Около двух лет назад разразился еще один нефтяной кризис, взволновавший прессу и общественное мнение Соединенных Штатов. Опять, как и после первой мировой войны, было официально объявлено, что американские нефтяные ресурсы расходуются с такой быстротой, что через пятнадцать лет но только придется в огромном количестве импортировать нефть в Соединенные Штаты, но и нефтяные скважины на территории США будут полностью истощены. Как и в прошлый раз, эта ложная тревога была официально поднята для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из все более укрепляющегося положения США на мировой арене. К тому времени, когда панические крики стихли, нефтяные компании достигли своей цели. Общественное мнение Америки было подготовлено к тому, чтобы поддерживать фирмы «Стандард ойл», «Галф ойл» и «Тексас ойл» в их наступлении на Среднем Востоке, и в особенности в Саудовской Аравии.
Конечно, было уже давно известно, что Саудовская Аравия располагает огромными запасами высококачественной нефти. После 1918 г. король Ибн-Сауд получал ежегодную субсидию от британских нефтяных компаний в обмен на предоставленное им исключительное право — фактически за то, чтобы нефть оставалась в земле. Позднее, однако, король счел более выгодным опираться на богатые и могущественные нефтяные компании Соединенных Штатов. В 1933 г. фирма, известная теперь под названием «Арабско-американская нефтяная компания», являвшаяся дочерним предприятием фирм «Стандард ойл оф Калифорниа» и «Тексас ойл компани», получила концессию на территорию в 416 тыс. кв. километров на 60-летний срок. По дополнительному соглашению она получила еще 231 тыс. кв. километров.
Основной участок в Дамане начал функционировать в 1937 г., а год спустя его продукция составляла 67 тыс. тонн. Существовали, конечно, трудности с транспортом и очисткой нефти, и эти трудности выдвигались как причина столь незначительной добычи в одном из самых нефтеносных районов мира. Но будет вернее предположить, что эти трудности не были преодолены, потому что ограничительные условия, которые сокращали американское производство в Кувейте и Бахрейне, связывали США руки также и в Саудовской Аравии. В 1928 г. ценой за допущение Соединенных Штатов на Средний Восток явилось соглашение о «красной линии», по которому американские нефтяные компании не должны были продавать добытую ими нефть там, где торговали английские компании. Кроме того, им нельзя было разрабатывать участки на Среднем Востоке без согласия английских или французских компаний. Тем не менее министр военно-морского флота США Франк Нокс заявил во время обсуждения законопроекта об ассигнованиях на нужды военно-морского флота в 1945 г.: «Они {«Стандард ойл оф Калифорниа» и «Тексас ойл компани»} не могли развертывать операции в большом масштабе или вовсе не могли производить их, как я полагаю, но они досрочно внесли часть причитающихся правительству Саудовской Аравии сумм в предвидении будущих поступлений в размере нескольких миллионов долларов».
Во время войны, однако, силы Соединенных Штатов увеличились за счет Великобритании, и картельные соглашения, которые прежде соответствовали соотношению сил этих стран, устарели и поэтому игнорировались. Прежде всего, в 1941 г. государственный департамент стал усиленно настаивать на предоставлении займа Ибн-Сауду. 11 февраля 1944 г. газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что «правительства США и Великобритании договорились о финансировании правительства Саудовской Аравии. Так как Саудовская Аравия находилась под английским влиянием, финансирование производилось посредством аванса, предоставленного правительством США англичанам с условием, что они передадут 25 млн. долларов королю Ибн-Сауду». Но компромисс был достигнут только после того, как Англия успешно опередила американские нефтяные компании, договорившись о такого рода займе с Саудовской Аравией.
Финансовые отношения, которые продолжали связывать Ибн-Сауда с Англией, по-видимому, доставляли постоянное беспокойство «Стандард ойл» и «Тексас ойл». Весной 1943 г. X. Д. Колльерс из «Стандард ойл оф Калифорниа» и В. С. Роджерс из «Тексас ойл» направились в Вашингтон с целью добиться того, чтобы Арабско-американской нефтяной компании была оказана официальная поддержка. В июне правительство США создало «Петролеум резерв корпорэйшн». Ее основные задачи были сформулированы Икесом, возглавлявшим во время войны администрацию по вопросам нефти, в его выступлении в Чикаго 11 ноября 1943 г.: «Ввиду того что частный капитал не в состоянии в полной мере установить и поддерживать национальные позиции в этой области, может оказаться необходимой правительственная помощь и участие. «Петролеум резерв корпорэйшн» будет служить этим целям, когда в этом будет необходимость».
