Имеборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисус.
Животворящая сила Имени.
Имеборцы напрасно упрекают защитников Имени в сливании Имени с Богом.
Напрасен упрек в двубожии.
Имя Иисус относится не только к человеческому естеству Богочеловека.
Единство имен, свойств и существа Божиих.
Свидетельство о сем св. Афанасия Великого.
Свидетельство о сем и еп. Феофана Затворника.
Свидетельство св. Григория Нисского.
Еще свидетельство св. Афанасия Великого.
В каком смысле Имя Иисус названо именем паче всякого имени.
Разъяснение сего у святых отцов.
Имя Иисус содержит в себе все прочие наименования Иисуса Христа.
Имя Иисус дает молящимся наибольшее дерзновение.
Имеборцы отрицают Богоипостасность
Имеборцы, уничижив Имя Иисус до степени лишь необходимой, согласно обычаям человеческим, принадлежности вочеловечения Христова, осмеливаются высказывать, что Имя Иисус не есть Имя Богоипостасное, то есть относящееся равно и к Божеству, и к человечеству Христову, но относят его лишь к одному человечеству Его, и следовательно, по их мнению, оно отнюдь не есть Имя паче всякого имени, как говорит Апостол, но есть имя, меньшее всякого имени, ибо, во-первых, есть и по времени имя новейшее сравнительно с прочими Именами Христовыми и, во-вторых, относится лишь до человечества Христова, будучи обыкновенным собственным именем, употребительным в древности и даже ныне на Востоке; прямой же смысл слов Апостольских, а именно, что Отец "дарова Ему Имя, еже паче всякаго имене; да о Имени Иисусове всяко колено поклонится" (Флп. 2, 9-10), они перетолковывают совершенно иначе; выходит, что, хотя тут и прямо сказано о "Имени Иисусове", но текст этот к Имени Иисуса совсем не относится! Опровергнем же, во-первых, хулу на Имя Иисус, что оно не есть Имя Богоипостасное, а во-вторых, покажем же им, как святые отцы понимали этот текст и как объясняли, почему и в каком смысле не иное какое-либо имя, но Имя Иисус есть Имя паче всякого имени.
Животворящая сила Имени
Один из имеборцев печатно высказывается так: "Можно ли приписывать сему имени при совершении молитв обоготворяющее значение?" - Не только можно, ответим мы, но и должно, ибо святые отцы это совершенно определенно исповедывали. Таковы, например, слова Игнатия и Каллиста Ксанфопулов (см. ранее, гл. 5-я), в коих они называют Имя Иисус "Божественным Источником приснотекущим". Подобно сему, Иоанн Златоуст говорит, что "Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит... змия, душу же спасет и оживотворит". И еще немного ниже Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что это учение о вере во Имя Иисуса Христа Сына Божия предано Церкви от апостолов Иоанна Богослова и Первоверховных Петра и Павла и что молитва Иисусова есть, ради призываемого Имени Иисус, молитва Боготворная.
Имеборцы напрасно упрекают защитников Имени в сливании Имени с Богом
Возможно ли, говорит дальше имеборец, "сливать оное с Божеством и давать ему значение, равносильное Самому Богу?" - Ответим мы на это, что святые отцы совершенно определенно называют Имя Божие Самим Богом, как например Симеон Богослов, Феофилакт Болгарский и другие (см. гл. 2-ю), и следовательно, о каком-то "сливании", на которое указывают имеборцы, и речи быть не может, ибо возможно ли сливать то, что есть Сам Бог, с Самим Собою? Тут и сливать нечего, ибо Имя Божие как энергия Божия, как Богооткровенная Истина есть Тот же Самый Бог, согласно догмату церковному, установленному против ереси Варлаама. Впрочем, если противник наш мнит, что кто-либо из нас обоготворяет тварные звуки и тварные буквы, коими выговаривается и пишется Имя Божие, то он ошибается, ибо и мы этих условных звуков и букв не обоживаем, ибо не воплощаем в них Истины Божественной, но смотрим на них лишь как на условные знаки, коими человечество приняло высказывать известные идеи; на эти тварные звуки и буквы мы смотрим лишь как на условную, так сказать, оболочку самого Имени Божия, Богом же называем саму идею о Боге, Саму Истину о Триипостасной Истине, ибо это Имя, то есть идея о Боге, и есть, как выражается св. Тихон Задонский, "Духовное Существо", а не отвлеченное понятие.
