архимандрита Феодора (А. М. Бухарева). Вып. 1. Приложение к ж<урналу> "Церковный голос". СПб., 1906 г.
(рецензия)
Архимандрит Феодор, несомненно, одна из интересных личностей нашего духовенства половины прошлого века -- не по общественному своему значению, конечно, а по личному душевному складу и незаурядности своей жизни. Монашество, профессорство в духовной академии, затем инспекторство и сан архимандрита -- были точками, через которые шла вверх кривая линия его жизни; затем -- причисление его к цензурному комитету, зачисление в братию глухого монастыря, сложение сана и брак -- были точками, через которые постепенно опускалась линия его внешнего успеха в глазах людей и, наконец, совершенно прервалась на 49-м году в г. Переславле, среди тяжелой обстановки в буквальном смысле голодающего пролетария, лишенного возможности доставить себе какой бы то ни было заработок, к тому же всегда слабого физически и долго страдавшего легкими. Если принять во внимание, что А. М. Бухарев, несмотря на все внешние перемены его жизни, остался внутренне одним и тем же -- глубоко верующим христианином и аскетом, то все это вместе взятое должно вызывать особое внимание и к его личности, и к его сочинениям. Поэтому мы не можем не приветствовать выхода в свет 1-го выпуска "О православии", в котором наиболее полно отображается мировоззрение ее злополучного автора.
Книга снабжена очерком биографии А. М. Бухарева и характеристикой его религиозно-нравственных воззрений, составленных проф. П. Знаменским. Небольшой очерк (XXVIII с.) вполне достигает своей цели и служит хорошим введением к чтению самого сочинения.
Из сочинения "О православии" в 1-й выпуск вошли статьи: "Дванадесятые церковные праздники", "О современности в отношении к православию", "Об особенностиях в образе воззрения и жизни ветхозаветного человека" и "О Божественном законодательстве чрез Св. пророка и боговидца Моисея" (не окончено). Основная идея всех этих трактатов та, что все стороны человеческой жизни и все проявления человеческой личности: человеческая плоть и человеческий дух, вся обыденная жизнь мира со всею его культурой могут и должны быть проникнуты благодатию Христовой. Сын Божий сошел на землю, чтобы все земное поднялось до неба, а потому все земное не есть скверна сама по себе. "Ревнующих по благочестию" до восстания против культуры автор приравнивает к состоянию Иоанна Крестителя, который находился в предуготовительном и строго покаянном направлении; но есть более совершенное состояние, именно после омовения нечистот человеческих в иорданских водах во Христе, любящем человека и завещавшем нам быть подражателями духа и силы Его действий (Церк. праздники, VI). Таким образом, внимание автора преимущественно сосредточивается на примирении противоположностей -- духа и плоти, религии и культуры, -- вопросе, которым особенно заняты богословы нового времени. Общий тон книги -- спокойный, уравновешенный, библейский, напоминающий сочинения Преосвящ. Феофана Затворника; но при чтении требуется вдумчивость, и потому книга не может служить для обыденного назидательного чтения.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Странник. 1906. Т. II. Ч. 1. Июль. О. II. С. 134-135. Подпись: Б.
В. Бударевский -- религиозный публицист 1900-х, автор библиографических заметок о духовных изданиях в журнале "Странник". Об А. М. он упоминает и в рецензии на книгу П. В. Знаменского "Православие и современная жизнь" (М., 1906), где больше размышляет о "духовном паразите" В. И. Аскоченском, который, по его словам, "до тех пор и цвел со своей "Беседой", пока мог вести нападки на Бухарева и, так сказать, питаться за его счет" (Странник. 1906. Т. II. Ч. 2. Декабрь. О. II. С. 904).