[1] Впервые -- в сб. "Из глубины". М., 1918. Отд. изд.: Киев, 1918; София, 1920. Печатается по тексту последнего изд., идентичного киевскому за вычетом некоторых опечаток и корректорской правки, нарушающей особенности авторской пунктуации. Историю подготовки сборника и создания булгаковских диалогов см. в комментарии М. А. Колерова и Н. С. Плотникова к соврем, изд.: Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 553--556 (далее: Колеров, Плотников). См. также комментарий В. Н. Акулинина в сб. Христианский Социализм, Новосибирски, "Наука", 1991. С. 331--340.

По новейшим данным, диалоги Булгакова стали известны определенному кругу лиц еще до выхода сборника "Из глубины" и отд. изд. Так, 31 мая 1918 г. Булгаков писал А. С. Глинке (Волжскому): "В воскресенье в Р<елигиозно-> ф<илософском> об<ществ>е читаю прощальное (конечно, неведомо для публики) Кармасинов-ское "Merci" -- свои диалоги" / ЦГАЛИ. Ф. 142. Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 289. (Собирающийся навсегда покинуть Москву Булгаков с горькой иронией сравнивает себя с пародийным персонажем "Бесов" Ф. М. Достоевского -- писателем Кармазиновым, который заканчивает свой рассказ "Merci" прощанием "с русскою публикой" // Бесы. Ч. 3. Гл. 1.) --Сведения, любезно предоставленные М. А. Колеровым.

В 1918 С. Н. Булгаков принимал участие в начавшемся в августе 1917 Всероссийском Поместном Соборе православной церкви и продолжал преподавание в Московском коммерческом институте. В начале года семья Булгакова выехала в Крым и с момента немецкой оккупации Украины (март) связь с ней прервалась. Тревога за семью и ощущение своего житейского одиночества послужили непосредственным импульсом для решения, подготовленного длительными духовными поисками Булгакова,-- 9 июня 1918 он принял сан в присутствии Вяч. Иванова, Бердяева, Струве н др. (см.: Булгаков С. И. Автобиографические заметки. С. 38--42). Вскоре ему удалось навестить семью. В августе, на обратном пути в Москву, Булгаков остановился в Киеве. Текст работы "На пиру богов", написанной в апреле -- мае, он передал киевскому издательству "Летопись", которое выпустило ее отдельной брошюрой, снабдив следующим предисловием: "Настоящая работа профессора, ныне священника С. Н. Булгакова, предназначена для сборника статей, подготовляемого группой писателей к печати в Москве и посвя- щенного проблемам русской общественности. По соглашению с автором издательство получает возможность опубликовать "Современные диалоги>, не дожидаясь выхода в свет всего московского сборника, отдельным изданием в Киеве". В это время Булгаков, разумеется, не предвидел, что издание сборника "Из глубины> встретит непреодолимые препятствия. В начале сентября, однако, он получил письмо от М. О. Гершензона и Вяч. Иванова, удерживавших его от возвращения в Москву. 10 (23) сентября 1918 Булгаков писал из Киева одной из близких Вяч. Иванова: "...доктор М. О. Гершензон вкупе с Вячеславом Ивановым и другими медицинскими авторитетами находит невозможным для моего здоровья приезд сюда..." (ОР ГБЛ, ф. 109, оп. 1, карт. 14, ед. хр. 6, л. 1). Это означало, что друзья эзоповым языком предупредили Булгакова об осложнившейся обстановке в Москве.

После эвакуации немецких войск с Украины и недолгого правления их ставленника гетмана Скоропадского (ноябрь -- декабрь) Киев пережил за короткое время власть петлюровской Директории, восстание, установление Советской власти. Трудно предположить, что Булгакову удалось в этих условиях сохранить связь со столицей и узнать о судьбе сборника. С 1919 он жил с семьей в Крыму.

