг "религиозно-философской" библиотеки я, прочитав, передал в известные мне кружки -- и ведь слышу, что люди очарованы тем новым освещением "вопросов религии", которое предложено в этих книгах. Прочитав эти книги, каждый хочет читать и мыслить дальше в этом направлении. Еще, "Вопросы религии" отпечатаны в одной книге, стоящей 1 р. 50 к., такая цена не всякому доступна.

Поэтому следовало бы центральные статьи этого сборника -- "Церковь и государство" Булгакова, "О приходе" Вашу и "Письма Серапиона Машкина" Флоренского2 отпечатать отдельными брошюрами для распространения в широкой массе. Еще... Вмените в обязанность г. Ефимову разослать хотя по одному экземпляру всех вышедших изданий -- по всем главнейшим книжным магазинам. Светильник должен быть на свешнице, да светит всем, иже в храмине суть... Особенно поторопите отпечатать и разослать -- "Церковь и государство" и "О приходе". Для этих сочинений придет час... Хорошо бы, Владимир Францевич, создать свое постоянное издательство -- со своей же типографией. Тогда дело бы пошло быстрее"

Затем, попросите всех "братьев"3 даже для интеллигенции писать попроще, каждое сочинение священника Петрова проникло и в "нищую хату, и в царский чертог" и разошлось в сотнях тысяч экземпляров, главным образом благодаря этому качеству, -- простоте. Читал Вашу брошюру обо мне. Хотелось бы, дорогой Владимир Францевич, быть тем, чем Вы уже меня нарисовали, а пока, думаю, что сказано больше, чем есть...

Писали ли Вам из Тифлиса, что "сам" господин Ростовский поселился также в Метехском замке4, и, очевидно прочитав Вашу брошюру, прислал ко мне пасквильное письмо, где, впрочем, о Вас не упоминает, меня только лягает, а бедного Александра Викторовича прямо-таки забодал. И что ему сделал Александр Викторович. Я конечно, дал понять сему господину "хорошему", что я и он два разные полюса... Он пытался еще раз войти со мною в переписку и прислал второе письмо, но его я даже не принял. С этого времени -- не слышно его голоса. Хотя всячески старается дискредитировать меня среди заключенных. Пока до свидания. Будьте здоровы. Ваш священник Иона Брихничев.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ОР РГБ, ф.348.1.25, лл. 10--13, б.д.

2 Все перечисленные работы опубликованы // Вопросы религии, 1906, No 1.

3 Имеются в виду члены "Братства церковного обновления".

4 Тюрьма в Тифлисе, где отбывал заключение о. Иона Брихничев. Ростовский (предположительно) -- один из издателей или авторов статей газеты "Встань, спящий", близкий к секте "Новый Израиль" (со слов И.В.Эрн).