[ Приписка: Отправлено 1-го. Получено 16 Апр. Отвѣчено 20 Апр. 1859 г.]

Дѣйствительно, Валеріанъ Викторовичъ, я скорѣе отвѣчаю Вамъ, нежели Вы мнѣ. Вы знаете, что у меня одна изъ любимыхъ мыслей и надеждъ о присвоеніи Благодатію Господнею (скоро или долго, Ему одному извѣстно) самой области приличій -- включая сюда и моды. При выходѣ изъ Египта Божій народъ забиралъ у Египтянъ все, что можно: "обери Египетъ" -- такъ самъ Богъ заповѣдовалъ. И честь и хвала тому, кто старается и умѣетъ обирать Боговраждебный міръ и со стороны приличій свѣтскихъ, которыя такъ мало намъ извѣстны.

Грустно мнѣ было читать въ Вашемъ письмѣ, что Вашъ Владыка и О. Ректоръ111 и даже О. Іаковъ не понимали по мѣстамъ моей брошюры. Впрочемъ я съ Вами не согласенъ относительно причины этого непониманія. У меня, изволите видѣть, есть опыты, что меня не понималъ человѣкъ духовнообразованный, лѣтъ двадцать уже состоящій на службѣ послѣ" Академическаго курса, и понималъ еще, кажется, не принявшій православія Французъ,-- понимаютъ иногда женскіе и дѣвическіе умы или (сравнительно со Владыкою Вашимъ -- лучше выразиться) умки. Согласитесь сами, что, какъ ни кратко иная мысль обозначена у меня въ брошюрѣ, но сама но себѣ и въ связи рѣчи она поставлена на видъ -- отнюдь не какъ только намекъ, а какъ опредѣленная мысль, только развѣ не во всемъ своемъ развитіи. Трудной и шероховатой слогъ, не ровная и по мѣстамъ нѣсколько запутанная рѣчь (это мои всегдашніе недостатки), требуютъ, дѣйствительно, иногда терпѣливаго вниманія; и какъ скоро послѣднее найдется, я и при этихъ недостаткахъ становлюсь понятнымъ. Говорю съ опытовъ. А вотъ, если угодно знать Вамъ, истинная и главная (хотя и не единственная) причина моей непонятности для нѣкоторыхъ:-- разныя у нихъ и у меня точки зрѣнія на вещи. Дополненіе и обстоятельное выясненіе этой мысли вы найдете въ моей статьѣ въ 8 No Духов. Бесѣды: "Евангеліе, читаемое на царскихъ молебнахъ". Прошу прочитать эту статью и Якова Ивановича112, не съ бѣглымъ впрочемъ, а съ терпѣливымъ вниманіемъ,-- если не ради памяти обо мнѣ, то изъ любви къ дѣтямъ, которыхъ онъ учитъ и для которыхъ (не забудьте этого и Вы) точка зрѣнія первоначально опредѣляется или, какъ сѣмя, всѣвается въ мысль -- именно въ гимназіяхъ или въ семинаріяхъ. Потому, Валеріанъ Викторовичъ, покорнѣйше прошу Васъ мои прежніе брошюры раздать и Вашимъ филосовскимъ ученикамъ и, при добромъ соизволеніи и содѣйствіи Василія Александровича113, Богословскимъ; хотѣлось бы, чтобы штучекъ пять Яковъ Ивановичъ раздалъ, если впрочемъ заблагоразсудитъ самъ,-- и гимнезійстамъ своимъ. Вновь же посылаемыя къ Вамъ брошюры: о картинѣ Иванова, покорнѣйше прошу давать и словеснымъ воспитанникамъ. Помните, у меня уже въ низшемъ отдѣленіи Семинаріи обозначалось то воззрѣніе на предметъ, которое Вамъ извѣстно, и о чемъ, о чемъ, бывало, не судили и не мечтали мы въ классѣ словесности? Впрочемъ -- какъ захотите сами -- съ Василіемъ Александровичемъ и учителемъ словесности, такъ и сдѣлайте. Съ своей стороны я сказалъ Вамъ мои мысли и желанія и послалъ брошюры. Относительно разборчивости Вашей въ ихъ раздачѣ. Валеріанъ Викторовичъ,-- имѣйте въ виду, что простые скинотворцы Акила и его жена Прискилла глубоко разумѣли ученіе Евангельское, а ученый и горящій духомъ Аполлосъ не вполнѣ его понималъ и долженъ былъ доучиваться у скинотворцевъ; фарисеи ничего не понимали въ ученіи Христовомъ, а какой нибудь мытарь Матѳей принималъ въ словѣ Христовомъ сѣмена, изъ которыхъ въ послѣдствіи раскрылся плодъ для вселенной -- первое Боговдохновенное Евангеліе. Христосъ всегда одинъ и тотъ же. Блудницы предваряли законниковъ на пути разумѣнія и усвоенія Царствія Божія.

На экзамены ради Бога не смотрите какъ на проформу. Вѣдь не въ бурѣ, не въ трусѣ Господь, а во гласѣ хлада топка. Вы приняли за одну проформу рождеств. экзаменъ, я на немъ Самъ Господь во гласѣ хлада тонка испытывалъ Вашу къ нему внимательность и вѣрность. Знаете сами, что отъ бездушныхъ формъ, да проформъ (а бездушны онѣ именно въ насъ) -- главная нынѣ бѣда или одна изъ главныхъ бѣдъ для человѣка.

