[1] Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования.

[2] Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4.

[3] Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетич. опыты, т. II, изд. 1865 г.)

[4] Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27.

[5] Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися.

[6] Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 4, с. 820.

[7] Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 718.

[8] Sanct. Chrysost., XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 50.

[9] Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отъятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога.

[10] Слово 68-е.

[11] Слово 8-е.

[12] Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия.

[13] Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов.

[14] Слово 89-е.

[15] Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть.

[16] Слово 21-е. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя Евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 7; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу (Аскетические опыты, ч. 2).

[17] Беседа XVIII, гл. 6.

[18] Беседа XVI, гл. 7.

[19] Беседа VI, гл. 5.

[20] Беседа XXVII, гл. 19.

[21] То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна Евангельская правда.

[22] Беседа IV, гл. 6.

[23] Беседа XXVIII, гл. 1, 2.

[24] 2 Пет. 3, 10: Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят.

[25] Мiроздание описано в 1 и 2 главах книги Бытия.

[26] Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо.

[27] Мысли сей статьи заимствованы из Записок на книгу Бытия Преосвященного митрополита Московского Филарета.

[28] Слово 5-е, глава 6.

[29] Точное изложение Православной веры, книга 2-я, глава 12, о человеке.

[30] Беседа 49, глава 4.

[31] Книга вторая, глава 12, о человеке.

[32] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.

[33] Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно -- нарицательное имя, и "Адам" значит "Человек" вообще.

[34] Беседа 12, гл. 8.

[35] Беседа 12, гл. 6 и 8.

[36] Св. Исаак Сирский и другие Св. Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностью выражает сущность дела. (Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого).

[37] Слово 4-е, глава 3.

[38] Точное изложение Православной веры, книга 3, глава 1.

[39] Там же, книга 2, глава 12.

[40] "Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благаго Владыки своего создавшися", и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие, ч. 2.

[41] и [42] Точное изложение Православной веры, прп. Иоанна Дамаскина.

[43] Слово 5-е, гл. 6.

[44] Беседа 7, гл. 7.

[45] Collatio VII, caput ХIII.

[46] См. Слово о смерти.

[47] Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его Святые Отцы.

[48] Беседа XVI, гл. 8.

[49] Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись Святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28, 3; Лк. 24, 4; Ин. 20, 12; Деян. 1, 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч.

[50] В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе IV беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст полагали их "бестелесными и существами простыми". Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третией главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о ангелах в упомянутых книге и главе. "Бестелесным и невещественным, -- говорит он, -- называется ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в строгом (точном) смысле, невещественно и бестелесно". Где тут толкование мнения преподобных Макария и Кассиана? Очевидна тут цель святого писателя: она состоит в том, чтобы охранить читателя от пагубной мысли признать ангелов и души духами наравне с Духом-Богом, от пагубной мысли поставить в один разряд существ Творца и Его тварей. Если угодно видеть тут толкование, то тут -- толкование того, в каком смысле Святые Григорий Назианзин, Василий Великий и другие называли ангелов и души бестелесными и невещественными по современным понятиям, не сделав такой ясной оговорки, какую сделал Дамаскин, но всегда вполне отличая существо Творца от существа тварей, что явствует из всех писаний их. Понятия древних о духе и веществе, о началах, о простом и сложном, понятия, которых держалось человечество до новейших времен, изменились в конце прошедшего и начале настоящего столетий с явлением новой науки -- Химии. Человечество признавало прежде, руководствуясь поверхностным взглядом, четыре вещественные начала (стихии): землю, воду, воздух и огонь. Из этих начал воздух и огонь назывались невещественными, и воздух часто назывался духом: потому что веществом или материею называлось одно грубое вещество. Химия изменила эти понятия. Вода и воздух, будучи разложены на свои составные части, низошли с степени начал на степень веществ сложных; понятие, что земля есть начало, как вполне неопределительное и очевидно нелепое, отвергнуто; пламя, которое собственно называли огнем, признано явлением при отделении от некоторых веществ теплорода, который отделяется от других веществ и без пламени. Понятие о веществе расширилось и сделалось правильнее. Все газы, все пары, теплород и свет сознательно признаны материею. Химия в соединении с Математикою неоспоримо доказали, что собственно начал, существ и веществ простых, бестелесных не существует между тварями. Все твари более или менее вещественны, более или менее сложны. Ни одна тварь не имеет ни одного бесконечного свойства; все свойства тварей конечны, т.е. ограничены. Основываясь на этой аксиоме, мы утверждаем, что сотворенные духи ограничиваются местом, и потому непременно имеют вид (форму), имеют свою степень тонкости, а отнюдь не бесконечно тонки, а потому и свою степень вещественности. Дух -- один Бог, как имеющий бесконечную тонкость, как превысший всякаго пространства. Бог бесконечно тоньше всех тончайших сотворенных существ, и потому существом Своим бесконечно различествует от существа тончайших тварей: ибо между бесконечным и самовеличайшим числом разница -- бесконечна; таков неопровержимый вывод Математики. По этой причине начало в точном смысле и простое существо -- вина [с] всех прочих существ, видимых и невидимых -- един Бог. -- Очевидно, что святой Григорий Богослов, Василий Великий и другие говорили о веществе и духах сообразно современным им понятиям; благодать Святаго Духа доставляла им правильное понятие о Боге. Движимый этой благодатию, Святой Иоанн Дамаскин изрек непреложную истину, что "в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным". Он изрек это за десять столетий до того времени, как человечество пришло к этому познанию путем науки, говорим дерзновенно -- по Промыслу Божию, для удобнейшего Бого-познания. Составитель вышеупомянутого примечания тщетно старается найти разноречие в чтениях Святых Отцов: мы находим в них одно и то же учение, выраженное у одних яснее, у других не так очевидно. Странное явление! Столько было Вселенских и Поместных Соборов, столько Святых Писателей упоминают о Макарии Великом и преподобном Кассиане, и никто не подал голоса против их учения об ограниченности сотворенных духов; внезапно раздается обвинительный голос в 1820 году с нареканием на духоносных мужей в разноречии, усиливающийся сотворенных духов представить тождественными с Богом. Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые, между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца-Духа и тварей-духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона Святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святаго Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. прим. 8 и 9 к Слову о смерти.