Два месяца спустя Колльерс и Роджерс добились того, что их устремления стали выдаваться за государственную политику. Под заголовком «Наши нефтяные запасы истощаются» министр внутренних дел (этот пост также занимал Икес) писал: «Капитал нефтяной империи устремляется на Средний Восток — к Персидскому заливу и странам, прилегающим к нему, таким, как Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, Бахрейн и, пожалуй, даже Афганистан. И нельзя сказать, что он «движется на верблюде». Далее он обрисовал «внешнюю политику по вопросам нефти» и упомянул, что именно такая политика нужна для того, чтобы поддержать «Стандард ойл» и «Тексас ойл» в Саудовской Аравии.
1 февраля 1944 г. Американская техническая миссия по вопросам нефти, объездившая Средний Восток, представила свой доклад президенту и директорам «Петролеум резерв корпорэйшн». В докладе говорилось: «Центр тяжести мирового нефтяного производства передвигается из района Мексиканского залива — Караибского моря на Средний Восток, в район Персидского залива, и возможно, что он будет продолжать передвигаться, пока прочно не установится в этом районе».
Это было подготовкой почвы к тому неожиданному сообщению, которое было предложено вниманию публики в отчетах конгресса за 9 февраля 1944 г. Сообщение это гласило, что правительство Соединенных Штатов впервые в своей истории официально стало компаньоном промышленников. «Петролеум резерв корпорэйшн» объединила свои силы с Арабско-американской нефтяной компанией, действующей в королевстве Саудовская Аравия, и с фирмой «Галф эксплорэйшн компани», оперирующей в Кувейте, с целью содействия интересам «этих частных американских компаний в районах, обозначенных в соглашении».
В соглашении предусматривалась постройка нефтепровода длиной в 1600 километров из района Персидского залива в район Средиземного моря; стоимость его оценивалась приблизительно в сумме от 130 до 165 млн. долларов.
С коммерческой точки зрения это означало, что американские нефтяные компании начали очень крупную игру и нуждались в дипломатической поддержке государственного департамента в той же мере, в какой Англо-иранская нефтяная компания и другие английские нефтяные компании пользовались поддержкой английского правительства. С политической точки зрения это означало непосредственную заинтересованность Америки в нефтяных ресурсах Среднего Востока и прямое американское вмешательство в его дела.
Для того чтобы построить нефтепровод длиной свыше полутора тысяч километров, требовалось разрешение не только Ибн-Сауда, но и Великобритании, имевшей значительное влияние на короля Саудовской Аравии и, кроме того, владевшей стратегически важными территориями, по которым проходил нефтепровод.
С самого начала было ясно, что Соединенные Штаты намеревались проводить самую решительную политику и что Великобритания не имела возможности игнорировать американские требования. Опять наступило время для компромисса; в 1944 — 1945 гг. в Вашингтоне происходили переговоры между лордом Бивербруком и британскими нефтяными компаниями, с одной стороны, и Икесом я американскими нефтяными концернами — с другой. Результатом явилась еще одна конвенция, окончательно подписанная 24 сентября 1945 г. и содержащая обычные ссылки на вечный мир, дружбу и равные возможности для всех наций. Указание на ее прозаические основы и цели было дано, — правда, только в виде намека, — газетой «Нью-Йорк таймс» 11 февраля 1944 г.: «Согласно теперешним планам, развитие Ирана и Ирака будет целиком находиться в руках Англии. Однако правительство Соединенных Штатов предоставит англичанам заем, чтобы облегчить эту задачу».
Короче говоря, в обмен на право постройки нефтепровода и аннулирование соглашения о «красной линии» американские нефтяные компании обещали не проникать в те районы, где английские нефтяные компании уже прочно утвердились, и помогать Англии в ее финансовых затруднениях. Разве не правильно будет сказать, что Вашингтонское нефтяное соглашение, как и более позднее соглашение о гражданской авиации, было лишь неизбежной прелюдией к американскому займу? Во всяком случае, американский нажим возымел свое действие. Ибн-Сауд, на сыновей которого во время их визита в Соединенные Штаты богатство и могущество американских нефтяных компаний произвели должное впечатление, не возражал против того, чтобы нефтепровод проходил через его территорию. И лорд Горт подписал соглашение сроком на 75 лет, по которому Палестина должна была предоставить «Стандард ойл» и «Тексас ойл» право продолжать прокладку нефтепровода до Хайфы на Средиземноморском побережье.