Напрасен упрек в двубожии
"А чрез это выходит, - говорит дальше приводимый нами имеборец, - что в одном Лице Сына Божия высказываются два Бога: одно - Само Существо Его, а другое - нареченное Ему при воплощении на земле Имя Иисус". - Какое помрачение ума, воскликнем мы на это; совершенно тождественно этому мудрствовал некогда пресловутый, высокообразованный и преначитанный Калабрийский монах Варлаам, которого Синаксарь за это мудрование именует "Зверь Итальский", а Церковь предала проклятию! Он, хуля молитву Иисусову, созерцательную, умносердечную, и ругаясь над делателями ее безмолвниками македонскими и афонскими, исповедывавшими быть Богом как саму молитву Иисусову, так и Божественный Свет, которого они сподоблялись сердечно созерцать, называл безмолвников сих "двубожниками", и вот теперь мы читаем на страницах "Русского Инока" повторение проклятой Церковью Варлаамовской хулы.
Имя Иисус относится не только к человеческому естеству Богочеловека
"И можно ли сливать, - говорит дальше имеборец, - это человеческое имя с Божеством... имя Иисуса, относящееся к человеческому естеству Богочеловека!" - Слышите ли, воскликнем мы, какую новую ересь проповедуют имеборцы, будто Имя Иисус относится лишь до человеческого естества Богочеловека, а следовательно, не есть Имя Богоипостасное?! Но что же есть такое учение, как не разделение естеств в Господе Иисусе Христе, - неразделимых? Не всем ли известное дело, что всякое имя лица есть принадлежность лица, и всего лица, а не части его? Итак, если автор имеборческой статьи имя Иисус, которое принадлежит Лицу Богочеловека, относит не ко всему Лицу, а только к человеческому естеству Его, а к Божескому не относит, то не ясно ли вытекает из сего, что он разделяет - сознательно или бессознательно - неразделимое Лицо Господа Иисуса! Для того, чтобы доказать, что никак невозможно допустить веры в то, что Имя Иисус есть Сам Бог и Господь Иисус Христос, сей заблуждающийся писатель употребляет тот же прием, который некогда употребляли Арий и евреи, чтобы доказать невозможность веры в Божество Иисуса Христа. Он прибегает к мудрованию о неприступности и непостижимости Сущности Божества, из чего заключает, что неприступный и непостижимый Бог никак не может быть по существу во Имени Своем. Точь в точь так же мудрствовали и иудеи; когда на вопросы архиерея Господь исповедал Свое Божество, то сей архиерей в негодовании разодрал ризы свои, ибо как, думалось ему, мог неприступный и неименуемый Бог быть человеком Иисусом Христом? Итак, автор говорит: "Св. Григорий Богослов говорит: Бог есть Свет крайнейший, несказанный, ни умом не постижимый, ни словом не изрекаемый. - Ввиду такого определения о Боге, не есть ли крайняя дерзость сливать с Божеством Имя Иисус? - относящееся к человеческому естеству Богочеловека". - Итак, видите ли, как автор раздирает от негодования ризы свои вследствие того, что мы называем Самим Богом Имя Иисус, Которое относится, по его мнению, к человеческому естеству Богочеловека. Но что же нам делать, когда так свидетельствует Церковь, когда так говорят святые отцы? Напрасно архиерей в негодовании растерзал ризы свои, когда Господь исповедал Себя Сыном Благословенного, ибо все Пророки единогласно прорекали Его Богом, и Господь чудесами Своими премногократно изъявил Божество Свое; так же напрасно негодует имеборческий автор на нас, ибо святые апостолы и святые отцы свидетельствуют, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса есть Бог (как то мы показали в предыдущих главах), а приснодеемые Именем Господним чудеса и источаемые силы присно изъявляют Божество Его. Итак, имеборческий автор убоялся "страха идеже не бе страх": убоялся слить Самого Бога с Самим Богом... Но не убоялся разделить неразделимого Христа на два лица, Божеское и человеческое, с присущим человеческому естеству особым именем. Убойся же, заблуждающийся брате, отделять неотделимые свойства Божий от Сущности Божества; убойся же отделять Имя Божие и Имя Иисус от Бога!
Единство имен, свойств и существа Божиих
В книге 3-й "Трудов Киевской Духовной Академии" за 1878 год читаем: "В виду ариан, злоупотреблявших отделением в Боге существа от свойств, (Афанасий Великий) настаивает на том, что в Боге, как в существе простом, субстанция и ее свойства не составляют чего-либо отдельного друг от друга, а представляют собою одно внутреннее и нераздельное единство, в подтверждение чего он ссылается на то, что если Священное Писание усвояет Богу разные наименования, то этим оно хочет обозначить не что иное, как... Самого же Бога с Его существом"[132]. Видишь ли, что неименуемость на языке человеческом Сущности Божией отнюдь не препятствует именованию Бога по свойствам Его, и тому, чтобы Бог Существом Своим пребывал в сих свойствах и во именах, именующих их.