Перебравшись из Москвы в Крым, Булгаков пишет еще два сочинения в диалогической форме: "Ночью" (возможно, первоначальное название -- "Трое"; см. об этом: Колеров, Плотников. С. 560) -- считается утерянным -- и "У стен Херсониса"; в настоящее время опубликован по "самиздатскому" списку, не сверенному с рукописью, в парижском журн. "Символ" (1991. No 25. Июль. С. 167-- 342). Диалог "Ночью" посвящен мистической природе власти и идее "Белого царя", "У стен Херсониса" -- проблеме церковной схизмы; главные оппоненты здесь -- Светский богослов и Беженец как выразители дореволюционного славянофильства и послереволюционной его ревизии (противостояние, уже намеченное в "На пиру богов"; ср. в особенности "Диалог пятый").

Новое отдельное издание диалогов "На пиру богов" (София: Российско-Болгарское книгоиздательство, 1920; на обложке -- 1921) полностью повторяло киевское. О текстологической преемственности двух публикаций свидетельствуют их одинаковые разночтения с текстом, вошедшим в сборник, хоть они и незначительны: в ряде случаев в начале фразы добавлено "но" или "да", а также общая опечатка -- "немного" вместо "немногого".

"На пиру богов" и в жанровом, и в содержательном отношении сознательно ориентированы на "Три разговора" Вл. Соловьева. См. об этом, в частности, в кн.: Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж, 1948. Т. 1. С. 46--47, где справедливо указано, что Беженец заменил в диалогах Булгакова соловьевского г-на Z, проводника авторской точки зрения.

Подзаголовок "Pro и contra" -- название пятой книги "Братьев Карамазовых", центральный эпизод которой -- спор Ивана с Алешей.

Эпиграф ко всему сочинению -- заключительная строфа стихотворения Ф. И. Тютчева "Цицерон" (1830). Название диалогов -- аллюзия на то же стихотворение.

Эпиграфы к "Диалогу первому"--из стихотворений Вл. Соловьева "Панмонголизм" (1894) и А. Белого "Отчаяние" (1909).

[2] Ника Самофракская (Самофракийская) -- знаменитая античная статуя (ок.190 г. до н. э.), олицетворяющая победу.

[3] Полемический намек на эпиграф к роману Достоевского "Бесы" и его идею. См. Лк.8,32-35.

[4] Цирцея (Кирка) -- волшебница, превратившая в свиней прибывших на ее остров спутников Одиссея (Гомер, Одиссея, X).

[5]...не видеть, не знать, не чувствовать... -- Перефразирована строка из надписи Микеланджело Буонарроти к статуе "Ночь" в пер. Ф. И. Тютчева "Молчи, прошу -- не смей меня будить" (1855). Три заключительные строки четверостишия цитируются ниже

[6] Я помню, после тяжелой утраты... -- В признаниях Общественного деятеля отразились переживания самого Булгакова после смерти малолетнего сына в августе 1909 г. См.: "Свет Невечерний". С. 12--14; "Автобиографические заметки". С. 67.

[7] Стих Микеланджело Буонаротти в переводе Ф. И. Тютчева (1855).

[8]..."жажда жизни неприличнейшая", "сила низости карамазовской". -- Перефразированные слова Ивана Карамазова.

[9]...тентетниковщину какую-то - -- От Андрея Ивановича Тентетникова, персонажа 2-го тома "Мертвых душ" Н. В. Гоголя (образ безвольного "лишнего человека").

[10]...как оно и было предуказано Тютчевым и Достоевским·.. -- Ср., напр.: "Москва и град Петров и Константинов град -- вот царства русского заветные столицы" (стих. "Русская география", 1848 или 1849), также "Пророчество" (1855). "Константинополь должен быть наш". (Дневник писателя за 1877 год, ноябрь, гл. 3).

[11]...падение ее было велико... -- Ср.: Мф. 7, 27: "и было падение его великое" (Писатель сравнивает Россию с домом, построенным на песке).

[12]...Бое поругаем не бывает. -- Гал. 6, 7.

