А. М. Бухарев (некролог)

2 апреля, вечером, как нам сообщают, скончался в Переславле-Залесском, на 47-м году от роду, Александр Матвеевич Бухарев, получивший столь громкую известность под именем архимандрита Феодора. Имя его принадлежит истории; не совсем понятные теперь причины, побудившие его сложить с себя сан, объяснятся впоследствии, и потому касаться здесь этого предмета не будем. Но не можем умолчать о его жизни по сложении сана: встречая повсюду холодность к себе, он и сам уклонялся от общения с другими и вел самую строгую, уединенную христианскую жизнь. Дом его -- это был монастырь, в котором время проводимо было то в чтении Священного Писания и толковании его, то в богословских сочинениях; церковь и кладбище -- это были любимые места, которые он посещал. Внутренние страдания, внешние лишения, непрерывный усидчивый труд истощили и без того слабые силы его и уложили в гроб. Отметим здесь один факт в пример того, как относился он к литературным посрамлениям его чести. Один из знакомых его раз принес ему нумер "Домашней беседы", в котором его ругали. Он прочел и кратко заметил: "Я нисколько не виню этого журнала; он верен своему призванию и направлению, каково оно ни есть: все-таки он трудится неустанно и говорит вслух все! Вот кто не разделяет его убеждений, между тем, боясь только его ругательств, молчит и не встает против него со своим словом, -- тот более грешит: это измена истине Христовой!"

Покойный любил посещать кладбище и, подходя к могилам, во всякое время года приветствовал мертвецов радостным приветствием: "Христос воскресе!" Последние дни он не мог уже ходить и на смертном одре своем постоянно читал или слушал то Св. Евангелие, то Псалтырь. За несколько дней до смерти он пожелал напутствоваться св<ятыми> таинствами, и очищенная ими душа его покойно и мирно ждала кончины. Все распоряжения насчет своих похорон сделал сам. В день смерти пожелал выслушать евангельскую беседу Иисуса Христа с Никодимом1 и при чтении объяснял ее. Душа его пред восходом на небо пожелала еще раз осветиться заключенным в той беседе новым, святым, незнакомым на земле чувством и еще раз утвердить свою веру во спасение людей через крестные страдания Богочеловека. За два часа до смерти пожелал он выслушать псалом 137-й, в котором два раза заставил прочесть 7-й стих: "Если я пойду в тесноте, Ты оживишь меня, против свирепости врагов моих прострешь руку Твою, и защитит меня десница Твоя". По окончании вторичного прочтения он сказал: "Ах, да, да, против свирепости врагов моих!" Это были последние слова его. Каким приветствием любил он приветствовать усопших, с тем же радостным "Христос воскресе" он и скончался на Пасхе. Вечная память тебе, страдалец-труженик! Из предсмертных его творений печатается замечательное сочинение: "Иисус Христос в Своем слове"2.

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые: Московские ведомости. 1871. No 86. 24 апреля. С. 5. Статья не подписана.

Автор некролога, судя по всему, был близок к А. М. в последние годы его жизни. В своих воспоминаниях А. С. Бухарева уточняет его свидетельство о том, что ее муж любил посещать кладбища (см. наст. изд.).

1 Беседа Иисуса с Никодимом подробно изложена в Евангелии от Иоанна (3. 1-21).

2 Сочинение "Иисус Христос в Своем слове" было написано А. М. по заказу известного книгоиздателя К. Т. Солдатенкова, в мае 1870 отцензуровано, однако света не увидело. В письме к М. П. Погодину от 7 декабря 1870 А. М. отмечал: "...г. Солдатенков <...> отказался и от моего труда, и от своего задатка, когда нашел мой труд, видно, не соответствующим своему ожиданию и намерению" (РО РГБ. Ф. 231/II. К. 6. Ед. хр. 5. Л. 19 об). Это сочинение так и не было напечатано в то время из-за смерти фактора-арендатора типографии. И в 70-х, и в конце 90-х А. С. Бухарева пыталась опубликовать рукопись, но безуспешно (см.: Розанов В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 1904. С. 229). Однако позже труд был издан прот. В. В. Лаврским анонимно (по цензурным условиям) под названием "Глас доброго Пастыря" (Самара, 1909).