Забытый проповѣдникъ новѣйшаго соціализма.

Біографію Жана Мелье можно разсказать въ немногихъ словахъ. Мелье родился въ 1664 году, въ деревнѣ Мазерни (въ департаментѣ Арденъ). Онъ былъ сынъ ремесленника. Мѣстный священникъ, заинтересовавшись ребенкомъ, подготовилъ его въ семинарію въ Шалонѣ на Марнѣ. Оттуда Жанъ вышелъ въ 1688 г., а въ 1692 г. получилъ приходъ въ Эстрепи и Бютѣ (въ Шампаньи). Мелье исполнялъ свои священническія обязанности съ рѣдкой пунктуальностью, усердно и заботливо принималъ участіе въ бѣдныхъ и нуждающихся, раздавалъ имъ почти всѣ свои доходы. Мелье умеръ въ 1733 г. Наслѣдство, оставленное имъ, было такое: 1) "Le testament" {Полное заглавіе этого "завѣщанія" буквально слѣдующее: "Mémoires des pensées et des sentimens de J. M.., pretre, curé d'Estrepy et de But, sur une partie des abus et des erreurs de la conduite et du gouvernement des hommes, où Ton voit des demonstrations claires et évidentes de la vantié et de la fausseté de toutes les divinités et de toutes les réligions du monde, pour être adressés à ses paroissiens après sa mort et pour leur servir de témoignage de vérité a eux et à tous leurs semblables".}, 2) нѣсколько проповѣдей и 3) переводъ "Пѣсни пѣсней". Съ "Завѣщанія" вскорѣ было сдѣлано нѣсколько копій. Вольтеръ упоминаетъ о ста копіяхъ слишкомъ, ходившихъ по рукамъ въ одномъ только Парижѣ. Фернейскій философъ между прочимъ, въ 1762 г., напечаталъ оттуда же извлеченіе. Изданіе это имѣло огромный успѣхъ и разошлось быстро. Это же извлеченіе выдержало еще нѣсколько изданій, но въ полномъ видѣ, въ трехъ томахъ, "Завѣщаніе" было напечатано впервые въ 1864 г. въ Амстердамѣ съ подобающимъ предисловіемъ одного голландскаго "libre penseur'а".

Рядомъ съ философскими и религіозно-критическими сужденіями, которыя и мѣшали, вѣроятно, изслѣдователямъ литературной исторіи новѣйшаго соціализма включить въ свои обзоры сочиненіе Мелье, въ этомъ "Завѣщаніи" анализированы чисто соціалистическія доктрины. Вотъ, напримѣръ, священникъ XVIII-то вѣка берется критиковать право собственности. Это право называется имъ кратко -- "abus". Тѣмъ же эпитетомъ величалъ собственность и Прудонъ. По Мелье, ближайшее послѣдствіе собственности таково, что каждый старается столько пріобрѣсти, сколько въ силахъ, не безпокоясь-о способахъ пріобрѣтенія. Кто сильнѣе, талантливѣе, изворотливѣе и безсовѣстнѣе, тотъ и побогаче дѣлается. Коммунисты и такъ называемые "каѳедральные соціалисты" не шли дальше Мелье въ сужденіяхъ о собственности пріобрѣтаемой путемъ свободной конкурренціи. Въ доказательство авторъ ссылается на Адольфа Вагнера, повторяющаго тоже самое въ "Grundlegung der allgemeinen oder theoretischen Volkswirthschaftslehre".

Изъ той же борьбы всѣхъ противъ всѣхъ, по словамъ Жана Мелье, и выходитъ, что одни имѣютъ больше, а другіе меньше, зачастую даже одни имѣютъ все, а другіе -- ничего, одни хорошо ѣдятъ, хорошо живутъ, хорошо одѣваются, словомъ пользуются всѣми благами жизни, тогда какъ другіе плохо ѣдятъ, въ плохой обстановкѣ живутъ, дурно одѣваются, зачастую даже изводятся голодомъ, коченѣютъ отъ стужи. Отсюда и бываетъ, что одни блаженствуютъ въ счастьѣ и довольствѣ, тогда какъ другіе угнетаются горемъ и заботой.

Въ подобномъ тонѣ исписаны цѣлыя страницы, гдѣ собственностью объясняются рѣшительно всѣ мрачныя стороны въ жизни современнаго общества. Авторъ "Завѣщанія", самъ принадлежавшій къ привиллегированному сословію, между прочимъ, отрицаетъ всякія сословныя различія. Это самая характерная черта новѣйшаго соціализма, красной нитью проходящая чрезъ всю исторію, его, начиная съ Бабефа до Маркса, Лассаля и до программы нынѣшнихъ нѣмецкихъ соціальдемократовъ, въ которой первый параграфъ гласитъ, что по отношенію къ рабочему классу всѣ прочіе классы являются единой реакціонной массой.