Вашингтонское соглашение заключало два пункта, благоприятных для британских нефтяных компаний и британской политики на Среднем Востоке (необходимо отметить, что именно эти пункты составили основу британского компромисса). Во-первых, Соединенные Штаты обязались оказывать Великобритании полную дипломатическую поддержку, вплоть до политического нажима, как это было видно на примере Ирана в Организации Объединенных наций. Средний Восток становился общей территорией. Во вторых, американский президент должен был учитывать арабские интересы, и поэтому государственный департамент все меньше и меньше оказывал поддержку сионистскому движению. Выход для арабской нефти стал основой внешней политики США.
Таким образом, нефть явилась для Британской империи весьма значительным фактором, которым она могла оперировать в своих переговорах. Но совершенно ясно, что Бевин хочет еще большего сближения американской и английской политики на Среднем Востоке, в особенности полной и взаимной политической и военной ответственности. Независимо от того будет ли Америка продолжать оказывать такую поддержку или нет, не следует забывать одного: как только американские нефтяные компании окрепнут и американское влияние в этом районе станет достаточно сильным, США примут все меры, чтобы отодвинуть Великобританию на задний план.
Эта тенденция довольно сильно сказывается в двух более поздних соглашениях. Первое, подписанное 26 декабря 1946 г., предусматривало продажу Англо-иранской нефтяной компанией значительного количества нефти фирмам «Стандард ойл оф Ныо Джерси» и «Сокони-Вакуум» в течение периода от 10 до 20 лет. Эта сделка должна предшествовать исследованию вопроса о возможности сооружения нефтепровода из Персидского -залива в Средиземное море. С этой целью тремя вышеуказанными компаниями была создана новая фирма «Миддл ист пайплайнз, лимитед», ей поручена постройка нефтепровода, который будет обслуживать нефтеносные районы Ирана и Кувейта.
Второе соглашение, условия которого были опубликованы 12 марта 1947 г., всего несколько часов спустя после речи президента Трумэна об американской «помощи» Греции и Турции, предусматривало, что «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и «Сокони-Вакуум» должны гарантировать банковский заем в 102 млн. долларов Арабско-американской нефтяной компании и что еще 125 млн. долларов должны быть предоставлены группой банков фирме «Трансарабиен пайплапн компани» (дочернему предприятию Арабско-американской нефтяной компании), которая будет принадлежать фирмам «Калифорниа стандард», «Тексас ойл», «Джерси стандард» и «Сокони-Вакуум».
До этого соглашения Арабско-американская нефтяная компания принадлежала двум первым из перечисленных компаний, но теперь «Джерси стандард» и «Сокони-Вакуум» должны были приобрести значительное число ее акций (как сообщают, около 30 и 10% соответственно). Арабско-американская нефтяная компания должна построить новый нефтепровод, идущий из Дамана к Средиземному морю, в дополнение к сооружению глубоководного порта в Дамане и соединительных нефтепроводов. Кроме того, должно быть установлено нефтеочистительное оборудование и проведена короткая железнодорожная ветка.
Как только наметилось новое распределение долей участия, все американские компании на Среднем Востоке зашевелились. В течение двух лет четыре участка Саудовской Аравии — Даман, Абкаик, Абу Харийя и Катиф — увеличили продукцию с 650 тыс. тонн в 1943 г. до 1063 тыс. тонн в 1944 г. и 3 млн. тонн в 1945 г. В 1946 г. предполагалось довести добычу до 7,5 млн. тонн, что превышает количество, которое могут поставить в настоящее время такие исконные поставщики нефти, как Румыния или Мексика. Принимая во внимание, что запасы нефти Арабско-американской нефтяной компании выражаются примерно в 700 млн. тонн, можно сказать, что она весьма недурно заработала во время войны.
Однако только около половины предполагаемой продукции 1946- г. может быть обработано на нефтеочистительном заводе компании в порту Рас Танура на берегу Персидского залива. Остальные 3,5 млн. тонн должны поступить на другие заводы Арабско-американской нефтяной компании на близлежащем острове Бахрейн. На острове добывается в среднем около 1 млн. тонн нефти в год, и запасы его оцениваются в 300 млн. тонн. «Стандард ойл оф Калифорниа» и «Тексас ойл» являются также владельцами концессии.