Японцы пытались морской демонстраціей у Портъ-Артура отвлечь вниманіе наше отъ мѣста высадокъ. Во время этой демонстраціи потерпѣлъ крейсеръ "Joschino" и погибъ "Hatsnse". Вотъ что сообщается объ этомъ въ "Новомъ Краѣ" отъ 4-го мая:
Въ продолженіе ночи на 2-е мая непріятельскіе миноносцы, въ числѣ шестнадцати, подходили къ Артуру. Наша ближайшая батарея произвела по нимъ два выстрѣла, вслѣдствіе чего они отошли и къ утру скрылись въ морѣ.
Чрезъ нѣкоторое время были усмотрѣны отъ Ляотешана на О три непріятельскіе броненосца, шедшіе въ кильватерной колоннѣ.
Въ 10 минутъ одиннадцатаго головной (вѣроятно флагманскій) броненосецъ, по виду, подходящій къ типу "Fuji" или "Jashima", внезапно сильно накренился, причемъ одновременно виденъ былъ громадный столбъ воды и паровъ. Поврежденный броненосецъ понесло теченіемъ къ W. Чрезъ нѣкоторый промежутокъ времени этотъ броненосецъ сталъ выпрямляться и спустилъ на воду двѣ шлюпки, другія двѣ взяли направленіе къ нему.
Въ этотъ моментъ (приблизительно чрезъ полчаса послѣ взрыва на головномъ броненосцѣ) на другомъ броненосцѣ, по наружному виду типа "Сикисима" или "Хацусе" (три трубы), былъ усмотрѣнъ взрывъ; при этомъ показалось громадное облако изъ дыма, паровъ и воды, за которымъ послѣдовалъ вторичный столбъ дыма и услышанъ былъ звукъ взрыва (детонація), послѣ котораго въ теченіе очень малаго промежутка времени (меньше минуты) броненосецъ пошелъ ко дну.
Когда произошелъ взрывъ на головномъ броненосцѣ, то раздалась пальба съ двухъ другихъ броненосцевъ съ обоихъ бортовъ въ воду, вѣроятно въ предположеніи, что отрядъ броненосцевъ атакованъ нашими подводными лодками.
Что катастрофа съ "Hatsuse" была не случайностью, за каковую хотятъ выдать ее японцы, это показываютъ подробности о ней, сообщенныя корресподенту "Правит. Вѣстн." г. Апушкину капитаномъ ген. штаба С. И. Одинцовымъ, которому 2 іюля удалось привезти въ Ляоянъ весьма утѣшительныя свѣдѣнія изъ Порть-Артура {Свой переѣздъ изъ "осажденной" крѣпости въ Сеньюченъ онъ, по словамъ г. Апушкина, совершилъ безъ особыхъ приключеній на миноносцѣ ("Лейтенантъ Бураковъ"), командуемомъ лейтенантомъ Долгобородовымъ. Правда, однажды вечеромъ они увидѣли огни сторожевыхъ японскихъ судовъ и этотъ моментъ былъ критическимъ. Нашъ миноносецъ дымилъ немилосердно и выбрасывалъ въ небо снопы искръ. Тотчасъ же закрывъ топку и моментально изготовившись въ бою, миноносецъ рѣшился ни въ какомъ случаѣ врагу не доставаться. Но врагъ и не пошелъ ему навстрѣчу, или вовсе не замѣтивъ нашего судна, или же принявъ его въ темнотѣ за одно изъ торговыхъ судовъ, которыхъ такъ много шныряло вдоль берега.}.
Дѣло въ томъ, что командиръ миннаго транспорта "Амуръ" капитанъ 2-го ранга Ивановъ и его офицеры давно уже стали присматриваться къ маневрамъ японской эскадры предъ Портъ-Артуромъ и, уловивъ въ нихъ нѣкоторую систематичность и постоянство, выработали свой планъ постановки миннаго загражденія. Получивъ разрѣшеніе его осуществить и поставить мины не тамъ и не такъ, какъ указывалось раньше, транспортъ "Амуръ" вышелъ въ море. Судьба ему благопріятствовала. Только негустая туманная завѣса отдѣляла его отъ японской эскадры, вышедшей какъ всегда на прогулку мимо Порть-Артура. Когда онъ ставилъ свои мины, одинъ только отважный "Новикъ" прикрывалъ его работу. Она была сдѣлана отважно, искусно, скоро и дала результатъ, едва ли не на слѣдующій же день, 2-го мая.
Было 10 часовъ утра, чудеснаго яснаго, весенняго (а вовсе не туманнаго, какъ писалъ Того въ Токіо), когда изъ-за Ляотешаня показалась кильватерная колонна японскихъ судовъ. Несмотря на десятимильное разстояніе, каждое судно видно было отчетливо. Ихъ было пять. Впереди шелъ крейсеръ. Они шли въ островамъ Элліота, но одно изъ нихъ было уже подъ сильнымъ креномъ. Это былъ "Іосино", наткнувшійся гдѣ-то еще выше на нашу мину. Впереди его черезъ одно судно шелъ броненосецъ "Хацусе"... Море было спокойно и вдругъ разверзлось подъ "Хацусе". Желтый дымъ окуталъ его корпусъ, изъ середины его вырвался столбъ бѣлаго пара, и когда паръ и дымъ разсѣялись,-- горделиваго корабля больше не было на поверхности океана.
