56) Печатаемый рядъ писемъ архимандрита Ѳеодора (А. М. Бухарева) принадлежалъ Самарскому каѳедральному протоіерею Валеріану Викторовичу Лаврскому, хранившему эти пожелтѣвшіе листки какъ драгоцѣнное сокровище втеченіе многихъ лѣтъ и лишь въ 1915 г. рѣшившемуся разстаться съ ними, въ виду своего преклоннаго возраста. Предоставивъ ихъ мнѣ и, при томъ, въ подлиникахъ, съ разрѣшеніемъ сдѣлать то употребленіе, которое будетъ признано наиболѣе правильнымъ, о. Валеріанъ Викторовичъ даетъ возможность глубоко заглянуть въ личность архимандрита Ѳеодора. Говорить о важности пониманія этой высокой и благородной личности едва ли требуется; но изучающему духовныя теченія XIX вѣка не можетъ, кромѣ того, не навязываться та мысль, что архимандритъ Ѳеодоръ -- одно изъ наиболѣе важныхъ бродильныхъ началъ этого вѣка въ Русской культурѣ. Однако, онъ -- и больше того, онъ -- явленіе прогностическое. Мое убѣжденіе -- что будущему еще предстоитъ открыть архимандрита Ѳеодора Бухарева и, за мало привлекательной оболочкой его сочиненій, увидать ничто, насквозь современное,-- быть можетъ, упреждающее и нашу современность. Полагаю, что мы еще не вполнѣ понимаемъ архимандрита Ѳеодора и что еще н ѣ тъ ни оцѣнки, ни надлежащей критики его воззрѣній. Но, когда около имени его вспыхнетъ подготовляющійся уже горячій идейный споръ и когда откроется борьба двухъ, а можетъ быть -- и большаго числа, опредѣлившихся направленій церковной жизни, тогда печатаемыя нынѣ письма окажутся полными значительности, и тогда лишь о. Валеріану Викторовичу будетъ воздана должная благодарность за сохраненіе этихъ существенныхъ данныхъ къ сужденію объ архимандритѣ Ѳеодорѣ. Выражая же ее въ настоящее время, я чувствую, что она еще недостаточно созрѣла.
Всѣ неподписанныя примѣчанія составлены мною, отчасти по сообщеніямъ самого же о. В. В. Лаврскаго и Л. С. Бухаревой. Нумерація этихъ примѣчаній продолжаетъ, ради удобства перекрестныхъ ссылокъ, таковую же писемъ архимандрита Ѳеодора къ В. В. Любимовой и къ А. И. Дубровиной (см. "Богословскій Вѣстникъ" 1917 года, Февраль-Мартъ, стр. 267 и сл.). орѳографія писемъ и знакоположеніе соблюдены.
Свящ. П. Флоренскій.
57) Валеріанъ Викторовичъ Лаврскій, сынъ протоіерея, родился въ Нижнемъ Новгородѣ 30-го мая 1835 года. Послѣ обученія въ Нижегородской Духовной Семинаріи и въ Казанской Духовной Академіи, гдѣ и завязались его отношенія съ архимандритомъ Ѳеодоромъ Бухаревымъ, онъ былъ опредѣленъ въ Самарскую Духовную Семинарію наставникомъ по предметамъ логики, психологіи, патристики и латинскаго языка. Черезъ два года по окончаніи курса онъ былъ утвержденъ въ степени магистра богословія. Затѣмъ, изъ Самарской Семинаріи былъ перемѣщенъ въ Нижегородскую на тѣ же предметы и уже въ 1862 году 2 февраля Преосвященнѣйшимъ Нектаріемъ былъ рукоположенъ во священника къ Нижегородской Знаменской церкви. Въ 1866 году, по приглашенію архіепископа Варшавскаго Іоанпикія, перешелъ онъ на службу въ Царство Польское и былъ тамъ до 1873 г. священникомъ при бывшемъ королевскомъ замкѣ въ Варшавѣ; въ 1875--1885 г.г. былъ ректоромъ Саратовской Духовной Семинаріи въ санѣ протоіерея; затѣмъ перешелъ на епархіальную службу въ Самару, въ 1887 г. исправлялъ здѣсь должность ректора Семинаріи. Нынѣ каѳедральный протоіерей въ Самарѣ.-- Ему принадлежитъ не мало статей. Въ "Православномъ Собес ѣ дник ѣ "Свидѣтельство VIII в. о сложеніи перстовъ въ священническомъ благословеніи" (1858 г., Ч. II, стр. 462). Статьи его и корреспонденціи въ " Православномъ Обозр ѣ ніи " подписаны обычно буквами П. С. или П -- іерей С--нъ; напр.: "Какъ помочь заштатному духовенству, вдовамъ и сиротамъ?" (1862 г., No 3, стр. 111); "Какъ происходитъ обращеніе евреевъ въ Западномъ краѣ?" (1866 г., No 5, стр. 9, No 11, стр. 127); "Вопросъ о съѣздахъ духовенства по училищнымъ дѣламъ,-- изъ Варшавы" (1867 г., No 10, стр. 122); рецензіи на изданія по расколу (1867 г., No 11, стр. 270; 12, стр. 395; 1868 г., No 12, стр. 402); "Письма изъ Варшавы" (1868 г., No 1, стр. 14; 1869 г., No 7, стр. 240; 1870 г., No 10, стр. 345) и др. Во время своего ректорства въ Саратовѣ, будучи редакторомъ мѣстныхъ "Епархіальныхъ Вѣдомостей", онъ печаталъ въ нихъ, безъ имени, свои проповѣди и разныя мелкія статьи по современнымъ вопросамъ. Въ Самарѣ на него же была возложена редакція "Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей". Въ "Миссіонерскомъ Обозр ѣ ніи " имъ напечатана статья: "Явленія Воскресшаго Христа въ увѣреніе Своего Воскресенія. (По поводу статьи проф. Тарѣева -- "О Христовомъ Воскресеніи")" ("Миссіонер. Обозр." 1904 г., No No 7, 10 и 11 -- отд.. отъ СПБ., 1904 г.); Въ "Богословскомъ В ѣ стник ѣ ": "Мои воспоминанія объ архимандритѣ Ѳеодорѣ (А. М. Бухаревѣ)" (1905 г., X. 2, Іюль-Августъ, стр. 499--548; 1906 г., Т. 2, Май, стр. 98--128; Іюль-Августъ, стр. 569--609; Т. 3, Сентябрь, стр. 26--60; Ноябрь, стр. 529--553). Изъ отдѣльныхъ изданій прот. В. В. Лаврскаго мнѣ извѣстны: "Поученія городского приходскаго священника. (1862--1902)", Самара, 1902 г., изданіе Самарскаго Алексѣевскаго Братства. 715 -- VII стр., и Пр-ій С-въ.-- Исповѣдь священника пред о мірянами. Кіевъ, 1916. 47 стр.
Изъ біографической литературы о немъ мнѣ извѣстна брошюра: "Пятидесятилѣтіе пастырскаго служенія Протоіерея Самарскаго Каѳедральнаго Собора о. Валеріана Викторовича Лаврскаго", Самара 1912 г., 16 стр., съ портретомъ юбиляра (перепечатано изъ No 6 "Самарскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей" за 1912 г.) и замѣтка у П. В. Знаменскаго въ его "Исторіи Казанской Духовной Академіи за первый (до-реформенный) періодъ ея существованія" (Казань, 1892 г.. Выпускъ 3-й. стр. 393--394).
