По послѣднимъ извѣстіямъ, въ положеніи сторонъ въ южной Манчжуріи перемѣнъ не произошло.
Жители, жалуясь за насилія японцевъ, выселяются изъ деревень.
Идутъ дожди.
ВСЕПОДДАННѢЙШІЯ ТЕЛЕГРАММЫ
I.
контръ-адмирала Рейценштейна
изъ Шанхая:
28-го іюля, съ 5-ти часовъ утра, эскадра начала выходить на внѣшній рейдъ, а въ 8 часовъ 30 мин. утра, имѣя впереди тралы, пошла въ кильватерной колоннѣ въ слѣдующемъ порядкѣ: "Цесаревичъ" -- флагъ командующаго эскадрой контръ-адмирала Витгефта, "Ретвизанъ", "Побѣда", "Пересвѣтъ" -- флагъ начальника отряда броненосцевъ контръ-адмирала князя Ухтомскаго, "Севастополь", "Полтава", "Аскольдъ" -- флагъ начальника отряда крейсеровъ контръ-адмирала Рейценштейна, "Паллада" и "Діана". Крейсеръ "Новикъ" шелъ впереди эскадры. Миноносцы перваго отряда -- около головнаго броненосца, двѣ канонерскія лодки и второй отрядъ миноносцевъ шелъ съ эскадрой для защиты тралящаго каравана на возвратномъ пути. Пароходъ "Монголія" подъ флагомъ Краснаго Креста шелъ въ сторонѣ. Переходъ по минированному рейду совершили вполнѣ благополучно, но это потребовало 2 часа. Въ 9 часовъ утра, командующій эскадрою поднялъ сигналъ "идти на Владивостокъ". Съ момента выхода начали сосредоточиваться непріятельскія суда съ различныхъ румбовъ. Въ 10 часовъ 15 минутъ утра тралящій караванъ повернулъ къ Артуру, а эскадра дала сначала 8, потомъ 10 угловъ хода и пошла въ море. Канонерскія лодки и миноносцы 2-го отряда пошли, охраняя тралящій караванъ, въ Артуръ. Съ 12-ти часовъ дня. эскадра имѣла 13-ти узловый ходъ. Слѣва отъ курса шла на пересѣчку непріятельская эскадра, состоящая изъ броненосцевъ: "Асахи", "Миказа" -- одного -- типа "Фуджи", одного -- типа "Шикишима", броненосныхъ крейсеровъ "Ниссинъ" и "Кассуга". Кромѣ нихъ, по горизонту было еще три крейсера типа "Матсушима", одинъ броненосный крейсеръ типа "Ивате", три крейсера типа "Такасаго" и 44 миноносца. Суда непріятельской эскадры повернули всѣ вдругъ на обратный курсъ. Мы уклонились вправо и разошлись съ ней контръ-галсами. Пройдя разстояніе выстрѣла, начался первый бой. Послѣ начала боя японская эскадра и наша опять повернули на обратный курсъ и прошли контръ-галсами. Японская эскадра, разойдясь съ нами, повернула и легла на одинъ курсъ съ нашей эскадрой. Первый бой кончился. Въ первомъ бою "Аскольдъ" слѣдовалъ въ кильватерной колоннѣ за "Полтавой" и получилъ снарядъ въ переднюю трубу, выведшій изъ строя передній котелъ. Отрядъ крейсеровъ вышелъ изъ линіи кильватера и головной держался на лѣвомъ траверзѣ броненосца "Цесаревичъ". Японская эскадра стала съ нами сближаться. Сблизившись кабельтовыхъ до 40, начался второй бой. Въ 5 часовъ 45 минутъ дня "Цесаревичъ" повернулъ на обратный курсъ и пошелъ вдоль линіи кильватера, держа сигналъ: "Адмиралъ передаетъ начальство". Старшимъ былъ контръ-адмиралъ князь Ухтомскій. Видя, что непріятель старается окружить со всѣхъ сторонъ нашу эскадру, которая въ это время начала отступать въ строѣ фронта, громя непріятельскіе броненосцы кормовымъ огнемъ, рѣшился, не теряя времени, прорѣзаться сквозь кольцо непріятеля въ мѣстѣ его наименьшаго сопротивленія. Поднявъ сигналъ своему отряду: "Слѣдовать за мною" и во главѣ съ "Аскольдомъ" пошелъ прочищать путь къ выходу, принимая передніе при прорывѣ выстрѣлы на себя и оставляя задніе на броненосцы. За мною слѣдомъ пошелъ "Новикъ" и въ нѣкоторомъ разстояніи "Паллада" и "Діана". Крейсерскій отрядъ пошелъ прорываться противъ 4-хъ крейсеровъ 2-го класса и