Центральный распорядительный комитетъ, по эвакуаціи русскихъ и японскихъ плѣнныхъ объявляетъ о положеніи сего дѣла въ настоящее время, съ просьбою перепечатать нижеслѣдующее и въ другихъ газетахъ, для свѣдѣнія общества и заинтересованныхъ частныхъ лицъ.

Портами посадки на суда для отправленія въ Россію японскимъ правительствомъ назначены: Нагасаки, Кобе и Іокагама.

Въ виду чрезмѣрной дороговизны перевозки кругомъ Азіи въ Одессу и въ виду неизбѣжности обращенія для сего къ услугамъ иностранцевъ, а также по причинамъ политическаго свойства, рѣшено эвакуацію направить на Владивостокъ и далѣе оттуда по желѣзной дорогѣ.

Для перевозки изъ Японіи во Владивостокъ слѣдовало разсчитывать только на то судовыя средства, которыя находятся нынѣ въ Тихоокеанскихъ портахъ, ибо приводъ пароходовъ изъ Европы вызвалъ бы огромный накладной расходъ и потерю времени.

Рѣшено было въ принципѣ не прибѣгать къ услугамъ иностраннаго флага, если бы только оказалось возможнымъ обойтись безъ него, а потому вовсе и не обращаться къ иностраннымъ пароходнымъ обществамъ, а лишь воспользоваться свѣдѣніями объ условіяхъ, на которыхъ иностранныя общества предлагаютъ свои услуги, дабы имѣть регуляторъ при обсужденіи цѣнъ, которыя предъявятъ русскія общества.

Наличный составъ въ Тихомъ океанѣ транспортныхъ судовъ подъ русскимъ флагомъ, которымъ можно было воспользоваться, слѣдующій: 5 казенныхъ транспортовъ морского вѣдомства во Владивостокѣ; 5 пароходовъ Добровольнаго флота въ Сайгонѣ и въ Шанхаѣ и 3 парохода Восточно-Азіатскаго общества въ Шанхаѣ. Изъ этого числа судовъ пришлось, однако, исключить казенные пароходы, такъ какъ они или оказались негодными для перевозки людей, или же имѣли спеціальныя назначенія, не позволяющія взять ихъ.

При опредѣленіи числа нужныхъ для выполненія перевозки пароходовъ надо было руководствоваться пріемною способностью Владивостока и Уссурійскаго края, т.-е. размѣромъ имѣющихся казарменныхъ помѣщеній, въ которыхъ можно размѣстить привозимыхъ людей. Выяснилось, что можно одновременно помѣстить до 12,000 человѣкъ, такъ что составъ каждаго эшелона не можетъ быть больше этого числа.

Рѣшено было принципіально отдать преимущество обществу Добровольнаго флота, какъ учрежденію народному, субсидируемому государствомъ, которое призвано въ первой линіи служить нуждамъ государства въ чрезвычайныхъ обстоятельствахъ, при условіи, разумѣется, что цѣны общества будутъ выгодны для казны. Лишь во второй линіи рѣшено привлечь Восточное общество, составляющее частное коммерческое предпріятіе, въ которомъ участвуютъ иностранные капиталы.

По сдѣланномъ черезъ особую комисію {Высочайше учрежденная 2-го февраля 1904 года временная комиссія по эвакуаціи съ Дальняго Востока войскъ и грузовъ.},-- состоящую при Главномъ Управленіи торговаго мореплаванія и портовъ и составленную изъ представителей всѣхъ вѣдомствъ,-- сношеніи съ обществомъ Добровольнаго флота, окончательныя цѣны этого общества оказались выгодными, т.-е. не выше цѣнъ, предложенныхъ другими обществами: Восточнымъ, Германскимъ Ллойдомъ, Американско-Гамбургскою компаніею и другихъ, а именно: тарифъ для перевозки во Владивостокъ одного офицера и одного нижняго чина, включая продовольствіе, установленъ:

офицеръ.

нижній чинъ.

отъ Нагасаки

34 р.

8 р.

отъ Кобе

38 "

10 "

отъ Іокагамы

41 "

13 "

Кромѣ сего, за приспособленіе пароходовъ къ воинской перевозкѣ, т.-е. за устройство наръ, траповъ и проч., обществу причитается возмѣщеніе расходовъ по дѣйствительной ихъ стоимости, но не выше установившейся въ портахъ Дальняго Востока цѣны въ 10 руб. (20 шилл.) за одно приспособленное мѣсто на всѣ рейсы вмѣстѣ.

Названная особая комиссія, по порученію центральнаго комитета, договорила на сихъ основаніяхъ всѣ 5 пароходовъ Добровольнаго флота, а именно: "Кіевъ" и "Тамбовъ" въ Сайгонѣ и "Воронежъ", "Владиміръ" и "Ярославль" въ Шанхаѣ. Вмѣстимость этихъ пяти пароходовъ нѣсколько меньше требуемой, но излишекъ людей будетъ перевезенъ на казенномъ суднѣ "Терекъ", находящемся въ Батавіи, которое предоставлено морскимъ министерствомъ въ распоряженіе центральнаго комитета и произведетъ перевозку, какъ служебный нарядъ. Кромѣ того, морскимъ министерствомъ вызывается изъ Санъ-Франциско во Владивостокъ казенный транспортъ "Лена", который, въ случаѣ необходимости, также займется перевозкою.