Въ отвѣтъ на мой вопросъ о родословіи Лаврскихъ, о. протоіерей Валеріанъ Викторовичъ, въ письмѣ, полученномъ мною 1-го марта 1917-го года, сообщаетъ слѣдующее: "Родословіе Лаврскихъ. Оно недлинно: Валеріанъ Л.-- первый въ родѣ и Аркадій Л.-- послѣдній въ родѣ; у меня другихъ дѣтей не было и у Аркадія не было и уже, вѣроятно, не будетъ, потомучто и ему уже за 50 лѣтъ. Потому родъ мой не есть родъ Лаврскихъ. Началомъ рода считаю бабушку мою Елену Григорьевну, отъ которой наслѣдовалъ родъ нашъ духовное свое достояніе. Она, а не дѣдушка "Николай Васильевъ", сперва дьячекъ, а потомъ священникъ, передалъ свои способности дѣтямъ. Братъ Елены Григорьевны,-- Иванъ Григорьевичъ Фіалковскій былъ Нижегородскимъ Каѳедральнымь Протоіереемъ, а такіе высокіе посты, въ средѣ Епархіальнаго духовенства тогда были удѣломъ высшихъ способностей и образованія; ихъ занимали питомцы тогдашнихъ двухъ академій, называвшихся впрочемъ не академіями, а семинаріями: Московской въ Троице-Сергіевской Лаврѣ -- "Троицкая Семинарія", и "Невская Семинарія". И дѣти Елены Григорьевны своими выдающимися способностями увлекаемы были изъ общаго уровня поповской среды -- въ болѣе широкое и далекое плаваніе, а именно: Андрей (Десницкій) -- умеръ чиновникомъ горнаго вѣдомства въ Екатеринбургѣ, Александръ (Фіалковскій) -- чиновникомъ провіантской части -- въ первую Турецкую войну въ Турціи,-- въ Варнѣ, Викторъ (Лаврскій, отецъ мой) былъ магистромъ [22-мъ VIII-го, 1828--1832 г.г., курса], Московской Духовной Академіи,-- тоже цѣлые 10 лѣтъ своего профессорства въ Нижегородской Духовной Семинаріи все собирался куда-нибудь,-- да бѣдность не пускала, и умеръ Протоіереемъ въ Нижнемъ Новгородѣ,-- Неофитъ (Фіалковскій) -- II-й ХІ-го, 1834--1838 г.г.. курса] кандидатъ Московской Духовной Академіи,-- умеръ почетнымъ міровымъ судьей въ Одессѣ; и только самый младшій Василій ( Фіалковскій) провелъ жизнь сельскимъ священникомъ. Изъ дочерей Николая Васильевича и Елены Григорьевны -- Капитолины, Маріи и Ксеніи я могъ видѣть только одну -- первую -- Капитолину, и она, рано овдовѣвъ, съумѣла воспитать и обучить въ Семинаріи (даже церковному пѣнію по нотамъ) троихъ сыновей своихъ, изъ которыхъ одинъ былъ даже епископомъ -- Алексій (Соболевъ ) Вятскій; а воспитывала, устроивъ у себя на дому въ Нижнемъ Новгородѣ школу обученія Псалтири. "Николай Васильевичъ" хотѣлъ было и "Викторку опредѣлить въ дьячки", да Елена Григорьевна воспротивилась. Когда Андрей или Александръ привелъ Виктора "включать" въ училище, бывшее тогда вмѣстѣ съ Семинаріей, подъ начальствомъ одного ректора, ректоръ сказалъ: "Ну, будь ты Лаврскій, поѣдешь въ Лавру учиться", т. е. Троице-Сергіеву Лавру, т.е. Московскую Духовную Академію. Отсюда Лаврскіе. Фамиліи Фіалковскихъ, Лещинскихъ, Потоцкихъ нарекались монахами -- учителями латынистъ Кіевцевъ, при представленіи въ училище мальчиковъ.-- Наслѣдство выдающихся дарованій получили мы -- Лаврскіе (Викторъ и Аркадій) и по женской линіи. Дѣдъ мой по матери -- Протоіерей Нижегородскаго Михаила Архистратига Собора Василій Григорьевичъ Владиміровъ -- сынъ дьячка, внукъ пономаря, правнукъ священника, по окончаніи курса въ Нижегородской Семинаріи, тоже посланъ былъ для полученія высшаго образованія въ Троице-Сергіевскую Семинарію, но до окончанія въ ней образованія, выпущенъ былъ въ свою родную Семинарію учителемъ, какъ заподозрѣнный въ близости смерти отъ чахотки: а оказалось -- прожилъ послѣ до 77 лѣтъ. Только родъ нашъ всегда преслѣдуемъ былъ бѣдностію; сынъ дьячка и внукъ -- пономаря Василій Григорьевичъ (онъ тоже впервые къ имени и отчеству присоединилъ еще фамилію -- по церкви, гдѣ служили его дѣды и прадѣды,-- "Владимірскій" -- фамилію уже передѣланную имъ самимъ во " Владимірова ") пока обучался въ училищѣ, случалось и на ужинъ Христа-ради выпрашивалъ ломоть хлѣба подъ окнами. Первой собственностію учителя Василія Григорьевича Владимірова былъ стулъ изломанный, который вытащилъ и "склянчилъ" для него веревкой ученикъ, данный отъ начальства въ родѣ какъ-бы деньщика; а на первое жалованіе учителемъ Владиміровымъ куплены были деревянныя чашки и ложка. Черезъ нѣсколько лѣтъ учитель Владиміровъ беретъ уже себѣ жену -- дочь одного изъ Нижегородскихъ протоіереевъ, предупреждая ее, что врачи сулятъ ему смерть отъ чахотки. Такимъ образомъ, родъ Лаврскихъ и здѣсь вобралъ въ себя сливки духовной аристократіи по образованію; невѣсту себѣ дѣдъ мой Василій Григорьевичъ бралъ у протоіерея -- воспитанника "Невской Семинаріи" Матв ѣ я Филиппова Филиппова. Вотъ вамъ хроника дома Лаврскихъ, восходящая до XVIII столѣтія". Вотъ схематическій итогъ сказаннаго: См. сл ѣ д. стр.
58) Александра Ивановна Лаврская -- въ дѣвичествѣ Дубровина, сестра Антонины Ивановны, письма къ которой архимандрита Ѳеодора были уже напечатаны. О сестрахъ Дубровиныхъ и объ отношеніи къ нимъ архим. Ѳеодора см. [3, 24, 40] и соотвѣтствующія мѣста самыхъ писемъ.
59) Архимандритъ Ѳеодоръ былъ назначенъ въ Петербургскій Цензурный Комитетъ 11-го января 1858 г. Тутъ съ нимъ имѣлъ дѣло, какъ съ цензоромъ, Добролюбовъ. Какъ человѣкъ противныхъ убѣжденій, онъ, конечно, не могъ понять о. Ѳеодора, но въ разговорѣ съ товарищемъ своимъ о. В. В. Лаврскимъ, выражалъ благодарность о. Ѳеодору за его "благородное" и "деликатное" отношеніе въ цензурныхъ столкновеніяхъ.-- Самъ о. Ѳеодоръ цѣнилъ Добролюбова выше Чернышевскаго, съ которымъ тоже имѣлъ дѣло,-- называя послѣдняго какимъ-то ломаннымъ (изъ разсказовъ Анны Сергѣевны Бухаревой).
60) Составъ VII курса (1854--1858 гг.) Казанской Духовной Академіи таковъ: магистры: Алексѣй Степановичъ Павловъ, Василій Андреевичъ Орловъ, Василій Ивановичъ Соколовъ, Валеріанъ Викторовичъ Лаурскій, Иванъ Денисовичъ Знаменскій. Кандидаты съ правомъ на магистра: Петръ Матвѣевичъ Залѣсскій, Яковъ Ивановичъ Фортунатовъ, Григорій Яковлевичъ Покровскій. Кандидаты: Петръ Васильевичъ Аквилоновъ, Александръ Семеновичъ Кузнецовъ, Александръ Григорьевичъ Воскресенскій, Николай Яковлевичъ Аристовъ, Александръ Степановичъ Троянскій, Димитрій Львовичъ Кузнецовъ, Тихонъ Алексѣевичъ Горизонтовъ, Григорій Яковлевичъ Порфирьевъ. Викторъ Егоровичъ Благовѣщенскій, Василій Ивановичъ Калатузовъ, Николай Ѳеодоровичъ Глѣбовъ, Ѳеодоръ Дмитріевичъ Кудѣевскій" Александръ Степановичъ Верещагинъ. Студенты: Василій Григорьевичъ Терсинскій, Лазарь Петровичъ Бѣляевъ, Александръ Николаевичъ Благодаровъ, Ѳеодоръ Яковлевичъ Волковъ, Михаилъ Иларіоновичъ Масловскій, Иванъ Андреевичъ Піитовъ. Многіе изъ этихъ лицъ отличились на разныхъ поприщахъ (см.: П. В. Знаменскій, -- Исторія Казанской Духовной Академіи. Вып. 3-ій, стр. 392-402). Курсъ этотъ считался въ лѣтописяхъ Академіи "образцово-дисциплинированнымъ" (id., стр. 209). Архимандритъ Ѳеодоръ, бывшій въ Казанской Академіи инспекторомъ съ 1535 по 1838 г., особенно сблизился съ этимъ курсомъ и пользовался у него уваженіемъ и любо вію, чему способствовали и старанія о. инспектора ввести своихъ студентовъ въ свѣтскіе дома (ср. id., стр. 203).