нѣсколькихъ миноносцевъ, а справа было 3 крейсера типа "Матсушима". Всѣ эти 7 судовъ осыпали крейсера снарядами. Подходя ближе къ кольцу, замѣтилъ, что одинъ изъ четырехъ крейсеровъ былъ броненосный крейсеръ типа "Асама", который сталъ поперекъ дороги. Бѣглый огонь. "Аскольда" по непріятельскимъ крейсерамъ, видимо, произвелъ поврежденія на 3-хъ крейсерахъ 2-го класса, а на "Асамѣ" произвелъ пожаръ. Тогда "Асама" отошелъ въ сторону, давая дорогу "Аскольду". Четыре непріятельскихъ миноносца стали приближаться, аттакуя "Дскольда", выпустили 4 мины, прошедшія въ равныя стороны, но не попавшія. Удачнымъ выстрѣломъ 6-ти дюймовой пушки "Аскольда" одинъ изъ миноносцевъ былъ потопленъ, а остальные сейчасъ же быстро удалились. Бой былъ жаркій; въ теченіе 20-ти минутъ снаряды сыпались градомъ и произвели много поврежденій на "Аскольдѣ", но кольцо непріятельскихъ судовъ было прорвано. "Аскольдъ" и "Новикъ" прошли, а вслѣдъ за ними "Паллада" и "Діана". Японскіе крейсера пошли въ погоню за "Аскольдомъ" и "Новикомъ", но мы, доведя ходъ до 20-ти уэловъ, стали быстро уходить отъ непріятеля. Въ это время темнота наступила, "Палладу" и "Діану" не видалъ. Погони больше не имѣлъ, а потому для поджиданія остальныхъ и вслѣдствіе поврежденныхъ трубъ, котловъ и подводныхъ пробоинъ уменьшилъ ходъ. Такимъ ходомъ шелъ до разсвѣта, держа курсъ по срединѣ между берегами, во избѣжаніе минныхъ аттакъ отъ Шантунга. Крейсеръ "Новикъ", какъ обладающій хорошимъ ходомъ, для выигрыша времени отъ могущей быть впослѣдствіи погони и согласно ранѣе выработанному плану прорыва, который каждому изъ командировъ былъ извѣстенъ, отпустилъ дѣйствовать самостоятельно. Съ разсвѣтомъ прибавилъ на "Аскольдѣ" ходъ, не утруждая машинъ и не разслабляя слабыхъ мѣстъ крейсера. Тутъ же обнаружилось, что "Аскольдъ" имѣетъ серьезное поврежденіе. Сосредоточеніе огня съ 7-ми непріятельскихъ судовъ исключительно на "Аскольдѣ" сдѣлало серьезныя поврежденія. Разрушенныя двѣ дымовыя трубы сильно увеличили расходъ угля, заставляя для поддержанія пара пускать вентиляторы во всю, что давало массу искръ, мѣшающихъ ночнымъ ходамъ. Въ силу обнаружившихся поврежденій, недостатка угля, недостаточно большого хода, вынужденъ былъ отказаться отъ немедленнаго же слѣдованія во Владивостокъ чрезъ Корейскій архипелагъ. Поврежденія показали, что безъ дока крейсеръ не можетъ совершить безопаснаго плаванія, принимая во вниманіе, что на пути можетъ застать свѣжую погоду, и потому рѣшился идти въ нейтральный портъ Шанхай. 30-го іюля, въ 3 часа 25 минутъ утра, подошелъ къ острову Будолу, гдѣ сталъ на якорь. Того же числа я съ полною водою пошелъ въ Вувунгъ, гдѣ всталъ на якорь. 31-го іюля я пришелъ въ рѣку Ванъ-Пу и приступилъ къ работамъ входа въ докъ. Главнѣйшія поврежденія "Аскольда": двѣ дымовыя трубы снесены, три продырявлены, 1 котелъ поврежденъ, 4 подводныя пробоины, 2 шпангоута сломаны, 6 надводныхъ пробоинъ. Убитъ мичманъ Рклицкій, ранены: лейтенантъ баронъ Майдель, мичманы Медвѣдевъ, Житковъ, титулярный совѣтникъ Хиловъ; нижнихъ чиновъ убито 10, ранено тяжело 15, легко ранено 29. Чистосердечно не могу указать отличившихся: обоихъ этихъ крейсеровъ командиры, офицеры, механики, доктора, нижніе чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, безъ суеты громя непріятеля, исполняя свой долгъ. Священнослужитель іеромонахъ Порфирій геройски ходилъ до верхней палубѣ съ крестомъ, благословляя воиновъ, а доктора подъ градомъ снарядовъ убирали убитыхъ и раненыхъ.