Что касается до наукъ,-- я не называлъ вашей логики программой для сообразованія мысли нашей со Христомъ (хотя она и должна вести къ тому), а утверждаю, что если Вы, какъ христіанинъ, а не какъ невѣръ или невѣдущій Христа-Бога, будете изучать -- логику или психологію (хотя бы только какъ естественныя науки),-- и также самую физику и физіологію, или естественную исторію: то вы, зная тайну бытія всяческихъ, будете изучать именно законоположенія для нашей мысли, которыя на настоящее наше состояніе,-- опредѣлилъ Отецъ небесный Сыномъ во Св. Духѣ, будете изучать мысли Отчій о природѣ, подлежащей рабству тлѣнія, мысли, открытыя и дѣйствующія также носящимъ всяческая Сыномъ -- Богомъ Словомъ. Подумайте, не съ такой ли точки зрѣнія, какъ единой истиной, смотрятъ на природу и на законы нашей мысли, въ самомъ естественномъ состояніи человѣка,-- Св. Ангелы своими безплотными, проникающими въ существо вещей, очами? А вѣдь сила христіанства такова: не ктому себѣ живу (и умомъ, какъ другими сторонами человѣческаго существа), но живетъ во мнѣ Христосъ. Итакъ изучайте -- пожалуй логику или психологію, какъ естественную науку,-- но изучайте не какъ невѣръ или невѣдущій Христа, остающійся въ сумракѣ естественнаго состоянія. Это вообще!-- Въ особенности же, логика, если и оставить ее пока только съ формами мысли (тогда какъ, увы, внѣшняя мудрость преподаетъ ее уже -- какъ объективную, раскрывающую законы мысли во внутренней неразрывной связи и даже тождествѣ ихъ съ законами бытія),-- логика должна же прежде всего представить ручательство вѣщности и правды или истинности -- мышленія по тѣмъ формамъ или законамъ, какія она раскрываетъ. Положимъ, вы и ищете такого ручательства прежде всего: гдѣ вы его найдете или укажете?-Во всеобщности и необходимости извѣстныхъ формъ мышленія у всякаго здравомыслящаго? Но это уже относится къ положеніямъ вашей логики, для которыхъ вы и ищете ручательства.-- Въ чувствѣ и внутр. сознаніи истины, подобно совѣсти свидѣтельствующемъ нашему духу о вѣрности и правдивости нашего мышленія, если оно выдерживаетъ извѣстные законы и формы? Но что же это такое -- за чувство истины, откуда берется и на чемъ держится это внутреннее сознаніе истины?! Вамъ необходимо это раскрыть, если ищете въ этомъ сознаніи достаточнаго ручательства за непогрѣшимость логическихъ формъ мысли; такъ какъ извѣстно, что и совѣсть бываетъ иногда погрѣшителыіая.-- Захотите разомъ рѣшить все дѣло, указавъ на врожденную намъ идею истины? Но вѣдь это почти только перемѣна одного названія на другое; такъ какъ подъ идеей истины и разумѣется то, что раскрывается во внутреннемъ чувствѣ и сознаніи истины.-- Видите сами (и другимъ покажете), что Вамъ придется же сказать: "повѣрьте идеѣ истины (по зная, чти съ своемъ существѣ она), или внутр[еннему] сознанію и чувству истины (не зная ихъ основанія), или просто самимъ формамъ и законамъ мысли, общимъ всѣмъ здравомыслящимъ (безъ ручательства въ ихъ вѣрности). Тоже "повѣрьте" предполагается и у самыхъ величайшихъ мыслителей: напр. у Гегеля предполагается, въ основаніи его діалектики, вѣра въ то ужасное (сводящее къ тожеству бытіе и ничтожество), отвлеченіе, изъ котораго потомъ и развивается его логика или діалектика,-- Но дѣло истины такой важности, что повѣсить его на бездоказательной, ни на чемъ не держащейся, вѣрѣ было бы неразумно. Какъ же быть?-- Есть Вѣра истинная, представившая и представляющая всевозможныя ручательства своей истинности -- какъ по отношенію къ нашему внутреннему міру, такъ и относительно внѣшняго міра,-- обновляя или возсозидая первый (милліоны спасаемыхъ и внутр[енній] опытъ вѣрующихъ -- тому доказательство) и всевластно движа и располагая другимъ (чудеса и донынѣ непрестающія въ Церкви это показываютъ). Вотъ эта Вѣра и открываетъ, что все существующее и возможное (слѣд. и природа, и законы мысли) условливается -- волею, мыслію и силою Вѣчнаго Отца, дѣйствующаго Сыномъ во Св. Духѣ,-- что въ особенности человѣкъ и поставленъ былъ во внутреннюю, благодатную во Св. Духѣ, сообразность и общеніе съ проявляющимъ Отца Сыномъ,-- что, въ слѣдствіе нарушенія этой сообразности, человѣкъ и попалъ въ настоящую мглу и сумракъ въ дѣлѣ истины, однако воспринимаетъ еще,-- на вершинѣ, такъ сказать, духа своего, мерцанія этаго Свѣта, просвѣщающаго всякаго, грядущаго въ міръ, что и составляетъ[зачеркнуто: основаніе) существо нашихъ идей, и основаніе внутренняго сознаніи и чувства истины.-- Объяснивъ это Вы имѣете и самое непреложное ручательство истинности логическихъ законовъ, и кромѣ того будете съ нихъ самихъ изучать законоположенія и мысли Отца небеснаго и проч. Простите! Богъ съ Вами. Педагогика114 мнѣ нужна,-- пришлите безъ замедленія списанное вами, а Павлову115 напишите, чтобы онъ уже не безпокоился, а только бы мои черновыя листы прислалъ Вамъ для передачи мнѣ. Господь со всѣми вами!

Вашъ А. Ѳеодоръ.