Священникъ-соціалистъ говоритъ о бракѣ. Онъ считаетъ непростительной вещью, что браки нерасторжимы. Послѣдствіемъ этого, по его мнѣнію, является масса зла. Мужъ чувствуетъ себя несчастнымъ, жена не менѣе того. Я что особенно увеличиваетъ ихъ несогласіе, это безвыходность супруговъ въ такомъ несчастномъ положеніи. Стало быть, и въ борьбѣ противъ нерасторжимости брака соціалисты ХІX-го вѣка -- лишь послѣдователи Мелье.

Печальную картину, по Мелье, представляетъ государство, основанное на собственности. Куда ни посмотришь, всюду одно ужасное бѣдствіе, вездѣ раздается плачъ и скрежетъ зубовный. Человѣчество кажется приковано къ страшнымъ несчастіямъ. Однакожъ ему, оказывается, можно и пособить. Стоитъ только людямъ устроить коммуны. Тогда картина измѣнится. Мелье рисуетъ такое коммунистическое общество въ привлекательномъ свѣтѣ. Точно на землѣ водворяется рай. Счастливы и довольны люди, пользуясь общиннымъ владѣніемъ, мирно наслаждаясь всякими благами. Всѣ живущіе въ какомъ-нибудь городѣ или въ какомъ-нибудь округѣ составляютъ единую семью. Всѣ считаютъ себя братьями и любятъ другъ друга. Всѣ трудятся одинаково и въ правѣ пользоваться одинаковой пищью, одинаковой одеждой, одинаковымъ жилищемъ. Во главѣ стоятъ мудрѣйшіе и благороднѣйшіе. Всѣ города и всѣ округа составляютъ единый союзъ, чтобы взаимно помогать одинъ другому. Такъ какъ земля можетъ родить достаточно для прокормленія всѣхъ, то каждый, при не слишкомъ обременительной работѣ, будетъ имѣть столько, сколько ему нужно. Никому не придется заботиться о пропитаніи. Прекратятся всякія распри, всякія тяжбы, всякая ненависть, всякія обкрадыванія, всякія убійства. Человѣчеству останется наслаждаться такимъ блаженствомъ. Это, опять таки по Мелье, доказываютъ монахи, которые, ведя общее хозяйство, не терпятъ нужды ни въ чемъ.

Какъ видите, Мелье настолько же неисправимый оптимистъ, насколько и многіе изъ позднѣйшихъ соціалистовъ. Онъ полагаетъ, что люди, только что терзавшіе другъ друга, превратятся въ ангеловъ, какъ скоро ихъ имущество сдѣлается общимъ достояніемъ. Доказательство, приводимое Мелье, въ свидѣтельство жизненности коммунистическаго порядка вещей, само собою разумѣется, Не выдерживаетъ критики. Монастыри обязаны своимъ богатствомъ не общиной жизни монаховъ и трудолюбію ихъ, а крѣпостному труду монастырскихъ крестьянъ и частнымъ пожертвованіямъ. Только въ первые вѣки христіанства было иначе. Но тогдашніе монахи и не жили въ дворцахъ и довольствѣ, о которыхъ говоритъ Мелье.

Впрочемъ, суть дѣла не въ критикѣ соціалистической системы Мелье. Тутъ собственно любопытно отмѣтить, что новѣйшій соціализмъ въ важнѣйшихъ своихъ пунктахъ строится на тѣхъ же же принципахъ, какіе проповѣдуетъ Мелье, что послѣдній, дѣйствительно, настоящій его предвѣстникъ. Въ самомъ дѣлѣ, доктрина Мелье относительно одинаковаго труда, одинаковой пищи, одинаковой одежды и т. д. принята была позднѣе Бабефомъ, сложившимъ голову на эшафотѣ за свои соціалистическія убѣжденія, и Кабэ, авторомъ "Путешествія въ Икарію" {См. "Соціализмъ въ романѣ" (Историч. Вѣстн. 1883 г., ХІ-й т., стр. 168 и слѣд.).}. Мнѣніе Мелье о регулированіи труда и отдыха не централизованнымъ правительствомъ, а коммунами, защищалось Фурье. Его "Фаланстеріи" не что иное, какъ общины Мелье. Мысли Мелье о томъ, что мудрѣйшіе должны управлять государствомъ, позже развивались сенъ-симонистами. Наконецъ, и въ томъ еще сходенъ съ позднѣйшими соціалистическими доктринами идеалъ государства Медье, что браки по желанію заключаются и по желанію же расторгаются. Этотъ принципъ находить сторонниковъ въ средѣ большинства коммуннистовъ и особенно поддерживался знаменитымъ Робертомъ Оуэномъ. Неудивительно также, что Мелье придаетъ большое значеніе воспитанію и ожидаетъ отъ него чудесъ. Почти каждая соціалистическая система преисполнена въ данномъ случаѣ преувеличенныхъ надеждъ, какъ бы забывая, что такое чудодѣйственное воспитаніе невозможно просто по недостатку воспитателей.

Новѣйшій соціализмъ не ограничился, однако, этими фантастическими доктринами. Теорія уступила мѣсто практикѣ. Въ ознакомленіи съ этой практикой можетъ служить надежнымъ путеводителемъ критическій обзоръ "Соцалистическихъ партій" Страусса.