О вышеизложенномъ Вашему Императорскому Величеству имѣю счастіе всеподданнѣйше доложить.
4-го авг.
II.
Намѣстника ген.-адъют. Алексѣева.
Отъ 4-го августа:
Всеподданнѣйше представляю Вашему Императорскому Величеству краткое донесеніе начальника крейсерскаго отряда, возвратившагося 3-го сего августа во Владивостокъ съ крейсерами. "Россія" и "Громобой".
"1-го августа, съ разсвѣтомъ, въ четыре съ половиной часа утра, имѣя пары во всѣхъ котлахъ, подошелъ съ крейсерами "Россія", "Громовой" и "Рюрикъ" къ параллели Фувана, въ разстояніи отъ послѣдняго 42 мили и отъ сѣвернаго маяка острова Тсусима 36 миль, гдѣ, повернувъ къ западу, въ скоромъ времени увидѣли впереди праваго траверза, приблизительно въ 8-ми миляхъ къ сѣверу, японскую эскадру броненосныхъ крейсеровъ, шедшую параллельнымъ съ нами курсомъ и состоявшую изъ 4-хъ судовъ типа "Ивате". Повернувъ влѣво и давъ полный ходъ, взялъ курсъ въ нордъ-остовую четверть, чтобы по возможности выйти въ открытое море. Непріятель, имѣвшій первоначально преимущество въ ходѣ, тотчасъ же повернулъ, легъ параллельнымъ курсомъ и заставилъ меня принять бой, начавшійся въ б часовъ утра, съ разстоянія свыше 60-ти кабельтовыхъ. Вскорѣ изъ пролива съ юга показался идущій на соединеніе съ непріятелемъ крейсеръ 2-го класса типа "Нанива". Непріятель, замѣтивъ мое намѣреніе выбраться на нордъ-остъ въ открытое море, сталъ склонять курсъ въ нашу сторону и тѣмъ помѣшалъ исполненію нашего маневра, почему, выбравъ удобный моментъ, быстро повернулъ вправо и легъ въ нордъ-вестовую четверть, съ разсчетомъ, до подхода къ корейскому берегу, отойти на сѣверъ. Этотъ маневръ не былъ замѣченъ своевременно и при увеличившемся до 17-ти узловъ ходѣ появилась полная вѣроятность удачи, но не прошло и пяти минутъ, какъ крейсеръ "Рюрикъ" вышелъ изъ строя и поднялъ сигналъ "руль не дѣйствуетъ", почему я поднялъ ему сигналъ "управляться машинами" и продолжалъ идти прежнимъ курсомъ. Не получивъ на этотъ сигналъ отвѣта и видя, что всѣ японскіе крейсера сосредоточили свой огонь на "Рюрикѣ", все послѣдующее мое маневрированіе имѣло исключительною цѣлью дать ему возможность исправить поврежденіе руля, отвлекая на себя весь огонь непріятеля для прикрытія "Рюрика". Въ это время были замѣчены еще два крейсера 2-го и 3-го класса, шедшіе на соединеніе съ непріятелемъ. На "Рюрикѣ" былъ поднятъ сигналъ "не могу управляться". Маневрируя впереди его, я далъ ему возможность отойти по направленію къ корейскому берегу мили на двѣ, и такъ какъ на поднятый ему около 8-ми часовъ сигналъ "идти на Владивостокъ" онъ отрепетовалъ его и привелъ на надлежащій курсъ, имѣя при этомъ большой ходъ, что видно было по буруну впереди его носа, я съ крейсерами "Россія" и "Громобой" окончательно легъ на нордъ-вестъ, все время сражаясь съ непріятелемъ, взявшимъ параллельный курсъ и державшимся отъ насъ на разстояніи отъ 32 до 42 кабельтововъ. Въ это время "Рюрикъ" находился отъ насъ приблизительно на зюйдъ-вестъ въ разстояніи 3--4 миль. На этомъ галсѣ бой продолжался полныхъ два часа и намъ нанесены значительныя