Тождественно с этим говорит и св. Симеон Новый Богослов: в отношении ко всем Именам Божиим, коими Бог именуется по свойствам, общим для . всех трех Лиц, "одно и то же имя или свойство созерцается и в каждом Лице, и во всех трех. (Видите ли, какое определенное свидетельство о тождестве Имени Божия с именуемым им свойством? - Прим. иеросхим. А.) Так, например, если назовешь: Свет, то и каждое Лицо есть Свет, и все три опять суть един Cвет"[133]. - Видите, как ясно свидетельствует святой Богослов об истинности Имен Божиих: назовешь Свет - и есть Свет. Притом это не только в том смысле сказано, что Бог имеет те свойства, кои во именах именуются, но также - в том, что и сами Именования суть Свет. Такое понимание этих слов вытекает из того, что перед сими словами речь шла о тождестве имен и свойств, а в третьем Богословском Слове св. Симеон развивает сказанное и говорит, что поскольку Сущности Естества Божия свойствен свет, почему оно и именоваться может Светом, постольку же свойство Света присуще и каждому свойству Божества, а следовательно, и Имени, - по тождеству имен со свойствами, как сказано выше, и по Богоипостасности самих Имен Божиих, как будет сказано ниже. Посему св. Симеон и говорит: "Отец есть свет, Сын свет, и Дух Святой свет, - три - един свет, простой, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Также и то, что от Бога, свет есть... именно - жизнь свет есть; бессмертие - свет; любовь, истина, мир, дверь царствия небесного... - свет есть"[134]. Итак, слышите, что говорит Симеон Богослов, - что "любовь, истина, мир, дверь царствия небесного", то есть все те имена, коими Христос именовал Себя, суть свет, равночестный Существу Божию. То есть, иначе сказать, - что всякая энергия Божества есть Свет. В том, что мы понимаем эти слова его именно так, как он их говорит, удостоверяют нас те слова, которые он говорит дальше: "Все сие и другое, что слышишь (то есть все другие наименования, которые слышишь. - Прим. иеросхим. А.) от Пророков и Апостолов о неизреченном и пресущном Божестве, есть существенно единое безначальное Начало, в единости троичного света поклоняемое"[135]. Итак, слышите, что говорит Богослов? - что "все, что слышишь от пророков и апостолов о Боге", - есть "безначальное Начало", то есть Бог. Но что же мы слышим от Пророков и Апостолов о Боге, что не было бы Именем Божиим? Итак, не ясно ли говорит и этими словами Богослов, что Имя Божие, как и всякая энергия Слова, есть Бог. - И дальше продолжает Богослов: "Так надлежит тебе помышлять (то есть что всякое определение Бога или всякое Имя Божие есть Бог. - Прим. иеросхим. А.). Ибо един есть Бог, во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи свет неприступный и предвечный, который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действенно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные"[136]. Итак, видите, какое течение мысли: выше говорилось, что все имена Божий суть свет, а здесь поясняется, что Бог, хотя имеет многие наименования, но они суть все свет, потому что - действенно и ощутительно производят в нас светоозарение, "как тому научили нас опытно наученные". - И дальше продолжает изъяснять св. Симеон, что всякое действие Божие и Имя Божие есть свет, поелику есть энергия Божества; и наконец, говорит следующие знаменательнейшие слова: "Хотя и о нас говорится многое подобное (то есть и о людях говорится: отец, сын и пр., и о тварных веществах говорится - дух, и о простых понятиях - истина, или также и обыкновенных людей зовут Иисусами и звали Христами. - Прим. иеросхим. А.), но о нас говорится, как о людях, а о Нем, как о Боге... Слова человеческие (то есть имена относящиеся к твари. - Прим. иеросхим. А.) текучи и пусты. Слово же Божие есть живое и действенное. Равным образом и Истина Божия (то есть Истина о Боге, или Имя Божие, а также и слово Божие, поелику они суть энергия Божия. - Прим. иеросхим. А.) есть паче ума и слова человеческого, Бог непреложный, сын и живый"[137]. - Эти знаменательнейшие слова, которых одних совершенно достаточно для заграждения уст всякого, кто дерзнет опровергать, что Имя Божие есть Сам Бог, в греческом подлиннике выражены еще много сильнее, ибо там, например, дважды повторяется то, что эти истины суть - Бог. Итак, прочтя эти слова св. Симеона, которые, вероятно, имеборцам доселе еще не были известны, ужели дерзнут они продолжать упорствовать в своем заблуждении или как-либо перетолковывать их. Но это будет им не под силу, ибо ни у кого из святых противоположного свидетельства они не найдут.
Св. Василий Великий говорит: Ипостасей не отметайте; Христова Имени не отрицаетесь[138], то есть не думайте, что Имя Иисус Христос относится только к человечеству Его и тем не отметайте Ипостасности человечности Его.