[51] Добротолюбие, ч. 2 [т]. Преподобного Исихия, гл. 1. Преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих Святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие, суть болезненныя состояния этой силы, или характера.

[52] Иеросхимонах Серафим Саровский.

[53] Молитва архиерея во время Херувимской песни.

[54] Очевидно, что при атмосферных наблюдениях человек-наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества -- земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются.

[55] Точное изложение Православной веры, кн. IV, гл. XII.

[56] Там же.

[57] Четьи Минеи 24 мая.

[58] Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемiрным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis.

[59] Точное изложение Православной веры, кн. II, гл. VI.

[60] Четьи Минеи 2 октября.

[61] Сочинения прп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. прим. 12 к Слову о смерти.

[62] Толкование на 23 главу, 43 стих Евангелия от Луки.

[63] Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10.

[64] Vita Sanctorum Barlaam Eremitae et Iosaphat Indiae Regis, caput XXX. Patrologia tomus LХХIII.

[65] Пролог, декабря 7-го дня.

[66] Пролог, сентября 11-го дня, и Отечник, буква Е.

[67] Четьи Минеи 6 февраля.

[68] По этой причине Святой Архангел Гавриил изображается с пальмовою ветвию в руке.

[69] Четьи Минеи 15 августа.

[70] В приведенных здесь повестях мы видим, что райские произрастения, перенесенныя на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние более грубое, чтоб соделаться способными к действию на наши чувства. При скудных понятиях, которые мы имеем о веществе горнего мiра, с достоверностью, однако ж, утверждаем, что вещество этого мiра свободы, нетления и блаженства должно управляться другими законами, нежели какими управляется вещество мiра дольнего, служащего темницею и изгнанием для преступников Заповеди Божией. Доказательства этому видим в проявлениях из горнего мiра в нашу юдоль плача. Так, тело Богочеловека, по воскресении Его уже принадлежавшее горнему мiру, соделывалось и видимым и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотию и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердейшие земные вещества, как дух. Тела величайших святых уподобились еще в сей жизни телу Господа, а по воскресении и по всему будут подобны Ему (1 Ин. 3, 2; 1 Кор. 15, 39-46). Вещество горнего мiра должно быть сообразно тому веществу, в которое облечены его жители, как и вещество дольнего мiра находится в соотношении с веществом своих жителей. Впрочем, и в дольнем мiре многие тела, не изменяясь в естественных свойствах своих, то есть, не разлагаясь химически на свои составные части, могут быть в виде более тонком и более грубом. Например, вода, сера, все металлы могут быть и в твердом виде, и в жидком, и в виде паров. Углерод мы имеем в виде газа и в виде камня (алмаза). Новейшие гигантские открытия в стране вещества приводят к уверенности, что человеческие познания о веществе вполне ничтожны. При этой уверенности с доверчивостью выслушивается сказание Писания и Отцов о природе Рая.

