1924-9 октября--1929 г.
ОТ ИСТОРИЗМА К СОВРЕМЕННОСТИ
Если об'ективно художественная литература является социально-классовым фактором, то субъективно далеко не все писатели осознают свое дело, как социально классовое творчество. Брюсов -- особенно последнего периода своей жизни -- является в этом отношении сравнительно редким исключением. Вот почему приобретает особый интерес и значительность для нашего времени -- самая личность поэта.
Уже те материалы, которые имеются в нашем, распоряжении и которые характеризуют жизнь и творчество Брюсова, позволяют совершению отчетливо усмотреть одну основную черту личности Брюсова: эту черту сам в себе знал Брюсов и всячески в себе воспитывал. Мы имеем в виду стремление Брюсова, во что бы то ни стало, прорваться к современности через все препятствия, с боем завоевать ее. Это стремление, особенно, ярко сказалось в последний период жизни Брюсова и вызвало против него ожесточенные нападки бывших соратников, укоры и пренебрежение друзей. Брюсов очень сдержанно вспоминает об этом в своем дневнике, на совершенно очевидно, что не легко дался ему переход на сторону революции в 1917 году.
Стремление Брюсова постоянно быть современным, стремление, которое правильнее было бы охарактеризовать как чувства истории, как историческое мироощущение, всегда было в большей или меньшей мере у Брюсова и помогало ему вести борьбу в самом себе с началом декаданса.
Это историческое чутье Брюсова получило и "внешнее" обнаружение. Еще будучи гимназистом II класса, из всех предметов он особенно увлекался историей, и ни одна наука не производит на него столь сильного впечатления, как история, открывшая ему мир прошлого. "Это впечатление,-- пишет Брюсов,-- имело значение для всей моей жизни ". Университет, как известно, Брюсов окончил по историческому отделению. С интересом к истории соперничала только математика, которой Брюсов, большой систематизатор в жизни и творчестве, немало занимался.
Характерно, что и в лирическом творчестве, когда Брюсову нужно выйти из замкнутых декадентских настроений, он обращается к историческим темам: в исторических образах Ассаргадона, скифов и др. он ищет той силы и цельности, которой не находит в современности. Самые эсхатологические чаяния (ожидания катастрофических изменений, долженствующих уничтожить старый мир), которые у символистов носят, обычно, религиозно-мистический характер, у Брюсова облечены в исторические образы. В известном стихотворении "Гунны" -- Брюсов предвещает гибель обветшавшей культуры от нашествия варваров. Конечно, "гибель культуры" -- тема декадентская, но характерно, что для обрисовки ее Брюсов не пользовался аксессуарами религиозных эсхатологии.
Интерес Брюсова к истории обнаружился и в большом, научного типа, исследовании об Атлантиде, где Брюсов, на основании некоторых данных исторической науки, пытается восстановить очертания гипотетической культуры Атлантиды, предшествовавшей античной и эгейской культурам. Правда, и в этой работе имеется декадентский привкус в отчетливо навязываемой читателю ницшеанской идее утомительного и скучного свечного возвращения", но, на ряду с этим, в ней есть значительное количество интересных исторических интуиций.
Но, в конце концов, все это лишь внешние проявления историчности мироощущения Брюсова. Его стремление прорваться к современности, слиться с ней и участвовать в продвижении исторического потока вперед -- в полной мере сказалось в Октябрьскую революцию Еще в революцию 1905 г. Брюсов писал Чулкову: "Приветствую вас в дай революции. Насколько мне всегда была (и остается теперь) противна либеральная болтовня, настолько мне по душе революционнее действие " (Курсив Брюсова). Под либеральной болтовней Брюсов подразумевает деятельность ненавистной ему кадетской партии. Ср. стихотворение "Довольно").
Историческое чутье дало Брюсову возможность с самого начала революции почувствовать ее как революционное действие: это же определило и отношение Брюсова к революции. В то время как для Блока революция все же в какой то мере рисовалась, капе стихийное, мятельное свершение эсхатологических ожиданий, воспринималась, как это видно из поэмы "Двенадцать" и "Скифов", символически и мессианистически,-- отношение Брюсова к революции было трезвое, реалистическое: с первых дней революции он стал на деловую работу в Наркомпросс, понимая необходимость не только признания революции, но и участия в социальном творчестве, заклеймив в своей инвективе "К товарищам интеллигентам" -- романтическое отношение к революции. Эта реалистичность не обозначает, что Брюоов не чувствовал пафоса революции: достаточно припомнить ряд революционных стихотворений его.
Примкнув к революции, Брюсов был последователен в своих поступках, хотя работа на новом поприще не всегда была легка для него. Возвращение в "отчий дом" (см. речь Брюсова на юбилее) не было безболезненным процессом. Для примера, достаточно указать, что великолепный Брюсов, вступив в партию, проходил партийную поверку, не пытаясь уклониться от вопросов, касающихся политической грамотности! Таких примеров, показывающих, что Брюсову приходилось перерабатывать себя, можно было бы привести много: трудности не испугали Брюсова!