61) Объ архіепископѣ Казанскомъ Аѳанасіѣ (Соколовѣ) см. [35].
62) Баккалавръ VII курса Алексѣй Степановичъ Павловъ -- впослѣдствіи извѣстный литургистъ и канонистъ, проф. Казанской Духовной Академіи, и затѣмъ, послѣдовательно. Казанскаго, Новороссійскаго и Московскаго Университетовъ -- родился въ 1832 г., у 16 августа 1898 г.-- Объ А. С. Павловѣ см.: И. М. Громогласовъ,-- Памяти заслуженнаго проф. Имп. Московскаго Университета Алексѣя Степановича Павлова ("Богословскій Вѣстникъ", 1898 г., Т. 3, Сентябрь, стр. 331--347).
Е. А. Заозерскій,-- Памяти А. С. Павлова (id, стр. 348-355).
А. Дмитріевскій,-- Незабвенной памяти профессоровъ А. С. Павлова и Н. Ѳ. Красвосельцева. Кіевъ, 1899 (--"Труды Кіевской Духовной Академіи", 1899 г., Январь).
М. Красноженъ,-- Памяти А. С. Павлова ("Рѣчь и отчетъ, читанные въ торжественномъ собраніи Имп. Московскаго Университета 12 Января 1899 г.") М., 1899 г., стр. 449-475.
М. Прасножено,-- Профессоръ Алексѣй Степановичъ Павловъ. Его біографія и учено-литературная дѣятельность. Юрьевъ, 1909 г.
Л. Б. Знаменскій,-- Исторія Казанской Духовной Академіи. Казанъ, 1891--1892, Вып. 1-й, стр. 161, 164, 170, 212, 322; Вып. 2-й, стр. 135, 173, 224, 319-327, 541, 547, 578, 584, 585; Вып. 3-й, стр. 188, 203, 262, 332, 343, 392.
Писавшіе объ А. С. Павловѣ не обратили до сихъ поръ вниманія на его близость къ архимандриту Ѳеодору. О ней сообщаетъ прот. о. В. В. Лаврскій ("Мои воспоминанія объ архимандритѣ Ѳеодорѣ", "Богословскій Вѣстникъ", 1906 г., т. 2, Іюль-Августъ, стр. 595-590. Лаврскій же, будучи студентомъ, писалъ родителямъ 5 -- 14 іюня 1857 г. о прямомъ вліяніи архимандрита Ѳеодора на Павлова: "У Павлова сочиненіе было начисано вполнѣ въ духѣ и по мыслямъ о. Ѳеодора. О. Ректоръ подчеркнулъ въ немъ всѣ выраженія свойственныя о. Ѳеодору О. Ректоръ исчеркалъ все сочиненіе Павлова... Павловъ утѣшенъ оправданіемъ и сочувствіемъ о. Ѳеодора. Онъ немного прогадалъ: онъ думалъ, что сочиненіе будетъ читать самъ о. Ѳеодоръ -- и за то былъ наказанъ" ("Богословскій Вѣстникъ" 1916 г., Т. 3, Сентябрь, стр. 38 39). Но было бы поучительно изслѣдовать, не отразилась ли ихъ личная и, въ юности А. С. Павлова, идейная, близость на характерѣ дальнѣйшей дѣятельности знаменитаго канониста. Упоминанія о Павловѣ встрѣчаются въ письмахъ архимандрита Ѳеодора и далѣе.
63) Иванъ Васильевичъ Любимовъ, воспитанникъ Симбирской Семинаріи и VIII курса (1850--1860 г.г.) Казанской Духовной Академій, писалъ сочиненіе "Объ управленіи церковныхъ вотчинъ въ древней Россіи" (Знаменскій,-- id., Вып. 3-й, Стр. 311). До 1872 г. былъ наставникомъ гражданской исторіи въ Уфимской Семинаріи, потомъ перешелъ на классъ греческаго языка. Былъ преподавателемъ въ Женскомъ Епархіальномъ Училищѣ. Въ 1882 г. былъ опредѣленъ смотрителемъ Уфимскаго Духовнаго Училища. Съ 1883 г. былъ законоучителемъ Уфимскаго Землемѣрнаго Училища. Ум. въ ноябрѣ 1887 г. Былъ редакторомъ "Уфимскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей" и членомъ Губернскаго Статистическаго Комитета (id., Вып. 3-й, стр. 406, ср. Вып. І-й, стр. 288).
64) Димитрій Ѳеодоровичъ Охатинъ, товарищъ и однокурсникъ Любимова по Семинаріи и Академіи, писалъ "О значеніи Кормчей въ древней Россіи" (Знаменскій,-- id., Вып. 3-й, стр. 311). Былъ наставникомъ Самарской Семинаріи по классу физики и математики. Въ 1862 году принялъ санъ священника и сдѣлался смотрителемъ Самарскаго Духовнаго Училища. По выходѣ изъ духовно-училищной службы съ 1879 г. былъ протоіереемъ въ Новоузенскѣ. Въ 1892 г. состоялъ протоіереемъ въ Покровской слободѣ Самарской Епархіи (Знаменскій,-- id., Вып. 3-й, стр. 405).
65) Корсаковымъ, см. [14, 15]. Валеріанъ Викторовичъ Лаврскій могъ передать имъ поклонъ, какъ посѣщавшій домъ ихъ въ качествѣ учителя дѣтей съ ноября 1856 г.,-- Послѣ Лаврскаго давалъ уроки въ домѣ Корсаковыхъ А. С. Павловъ, а съ 1858 г.-- П. В. Знаменскій.
66) Павелъ Димитріевичъ Кавелинъ. у 1869 г. бездѣтнымъ, былъ двоюроднымъ братомъ Льва Александровича Кавелина [(родившагося въ 1822 г.), историка, въ монашествѣ Леонида, окончившаго жизнь намѣстникомъ Троице-Сергіевской Лаврьг. Восходящая генеалогія Павла Димитріевича такова: Павелъ -- Дмитрій (женатъ на англичанкѣ Шарлоттѣ Ивановнѣ Белли) -- Александръ (женатъ на Аннѣ Ивановнѣ Кошелевой) -- Михаилъ (женатъ на Аннѣ Дм. Дурново) -- Лука -- Юрій -- Петръ -- Иванъ -- Иванъ Кавелинъ (В. В. Руммелъ и В. В. Голубцовъ, Родословный сборникъ русскихъ дворянскихъ фамилій, СПБ. 1886, T. I. стр. 337-- 343). Родъ Кавелиныхъ извѣстенъ съ 1623 г. и внесенъ въ родословную книгу Калужской губ. (Гр. А. Бобринскій.-- Дворянскіе роды, Ч. 2, СПБ. 1890, стр. 109; Гербовникъ, Ч. 6-я, л. 56).
67) Константинъ Длитріевгічъ Кавелинъ, братъ предыдущаго [66], род. 4-го ноября 1818 г., ум. въ Петербургѣ 3-го мая 1885 г., погребенъ на Волковомъ православномъ кладбищѣ, извѣстный писатель и ученый, профессоръ Московскаго и Петербургскаго Университетовъ, юрисконсультъ при Минист. Финансовъ, начальникъ отдѣленія въ Государственномъ Совѣтѣ и проф. Военно-Юридической Академіи. Женатъ былъ на Антонинѣ Ѳеодоровнѣ Коршъ.
68) Агаѳан г елъ, архіепископъ Волынскій и Житомірскій, въ міру Алексѣй Михаиловичъ[а не Ѳеодоровичъ] Соловьевъ, былъ сынъ священника Владимірской епархіи, воспитывался во Владимірской Духовной Семинаріи затѣмъ въ Московской Духовной Академіи (1832--1836 г.г.), въ которой окончилъ со степенью магистра, 3-мъ X-го курса. 30 Января 1854 г. онъ былъ назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, которую покинулъ 20 марта, возведенный въ санъ епископа Ревельскаго, викарія Петербургскаго. О преосвящ Агаѳангелѣ много свѣдѣній содержится въ "Исторіи Казанской Духовной Академіи" П. В. Знаменскаго (см. по указателю, оссб. въ Вып. 1, стр. 104-135; тамъ же, на стран. 135, прим. 2-е, указывается и литература о немъ. См. также "Русскій Біограф. Словарь", T. 1, "Ааронъ -- Имп. Александр. II", СПБ., 1896, стр. 53). Архимандритъ Ѳеодоръ (Бухаревъ) былъ сослуживцемъ его по Казанской Академіи. Отсюда ихъ знакомство.