поврежденія: на крейсерѣ "Россія" были пробиты 3 дымовыхъ трубы, что препятствовало хорошо держать паръ, и выведены изъ строя 3 котла. Около половины девятаго часа "Рюрикъ" сталъ сильно отставать и снова повернулъ носомъ отъ берега. Видно было, что присоединившіеся два крейсера 2-го класса завязали съ нимъ бой, послѣ чего онъ вскорѣ сталъ скрываться изъ виду. Но такъ какъ адмиралъ Камимура съ 4-мя броненосными крейсерами неотступно держался наравнѣ съ нами и такимъ образомъ удалялся отъ "Рюрика", то я продолжалъ бой на этомъ галсѣ, отвлекая непріятеля далѣе на сѣверъ, въ надеждѣ, что "Рюрикъ" справится съ двумя сравнительно слабыми противниками и, исправивъ поврежденія руля, будетъ въ состояніи самостоятельно достигнуть Владивостока. Не задолго до 10-ти часовъ, противникъ, отойдя на разстояніе 42-хъ кабельтововъ, открылъ самый убійственный огонь за все время боя, что произвело впечатлѣніе, что послѣ этого онъ пойдетъ на насъ въ аттаку, но, къ общему удивленію, въ 10 часовъ, стрѣляя залпами, весь отрядъ пошелъ отъ насъ, повернувъ послѣдовательно вправо, прекративъ огонь послѣ 5-ти часового жестокаго боя. Я сейчасъ же началъ приводить въ извѣстность потери и поврежденія. На "Россіи" въ подводной части и у ватеръ-линіи было 11 пробоинъ, а на "Громобоѣ" -- 6. Убыль флотскихъ офицеровъ на обоихъ крейсерахъ превышала половину всего состава, нижнихъ же чиновъ -- доходила до 25 %. Въ виду перечисленныхъ обстоятельствъ, не представлялось рѣшительно никакой возможности возобновить бой, вернувшись къ мѣсту разлученія съ "Рюрикомъ", находившимся по меньшей мѣрѣ въ 30-ти миляхъ къ югу. Необходимо было, пользуясь тихой погодой, остановить машины, наскоро исправить главныя пробоины и идти во Владивостокъ. На крейсерѣ "Россія" убитъ капитанъ 2-ю ранга Берлинскій, ранены: лейтенантъ Ивановъ 11-й и и Петровъ 10-й, мичманы Домбровскій, баронъ Аминовъ, Колоколовъ и Леманъ; на "Громобоѣ" -- убиты лейтенанты Браше и Болотниковъ, мичманы Гусевичъ и Татариновъ, ранены капитанъ 1-го ранга Дабичъ -- тяжело; Владиславлевъ, Дьячковъ и мичманъ Руденскій -- легко; контужены: лейтенантъ Моласъ и мичманъ Орловъ; нижнихъ чиновъ на обоихъ крейсерахъ убито 136, ранено -- 307. Убитые, кромѣ капитана 2-го ранга Берлинскаго, похоронены въ морѣ. Въ заключеніе считаю долгомъ засвидѣтельствовать о доблестной службѣ и преданности долгу офицеровъ и нижнихъ чиновъ отряда. Это были желѣзныя существа, не звавшія ни страха, ни усталости. Вступивъ въ бой прямо отъ сна безъ всякой передъ тѣмъ пищи, они въ концѣ 5-ти часового боя дрались съ тою же энергіею и стойкостью, какъ въ самомъ началѣ его".
Къ сему рапорту начальника отряда считаю долгомъ донести Вашему Императорскому Величеству, что по личномъ осмотрѣ крейсеровъ, всѣхъ поврежденій отъ дѣйствія непріятельскихъ снарядовъ и по понесеннымъ потерямъ въ личномъ составѣ я могъ убѣдиться, въ какой высокой степени въ этомъ неравномъ боѣ съ превосходными силами противника, личный составъ своею стойкостью, мужествомъ и самоотверженіемъ исполнилъ свой долгъ.
4-го авг.