[13] Ковалевская (урожд. Корвин-Круковская) Софья Васильевна (1850-- 1891)--математик. Драма "Борьба за счастье", написанная ею совместно с А. Леффлер, состоит из двух частей. В первой части действие разворачивается так, как оно было (разлад между героями), во второй -- так, как оно могло быть (гармоничные взаимоотношения). Внешней регуляции поведения противопоставляется внутренняя.

[14] Шерамур -- персонаж рассказа Н. С. Лескова "Шерамур (Чрева ради юродивый)" (1879), "...герой брюха, его девиз -- жрать, его идеал -- кормить других" // Лесков Н. С. Собр. соч. М., 1957. Т. 6. С. 244.-- Использован комментарий В. В. Сапова к публикации диалогов Булгакова в журн. "Наше наследие" (1991. No 1. С. 95).

[15]...наши галицийские победы... -- Успешное наступление русских войск против Австро-Венгрии в августе-сентябре 1914 г. и весной 1915 г.

[16] Забвена буди десница моя... -- Пс. 136, 5--6.

[17]...ваша Европа... представляла собой скопидомскую мещанку... -- Булгаков вкладывает в уста Писателя свои недавние мысли; см. его лекцию "Война и русское самосознание" (М., 1915), статью "Русские думы" (Русская Мысль. 1914. Кн. XII).

[18]..."бегает нечестивый, не единому же гонящуся". -- "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним" (слав.), не из Книги Иисуса, сына Сирахова, а из Притчей Соломоновых, 28, 1.

[19]...Тютчев приятнее чувствовал себя в мюнхенском посольстве... -- где он находился на русской дипломатической службе в 1822-- 1842 гг. Цитаты из стихотворений "Эти бедные селенья..." (1855) в "Итак, опять увиделся я с вами..." (1849).

[20]...status quo ante... -- прежнее положение (лат.).

[21]...мы оказались вовлечены в войну с Турцией... -- После обстрела русских черноморских портов турецкими и германскими военными кораблями Россия 20 окт. 1914 г. объявила Турции войну.

[22] Указание... в записях А. Н. Шмидт.-- Булгаков проявил огромный интерес к личности А. Н. Шмидт (см. его статью "А. Н. Шмидт и Вл. Соловьев (Из рукописей А. Н. Шмидт)" //Биржевые ведомости. 1915. 29 дек.; Τихие Думы. С. 71--114; см. также его письмо к Э. К. Метнеру от 19 апреля 1915 г. (ОР РГБ. Ф, 167. К. 13. Ед. хр. 21); он получил в свое распоряжение архив Шмидт и, по свидетельству мемуариста (Герцык Е. Воспоминания. Париж, 1973. С. 150), анонимно издал ее рукописи за свой счет (М., 1916).

[23] Потентат -- властитель (лат.).

[24] Вступить же в полоненный Константинополь... -- Ср. с суждениями автора 1923 г. о "нас, тех, которые так шумно собирались еще недавно "воздвигать крест на св. Софии", чтобы в ней бесчинствовать потом безвкусием своим и рабством своим..." (Б у лгаков С. В Айя-Софии // Русская Мысль. 1923. Кн. VI--VIII; то же -- A3. С. 97--98; Новый мир. 1989. No 10. С. 244).

[25] natura non facit saltus -- природа не делает скачков (лат.); мысль Карла Линнея.

[26]...сливают славянские ручьи в русском море... -- Ср.: "Славянские ль ручьи сольются в русском море..." (Пушкин А. С. Клеветникам России (1831).

[27]...исполнится предвестие Тютчева... -- О цареградской Софии: "Пади пред ней, о царь России, /-- И встань как всеславянский царь!" ("Пророчество"); ср. также его стихотворение "Славянам" (1867).

[28] deutsche Treue -- немецкая верность (нем.); считалась характерной чертой именно немецкого национального склада.

[29] Цитата из не включенной Пушкиным в окончательную редакцию "Капитанской дочки" главы ("Не приведи Бог видеть русский бунт -- бессмысленный и беспощадный").

[30] Из стихотворения Ф. И. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной...".