Св. Иоанн Златоуст говорит: "Христос может быть называем и страстным, и бесстрастным: страстным по плоти, бесстрастным по Божеству. То же самое, что о Христе, может быть сказано о Сыне, об Иисусе, о Господе, - так как все эти имена суть общие и выражают собою оба естества"[139]. Вот какое ясное опровержение того, что говорят имеборцы, будто Имя Иисус относится лишь до человеческого естества Богочеловека!
Свидетельство о сем св. Афанасия Великого
Св. Афанасий Великий говорит: "Различно именуют Апостолы соединение Бога Слова с человеком от Марии, а именно - иногда помазанием, иногда посланием, а иногда извествованием... (Имя Христос означает:) "Мое тело, и нет иного Христа, кроме Меня Слова; Он со Мною, и Я с Ним; потому что помазание - Я Слово, а помазанное Мною - человек. Посему без Меня не именовался бы Христом; именуется же потому, что он (то есть человек. - Прим. иеросхим. А.) со Мною, и Я в нем"[140]. Поэтому упоминаемое послание Слова означает соединение Его с рожденным от Марии Иисусом; Иисус же, как толкуется это Имя, есть Спаситель не по иному чему, но по соединению с Богом Словом. (Итак, видите, какое ясное свидетельство того, что Имя Иисус, то есть Спаситель, само в себе заключает также понятие - Бог Слово, ибо не будь Спаситель также и Богом Словом, то Он истинным Спасителем, или истинным Иисусом, быть отнюдь бы не мог. - Прим. иеросхим. А.). Это изречение то же означает, что и слова: "пославый Мя Отец" (Ин. 8, 18)"[141]. - Тот же Святой говорит: "Если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли этим еретикам отложить заблуждение и поклоняться наконец Отцу о Имени Господа нашего Иисуса Христа, а непоклоняющихся и неслужащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать и причислять не к христианам, но к язычникам"[142]. - "Христос именуется так не единовидно (то есть не только по человечеству. - Прим. иеросхим. А.), но... в сем одном имени заключается значение того и другого, и Божество, и человечество[143]. Посему-то Христос именуется человеком, Христос именуется и Богом; Христос есть Бог и человек, и Един есть Христос... Ибо тех, может быть, которые называются христами в несобственном смысле, и можно рассматривать, как вы... полагаете (то есть только человеками, ибо еретики толковали, что имя Христос означает помазанник и царь, и так называли и Давида и других, и следовательно, Имя Христос никакого отношения к Божеству Христа не имеет и не указывает собою на то, что Он был бы Бог. - Прим. иеросхим. А.). Но Единый по естеству Истинный Христос (то есть чтобы быть истинным Христом, требовалось быть и истинным по естеству Богом, ибо только в таковом Божество Его будет истинным "помазанием" человечества по естеству, а не по благодати; а в подобиях Христа, то есть в прежде бывших помазанниках, помазания по естеству быть не могло, но было лишь по благодати. Также точно это относится к Имени Иисус, ибо прообразами Истинного Иисуса Христа бывали некоторые Иисусы, как например Навин и другие; но они истинными Иисусами не были, ибо им не хватало для этого единосущного соединения с Божеством, почему, поелику Имя Христос относится не только к человечеству, но и к Божеству, потолику и Имя Иисус равно относится и к Божеству и к человечеству Его, и величайшая ересь говорить, что Имя Христос или Имя Иисус относятся только до человечества, ибо Он. - Прим. иеросхим. А.) неописуем человеческим разумом, как вы на то осмеливаетесь в своей кичливости"[144]. Итак, мы видим, что эти слова св. Богослова Божия, которые он много веков до нас возгласил против еретиков, разделявших Сына Божия на два лица и присваивавших каждому лицу особое имя, приводивших в доказательство этого и то, что Христос означает Помазанник, и таковыми назывались и царь Давид и Саул и другие, - как раз относятся ныне до хульного мнения имеборцев, которые мнят доказать, что Имя Господне не есть Сам Бог, тем, что Иисус есть обыкновенное имя человеческое, указывающее якобы лишь на человеческое естество Его, и Иисусами именовались и прежде многие и поныне именуются. Но такое мудрование св. Афанасий называет "дерзкою кичливостью" и, как видим, решительно опровергает и доказывает, что поскольку Имя Христос есть Богоипостасное, постольку же и Имя Иисус есть тоже Богоипостасное; еретиков же таковых, "не служащих Слову, явившемуся во плоти" и "не поклоняющихся Отцу о Имени Господа нашего Иисуса Христа", - "извергать и причислять не к христианам, но к язычникам". Итак, оказывается, что "Русский Инок" на своих страницах повторяет те же хулы разделявших Христа на два лица еретиков, выражаясь, что Имя Иисус относится только к человеческому естеству и что Имя Иисус не есть Сам Бог, так как Иисусами именовались и многие другие Иисусы.