69) Семейство Дубровиныхъ, см. [3]. Наталья Ивановна тоже преподавала у Корсаковыхъ.
70) Дубровины, см. [3].
71) Корсакова, рожденная Кавелина, см. [14, 65, 67].
72) См. [2].
73) Екатерина Васильевна -- Загорская, см. |2].
74) См. [7].
75) Марья Дмитріевна, рожденная Леонтьева, по мужу Нагловская. и сынъ ея, см. [13].
76) См. [12].
77) См. [8].
78) См. [11].
79) Дубровиной [3], ср. [11, 16, 32, 43, 52].
80) См. [18]
81) См. [3].
82) 12-го и 13-го января 1857 г. В. В. Лаврскій, тогда студентъ Казанской Духовной Академіи, писалъ своему отцу: "Какой-то камергеръ Лукошкинъ просилъ дозволенія слушать его [т. е. архимандрита Ѳеодора Бухарева] лекціи; кажется, что дѣло оставили до усмотрѣнія Преосвященнаго" (Прот. В. В. Лаврскій,-- Мои воспоминанія объ архимандритѣ Ѳеодорѣ, "Богословскій Вѣстникъ" 1906 г., Т. 2, Іюль -- Августъ, стр. 595;. Не есть ли это тотъ самый Лукошковъ, которому кланяется о. Ѳеодоръ? Студенту легко было спутать фамилію Лукошкова, извѣстную ему лишь по слухамъ, тѣмъ болѣе, что и фамилія Лукошкиныхъ существуетъ на самомъ дѣлѣ (на Московскомъ Даниловскомъ кладбищѣ погребены Георгій Артемьевичъ, Матвѣй Артемьевичъ и Прасковья Саввишна Лукошкины, см. "Московскій Некрополь", Т. 2, стр. 19)). Что касается до Петра Васильевича Лукошкова, д. ст. совѣтника и камергера, то онъ родился 11 іюня 1801 г., день свадьбы его былъ 29 апрѣля 1828 г., ум. 1860 г. въ недѣлю женъ мѵроносицъ во вторникъ въ 2 1/2 ч. по полуночи на 60-мъ г. ("Московскій Некрополь", Т. 2, стр. 191). Жена его Александра Николаевна Лукошкова, родилась 17 января 1801 г., умерла на первый день Пасхи въ третьемъ часу по полуночи 23 апрѣля 1861 г. на 55-мъ году ("Московский Некрополь". Т. 2, стр. 191). Дочь ихъ Надежда Петровна Лукошкова умерла 23 августа 1854 г., проживъ 19 лѣтъ ("Московскій Некрополь" Т. 2, стр. 191). Другая дочь Любовь Петровна въ 1860 г. поступила въ Московскій Новодѣвичій монастырь, гдѣ приняла имя Марія и скончалась тамъ на 70 г. 2 мая 1899 г. ("Московскій Некрополь", Т. 2, стр. 226). Всѣ четверо погребены на кладбищѣ Московскаго Данилова монастыря. Еще одна Лукошкова, по мужу Ушакова, игуменія Осташковскаго Знаменскаго женскаго монастыря, погребенная въ склепѣ подъ Знаменской церковью, по имени Антонія, родилась 28 февраля 1829 г., ум. 22 марта 1891 г. ("Провинціальный Некрополь", T. 1, стр. 40)" вѣроятно, она тоже дочь занимающихъ насъ Лукошковыхъ.-- Извѣстны еще представители фамиліи Лукошковыхъ, но нѣтъ данныхъ для установленія ихъ родства съ вышеназванными. Таковы: генералъ-лейтееантъ Петръ Викторовичъ Лукошковъ, ум. 1902 г., на 62 г., погребенный на Гатчинскомъ кладбишѣ ("Петербургскій Некрополь", Т. 2, стр. 703), жена его Анна Моисеевна, ум. 3 февраля 1887 г., на 68 г., и погребенная за Смоленскомъ православномъ кладбищѣ ("Петербургскій Некрополь", Т. 2, стр. 703) и Ксенія Леонтьевна Лукошкова, умершая до 1716 и бывшая за Тимоѳеемъ Васильевичемъ Карамзинымъ (В. И. Руммель и В. В. Голубцовъ,-- Родословный Сборникъ, T. 1, стр. 364).
83) Вѣроятно Иванъ Денисовичъ Знаменскій,-- однокурсникъ В. В. Лаврскаго, 5-й магистръ VII выпуска Казанской Духовной Академія. Поступилъ въ Академію онъ изъ Нижегородской Духовной Семинаріи. По окончаніи Академическаго курса опредѣленъ въ Пермскую Семинарію на богословскіе предметы. Въ 1860 г. рукоположенъ во священника. Въ 1861 г. перешелъ въ Екатеринбургъ и сдѣлался тамъ законоучигеленъ Гимназіи. Въ 1863 г., опредѣленъ законоучителемъ въ Уральское Духовное Училище. Былъ членомъ Екатеринбургскаго Духовно-Училищнаго Совѣта. Вышелъ изъ Гимназіи въ 1879 г. и съ этого времени состоялъ по 1884 г. смотрителемъ Екатеринбургскаго Духовнаго Училища. Въ 1892 г. состоялъ протоіереемъ Златоустовскаго Собора въ Екатеринбургѣ (Знаменскій,-- Исторія Каз. Дух. Акад., Вып. 3-й, стр. 394).
Не разумѣется ли здѣсь священникъ Стефанъ Вишневскій, бывшій въ 1844 г. въ Духосошественской церкви въ Казани и состоявшій въ Комитетѣ по постройкѣ помѣщенія Казанской Духовной Академіи (Знаменскій,-- id. Вып. 3-й, стр. 28)? О. Ѳеодоръ могъ знать ею, какъ причастнаго академической жизни.
84) Викторъ Петровичъ Вишневскій, изъ Казанской Духовной Семинаріи, 9-й магистръ V курса Московской Духовной Академіи (Списокъ студентовъ, окончившихъ полный курсъ Имп. Москов. Дух. Акад. за первое столѣтіе ея существованія, 1814--1914 г.г. Сергіевъ Посадъ, 1914 г. стр. 12). Былъ назначенъ съ 1820 г. профессоромъ философіи въ Казанскую Духов. Семинарію, въ которой былъ и инспекторомъ (съ 1736--1842 г.). Въ 1823 г. рукоположенъ во священника Казанской Петропавловской церкви.([Прот.] С. К. Смирновъ,-- Исторія Московской Дух. Акад. до ея преобразованія, М., 1879, стр. 474.-- Знаменскій,-- Ист. Каз. Дух. Акад., Вып. 1-й, стр. 279), Съ 1843 г., онъ уволился отъ духовно-училищной службы и проходилъ разныя епархіальныя должности, члена консисторіи, градского благочиннаго и, какъ знатокъ чувашскаго и черемисскаго языка, члена учрежденной при Казанской епархіи миссіи среди инородцевъ, вообще постоянно было виднымъ епархіальнымъ дѣятелемъ. Въ 1850 г. 11 сентября, по избранію конференціи Казанск. Дух. Акад., Св. Сиподомъ онъ былъ утвержденъ членомъ ея. Академіи онъ всегда оказывалъ большое сочувствіе, много жертвовалъ книгъ для ея библіотеки и вещей для ея кабинетовъ (Знаменскій,-- id., Вып. 1-ый, стр. 279). Въ 1854 г. онъ былъ опредѣленъ каѳедральнымъ протоіереемъ къ Петропавловскому собору. Въ томъ же 1854-мъ году онъ былъ назначенъ преподавателемъ на чувашско-черемисское миссіонерское отдѣленіе при Казанской Дух. Акад.. гдѣ состоялъ до закрытія отдѣленія въ 1856-мъ году, за недостаткомъ слушателей. "Въ первый учебный годъ озъ излагалъ студентамъ чувашскую миѳологію и народность, описывалъ нравы и обычаи чувашъ, перечислялъ мѣры къ ихъ обращенію и показывалъ опыты назиданія новообращенныхъ; съ языкомъ ихъ онъ знакомилъ студентовъ по своей собственной чувашской грамматикѣ и приложенному къ ней словарю; переводилъ съ русскаго языка Евангеліе Матѳея и Начатки христіанскаго ученія, а для практики въ языкъ занимался легкими разговорами. На другой годъ по такой же программѣ онъ излагалъ свѣдѣнія по части миѳологіи и народности черемисской и правила черемисскаго языка горнаго и луговаго нарѣчій; переводилъ на луговое нарѣчіе краткую священную исторію" (Знаменскій,-- id., Вып. 2-й, стр. 376). Протоіерей В. П. Вишневскій напечаталъ рядъ трудовъ миссіонерскаго, некрологическаго и гомилетическаго содержанія. Списокъ таковыхъ см. у Смирнова (Ист. Моск. Дух. Ак., стр. 474) и у Знаменскаго (Ист. Каз. Дух. Ак., Вып. 1-й, стр. 279; Вып. 2-й, стр. 377). Въ указанныхъ Исторіяхъ Академій содержатся и еще нѣкоторыя второстепенныя подробности его жизни, см. по указателямъ.