Одним из проявлений глубокого понимания Брюссным исторических потребностей -- была его деятельность в качестве организатора Литературного Института, в качестве ректора и профессора института, деятельность, которую автор этих строк имел счастье в полной мере наблюдать. Брюсов был убежден, что именно после Октябрьской революции получились предпосылки для осуществления его давнишних мыслей об обучении художника слова технике поэтического мастерства. Об'явив в одной из публичных лекций о смерти символической школы и о большой будущности, которая ожидает пролетарскую литературу, Брюсов со всей горячностью взялся за дело литературного обучения и идеологического воспитания будущих писателей. Казалось, он торопился передать им все многочисленные и исключительные познания свои -- и по технике мастерства, столь многогранного у самого поэта, и по-русской и античной литературе, и по-поэтике, и по-лингвистике, и по философии, ... по математике и историческому материализму. Перегруженный всякого рода работой, Брюсов, тем не менее, почти ежедневно бывал в институте, вникая во все детали его жизни, читал в неделю до 8--10-час. лекций, заражая энтузиазмом сотрудников и студентов. За три дня да смерти, в мучительных страданиях -- Брюсов отдавал распоряжения, касающиеся института. Было бы не только большой неблагодарностью к памяти поэта-коммуниста, но и большой культурно исторической ошибкой, если бы эта дело Брюсова не было восстановлено полностью.
Для современности, ставящей проблему переработки человеческого материала, глубоко поучителен жизненный путь Валерия Брюсова, сумевшего к концу жизни синтезировать деятельность художника с деятельностью коммуниста -- гражданина республики.
М. Григорьев.
КРУЖОК ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА
В ближайшие же дни после смерти В. Я. Брюсова, по инициативе вдовы поэта -- И. М. Брюсовой, среди друзей и почитателей умершего поэта возникла мысль об организации общества, увековечивающего память Брюсова. Небольшая инициативная группа в 15--20 человек, первоначально именовавшаяся "Содружеством имени В. Брюсова", быстро разрослась и наметила себе широкий круг деятельности. В мае 1925 г. было постановлено переименовать содружество в "Кружок памяти Валерия Брюсова" и официально зарегистрировать его, как научно-литературное общество. Позднее кружок был включен в состав учреждений Главнауки.
Кружок памяти Валерия Брюсова объединяет лиц, причастных к искусству и науке, с целью научной разработки материалов, относящихся к области изучения жизни и творчества Валерия Брюсова и его эпохи. В настоящее время кружок насчитывает свыше 60 членов, среди которых -- литературные и научные работники, общественные деятели, писатели, поэты и бывшие студенты ВЛХИ им. Брюсова.
За почти пятилетний срок работы кружка были проведены 44 собрания, на которых заслушивались доклады, и по установившейся традиции заканчивались чтением неизданных произведений Брюсова. Прочитанные в заседаниях кружка доклады тематически отделяются на две основных категорий: 1) работы литературно-исследовательского характера и 2) работы биографически-воспоминательного характера.
Опубликованию этих работ и весьма ценных рукописных материалов препятствует отсутствие необходимых средств; без помощи советской общественности трудно будет осуществить эту задачу.
В ведении кружка находятся архив и библиотека В. Я. Брюсова. Оставшийся после смерти поэта большой рукописный "архив, содержащий ряд интереснейших литературных материалов, произведения Брюсова, его переписку и пр., разобран и приведен в порядок И. М. Брюсовой и др. членами кружка.
В дальнейшем кружок должен еще шире развить свою деятельность но изучению творчества Брюсова, еще недостаточно раскрытого я изученного в современной литературе.
И. Короткий.
В связи с исполняющейся 9 окт. годовщиной со дня смерти В. Я. Брюсова, "Кружок памяти В. Брюсова" совместно с Всеросс. Союзам Советских Писателей отмечает годовщину следующим образом: в 12 ч. дня члены кружка и союза, друзья и почитатели поэта собираются на его могиле (Новодевичий монастырь).
В 8 ч. вечера, в зале Дома Герцена -- вечер памяти В. Я. Брюсова, с участием: ак. П. Н. Сакулииа и Д. А. Горбова (речи), Народного артиста Л. М. Леонидова, заслуженной артистки Л. М. Кореневой, проф. МГК К. Н. Игумнова, артистов -- А. О. Степановой, М. Д. Синельниковой, О. Весниной (пение), H. M. Церетели, и квартета им. МГК в составе: Д. М. Цыганова, В. П. Ширайского, С. П. Шюринского и В. В. Борисовского.
В этот же день в Доме Герцена состоится открытие выставки, посвященной В. Брюсову.
"Литературная газета", No 25 , 1929