По этому поводу св. Афанасий Великий высказывает еще следующее, доказывая единство Лица и Богоипостасность Имен Иисуса Христа так: "Как под образом Божиим разумеется полнота Божества в Слове, так под рабиим зраком признается умное естество и членораздельный состав существа человеческого (т. е слова или речи человеческой. - Прим. иеросхим. А.), так чтобы при речении "бе" ("Бог бе Слово", Ин. 1,1) разумелось Слово, а при речении "бысть" ("Слово плоть бысть", Ин. 1, 14) признавались плоть и душа, что и называется рабиим зраком, неким умопредставляемым умным существом. {Примечание: очевидно, этими словами св. Афанасий хочет сказать следующее: Бог Слово не умопредставляем для человека, но, воплотившись, Слово стало умопредставляемым, ибо выразило Себя словами речи человеческой, то есть приняло зрак рабий, но осталось Богом Словом и "умным существом", то есть слова Его были живы и действенны. - Иеросхим. А.)... Посему именование Христос употребляется не в отдельности от плоти, потому что за этим именем следуют страдания и смерть, как пишет Павел: "яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых" (Деян. 26, 23)... Посему-то Писание сближает то и другое имя (то есть Слово прежде воплощения и по воплощении. - Прим. иеросхим. А.) указанием на бытие (то есть словами - "бысть" и "бе", именно в том смысле, что Христос остался тем же Словом, и слова Его были Он же, Слово, почему и Имя Его равно относится и до человечества, и до Божества. - Прим. иеросхим. А.), как невидимо умосозерцаемого и истинно сущего Бога, так видимо осязаемого и истинно существующего человека, и не разделением лиц или имен, но естественным рождением и неразрывным единением"[145]. Последнее сказано в том смысле, что еретики, исходя из разделения имен, то есть относя одни имена Сына Божия к человечеству, а другие - к Божеству, находили в этом для себя основание разделять Сына Божия на два лица; святой же Афанасий опровергает это и говорит, что ни разделения лиц не было во Христе, ни разделения имен; итак, видите, какое тесное соотношение имеет между собою разделение имен к разделению лиц, из чего еще раз ясно видно, что имеборцы, выразившись о Имени Иисус, что оно относится к человеческому естеству, разделили тем Христа на два лица.
Свидетельство о сем и Еп. Феофана Затворника
Еп. Феофан в толковании на Послание к Титу, гл. 2, ст. 13, говорит: "Великим Богом именуется Иисус Христос Спаситель; не Перворожденной всея твари" (именуется Апостолом Великим Богом), не "Слово Божие", не "Премудрость", - но "Иисус Христос", каковые слова совмещают и воспринятого человека. Ибо мы не говорим, что ин есть Иисус Христос, и ино Слово, как богохульствует новая ересь, Который и прежде век, и после веков, и прежде мира, и после Марии, или паче из Марии, именуем "Великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом"". - В толковании на Послание к Римлянам, на гл. 1, ст. 1, тот же автор говорит: "В других посланиях св. Павел называет себя рабом "Иисус Христовым", а здесь "рабом Божиим", чем дает разуметь, что сказать ли: раб Божий, или раб Иисус Христов - есть одно и то же. Ибо Сын Божий, воплотившись, не "оставль недр Отчих", но пребывает неизменно со Отцом и есть Бог присносущный. Св. Златоуст говорит: "видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и Апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым"".
Свидетельство св. Григория Нисского
Св. Григорий Нисский в толковании текста: "Яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса, Егоже вы распясте" (Деян. 2, 36), - говорит: здесь именования Господь и Христос, и Распятый относятся все к одному слову Иисус. "Кто от человека чрез восприятие возвысился до Божества, кто иной есть по бытию и иным соделался, о том в собственном смысле и справедливо говорится, что Он соделан Христом и Господом; потому что Бог из раба соделал Его Господом, из подчиненного Царем, из подданного Христом, превознес смиренное и имеющему имя человеческое даровал имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 9). И таким образом совершилось неизреченное оное смешение и соединение, связавшее человеческую малость с Божеским величием. Посему великие и боголепные наименования справедливо прилагаются к человечеству, и наоборот - Божество именуется человеческими именами. Ибо Он имеет Имя паче всякого имени и в человеческом Имени Иисус приемлет поклонение от всей твари, ибо сказано: о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11)"[146].