Пораженные гибелью "Хатцусе" на мѣстѣ, по которому ходили безнаказанно цѣлые мѣсяцы, японцы на мгновеніе пріостановились и, выславъ шлюпки къ мѣсту катастрофы, стали поворачивать къ югу, выстраивая фронтъ. Поврежденный "Іосино" очутился такимъ образомъ между двухъ своихъ крейсеровъ: они, словно подъ руки, уводили раненый корабль съ поля битвы. На смѣну изъ-за горизонта показались пять другихъ крейсеровъ и пошли на встрѣчу нашимъ миноносцамъ, высланнымъ тревожить потрясеннаго нравственно непріятеля, подобрать съ "Хацусе" тонущихъ людей и въ то же время, если представится возможность, атаковать, затопить или отбить раненаго "Іосино"... Но японскіе крейсеры тотчасъ же открыли по нимъ усиленный огонь, а частъ ихъ стала было обходить наши миноносцы слѣва, но на помощь послѣднимъ показался "Новикъ". Разводили пары и готовились выйти въ море и "Баянъ", и "Діана", и "Паллада"... Непріятель замѣтилъ это и ушелъ.
И такъ, только наблюдательности командира и офицеровъ транспорта "Амуръ", ихъ искусству и смѣлости въ постановкѣ минъ обязаны мы тѣмъ, что флотъ японскій въ одинъ этотъ день, 2-го мая, лишился сразу двухъ большихъ кораблей, одного адмирала (Насуда) и почти восьмисотъ человѣкъ экипажа. За эту заслугу капитанъ 2-го ранга Ивановъ и награжденъ Государемъ Императоромъ орденомъ св. Георгія 4-го класса.
Небезыинтересно привести сообщеніе военнаго корреспондента "Times" о гибели "Hatsuse". Въ пространномъ письмѣ онъ прежде всего сѣтуетъ на ограниченіе японцами сферы его крейсерства на "Хаймуеѣ", и затѣмъ, извинившись за происходящую отсюда неполноту своихъ отчетовъ, даетъ очеркъ послѣдняго періода морскихъ дѣйствій, въ которомъ главное мѣсто отведено исторіи гибели "Hatsuse".
"Увидѣвъ, что послѣ затопленія 22 пароходовъ входъ въ гавань все-таки не былъ закрытъ, адмиралъ Того рѣшилъ усѣять выходъ на рейдъ новой серіей механическихъ минъ. Съ крайней отвагой японскіе миноносцы чуть-ли не каждую ночь подходили къ Порть-Артуру и заложили въ радіусѣ одной мили отъ выхода, по моимъ свѣдѣніямъ, не менѣе трехсотъ этихъ дьявольскихъ аппаратовъ. Но и русскіе въ этотъ періодъ проявляли большую предпріимчивость. Какъ только они выяснили, что въ ихъ распоряженіи есть проходъ, черезъ который свободно можетъ выйти судно въ 8,000 тоннъ, они приняли собственный планъ закладки минъ. Постоянныя наблюденія показали имъ, какимъ курсомъ обыкновенно приближается японская эскадра для демонстраціи противъ крѣпости. 1-го (14-го) мая минный транспортъ "Амуръ", въ сопровожденіи канонерки "Бобръ" и отряда миноносцевъ заложилъ на рейдѣ контръ-мины, часть которыхъ была взорвана для истребленія японскихъ минъ, а другая отбуксирована джонками въ тѣ мѣста, гдѣ долженъ былъ вскорѣ пройти японскій флотъ. 2-го (16-го) мая на всемъ Желтомъ морѣ стояли туманы. Подъ ихъ покровомъ "Амуръ" заложилъ мины и, когда прояснилось, отошелъ. Колесо фортуны въ это утро повернулось противъ японцевъ: эскадра изъ четырехъ броненосцевъ и двухъ крейсеровъ, которой Того поручилъ охранять проливъ Токи для прохода отрада миноносцевъ въ Печилійскій заливъ, вошла прямо въ приготовленное "Амуромъ" минное поле".
Тутъ и случался взрывъ, отъ котораго "Hatsuse" получилъ пробоину, но держался на водѣ. Черезъ 20 минуть онъ ударился о другую мину и тотчасъ затонулъ на 30 саженной глубинѣ. Въ общемъ, съ остальными потерями, понесенными при минныхъ операціяхъ и отъ несчастныхъ случаевъ, за эту фатальную для японцевъ недѣлю изъ флота выбыло 22,000 тоннъ.