Съ о. Ѳеодоромъ прот. В. П. Вишневскій долженъ былъ познакомиться но службѣ въ Казанской Академіи.
86) См. [2]
87) См. [82].
88) Не тотъ ли это служитель, о которомъ пишетъ 15 и 16-го ноября 1855 г. студентъ Лаврскій: "Митрополитъ, въ проѣздъ о. Ѳеодора (черезъ Москву) далъ ему служителя -- великана, который и живетъ теперь здѣсь въ Академіи. Преосвящ. Филаретъ, должно быть, любитъ о. Ѳеодора" ("Бог. Вѣстн.", 1906, Т. 2, Май, стр. 110).
89) Левъ Петровичъ Полетаевъ, въ монашествѣ Григорій, изъ Нижегородской Духовной Семинаріи, 1-й магистръ V курса (1850--1854 г.г.) Казанской Дух. Акад. Оставленъ баккалавромъ при Академіи по каѳедрѣ Св. Писанія (Знаменскій,-- Ист. Каз. Дух. Акад., Вып. 3-й, стр. 379). Родился въ 1826 г. Онъ состоялъ въ должности помощника инспектора въ инспекторство о. Ѳеодора. Молодой, неопытный, горячій, онъ ссорится со студентами, а непріятности приходилось расхлебывать о. Ѳеодору (см. у Знаменскаго,-- id., Вып. 1-й, стр. 177-178, 181). Съ 1864 г. іеромонахъ Григорій взялъ за себя должность эконома Академіи, ознаменованную дѣломъ о дровахъ (id., стр. 230-236). Въ 1858--1859 г.г., по порученію Си, Синода, переводилъ часть Евангелія на русскій языкъ (id., стр. 235), a въ 1863--1867 г.г.-- часть Псалтири (id., стр. 286). Съ 1854 г., по строгому предписанію Преосвященнаго Григорія и затѣмъ подъ давленіемъ Преосв. Агаеангела, на іеромонаха Григорія былъ возложенъ обязательный, поурочный переводъ Благовѣстника бл. Ѳеофилакта для "Православнаго Собесѣдника" (id., Вып. 2-й, стр. 534). Съ 1856 г. ему поручено было, кромѣ преподававія Св. Писанія, еще преподаваніе герменевтики, а въ 185S г.-- еврейскій языкъ.-- Служба іером. Григорія при Академіи была довольно несчастная и плохо цѣнилась начальствомъ. Одно уже то, что онъ 13 почти лѣтъ просидѣлъ на одной каѳедрѣ Св. Писанія и не имѣлъ ни одной административной должности, кромѣ должности помощника инспектора, показываетъ, что онъ былъ какимъ-то опальнымъ человѣкомъ, потому что такъ долго безъ движенія по службѣ не служилъ, кажется, никто изъ ученыхъ монаховъ того нремени.-- До 1864 г. онъ не получалъ ни одной награды" (Знаменскій,-- id., Вып. 2-й, стр. 184-185). "Дѣятельность его по каѳедрѣ Св. писанія замѣчательна была тѣмъ, что онъ внесъ въ преподаваніе этой науки въ Казанской Академіи новый методъ, который въ отличіе отъ прежняго аналитическаго метода,-- можно, хотя и не совсѣмъ точно, назвать синтетическимъ. Онъ наведенъ былъ на этотъ методъ знакомствомъ съ архим. Ѳеодоромъ Бухаревымъ. О. Ѳеодоръ пріѣхалъ въ Академію какъ разъ въ ту самую осень 1854 г., когда о. Григорій юнымъ монахомъ готовился вступить въ свою должность и конечно озабоченно искалъ пособій для своихъ будущихъ лекцій. О. Ѳеодоръ, самъ преподававшій Св. Писаніе въ Московской Академіи, принялъ въ немъ сердечное участіе и сейчасъ же сталъ впушать ему свои богословскія идеи, снабдилъ его даже своими записками по Св. Писанію, на которыя всегда смотрѣлъ, не какъ на какую-нибудь личную свою литературную собственность, а какъ на трудъ, долженствующій быть общимъ достояніемъ. Умственное направленіе о. Григорія, чисто разсудочное, логическое, было далеко не сходно съ созерцательнымъ направленіемъ ума о. Ѳеодора, но онъ хорошо понялъ этого богослова -- созерцателя и синтетика, оцѣнилъ глубину его идей и его экзегетическіе пріемы и не преминулъ воспользоваться его записками при составленіи собственныхъ лекцій, надъ которыми въ первые годы своей службы трудился очень много и добросовѣстно. Не мудрено, что по основному строю курсы его во многомъ напоминали сдѣлавшіеся потомъ извѣстными въ печати труды по Св. Писанію о. Ѳеодора" (Знаменскій,-- id., Вып. 2-й, стр. 185; далѣе, на сгр. 185-188, идетъ болѣе подробная характеристика трудовъ о. Григорія).-- Изъ академической службы онъ вышелъ 3 апрѣля 1867 г., будучи назначенъ ректоромъ въ Уфимскую Дух. Семинарію и настоятелемъ Уфимскаго Успенскаго монастыря и въ санъ архимандрита. Потомъ жилъ во Флорищенскомъ монастырѣ, былъ наставникомъ Владимірской Семинаріи, съ 1877 до 1888 г. состоялъ ректоромъ Иркутской Семинаріи, съ 1888 до 1891 г. членомъ С.-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры, съ 1891 г.-- епископъ Ковенскій, викарій Литовскій, съ 1392 г.-- Туркестанскій, съ 1895 г.-- Омскій и Семипалатинскій (Знаменскій,-- id., Вып. 2, стр. 189; Н. Малицкій,-- Исторія Владимірской Духовной Семинаріи, М.. 1902 г., Вып. 2-й, стр. 387-388).
90) Іеромонахъ Филаретъ, въ міру Ѳеодосіи Протопоповъ, исключенный изъ риторовъ Харьковской Духовной Семинаріи, сынъ причетника, съ 1842 г. служилъ послушникомъ при Старохарьковскомъ монастырѣ, потомъ переѣхалъ изъ Харькова вмѣстѣ съ Агаѳангеломъ въ Кострому, въ 1851 г. постригся въ монашество и но 1853 г. былъ іеродіакономъ Богоявленскаго монастыря города Костромы. Затѣмъ онъ. въ качествѣ служки Преосв. Агаѳангела, ѣздилъ за нимъ въ 1853 г. въ Петербургъ и въ Казань -- въ іюнѣ 1854 г. Поставленный ректоромъ Агаѳангеломъ въ академическіе экономы, о. Филаретъ оказался очень недалекимъ, балованымъ и лѣнивымъ, вслѣдствіе чего обнаружилось много хозяйственныхъ упущеній и злоупотребленій, о которыхъ подробно разсказывается въ "Ист. Каз. Дух. Ак. П. В. Знаменскаго (Вып. 1-й, стр. 110-111, 148-154; Вып. 3-й стр. 58, 69, 77, 102).
91) Подобно тому какъ въ дѣтяхъ возгрѣвается и приводится въ дѣйствіе благодать св. Таинствъ. Примѣичаніе Автора.
92) См. [63].
93) См. [57].
94) См. [62].