[71] Добротолюбие, ч. IV, Каллиста Катафигиота [у] 3, 5, 6-я главы. Преподобный Феолипт Филадельфийский говорит в своем Слове о сокровенном делании: "Память Бога видение Бога есть, влекущаго зрение и желание ума к Себе, и светом от Себя озаряющаго оный. Обращаяся бо ум к Богу, внегда преставати всем видотворным мыслем, зрит безвидне, и превосходящим неведением неприступныя ради оныя славы, воззрение свое просвещает. И не познавая за непостижимость видимаго, познавает истины ради свойственне Сущаго, и Единаго Могущаго превыше быти; и богатством источающияся отонуду благости питая свое рачение, и свое быстроумие извествуя, сподобляется непрестаннаго и блаженнаго покоя". Также см. 15 и 16-е Слово Преподобного Исаака Сирскаго.

[72] Преподобнаго Кассиана Римлянина Collatio VIII, capiti IХ-ХI.

[73] Достопамятные сказания. О авве Иосифе Панефосском, гл. 3.

[74] Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к Ксении монахине.

[75] Толкование Евангелия от Луки, гл. 20.

[76] и [77] Преподобного аввы Дорофея поучение 1-е.

[78] Cassiani. Collatio VIII, caput X.

[79] Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII.

[80] Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть как бы душею их. Слово 7-е, гл. 12.

[81] Беседа II, гл. 1, 2, 4.

[82] Поучение первое.

[83] Святаго Исихия Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие, ч. II-я.

[84] Преподобного Макария Великого. Слово VII, гл. 31.

[85] Акафист Божией Матери, стихиры на Господи воззвах.

[86] Слово 2-е.

[87] Слово 4-е, гл. 3

[88] См. Слово о смерти.

[89] См. житие Василия Великого, не скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял святое крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача-еврея к принятию христианства. Четьи Минеи 1 января.

[90] Исхода глава 7 и далее. Деян. гл. 8, 9 и проч.

[91] Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12, 39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф. 23, 13, 23, 27-29). Он признал их чадами диавола, и диавола отцом их (Ин. 8, 44). Он признал их слепцами, ослепленными своим ложным знанием, руководящими других слепцов, слепцов по невежеству своему; Он объявил, что и слепцы руководители и слепцы руководимые влекутся в бездну погибели (Мф. 15, 14). Он признал недуг их неисцельным: потому что они признавали слепоту свою удовлетворительнейшим видением и ведением (Ин. 9, 41). Он заповедал ученикам своим охраняться от кваса фарисейского (закваски), т.е. от учения их, вполне основанного на лицемерстве, вполне проникнутого лжею и лицемерством, имеющего началом отца лжи (Мф. 16, 6, 12; Лк. 12, 1; Ин. 8, 44). Господь обличил фарисеев в том, что они, притворно совершая пред глазами людей продолжительные молитвы, снедали домы вдовиц и совершали и готовы были совершить ужаснейшие беззакония и преступления (Мф. 23, 14, 34; Ин. 8, 40). Сребролюбие было недугом фарисеев (Лк. 16, 14). Искание славы человеческой было недугом фарисеев (Ин. 5, 44). Они были не способны к вере по причине своего пристрастия к земным преимуществам (Ин. 5, 44; Лк. 16, 13, 14). Они присвоили себе ключ разумения и затворили царство небесное для человеков: сами не входили в него и не допускали других войти в него (Лк. 11, 52; Мф. 23, 13). Страшная гордость их слышится, как глас самого сатаны, в беседе их с исцелевшим слепорожденным (Ин. 9). О единоплеменном им народе, не имевшем их учености, они выразились так: Народ сей, иже не весть закона, прокляты суть (Ин. 7, 49).

[92] Таковы были праведные Захария и Елизавета, родители Святого Иоанна Предтечи, святой Симеон Богоприимец, святая Анна Пророчица, дочь Фануила (Лк. гл. 1 и гл. 2).