Насколько извѣстно, съ погибшаго въ Цусимскомъ бою "Наварина" спаслись трое: комендоръ Кузьминъ и матросъ Деркачевъ (оба находятся теперь въ 9-мъ флотскомъ экипажѣ въ портѣ Императора Александра III) и Сѣдовъ (находится въ японскомъ плѣну). Сенаторъ П. Н. Огаревъ, потерявшій своего сына, лейтенанта на "Наваринѣ", узналъ слѣдующія трогательныя подробности потопленія "Наварина", еще не опубликованная до сихъ поръ въ печати. Эти интересныя свѣдѣнія напечатаны въ "Нов. Вр.".
Броненосецъ "Наваринъ", послѣ дневного боя 14-го мая, отсталъ отъ эскадры Небогата вслѣдствіе порчи паровой трубы и трехъ котловъ. Первая изъ японскихъ минъ взорвалась въ носовой части въ одиннадцатомъ часу вечера, сдѣлавъ пробоину, на которую не удалось наложить пластырь:"большая волна одолѣвала", по словамъ матросовъ. Пробитый еще второю миною {О второй минѣ упоминаетъ телеграмма изъ японскаго источника и косвенно указывается въ показаніяхъ спасшихся.} броненосецъ началъ окончательно тонуть въ 2 часа пополуночи, не прерывая до этого стрѣльбы. Изъ офицеровъ были ранены: командиръ, баронъ Фитингофъ -- въ голову и грудь (тяжко); старшій артиллерійскій офицеръ Измайловъ -- въ лицо и мичманъ Челкуновъ -- легко (куда именно раненъ, не указано, но говорятъ: "могъ ходить").Броня судна выдержала, повидимому, артиллерійскій огонь. Вѣрные принятому рѣшенію "умереть, но не сдаться", офицеры передъ самою гибелью судна простились съ выстроенною командою и, готовясь къ мученической кончинѣ за Царя и родину, братски перецѣловались другъ съ другомъ, а изувѣченный, но бодрый духомъ командиръ приказалъ снести себя въ штурманскую рубку, гдѣ и погибъ со своимъ броненосцемъ!..
Старшій минный офицеръ лейтенантъ Огаревъ находился въ теченіе сраженія при минныхъ аппаратахъ, въ жилой палубѣ, подъ вечеръ его видѣли въ батарейной палубѣ, а позже, передъ потопленіемъ броненосца,-- прощавшимся со старшимъ штурманскимъ офицеромъ Рклицкимъ и мичманомъ Грау. Въ послѣднія минуты команда стала бросаться въ воду, а съ нею и нѣкоторые офицеры, но въ числѣ ихъ Огарева не замѣтили... Можно предполагать, что и онъ не пожелалъ разстаться съ броненосцемъ... Уцѣпившись за крышку ящика, Кузьминъ и Деркачевъ продержались на ней съ 2 часовъ ночи (14--15 мая) до 2 часовъ слѣдующаго дня (15 мая), когда они были подобраны англійскимъ торговымъ пароходомъ, доставившимъ ихъ въ Тяньцзинъ. За ту же крышку отъ ящика сначала ухватились многіе, между ними и одинъ механикъ (фамилія его не названа), но скоро, однако, ослабѣвъ, стали тонуть, такъ что осталось на водѣ лишь шесть человѣкъ, изъ которыхъ четверо продержались только до 8 часовъ утра. Во мракѣ ночи раздавались крики погибавшихъ, но японскіе миноносцы имъ помощи не подавали, а, напротивъ, безчеловѣчно стрѣляли по нимъ "на голосъ"!.. Когда же Кузьминъ и Деркачевъ находились уже на англійскомъ пароходѣ, японцы предъявили требованіе о выдачѣ имъ спасенныхъ, которое, конечно, не было удовлетворено англійскимъ капитаномъ.