Говорят, чти характеристикой народа служит препровождение свободного времени и игры. В этом отношении у абиссинцев замечательно распределение игр по временам года и приурочение их к большим праздникам. Абиссинец никогда не играет в несвоевременную игру, хотя бы все обстоятельства благоприятствовали ей.
В сентябре месяце на праздниках Маскаля, Воздвиженья Креста Господня, все имеющие лошадь играют в «гукс». Лошадей готовят к этим большим играм, и в день праздника все выезжают на равнину. Игра есть подражание действительному кавалерийскому одиночному бою. Разделившись сами собой на две части, некоторые смельчаки завязывают бой. Они летят полным карьером на кого-нибудь из противной партии и, не доскакав шагов на сто, круто поворачивают и ускакивают. Вызванные и с ними другие преследуют вызвавших и бросают в них дротиком без острия, который те парируют щитом, а некоторые ловкачи дротиком же. Завязанный бой делается общим — тучи летящих дротиков, иногда сухой звук удара о щит и масса вперед и назад полным карьером скачущих всадников. Между лошадьми шмыгают слуги господ и подбирают для них дротики. Редко какая игра обходится без несчастных случаев, иногда кончающихся смертью, так как, помимо падений, сила дротика, хотя и без наконечника, так велика, что пробивает щит, и я знаю случай, когда одному абиссинцу раздробили руку, причем дротик пробил насквозь щит. (Между прочим галласы, переняв эту игру от абиссинцев, увлекаются ею еще больше первых).
С ноября начинаются подготовительные игры к большим играм «гунна» на Рождество Христово, причем праздник называется в народе тоже «гунна». Причина этому, я думаю, та же, что и у нас в России, где языческий культ приурочился к христианскому. Напр., коляда, масляница, празднование Ивана купала.
Игра «гуна» состоит в том, что две партии, вооруженный толстыми палками в аршин длиною, стараются перегнать ими в неприятельскую сторону маленькую деревяшку. Все, стар и млад, играют на Рождество в эту игру, которая, как и «гукс», редко обходится без несчастных случаев.
С началом Великого поста наступает время для игры в «уас» — мяч из тряпок. Один, сев верхом на шею другого, бросает в кучу играющих мяч, поймавший его садится на шею бросившего и игра продолжается до бесконечности.
На Пасху опять «гукс» и так называемая «гижи». Ставится тонкий шест и в него кидают с 50 шагов дротиком. Когда кто-нибудь попадет три раза, все остальные ложатся на землю, и попавший проходит по ним.
В августе после дождей играют в «жираф»— длинный кнут. Все, вооружившись длинным ремнем, делятся на две партии и стараются одна прогнать другую. В конце концов слабейший удираете. Тут тоже без увечья не обходится.
Эти игры имеют большое воспитательное значение. Ими увлекается весь народ и они требуют от игрока много выносливости, ловкости, быстроты соображения и приучают к опасности.
Домашние их игры «сентереи» — шахматы и «гебета» — род трик-трака. Шахматные ходы те же, что и у нас, но условия другие: напр. партия не считается проигранной, если король взят. Гебета похожа на трик-трак, но костей не бросают, а вся она основана на счете, так что требует большой сообразительности. На доске или просто в земле 12 или 18 ямок, из которых в начале игры половина принадлежит одному игроку, а половина — другому. В каждой ямке по три камешка, перекладывая которые последовательно, по известным правилам отбивают у противника его ямочки и камешки. Завладевает ямочкой тога, у которого его последний шарик пришелся на ту ямку, где три камешка.