Еще свидетельство св. Афанасия Великого
В толковании на псалом 98 ст. 3 св. Афанасий Великий говорит: ""Да исповедятся Имени Твоему великому". Велико это Имя Его: Иисус; потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это Имя, "еже паче всякого имене", которому "всяко колено поклонится... и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос" (Флп. 2, 9-11). "Яко страшно и свято есть". Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для верующих в Него"[147]. - Слышите толкование святого? - Что же он другое говорит этими словами, как не то, что Имя Иисус есть Сам Бог: если бы Имя Иисус было лишь отвлеченным понятием, то как могло бы оно быть страшным для неверующих в него? Можно было бы еще допустить, что оно оставалось бы страшным для верующих во Христа ради благоговения к Самому Христу, но если для неверующих и Сам Христос не страшен, то как может оказаться страшным для них Имя Иисус, как не только в том случае, что Оно есть "Духовное Существо", как говорит св. Тихон, и следовательно, когда за неверие свое придется неверующим поклониться сему Имени вместе с коленом преисподних, отверженных Богом; тогда-то и придется им познать страх Имени Иисус, Которое во время земной жизни они уничижали. - Сей же святой в толковании на псалом 71 говорит: ""Прежде солнца пребывает Имя Его". Показывает, что Сей, неумерщвленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира Сущий со Отцем... "И благословено Имя славы Его". Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступного, однако же познали спасительное Имя Его"[148].
В каком смысле Имя Иисус названо Именем паче всякого имени
Имя Иисус есть Имя паче всякого Имени Божия не потому конечно, чтобы можно было предположить в нем большую Божественную силу сравнительно с другими Именами Божиими, ибо раз мы веруем, что каждое Имя Божие есть Сам Бог, то какая речь может быть о различии сил; но это Имя Иисус есть то, о коем творится поклонение Богу преимущественно пред прочими Именами Божиими. Ибо Бог пребывает невидим и для поклонения даровал словесной твари - ангелам и человекам - Имя Свое, и без Имени или, вернее сказать, - вне Имени не бывает Богу поклонения, ни от ангелов, ни от человеков. Так, известно, что Серафимы и Херувимы поют песнь Трисвятую, о Имени "Свят Господь Саваоф", а Ангелы поют песнь "Аллилуйя", что толкуется, по Афанасию Александрийскому, "хвала Невидимому", то есть поклоняются Богу о Имени "Невидимый". Ветхозаветное человечество поклонялось Богу о Имени Саваоф и о других Именах, но Имя Иисус есть то, о коем паче всякого другого Имени воздается и воздастся хвала и поклонение Богу, и о коем паче всякого Имени подобает творить молитвы новозаветным христианам.
Разъяснение сего у святых отцов
Св. Василий Великий говорит: "Иисус Христос, как Бог и Сын, имеет славу купно со Отцем; потому что о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10)"[149]. Св. Афанасий Великий говорит: "И сие: дарова Ему[150] (то есть поклонение. - Прим. иеросхим. А.)... не ради Самого Слова, потому что... прежде, нежели соделалось Оно человеком (то есть Слово. - Прим. иеросхим. А.), поклонялись Ему, как сказано, и ангелы, и вся тварь по единству свойств со Отцем: но и это опять написано ради нас и за нас... Тем, что поклоняются Господу, явившемуся во плоти и нареченному Иисусом, и веруют, что Он есть Сын Божий и что чрез Него познается Отец, ясно показывает, как сказано, что не Слово, поскольку Оно есть Слово, прияло таковую благодать, но прияли мы. Ибо, по сродству с телом Его, и мы стали храмом Божиим"[151]. Св. Григорий Нисский говорит: "Когда всё исполнится веры и ведения, тогда Сущий превыше всякого Имени о Имени Иисуса Христа получит поклонение от небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10)"[152]. В другом месте он говорит: "Итак, если всякое приличное Богу понятие (а следовательно, и имя. - Прим. иеросхим. А.) всегда постоянно и неизменно усвояется Единородному, и Он есть всегда Один и Тот же, будучи всегда Себе равен, то кто нас принудит Его явление во плоти именовать двоицею сынов, как будто один есть предвечный Сын (и именуется Словом. - Прим. иеросхим. А.), а родившийся во плоти Бог - другой Сын (и именуется Христом, или Иисусом. - Прим. иеросхим. A.). На каком же основании разделять в двояком значении единицу (то есть одно Лицо на два естества, и приписывать одному естеству, Божескому, одно имя, а другому, человеческому, - другое имя. - Прим. иеросхим. А.), когда никакое различие не разделяет сего числа? Ибо Божество превознесло уничиженное и наименованному человеческим именем даровало Имя, еже паче всякого имене (Флп. 2, 9); находящееся в подчинении и рабстве со делало Господом и Царем, как говорит (апостол) Петр: "Господа и Христа Его Бог сотворил есть" (Деян. 2, 36). Ибо при Имени Христа мы разумеем царство, и по причине совершенного единения восприятой плоти и восприемлющего Божества Имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется Божеским, и Божеское - человеческим. Посему и Распятый у Павла называется Господом славы (1 Кор. 2, 8), и поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом"[153]. - Из