Для перевозки больныхъ нанятъ пароходъ-госпиталь "Монголія", принадлежащій обществу Китайской-Восточной желѣзной дороги, находящійся нынѣ въ Шанхаѣ, въ вѣдѣніи общества "Краснаго Креста". Условія найма "Монголія" далеко менѣе выгодны, но пришлось согласиться на нихъ.

Всѣ названныя суда уже спѣшно приспособляются для помѣщенія и продовольствія людей, и можно ожидать, что соберутся (кромѣ "Лены") въ половинѣ октября въ Нагасаки. "Монголія" предварительно должна зайти во Владивостокъ, для снабженія.

По числу вашихъ плѣнныхъ въ Японіи, всѣхъ рейсовъ потребуется шесть. Продолжительность одного кругового рейса, т.-е. время, потребное для нагрузки въ Японіи, слѣдованія во Владивостокъ, выгрузки и обратнаго слѣдованія за новымъ эшелономъ, составляетъ около 10-ти дней. Такимъ образомъ, при благопріятныхъ обстоятельствахъ, послѣдній эшелонъ покинетъ Японію черезъ 60 дней послѣ начала операціи.

Для снабженія людей мундирною и теплою одеждою, бѣльемъ, сапогами и прочимъ, интендантствомъ и морскимъ вѣдомствомъ сосредоточиваются во Владивостокѣ соотвѣтствующіе запасы. Такъ какъ всѣ пароходы (кромѣ "Монголіи") отправляются въ Японію безъ захода во Владивостокъ, то одежда для перваго эвакуируемаго эшелона будетъ отправлена въ Нагасаки особо, на казенномъ транспортѣ морского вѣдомства "Алеутъ" (или "Якутъ" -- въ зависимости отъ окончательнаго выбора на мѣстѣ) и на "Монголіи", а для послѣдующихъ эшелоновъ она будетъ перевезена на обратныхъ пароходахъ.

Такъ какъ въ Японіи осталось весьма мало нашихъ врачей, то для санитарнаго осмотра людей и для дезинфекціи, во избѣжаніе заноса заразительныхъ болѣзней, на "Алеутѣ" и "Монголія" отправятся въ Японію 15 военныхъ врачей, а также отрядъ "Краснаго Креста", въ составѣ 7 врачей и санитарнаго персонала, направляемый туда по повелѣнію Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны. На этихъ же двухъ пароходахъ будутъ доставлены медикаменты и госпитальные запасы.

Согласно пункту 18-му Портсмутскаго договора, для пріема людей въ Японіи и отправки ихъ въ Россію долженъ быть назначенъ спеціальный комиссаръ, который такимъ образомъ является главнымъ исполнительнымъ органомъ центральнаго комитета по этой трудной операціи.

Комиссаромъ избранъ и Высочайше утвержденъ начальникъ 6-й восточно-сибирской стрѣлковой дивизіи, генералъ-лейтенантъ Даниловъ, находящійся на Дальнемъ Востокѣ. Въ помощь ему, по его выбору, назначено три штабъ-офицера изъ состава войскъ дѣйствующей арміи, по одному для каждаго порта отправки, и одинъ дѣлопроизводитель, а также одинъ флотскій штабъ-офицеръ изъ Владивостока. Всѣ эти лица отправятся въ самомъ скоромъ времени въ Нагасаки на "Алеутѣ", причемъ судно это останется въ распоряженіи комиссара на все время эвакуаціи.

Центральнымъ комитетомъ дана комиссару инструкція въ общихъ чертахъ; всѣ же подробности предоставлены комиссару, давая ему полную свободу дѣйствій, въ зависимости отъ мѣстныхъ обстоятельствъ.

Комиссаръ снабженъ, распоряженіемъ главнокомандующаго, необходимымъ денежнымъ авансомъ на телеграммы, на наемъ переводчиковъ, на могущіе быть разъѣзды и на удовлетвореніе неотложныхъ мелочныхъ нуждъ нашихъ людей.

Всѣ распоряженія по пріему эшелоновъ во Владивостокѣ и въ Посьетѣ, размѣщенію ихъ, дальнѣйшей перевозкѣ ихъ по желѣзной дорогѣ лежатъ на мѣстномъ военномъ начальствѣ; а моряки поступятъ во Владивостокѣ въ распоряженіе своего начальства.

Въ первую очередь предположено вывезти изъ Японіи, если это окажется выполнимымъ, людей бывшаго Порть-Артурскаго гарнизона, а затѣмъ прочихъ; моряки будутъ перевезены партіями съ каждымъ эшелономъ. Офицерскіе чины должны слѣдовать по возможности съ тѣми же эшелонами, какъ и нижніе чины ихъ частей.

Что касается эвакуаціи плѣнныхъ японцевъ, то непосредственныя распоряженія по перевозкѣ ихъ поручены штабу Петербургскаго округа, въ раіонѣ коего сосредоточены почти всѣ плѣнные.

Японцы будутъ доставлены, согласно желанію японскаго правительства, на нашу западную границу и переданы тамъ нашимъ спеціально для сего назначеннымъ комиссаромъ японскому комиссару.

Предсѣдатель центральнаго распорядительнаго комитета, членъ военнаго совѣта, генералъ-лейтенантъ Суботичъ.