95) Василій Александровичъ Александровскій -- изъ Симбирской Духовной Семинаріи. 6-й магистръ VI-го курса (1852--1856 г.г.) Казанской Духовной Академіи. Былъ наставникомъ Церковной исторіи въ Казанской и, съ 1858 г.,-- въ Самарской Семинаріи. Въ послѣдней былъ инспекторомъ. Въ 1862 г. вышелъ въ гражданскую службу, перемѣнивъ много мѣстъ. Въ началѣ 1870-хъ годовъ скончался въ домѣ умалишеныхъ въ Москвѣ. Въ "Православномъ Собесѣдникѣ" (1866 г., Ч. 1-я, стр. 121, 135) напечатаны двѣ статьи изъ его сочиненія на степень: "О внѣшнемъ состояніи Православной церкви во время владычества латинянъ въ Византійской Имперіи" (Знаменскій,-- id., Вып. 3-ій, стр. 388),
96) Яковъ Ивановичъ Третьяковъ -- товарищъ Александровскаго [93] по Семинаріи и Академіи, въ коей окончилъ 8-мъ магистромъ VI-го курса. Поступилъ въ священники къ Самарскому каѳедральному собору, былъ законоучителемъ Самарской гимназіи. Въ послѣдней онъ служилъ 26 лѣтъ, до 1882 г. По епархіальному вѣдомству служилъ при разныхъ церквахъ, съ 1882 г. былъ каѳедральнымъ протоіереемъ, 15 лѣтъ состоялъ членомъ Консисторіи, 17 лѣтъ цензоромъ, 7 лѣтъ предсѣдателемъ Епархіальнаго Женскаго Училища. Съ 1882 г. состоялъ ректоромъ Самарской Семинаріи. Скончался въ 18S7 г. Въ "Православномъ Собесѣдникѣ" (1868 г., Ч. 2 я, стр. 39 и Ч. 3-я, стр. 48) напечатано его курсовое сочиненіе: "О чинахъ патріаршей Константинопольской церкви въ Средніе вѣка" (Знаменскій,-- id., Вып. 3-ій, стр. 338-389).
97) Ректора Самарской Духовной Семинаріи, гдѣ тогда служилъ В. В. Лаврскій.
98) Т. е. воспитанниковъ Самарской Духовной Семинаріи.
99)) См. [67], особенно генеалогическую таблицу.
100) Александръ Алексѣевичъ Лебедевъ, кандидатъ ХХI-го курса Московской Духовной Академіи. Подробности его жизнеописанія см. въ: Е. А. Лебедева, -- Воспоминанія о протоіерей. А. А. Лебедевѣ ("Богословскій Вѣстникъ", 1916 г.,Г. 3, Октябрь -- Ноябрь -- Декабрь, стр. 242-335). Тамъ же помѣщена переписка прот. А. А. Лебедева съ прот. С. К. Смирновымъ (стр. 396-489) и письма къ о. Лебедеву профессоровъ Московской Духовной Академіи (стр. 490-509). Въ примѣчаніяхъ къ этимъ матеріаламъ содержатся біо-библіографическія указанія относительно о. Лебедева.-- Въ "Богословскомъ Вѣстникѣ" же за 1915 г., Т. 3, октябрь -- Ноябрь -- Декабрь, стр. 413-544 помѣщены письма къ о. А. А. Лебедеву архимандрита Ѳеодора (А. М. Бухарева).,
101) Николай Григорьевичъ Овсянниковъ.
102) Дубровины,-- см. [8].
103) См. [68].
104) Николай Михайловичъ Соловьевъ, воспитанникъ Владимірской Духовной Семинаріи, окончилъ курсъ въ 1836 г. по 2-му разряду, 30-мъ, по І-му отдѣленію. Въ 1636 г. опредѣленъ священникомъ къ церкви погоста Ильинскаго Телешева Шуйскаго уѣзда, въ 1891 г. уволенъ за штатъ. О 50-тилѣтнемъ юбилеѣ см. во "Влад. Епарх. Вѣд." за 1886 г., No 24. Напечаталъ; Лѣтопись объ Ильинской церкви Шуйскаго уѣзда, погоста Ильинскаго Телешева" ("Владим. Еп. Вѣд." 1881 г., NoNo 10, 13, 21; 1882 г., NoNo 19, 20; 1883 г., No 14; 1884 г., 6, 8). (H. Maлицкій,-- Исторія Владимірской Духовной Семинаріи, М., 1902, Вып. 3-й, стр. 266-267).
105) См. письмо 1-е Архимандрита Ѳеодора къ В. В. Любимовой и [19].
106) Архіепископъ Аѳанасій. См. [35].
107) Пелагеѣ Ивановнѣ Горталовой, Казанской помѣщицѣ, см. [18].
108) Варварѣ Васильевнѣ Любимовой, см. [2].
109) Гавріилу Ивановичу Горталову, см. [18],
110) Вѣроятно, братъ Пелагіи Ивановны Горталовой, см. [107].
111) Ректоръ Самарской Духовной Семинаріи.
112) Якова Ивановича Третьякова, см. [96].
113) Василія Александровича Александровскаго [95].
114) Т. е. объ отношеніи къ старообрядчеству, см. письмо І-е къ В. И Лаврскому.
115) Алексѣю Степановичу Павлову, см. [62].
116) Преп. Макарій Великій много значилъ въ выработкѣ воззрѣній и даже отчасти терминологіи Архим. Ѳеодора; ссылка на него именно и данномъ случаѣ характерна. Объ отношеніи Архим. Ѳеодора къ преп. Maкарію подробнѣе см. въ кандидатскомъ сочиненіи студента LXXI-го курса о. Александра Михайловича Бѣлорукова: "Жизнь и творчество А. М. Бухарева (архимандрита Ѳедора)".
117) Любимовой и Загорской, см. [24].
118) Дубровиной, см. |3|.
119) Корсаковымъ, см. [14].
120) Горгаловой, см. [18, 107].
121) См. [110].
121) Казанскій купецъ, см. также [22].
122) Не разумѣется ли здѣсь Алексій, епископъ Вятскій, въ міру Александръ Петровичъ Соболевъ, сынъ Капитолины Николаевны, тетки прот. Валеріана Викторовича Лаврскаго. (См. [37] особенно, генеалогическую таблицу).
124) Ректора Казанской Духовной Академіи.
125) Александра Викторовна Лаврская, сестра прот. В. В. Лаврскаго (см. [37]). родилась 25 января 1345 г. въ Горбатовѣ Нижегородской губ., Замужемъ была за извѣстнымъ путешественникомъ Григоріемъ Николаевичемъ Потанинымъ. Она всюду сопровождала мужа, помогая ему собирать этнографическіе и другіе матеріалы. Во время четвертаго путешествія въ Китай, Александра Викторовна заболѣла и скончалась по дорогѣ въ Шанхай. 19 сентября 1893 г.; погребена въ Кяхтѣ. Она оставила цѣлый рядъ статей, имѣющихъ предметомъ этнографическіе разсказы о монголахъ, тибетцахъ и китайцахъ или описанія мѣстностей, посѣщенныхъ путешественницей. Всѣ эти статьи, съ подробною біографіею, изданы въ 1895 г. въ Москвѣ, Имп. Обществомъ Любителей Естествознанія, Антропологіи и Этнографіи (энц. Словарь Брокгауза и Ефрона, 1-е изданіе, полутомъ 48, стр. 721).
126) Антонина Викторовна Лаврская, см. [37, 129].
127) Викторь Николаевичъ Лаврскій, см. [37].
128) Іеромонахъ Григорій Пелегневъ. [89].
129) Лаврскимъ, сестрамъ Валеріана Викторовича [125, 126].
130) Именно на основаніи остатковъ первобытнаго союза между людьми, охранявшими еще свѣтлую сообразность и живую сообщность съ Существеннымъ Образомъ Божіимъ -- Богомъ Словомъ, одушевляемыми дыханіемъ Божія Духа. Примѣчаніе Автора.
131) Т. е. Анны Сергѣевны Родышевской.
132) Говорю это, разумѣется, не въ смыслѣ обязательнымъ. Поступите какъ найдете лучше и какъ заранѣе располагали. Только не помсд.тя извѣстите насъ. Примѣчаніе Автора.
134) Вѣрочки, т. е. Вѣры Александровны, см. [14]; ниже въ письмѣ -- о ней же.
135) Ср. [19].
135) Епископъ Нижегородскій Нектарій (Надеждинъ ), хиротонисанъ 13 сентября 1859 г. изъ ректоровъ С.-Петербургской Духовной Академіи въ епископа Выборгскаго, второго викарія Петербургскаго; 22 сентября 1860г. переведенъ на Нижегородскую епархію, 14 мая 1867 г. пожалованъ въ архіепископа; 21 января 1869 г. переведенъ въ Харьковъ, гдѣ и ум. 7 сентября 1874 г. (П. Строевъ,-- Списки іерарховъ и настоятелей монастырей Россійской Церкви, СПБ., 1877 г., столб. 268, 603, 966). Онъ рукополагалъ И. В. Лаврскаго, см. [37].