всех этих приведенных мест святых отцов Церкви с совершенной неопровержимостью вытекает, что Имя Иисус относится не только к человеческому естеству, но и к Божескому, почему есть Имя Богоипостасное, и Имя Иисус есть Имя паче всякого имени в подлинном смысле слова, и никак не Имя, меньшее всякого имени. Тождественно с древними отцами Церкви о том, что Имя Иисус есть Имя паче всякого имени, говорят и новые. Так, например, св. Тихон Задонский свидетельствует: "Само Имя - Иисус, то есть Спаситель, привлекает сердца наша к любви своей, православный христианине! Несть бо иного Имене под небесем, даннаго в человецех, о Немже подобает спастися нам, кроме имени Иисусова, проповедует Апостол Его Петр (Деян. 4, 12)... Сие значит Имя - Иисус, ангелам любимое, нам грешным утешительное и сладкое, и всей твари дивное. Кто Он такой, Который так высоко нас почтил и бесконечно и вечно одолжил? Сын Божий единородный, Слово Отчее, Царь и Господь Славы, Еммануил, Бог невидимый, непостижимый и вечный, во плоти подобный нам, кроме греха, явивыйся, Творец наш, Который нас из ничего создал"[154]. Обратите внимание, как в представлении святителя Тихона неотделимым представляется Имя Иисусово от Самого Иисуса: идет речь о имени, а смысл относится к Самому существу именуемого.
Другой, еще более новый, великий пастырь Церкви Российской отец Иоанн Кронштадтский о Имени Иисус восклицает в дневнике своем: "О Владычице!.. Ты еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спасителем, как и Само Имя Его есть Иисус, или Спаситель"[155].
Имя Иисус содержит в себе все прочие наименования Иисуса Христа
Имя Иисус, прибавим мы от себя, есть Имя паче всякого имени еще и потому, что оно, по скрытому в нем смыслу, как мы показали то в предыдущей главе, заключает в себе все главные именования Сына Божия. Мы знаем из Писания, что все имена, кои когда-либо Бог давал людям, имели всегда особеннейшее значение. Так, например, в именовании Предтечи именем Иоанн, то есть Благодать. Архангел, когда передал повеление Захарии назвать сына Иоанном, присовокупил и толкование его имени: ибо он будет преисполнен благодати, от чего произойдет и тебе "радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются: будет бо велий пред Господем... и Духа Святаго. исполнится еще из чрева матери своея" (Лк. 1, 14-15), и т. д. Когда же Захария не поверил тому, что от него в старости родится столь преисполненный благодати Св. Духа сын, то Архангел сделал его немым, чтобы преизобилие благодати имеющего родиться сына проявилось бы в час именования его Иоанном, и эта благодать исцелила бы и усумнившегося в возможности сего отца; что и исполнилось на деле, ибо как только написал Захария в день обрезания новорожденного сына: "Имя ему Иоанн", так в то же мгновение разрешились узы языка его, и он сам исполнился Духа Святого и стал пророчествовать о имени сына и о Имени Того, Кого предваряет сын. То же самое видим и при наречении Господу при зачатии Имени Иисус. Здесь также Архангел не только дает Имя Иисус, но и присовокупляет толкование сокрытого в сем Имени Божественного смысла, то есть, что Имя Иисус принадлежит Богомладенцу, ибо оно сокровенно означает и Велий, то есть Господь, и Сын Вышнего, и наследник Царя Давида, то есть Христос, и наконец, Спаситель, Который спасет людей Своих, то есть Божиих (последнее Архангел сказал Иосифу). Доказательством же сему, что этот великий Божественный смысл сокрыт во имени Иисус, служат следующие евангельские слова: у Матфея мы читаем, что когда Петр исповедал Божество Спасителя, то он воскликнул: "Ты еси Христос Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 16); из дальнейшего же евангельского повествования с совершенною ясностью вытекает, что слова "Сын Бога Живаго" означают истинный смысл Имени Иисус, ибо Господь, похвалив исповедание Петра, запретил до времени - "да никомуже рекут, яко сей есть Иисус Христос" ( - 20). Отымите слово Христос из обоих речений и останется в одном - Сын Бога Живаго, а в другом - Иисус, и сии выражения суть равнозначущие, ибо Петр назвал Господа Сыном Бога Живаго, а Господь запретил говорить до времени, что Он есть - Иисус. Итак, теперь ясно, что Имя Иисус есть совершеннейшее именование Иисуса Христа как Господа, Царя, Спасителя и Бога, почему Ангелы, являвшиеся мироносицам по воскресении, не иначе называли Господа как - Иисусом; также и по вознесении на небо, два Ангела, явившиеся Апостолам, смотревшим на небо, сказали: "сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет" (Деян. 1, 11). Но и Сам Господь, когда явился Павлу во свете на пути в Дамаск, не иначе назвал Себя, как только Иисусом: "Аз есмь Иисус, Егоже ты гониши" (Деян. 9, 5), по поводу чего св. Симеон Новый Богослов восклицает: "Ты не сказал ему: Я есмь создавший небо и землю, Я есмь устроивший все твари, - и так не сказал: Аз есмь Сый, или Бог Саваоф, или Бог отец твоих, не сказал и никакого другого из славных наименований Твоих, но сказал ему только: "Аз есмь Иисус, Егоже ты гониши", - давая ему ясно уразуметь, что Ты ecu Бог, воплотившийся ради нас, Которого он гнал"[156].
