14-го мая, въ составѣ судовъ 2-й Тихоокеанской эскадры, при входѣ въ Восточный Корейскій проливъ, въ исходѣ 2-го часа, начался бой съ появившейся отъ NW японской эскадрой. Миноносецъ стоялъ при развѣдочномъ отрядѣ, бывшемъ въ замкѣ эскадры, и, не принимая непосредственнаго участія въ бою, старался держаться вблизи отряда для оказанія, въ случаѣ надобности, необходимой помощи. Вскорѣ на крейсерѣ "Уралъ" былъ поднятъ сигналъ: "имѣю подводную пробоину", и я со ввѣреннымъ мнѣ миноносцемъ подошелъ къ нему для оказанія помощи, если таковая понадобится. Подойдя, увидѣлъ, что команда садится на шлюпки и переправляется на близстоящіе транспортъ "Анадырь" и пароходъ "Свирь". Съ таковою же цѣлью подошелъ къ нему и крейсеръ "Свѣтлана", но былъ вынужденъ отойти вслѣдствіе сосредоточившагося на немъ сильнаго огня японцевъ. Видя, что "Свѣтлана" получила пробоину, я пошелъ за нею, чтобы быть въ готовности подать помощь, но крейсеръ "Свѣтлана" вступилъ въ свое мѣсто въ строю и продолжалъ бой; я вернулся къ "Уралу" и сталъ подбирать плававшихъ въ водѣ людей. Были подобраны старшій механикъ полковникъ Сперанскій и минный офицеръ лейтенантъ Чоглоковъ, а также 8 человѣкъ нижнихъ чиновъ. Въ это время мы очутились среди страшнаго сосредоточеннаго огня съ броненоснаго и крейсерскаго японскихъ отрядовъ, замѣтившихъ неподвижно стоящій крейсеръ. Бой продолжался съ тѣмъ же ожесточеніемъ. Въ 7-мъ часу вечера на крейсерѣ "Олегъ" былъ поднятъ сигналъ: "курсъ N0 23", и крейсерскій отрядъ, транспорты и миноносцы начали строиться на этомъ курсѣ. Въ то же время подошелъ миноносецъ "Буйный", держа сигналъ: "Адмиралъ на миноносцѣ, сдаетъ командованіе адмиралу Небогатову". Прорваться на NO на удалось, такъ какъ по этому направленію сосредоточилась вся японская эскадра и показалось множество миноносцевъ, вслѣдствіе чего повернули на S, а потомъ на SW. Быстро наступившая темнота и послѣдовавшія за ней непрерывныя минныя атаки заставили заботиться лишь о томъ, чтобы не разлучиться съ крейсерскимъ отрядомъ и не попасть подъ огонь своихъ же судовъ. Броненосный отрядъ продолжалъ бой въ темнотѣ. Къ разсвѣту миноносецъ оказался близъ крейсера "Дмитрій Донской" и миноносцевъ "Бѣдовый" и "Буйный", при выходѣ изъ Корейскаго пролива въ Японское море. Миноносецъ "Буйный" приблизился къ "Донскому", послѣ чего послѣдній застопорилъ машины и послалъ на "Буйный" катеръ, къ нему не подошелъ и миноносецъ "Бѣдовый". Черезъ нѣсколько времени "Бѣдовый" далъ ходъ и поднялъ сигналъ: "Грозный слѣдовать за мной". Подойдя къ нему, я по семафору спросилъ, какія и отъ кого имѣетъ приказанія, на что получилъ отвѣтъ: "Адмиралъ Рожественскій на миноносцѣ, раненъ въ голову и другія мѣста; штабъ тоже, большинство ранены; идемъ во Владивостокъ, если не хватитъ угля, то въ Посьетъ". Затѣмъ продолжали путь совмѣстно. Миноносецъ "Буйный", принявъ съ крейсера "Дмитрій Донской" угля, пошелъ за нами, но первый сталъ сильно отставать, а черезъ нѣсколько времени "Донской" повернулъ обратно, послѣ чего мы ихъ не видали. Въ началѣ 4-го часа близъ острова Дажелетта увидѣли идущіе отъ корейскаго берега два судна, повидимому, миноносцы, которые быстро догоняли насъ. По ближайшемъ разсмотрѣніи суда оказались японскими: одинъ -- двухтрубный истребитель, а другой -- четырехтрубный контръ - миноносецъ. Догнавъ "Бѣдоваго", я спросилъ по семафору, что будемъ дѣлать, на что получилъ отвѣтъ: "сколько можете дать ходу". Отвѣтилъ: "22 узла". Получивъ приказаніе уходить во Владивостокъ, вновь спросилъ, почему уходить, а не принять бой, но отвѣта не получилъ и, видя, что "Бѣдовый" хода не прибавляетъ, и не желая оставлять его одного, уменьшивъ ходъ, держался близъ него до тѣхъ поръ, пока увидѣлъ, что на "Бѣдовомъ" подняли флаги парламентерскій и Краснаго Креста. Тогда далъ полный ходъ и пошелъ впередъ. Японскіе миноносцы, несмотря на поднятые флаги, открыли по "Бѣдовому" огонь, но послѣ нѣсколькихъ выстрѣловъ контръ-миноносецъ пошелъ къ "Бѣдовому", истребитель же погнался за мной. Съ разстоянія 26 кабельтовыхъ мы открыли рѣдкій огонь, чтобы пристрѣляться. Весь бой велся съ разстоянія отъ 14 до 26 кабельтовыхъ. Однимъ изъ первыхъ попавшихъ снарядовъ пробило бортъ у ватерлиніи, во второй жилой палубѣ, и перебило паропроводную трубу къ динамо-машинѣ и проводники въ турбинѣ. Я тотчасъ распорядился закрыть паръ и качать воду въ палубу въ предупрежденіе пожара и чтобы осадить паръ, такъ какъ прекратилась подача къ 75 мм. пушкѣ. Мичманъ Дофельдъ былъ посланъ осмотрѣть пробоину и принять мѣры въ задѣлкѣ ея. Когда мичманъ Дофельдъ возвратился изъ палубы и, поднявшись на мостикъ, докладывалъ мнѣ о принятыхъ имъ мѣрахъ, то 75 мм. гранатой пробило прожекторъ, а осколками ея убило мичмана Дофедьда, подшкипера Рябова и трюмнаго Жижина, а меня и рулевого квартирмейстера Афанасьева ранило. Распорядившись убрать убитыхъ, я позвалъ фельдшера на мостикъ сдѣлать мнѣ перевязку; я поручилъ лейтенанту Коптеву руководить стрѣльбой, такъ какъ изъ заливавшей мнѣ лицо крови почти ничего не видѣлъ. У меня оказался оторваннымъ большой палецъ лѣвой руки и средній правой и нѣсколько мелкихъ ранъ и царапинъ въ голову и въ лицо. Передъ окончаніемъ перевивки непріятельскій миноносецъ, получивъ, повидимому, нѣсколько серьезныхъ поврежденій, потерявъ трубу и накренившись на правый бортъ, повернулъ назадъ и спустилъ стеньговый флагъ. Но не имѣя возможности вслѣдствіе крайне ограниченнаго количества угля идти за нимъ, я приказалъ продолжать стрѣлять ему вслѣдъ, пока не услышалъ возгласовъ команды: "тонетъ, утонулъ". Послѣ этого скомандованъ былъ отбой, и я спустился внизъ, оставивъ лейтенанта Коптева распоряжаться исправленіемъ поврежденій, задѣлкой пробоинъ и приведеніемъ миноносца въ порядокъ. Сверхъ перечисленныхъ убитыхъ нижнихъ чиновъ обожженъ паромъ отъ перебитой трубки и умеръ квартирмейстеръ Федоровъ и раненъ въ бедро навылетъ съ раздробленіемъ кости матросъ Васильевъ. Всѣхъ пробоинъ получено 6, изъ нихъ б надводныхъ и 1 на высотѣ ватерлиніи полуподводная. По окончаніи боя взяли курсъ на Владивостокъ, рѣшивъ идти экономическимъ ходомъ, но такъ какъ угля по разсчету хватить не могло, то приказалъ жечь всѣ деревянныя вещи, рундуки, люки и угольные мѣшки. Около 7 часовъ вечера 16 мая подошли къ острову Аскольду почти совершенно безъ угля и у южной оконечности были встрѣчены контръ-адмираломъ Гессеномъ и по его указанію стали на якорь. Утромъ 17-го числа, принявъ уголь съ подошедшаго миноносца, пришли во Владивостокъ.
Не могу не отдать должной справедливости гг. офицерамъ, которые въ теченіе трехъ сутокъ, изъ коихъ двое почти подъ непрерывнымъ огнемъ, совершенно безъ сна и почти безъ пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнемъ и исправленіемъ поврежденій, ни на минуту не теряя самообладанія. Машина ни на минуту не требовала остановки или уменьшенія хода. Молодцы команда выше всякой похвалы: безгранично преданы, самоотвержены, выносливы и храбры. Считаю долгомъ заявить, что нахожу всѣхъ въ равной мѣрѣ заслуживающими наивысшей похвалы и поощренія.
Записано подъ диктовку командира эскадреннаго миноносца "Грозный".
Главный Морской Штабъ объявляетъ полученное изъ Японіи донесеніе по телеграфу командира эскадреннаго броненосца "Сисой Великій", капитана 1-го ранга Озерова, о боѣ въ Корейскомъ проливѣ 14-го и 16-го мая.
14-го моя, черезъ б часовъ артиллерійскаго боя, большой пожаръ на батареяхъ, 12 пробоинъ, кренъ на носъ направо. Вечеромъ и ночью до разсвѣта повторныя минныя атаки, при чемъ утоплено три миноносца, получена пробоина, выведенъ руль и двѣ лопасти винта. 16-го мая броненосецъ, въ 10 час. утра, затонулъ, опрокинувшись направо. Убитыхъ 28, раненыхъ 29. Отравились гавани и умерли оба доктора, обожжены тяжело мичманы Бушъ, Всеволожскій -- въ госпиталѣ, ранены легко: лейтенантъ Овандеръ, механикъ Обнорскій, утонулъ кондукторъ Демидовъ Остальные офицеры, кондукторы и 670 матросовъ спасены тремя японскими крейсерами.