136) Объ этомъ случаѣ разсказываетъ также Дм. Ѳ. Голубинскій въ своемъ письмѣ n° II отъ 13 августа 1863 года А. А. Лебедеву (Письма профессоровъ Московской Духовной Академіи къ прот. А. А. Лебедеву, "Богословскій Вѣстникъ", 1916, Т. 3. Окт.-- Ноябрь -- Дек., стр. 403-404).
137) Не имѣется ли здѣсь въ виду извѣстное дѣло съ панихидой по возставшимъ крестьянамъ въ селѣ Безднѣ Спасскаго уѣзда, Казанской губерніи, въ которое былъ замѣшанъ іеродіаконъ Академической Казанской церкви о. Мелетій, въ міру Михаилъ Кузьминъ Якимовъ, сынъ священника Вятской епархіи, родившійся въ 1835 г., воспитанникъ Вятской Духовной Семинаріи, въ которой окончилъ курсъ въ 1856 г., и Казанской Духовной Академіи, XI го курса (1858--1862 г. г.). Въ 1861 г. по дѣлу о панихидѣ (о каковомъ см. у Знаменскаго, id., Вып. 1-ый, стр. 194-215 и др.) былъ уволенъ изъ Академіи и назначенъ въ Посольскій монастырь Иркутской епархіи для миссіонерскаго служенія. Съ 1878 г.-- епископъ Селенгинскій, съ 18S9 г.-- Якутскій. Ему принадлежитъ множество статей историческаго содержанія, списокъ коихъ см. у Знаменскаго, id., Вып. 3-ій, стр. 415-416.
138) Николай Васильевичъ Разумовъ, изъ Пензенской Духовной Семинаріи, воспитанникъ ІІІ-го (1846--1850 г.г.) курса Казанской Духовной Академіи. Поступилъ въ свѣтское званіе и служилъ сначала при Пензенскомъ Губернскомъ Правленіи, съ 1305 г. письмоводителемъ при Преосв. Григоріи Казанскомъ, съ 1859 г. секретаремъ Казанской Консисторіи, съ 1886 г. переведенъ въ той же должности въ Калугу. Ему принадлежитъ рядъ статей некрологическаго и историческаго содержанія, списокъ коихъ см. у Знаменскаго.-- id., Вып. 3-ій, стр. 365--366.-- H. В. Разумовъ отличался въ Академіи нѣкоторою неисправностью и, слѣдовательно, долженъ былъ испытать на себѣ любовную снисходительность о. Ѳеодора (А. М. Бухарева).-- См. у Знаменскаго,-- id., Вып. 3-ій, стр. 160. 190.-- 191, 290.
139) Это -- младшій братъ А. М. Бухарева.
140) Рѣчь идетъ о Константинѣ Викторовичѣ Лаврскомъ, см. [46, 151].
141) Это сопоставленіе своего труда съ Четьями-Минеями Святителя Димитрія Ростовскаго не случайно вырвалось у А. М. Бухарева. Какъ разъ то же пишетъ онъ и Лебедевымъ въ письмѣ n° 45 отъ 20 іюля 1863 г. (Письма Архим. Ѳеодора (А. М. Бухарева) къ А. А. Лебедеву, "Богословскій Вѣстникъ", 1915 г., Т. 3, Октябрь -- Ноябрь -- Декабрь, стр. 481).
142) Т. е. епископа Нектарія [135, 15, 66].
143) См. [135].
144) Проэктъ этотъ былъ предложенъ М. П. Погодинымъ. Что касается до средствъ на поѣздку за границу, то, кажется, предлагалъ ихъ П. В. Панаевъ, см. о немъ [45].
145) Тихонъ Алексѣевичъ Горизонтовъ изъ Саратовской Духовной Семинаріи, 7-й кандидатъ VII-го (1854--1858 г.г.), курса Казанской Духовной Академіи, т. е. однокурсникъ В. В. Лаврскаго. Служилъ сначала въ Пензенской Духовной Семинаріи по классу физики и математики, потомъ съ 1861 г. въ Нижегородской, по классу словесности. Въ 1864 г. вышелъ изъ училищной службы и поступилъ во священники при Радомской церкви въ Варшавской епархіи. Въ 1866 г. перешелъ въ Варшаву. Былъ здѣсь законоучителемъ I Женской Гимназіи. Послѣ выхода въ отставку съ пенсіей состоятъ въ 1892 г. протоіереемъ при Варшавскомъ Каѳедральномъ Соборѣ (Знаменскій,-- id., Вып. 3-ій, стр. 399.-- Ср. С. Терпонскій,-- Историческая записка о состояніи Казанской Духовной Академіи послѣ ея преобразованія. 1870--1892. Казакъ. 1892 г., стр. 317).
146) Парѳеній Лукичъ Репловскій -- изъ Виѳанской Духовной Семинаріи 3-ій магистръ ХХІІ-го (1856--1860 г. г.) курса Московской Духоввой Академіи (Списки студентовъ, Сергіевъ Посадъ, 1914, стр. 42), младшій товарищъ А. А. Лебедева (ХХІ-го курса) и его родственникъ,-- двоюродный или троюродный братъ. По окончаніи курса былъ назначенъ въ Ярославскую Дух. Семинарію преподавателемъ Священнаго Писанія. Чрезъ посредство А. Д. Лебедева женился въ Петербургѣ на Серафимѣ Александровнѣ Дьяконовой и въ февралѣ 1861 г. опредѣленъ діакономъ придворной церкви въ ІІІтудгартѣ. Съ 1863 по 1868 г. состоялъ преподавателемъ русскаго языка, русской исторіи и географіи при В. Княжнѣ Вѣрѣ Константиновнѣ. Въ 1869 г. перешелъ въ Кіевскую Духовную Академію на должность доцента по каѳедрѣ Церковной Исторіи, а чрезъ 6 мѣсяцевъ перевелся въ Московскую Духовную Академію. Но, даровитый и впечатлительный, онъ страдалъ обычною русскою болѣзнью и, въ Москвѣ, въ припадкѣ иппохондріи, покончилъ съ собою, въ 1870 г. Въ "Православномъ Обозрѣніи" за 1860 и 1862 г. г. и въ "Духѣ Христіанина" за 1861 г. помѣщено имъ нѣсколько статей. О немъ есть кое что въ "Воспоминаніяхъ" прот. Базарова и въ "Ист. Моск. Дух. Ак." С. И. Смирнова, на стр. 523-524.
147) Архіепископъ Казанскій Аѳанасій ум. 2 января 1868 г.,-- въ Кизическомъ монастырѣ (Строевъ,-- Списки іерарховъ, столб. 290). Очевидномъ январѣ 1863 г. разнесся слухъ о его кончинѣ, ибо запросъ о немъ дѣлаетъ А. М. Бухаревъ и В. В. Любимовой въ письмѣ n° VI, отъ 16 января 1863; см. [36].
148) Рѣчь идетъ объ Арсеніѣ Матвѣевичъ Бухаревѣ. Подробности этого столкновенія см. въ [36].
149) Константинѣ Викторовичѣ Лаврскомъ, см. [46, 149, 156].
152) См. [135].
153) Аркадій Валеріановичъ Лаврскій -- сынъ о. Валеріана Викторовича и Александры Ивановны, родился въ 1863 г. Образованіе получилъ въ Казанскомъ Университетѣ по естественному факультету. Принималъ участіе въ естественно-историческомъ изслѣдованіи Казанской губерніи. Состоитъ профессоромъ минералогіи въ Екатеринославскомъ Высшемъ Горномъ училищѣ.
154) О. В. В. Лаврскій былъ редакторомъ Епархіальныхъ Вѣдомостей.
155) См. [38, 161].
156) Константинъ Викторовичъ Лаврскій, см. [46, 140, 149, 156, 164, 169].
157) Замѣтьте и помните, Братъ мой, а если еще не удостовѣрены, постарайтесь удостовѣриться, что духовное у насъ то, что со Христомъ и по Христу, будетъ ли то относиться къ дѣлу мысти или къ тѣлу и проч.
А что не по Христу, это душевное, плотское, хотя бы былъ высшій идеализмъ. Что по Христу, это одушевляется и благодатію Духа Св., безъ котораго нельзя и назвать Его Господомъ Іисуосъ (см. I Кор. глав. о даров. духов.). Примѣчаніе Автора.
158) См. [2].
159) Дубровиной, см. [3].
160) Любимовой, см. [2].
