Христосъ Царь небесный съ Вами, Валеріанъ Викторовичъ, и съ Вашей и моей Матушкой!
Вотъ когда я отвѣчаю на ваши письма. Простите медлительнаго. Какъ устроились Ваши семейныя дѣла? Дай Богъ, въ слѣдующемъ отъ васъ письмѣ получить мнѣ болѣе прежняго удовлетворительныя и рѣшительныя извѣстія. Благословеніе Божіе надъ Александрой Викторовной125 и Антониночкой126! Воспоминаніе о покойномъ блаженной памяти Отцѣ Викторѣ127 у меня сохраняется съ такимъ внушеніемъ отъ него, какъ отъ живаго у Бога: "если не хочешь, чтобы на тебѣ и на мнѣ исполнилась упречная и осудительная сторона Христова слова: остави мертвымъ погребать своихъ мертвецовъ; то надо тебѣ быть живымъ во Христѣ для дѣйствительной жизни, служа Христовой истинѣ и благодати въ томъ, чтобы свѣтомъ ея все освѣщалось и на землѣ, какъ на небѣ". И вы, родные мои, тоже или подобное слышите отъ духа покойника незабвеннаго. Слава Господу, ущедряющему насъ во всемъ!
Получилъ я вашу рукопись изъ Питера, Валеріанъ Викторовичъ! Нѣтъ, я съ вами не согласенъ, чтобы могла быть въ Боговдохновенномъ писаніи историческая невѣрность въ какихъ бы ни было показаніяхъ. Само собою разумѣется, что это говорю я не въ смыслѣ риторической мертвости, дорожащей буквою внѣ ея мысли. По серафимски-глубокому духу Евангелій, въ каждомъ изъ нихъ своя особая Божественно-глубокая мысль. Въ явленіи Господа Магдалинѣ, именно въ словахъ Его къ ней,-- выражается благодатная глубина Богословія и домостроительства Христова: одинъ [,] орелъ изъ Евангелистовъ, потому и повѣствуетъ объ этомъ явленіи, котораго сподобилась прежде всѣхъ (Мар. 16, 9) одна Магдалина. Вы говорите, будто бы съ этимъ повѣствованіемъ ужъ никакъ нельзя правдоподобно или безъ принужденія согласитъ другія Евангелія. Правда ли?! Мнѣ думается, что Св. жены Муроносицы и въ числѣ ихъ Марія Магдалина пришла вмѣстѣ ко гробу Спасителя и вмѣстѣ же удостоились явленія Ангельскаго. Но пламенная Магдалина, пораженная глав. обр. отсутствіемъ тѣла возлюбленнаго Учителя, не обративъ, полнаго вниманія на явленіе и рѣчь Ангеловъ также, какъ послѣ -- было и на Самаго воскресшаго Спасителя, бросилась стремительно къ Апостоламъ съ ужасною вѣстію: "Унесли Господа". Другія же Мѵрононосицы, выслушавъ рѣчь Ангельскую, сначала побѣжали отъ гроба не Апостоловъ извѣщать, а просто во-свояси или къ себѣ домой: потому что испугались до смерти (Мар. ст. 8). Между тѣмъ, выслушавъ Магдалину, Петръ съ Іоанномъ побѣжали ко гробу и, не найдя ничего здѣсь, воротились къ себѣ (Іоан. 20, 10. сн. Лук. 24, 19). Магдалина тогда же воротившаяся ко гробу, за свою любовь, превозмогшую и подъ страхомъ и подъ изумленіемъ необычайностію или нечаянностію происходившаго (отсутствія Христова тѣла и явленія ангельскаго), и удостоилась первая благодатнаго Христова явленія. Первое движеніе ея, послѣ этого явленія, было подѣлиться радостію съ любящими Господа (Іоан. 20, 18). Настигнувъ первоначальныхъ своихъ спутницъ, вѣроятно, уже въ домѣ которой-либо изъ нихъ и своею радостію одушевивъ ихъ перепуганныхъ, подвигла и ихъ спѣшить къ Апостоламъ съ благоговѣніемъ; и когда онѣ пошли. Господь наградилъ и ихъ всѣхъ за вѣру и любовь къ Нему Своимъ явленіемъ (Мат. 8 и 9 ст. въ 28 гл.). Далѣе Св. Мѵроносицы, прійдя къ Апостоламъ, передавали имъ и о явленіи Ангельскомъ и о Господнемъ явленіи, хотя и не возбуждали вѣры къ своимъ словамъ (Лук. 24, 9--11. Мар. 16, 9--11 сн. Іоан. ст. 18, 20 гл.). Всѣ ли Евангельскія сказанія о Св. Мѵроносицахъ, и вполнѣ ли, вошли въ наше содержаніе? Или вы будете смущаться тѣмъ, почему, папр. Матѳей, не говорившій о явленіи Христа Магдалинѣ, не разграничиваетъ въ мѵроносицахъ движенія страха, замыкавшаго имъ уста (Мар. 16, 3), и радости, которую могла возбудить въ нихъ именно Магдалина, или почему Лука, тоже не упомянувшій о явленіи Магдалинѣ, не разграничилъ первой ея вѣсти апостоламъ, по поводу которой Петръ и пошелъ ко гробу съ Іоанномъ, и дальнѣйшаго извѣщенія Апостоловъ отъ всѣхъ Мѵроносицъ вмѣстѣ съ Магдалиною? Такое неразграниченіе у этихъ Евангелистовъ неизбѣжно именно въ слѣдствіе умолчанія ихъ о Христовомъ явленіи Маріи Магдалинѣ. А что эта Св. Мѵроносица не однихъ Апостоловъ, а и сопутницъ своихъ спѣшила обрадовать вѣстію о Христѣ -- на эту мысль выразительно наводитъ Св. Маркъ: Она шедши возвѣсти съ нимъ бывшимъ, плачущимся и рыдающимъ вообще. Все мое соображеніе идетъ прямо по нити Маркова Евангелія.-- Господи! Удостой насъ, плачущихъ и рыдающихъ и особенло меня унывающаго отъ всего, происходящаго нынѣ, радости Твоего явленія, какъ пол ноты истины и благодати.-- Довольно объ этомъ!
Брате! Отецъ Григорій128 доселѣ не высылаетъ мнѣ книги мнѣ нужной: Libri pseudoepigraphi Veteris Testamenti. Будьте добры,-- напишите и еще ему, если ему денегъ на пересылку книги жалко, скажите, что я ему вышлю ихъ. Только пусть не помедлитъ присылкою книги, изъ за которой дѣло у меня стоитъ. Не поставьте себѣ въ тягость моего порученія. А то я, пожалуй, въ письмѣ къ нему забранюсь.
Прости другъ мой! Простите всѣ родные мои!
Вашъ, А. Ѳеодоръ.
23 Октября 1861 г.