3 Декабря 1867 г.
Добрые друзья
О. Валеріанъ Викторовичъ и Александра Ивановна!
Благодарю за дружескія письма, Радуюсь, добрый Отче, что Господь даетъ вамъ не терять искренне-духовнаго образа мыслей и духовной озабоченности въ дѣлахъ. Возгрѣвайте этотъ даръ. Вы желаете и моего въ этомъ содѣйствія,-- не отказываюсь. И прежде всего, что касается до обращеній въ правосл. вѣру,-- сожалѣя о корыстныхъ къ этому побужденіяхъ, напомню вамъ мысль св. Ефрема Сиріян., что вступающіе наприм. въ монашество, не совсѣмъ по добрымъ побужденіямъ, всеже помилованы Господомъ чрезъ свое вступленіе въ лучшій христіанскій путь и могутъ послѣ восполнить недостатокъ добрыхъ побужденій. Вступленіе въ Правосл. Церковь, конечно еще желаннѣе и нужнѣе для души, чѣмъ избраніе въ ней лучшаго пути. Итакъ не скорбите слишкомъ, если вступаютъ въ Церковь и не совсѣмъ по достойнымъ побужденіямъ. Начинайте дѣло свое съ ними въ такомъ духѣ: "да. Божій же даръ -- и выгоды жизни. Нѣтъ ничего недостойнаго Его, что Онъ влечетъ васъ къ Себѣ вашею мыслію о Его же дарахъ. Только и помните, что это -- истинно Его дары, Его благодать и милость. Постарайтесь же лучше узнать Его подающую руку, Его милосердіе къ людямъ, Его человѣколюбіе, пославшее къ намъ подъ человѣческія жизненныя условія, Своего Сына, который плотію и умеръ за наши грѣхи, за то, что мы такъ забываемъ и оскорбляемъ Его Отца и даже вотъ все же какъ будто не Его ищемъ, когда и къ Нему идемъ. Св. Церковь -- благодатное тѣло Христа Сына Божія: вотъ въ какое единеніе съ Богомъ вступаете вы. Римскіе католики слушаютъ папу, какъ Господа: вы призываетесь слушаться и держаться своею душею Самаго Господа. Лютерапе по своему человѣческому усмотрѣнію распоряжаются дѣломъ Божіимъ: вы идете туда, гдѣ христіане только блюдутъ и болѣе и болѣе присвояютъ себѣ Божіе устроеніе, отъ котораго неразлученъ Самъ Христосъ во вся дни до скончанія вѣка Духомъ своей благодати и истины, Св. Духомъ. Магометане не имѣютъ, да и не заботятся, какъ удостоиться имъ -- грѣшнымъ и нечистымъ людямъ быть съ Богомъ -- огнемъ поддающимъ все нечистое,-- всеблагимъ нашимъ Отцемъ, но для этого надо быть и добрыми Его дѣтьми: вы получаете открытый и свободный доступъ къ Нему въ Самомъ Его Сынѣ, сдѣлавшемся человѣкомъ и умершимъ за всѣ наши нечистоты и злобы,-- вы хотите принять къ себѣ и въ себя, въ свою душу и тѣло Христа Сына Божія и чрезъ это истинно сдѣлаетесь сами чадомъ Божіимъ. Вѣдь въ васъ будетъ Сынъ Божій и Духъ Его! Безъ Сына Божія какъ вамъ усыновиться Богу? Бездны раздѣляютъ" и т. дал. Но не понимаютъ? Молитесь, чтобы понимали,-- старайтесь возбудить хоть искорку живую, хоть въ одномъ чувствѣ, и тѣмъ будьте довольны. Это -- живое сѣмя; знаете притчу о горчичномъ сѣмени.
Отношенія ваши къ Владыкѣ благородны и честны и духовны. Вы, разумѣется, не забываете, что существенно одинъ Архіерей, вамъ Господь, дѣйствующій Самъ же и чрезъ свои орудія. Изъ вашихъ объясненій со Владыкою ясно одно то внушеніе Господа вамъ; не мните, яко пріидохъ разорити законъ и пророки, правила и отцевъ православія, не пріидохъ разорити, но исполнити. И затѣмъ примѣненія дѣлать къ разнообразной практикѣ вашей довѣренно вашему сыновне-самостоятельному духу, вамъ самимъ какъ сыну благодати, а не рабу буквы. Различайте самую сущность и силу дѣла отъ того, что не есть сущность. Отецъ духовный долженъ имѣть существенною своею задачею то, чтобы зарождалась и поддерживалась въ его прихожанахъ жизнь духовная, то есть, чтобы они полагали и имѣли свою правду и жизнь въ самомъ своемъ Искупителѣ -- Христѣ, котораго и держались бы своею душею, какъ самой жизни и единственной своей правды. Вотъ чѣмъ существенно и болѣе всего должны вы озабочиваться,-- тѣмъ, чтобы души христіанскія имѣли жизненное и мысленное свое начало въ Господѣ -- своемъ истинномъ и безцѣнномъ женихѣ. Посты надо внушать (какъ они и заповѣданы Христовою Церковію, вѣрною слову Христову о постахъ), какъ выраженіе тоски душевной по своемъ женихѣ -- Господѣ Іисусѣ. Вотъ и Владыка радъ, въ замѣнъ постовъ, удовольствоваться только самымъ малымъ тоскливымъ о несоблюденіи постовъ движеніемъ души: тутъ есть духъ Христовъ, а не ревность только о буквѣ законной. Самостоятельнѣе и дерзновеннѣе дѣйствуйте, ревнуя о духѣ Христовомъ, а не буквѣ мертвой, путающей въ несущественномъ и иногда прямо мѣлочномъ, какъ бы въ самомъ существенномъ.
Поляки, по моему,-- не юность, а бѣдныя жертвы между двухъ огней -- Востока и Запада. Принимайте въ нихъ живѣйшее и уважительное участье, но не безъ осторожной противъ Западной льстивости, слишкомъ изощренной и закаленной и иногда затаенной въ непрестанныхъ бореніяхъ. Если Владыка172 желаетъ фарисеевъ между Русскими, то это для васъ знаменіе, что, дѣйствительно, есть фарисеи изъ нихъ, которыхъ вамъ тоже надо остерегаться. Нефарисейскій вашъ духъ можетъ быть ими жестоко перетолкованъ. При цѣлости голубиной будьте мудры какъ змія.
Кто у васъ кухарки,-- русскія или польки? Миръ духа и доброе здоровье, Александра Ивановна, дороже денегъ. Нельзя ли такъ устроить, чтобы на ворованныя у васъ деньги покупать спокойствіе внутреннее и внѣшнее, не постоянно и не горячо вступаясь за "всякое лыко"? Уступайте частичку и любви, прощающей давніе дурные навыки, а другую частъ краденнаго у васъ отдавайте попеченію вашему о своемъ и мужнемъ спокойствіи. Иногда, ничего, и погорячитесь, чтобы плутовка не совсѣмъ пропадала отъ дурныхъ навыковъ.
Аркадія173 цѣлую. Анна Сергѣевна благодаритъ за вниманіе.
Вашъ А. Бухаревъ.
Адреса вы не написали,-- забыли, что прежній данъ вамъ только временно, какъ вы тогда писали.
P. S. О себѣ писать нечего,-- живы слава Богу! Быть въ Казани намъ нельзя за неимѣніемъ нужныхъ для того денегъ, по видѣться съ вами, если лѣтомъ, Богъ дастъ, поѣдете въ Казань, можно. Но объ этомъ послѣ.