161) См. [38, 155, 163].
162) Дубровина, см. [ 3 ].
163) См. [138, 155, 161].
164) Константину Викторовичу Лаврскому, см. [46, 140, 156].
165) Иванъ Алексѣевичъ Морошкинъ -- изъ Тверской Духовной Семинаріи, кандидатъ съ правомъ на степень магистра по представленіи новаго сочиненія (писалъ на тему: "О новѣйшемъ развитіи русскаго раскола". См. Знаменскій,-- id. Вып. 3-ій, стр. 311) VIII курса (1856--1860 г.г.) Казанской Духовной Академіи. Отличался гордымъ и непокорнымъ характеромъ, что повело къ извѣстному въ лѣтописяхъ Академіи столкновенію 1857 г. съ помощникомъ инспектора іеромонахомъ Григоріемъ (Полетаевымъ [89], тоже отличавшимся несдержанностію; столкновеніе это много причинило огорченій архимандр. Ѳеодору (Бухареву) (см. Знамейскій,-- id., Вып., I стр. 178; Вып. 3-й стр. 207). По окончаніи курса назначенъ былъ по классу физики и математики въ Саратовскую Семинарію. Но при первомъ удобномъ случаѣ заявилъ начальству, не стерпѣвъ выговора за опаздываніе на уроки, что назначенъ на мѣсто неудачно потомучто математика даже вовсе не преподавалась въ Академіи всему его курсу и что жалованіе получаемое имъ по службѣ такъ ничтожно что онъ не можетъ посвятить всего своего времени семинарской службѣ (3наменскій, id., Вып. I, стр. 363.-- Вып. 3-й, стр. 349, 405]. Изъ-за этого во внѣшнемъ управленіи Академіи завязалось очень непріятное ректору архимандриту Іоанну (В. С. Соколову) дѣло, кончившееся увольненіемъ Морошкина отъ духовно-училищной службы. Въ 1861 г. онъ поступилъ въ акцизное вѣдомство и жилъ нѣкоторое время въ Перми и Вяткѣ, а вскорѣ умеръ.
166) Нектарія, епископа Нижегородскаго, см. [135, 142].
167) Это предположеніе А. М. Бухарева не помѣшало однако Высокопреосвищеннѣйшему Іоанникію, архіепископу Варшавскому, пригласить въ 1866 г. свящ. В. В. Лаврскаго въ управляемую имъ епархію, см. [57].
168) См. [53, 57].
169) См. письма n°n° VII, VIII и XII отъ 28-го ноября 1654 г., 13 января 1866 г. и 11 декабря 1866 изъ серій писемъ къ В. В. Любимовой и А. И. Дубровиной.
170) См. [153, 148].
171) См. [115].
172) Іоанникій, архіепископъ Варшавскій.
173) Т. е. сына В. В. Лаврскаго, см. [153, 168, 170, 181].
174) Рѣчь идетъ о рожденіи Сашеньки Бухаревой 7 мая 1868 года.
175) См. письмо No II отъ 11-го декабря 1866 г. В. В. Любимовой и письмо No VIII отъ 13-го января 1866 г. А. И. Дубровиной, P. S.
176) Николай Меѳеодьевичь Троицкій, изъ Тульской Духовной Семинаріи, волонтеръ, студентъ съ правомъ на степень кандидата по прослуженія двухъ лѣтъ, IX курса (1858--1862 г.г.) Казанской Духовной Академіи. Назначенъ былъ по классу церковной исторіи въ Кавказскую Семинарію. Въ 1865 г. получилъ степень кандидата. Въ 1866 г. перешелъ на службу по министерству народнаго просвѣщенія и опредѣленъ инспекторомъ Варшавской женской Гимназіи,-- чѣмъ объясняется выраженіе въ письмѣ "вамъ". Съ 1883 г. директоръ 2-й Варшавской Гимназіи(3наменскій,-- id., Вып. 3-й, стр. 4-15 и 128).
177) Ѳеодоръ Васильевичъ Ливановъ,-- изъ Саратовской Духовной Семинаріи, учитель Самарскаго Духовнаго Училища (Знаменскій,-- id., Вып. 3. стр. 128, 409). Любитель музыки и театра (id., стр. 199, 210-211), любитель литературы, которую изучалъ вмѣстѣ съ Морошкинымъ (id., стр. 264), полиглоттъ (id., стр. 275), человѣкъ одаренный, Ливановъ не съумѣлъ устроиться въ жизни. Написавъ сочиненіе "О характерѣ древнихъ житій русскихъ свитыхъ и ихъ историческомъ значеніи" (id., стр. 311), и выпущенный кандидатомъ VIII (1856--1860 г.г.) курса Казанской Духовной Академіи, онъ поступилъ на службу въ аудиторіатскій департаментъ военнаго министерства. Потомъ служилъ по акцизному управленію въ Перми. Въ половинѣ 1860-хъ годовъ перешелъ въ Петербургъ, гдѣ былъ прикомандированъ къ министерству внутреннихъ дѣлъ для разработки документовъ о расколѣ, но скоро вышелъ изъ этой службы и служилъ членомъ соединенной палаты во Владимірѣ. Въ 1870-хъ годахъ поселился въ Москвѣ. Умеръ въ концѣ 1870-хъ годовъ въ большой бѣдности. Въ печати извѣстно множество его статей и книги, главнымъ образомъ по расколу (Знаменскій, id., стр. 409-410, гдѣ приводится и библіографія его трудовъ).-- Ливановъ былъ большой говорунъ. По разсказамъ Анны Сергѣевны Бухаревой, въ Москвѣ разъ онъ пришелъ сказать, что съ Александромъ Матвѣевичемъ Бухаревымъ хочетъ познакомиться ІТлевако. Ал. Матвѣев. былъ не прочь, но Анна Сергѣевна слышать не хотѣла: "Одинъ,-- говоритъ,-- болтунъ есть, другого не хочу". На уговоры А--ра М--ча она отвѣчала слезами, чуть не до истерики. Такъ и не познакомились.
178) Лаврскому, см. [16].
179) Василію Ѳеодоровичу Голубинскому.
180) Троицкій, см. [176].
181) Сыномъ В. В. Лаврскаго, см. [153, 168, 170, 173].
182) См. [176].
183) См. [176]; [189] и предыдущее письмо n° XXVI.
184) Это и на случай вашего пребыванія въ М[осквѣ]. Примѣчаніе Автора.
185) Троицкому см. [167, 180, 182, 183].
186) Сашенька Бухарева скончалась въ самый день Пасхи 1869 года, т. е. 20 апрѣля, т. е. 11-ти мѣсяцевъ отъ году, см. [174]. Сообщеніе о кончинѣ ея см. также въ письмѣ n° XIX отъ 26 сентября 1869 г. В. В. Любимовой и въ письмѣ n° 72 отъ 8 то іюня 1869 г. г. Лебедевымъ ("Богословскій Вѣстникъ", 1915 г., Т. 3, Октябрь -- Ноябрь -- Декабрь, стр. 525".
187) Полагаю, что это -- В. О. Голубинскій[179].-- Былъ и еще близкій А. М. Бухареву человѣкъ съ такимъ именамъ,-- Василій Ѳеодоровичъ Владиславлевъ изъ Тверской Семинаріи, 2-й министръ XV-го (1842--1846 г.г.) курса Московской Духовной Академіи, однокурсникъ и другъ А. М. Бухарева по Семинаріи и Академіи (Списки студентовъ Моск. Дух. Акад., Сергіевъ-Посадъ, 1914 г. стр. 30; Прот. В. В. Лаврскій,-- Мои воспоминанія, "Богословскій Вѣстникъ" 1906 г., Т. 3, Сентябрь, стр. 27-30 и еще о немъ же см. id., "Богослов. Вѣст." 1905 г., Т. 2, Іюль -- Августъ, сгр. 511-513, гдѣ сообщается о видѣніи В. Ѳ, Владиславлева). По окончаніи курса былъ назначенъ въ Вильну, а потомъ, женившись на дочери Тверского каѳедральнаго протоіерея, былъ посвященъ на его мѣсто во іереи. Впослѣдствіи -- самъ Тверской каѳедральный протоіерей, извѣстный въ духовной литературѣ своими поученіями по изъясненію Богослуженія и учебниками по Закону Божію для среднихъ учебныхъ заведеній ("Богословскій Вѣстникъ", 1905 г., Т. 2, Іюль -- Августъ, стр. 511),
188) См. [153, 181].
189) См. [187].
190) См. [176].