Имя Иисус дает молящимся наибольшее дерзновение
Имя паче всякого имени есть Иисус еще и потому, что по самому выражаемому им смыслу - Спаситель, пришедший спасти грешников, дает грешникам наибольшее дерзновение в молитве к Нему паче всех прочих Имен Его. На самом деле: возможно ли грешнику смело дерзать называть Бога Отцом, когда он сознает себя по грехам своим чадом диавола и сыном злобы и лукавства и сосудом нечистоты! Возможно ли с чистой совестью назвать Бога Господом тому, кто сознает себя поработившимся мамоне, гордыне и страстям! Но вот Иисусом - смело и чистосердечно возможет назвать Господа даже самый отъявленный грешник, с надеждою и дерзновенным упованием быть прощенным и помилованным ради того, что Господь так благоволил именоваться, и Свое Имя "Иисус - Спаситель грешников" на Кресте оправдать. Нет такого грешника, который не возмог бы с дерзновением сказать приблизительно так: "Вем, Господи, что нет иного грешнейшего паче меня, ибо воистину всецело поработился я греху и диаволу, и волю диавола присно творю, и враг и отступник Твой есмь, но Ты, Иисусе мой Сладчайший, пришел в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз; верую, яко Ты еси, Иисусе мой, Спаситель грешников! се погибаю во грехе, спаси мя, Имени ради Твоего!" - Итак, кто не возможет Иисуса назвать "Иисусе мой"... Но "Отче мой" или "Царю мой" и "Господи мой" - не всякий в силах сказать, не всякий в силах прибавить, произнося эти Имена, слово - "мой".
Ради этого самого и Святая Церковь не иное какое Имя Господне воспевает в Акафисте и Каноне Умилительном, но воспевает Имя Иисус.
[132] Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию. Гл. 1. § 54 // Труды Киевской Духовной Академии. 1878. Т. 3. No 7. С. 28.
[133] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. Слово 59. М., 1890. С. 73.
[134] Там же. Слово 62. С. 106.
[135] Там же. Слово 62. С. 107.
[136] Там же. Слово 62. С. 107.
[137] Там же. Слово 62. С. 107-108.
[138] Св. Василий Великий. Письма. 202. К неокесарийским ученым // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 7. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1892. С. 85.
[139] Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Письма. 225. К монаху Кесарию // Полное собрание творений. Т. 3. Кн. 2. СПб., 1897. С. 814.
[140] У св. Афанасия: "именуется же потому, что Он со Мною, и Я в Нем".
[141] Св. Афанасий Александрийский. На ариан слово четвертое, 35 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 2. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1903. С. А92-Л9А.
[142] Св. Афанасий Александрийский. Послание к епископу и исповеднику Аделфию, против ариан, 5 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 4. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 307.
[143] У св. Афанасия: "и Божества, и человечества".
[144] Св Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга 1, 13 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 3. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 329-330.
[145] Там же. Книга 2, 1. С. 340-341.
[146] Св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Кн. 6 // Творения святых отцов, издаваемые при МДА. Т. 43. Ч. 6. М., 1864. С. 64-65.
[147] Св. Афанасий Александрийский. Толкование на псалом 98 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 4. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1903. С. 319.
[148] Там же. Толкование на псалом 71. С. 244.
[149] Св. Василий Великий. О Святом Духе, к святому Амфилохию, епископу Иконийскому. Глава 8 // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 3. М., 1846. С. 256.
[150] Флп. 2, 9.
[151] Св. Афанасий Александрийский. На ариан слово первое, 42-43 // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. 2. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 231-232
[152] Источник цитаты не найден.
[153] Св. Григорий Нисский. Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому // Творения святых отцов, издаваемые при МДА. Т. 44. Ч. 7. М., 1865. С. 207, 209-210.
[154] Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 2. Статья 4. Гл. 2. О любви ко Христу, Сыну Божию. § 341 // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. М., 1889. С. 127-128.
[155] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 2. СПб., 1893. С. 232-233.
[156] Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2. Слово 90. М., 1890. С. 485.