[31]...2 марта 1917 года -- дата подписания манифеста Николая II об отречении от российского престола.

[32]...государственную энтелехийность. -- От греч. "энтелехия" (термин аристотелевской метафизики, перешедший в философию Нового времени) -- целесообразно действующая сила, обеспечивающая актуальную действительность предмета. Здесь: обеспеченность внутренней идеей.

[33] "So sagten schon Sibyllen..." -- "Так уже говорили сивиллы `и пророки" (нем.). Строка из произведения И. В. Гете "Первоглаголы. "Учение орфиков" (Uhrworte. Orphisch; 1820), в пер. С. Аверинцева: "Об этом нам еще сивиллы пели".

[34]..."прогрессивный думский блок"... -- В IV Государственной думе межпартийная коалиция (с августа 1915 г.) кадетов, октябристов и др., нацеленная на либеральное реформирование монархии.

[35] Рамолисмент -- старческая расслабленность, маразм ( от фр.).

[36]...о "перемене шофера" по подлому тогдашнему выражению. --Эвфемизм, в среде либеральной оппозиции того времени обозначавший смену монарха без выхода России из войны. Генерал вновь выражает чувства самого Булгакова: "В обращение было пущено подлое словцо В. А. Маклакова о перемене шофера на полном ходу автомобиля. Я видел совершенно ясно, знал шестым чувством, что Царь не шофер, которого можно переменить, но скала, на которой утверждаются копыта повиснувшего в воздухе русского коня" (см. очерк "Агония" Aвтобиографические 3аметки. С. 88, 89).

[37]...по соловьевской схеме полагается! -- Царь, священник и пророк -- три "ипостаси" "социальной троицы" в утопической "свободной теократии" Владимира Соловьейа. См., напр., в его кн.: Россия и Вселенская церковь. М., 1911. Кн. 3 ("Троичное начало и его общественное приложение").

[38]...этой хлыстократии... -- Речь идет о влиянии на царскую чету Г. Е. Распутина-Новых, считавшегося связанным с сектой хлыстов.

[39]...благочестивые духовные лица... искренно перекрестились. -- По воспоминаниям Булгакова, которого весть об убийстве Распутина (в субботу, 17 дек. 1916 г.) застала в Зосимовой пустыни, этому известию "все радовались, даже монахи", а епископ из Москвы "преосвящ. Феодор перекрестился... помню, как меня это поразило" (Aвтобиографические 3аметки. С. 88).

[40]...народ имеет правительство, какого заслуживает... -- Из писем Ж де Местра

[41] Милюков Павел Николаевич (1859--1943)--историк, лидер кадетской партии. В марте -- мае 1917 министр иностранных дел Временного правительства.

[42] ...с уцелевшими старотурками... -- Так условно-иронически Булгаков именует противников младотурков, организации, осуществившей в Турции революцию (1908).

[43] Гучков Александр Иванович -- (1862--1936)--основатель партии октябристов, член III Государственной Думы, ее председатель в 1910--1911. Во Временном правительстве -- военный и морской министр (март -- май 1917).

[44] Поливанов Алексей Андреевич (1855--1920) --генерал от инфантерии, военный министр с июня 1915 по март 1916.

[45] Соколов Н. Д.-- эсер, член Исполнительного комитета Петроградского Совета, один из авторов приказа No 1. По этому приказу в воинских частях и подразделениях выбирались солдатские комитеты, контролировавшие политическую деятельность военнослужащих', использование вооружения и боеприпасов. Одновременно отменялось титулование офицеров и подчинение им во внеслужебное время. 20 июня 1917 Соколов, агитировавший на Юго-Западном фронте солдат за наступление, был избит ими. После этого А. Ф. Керенский назначил его сенатором.

[46]... ancilla theologiae... -- служанка богословия (лат.), представление о месте философии в средневековой схоластике.

[47] eccleslae sociallsticae... -- социалистической церкви (лат.).

[48]...каким-то зелотизмом... -- Зелоты -- букв. от греч. "ревнители", иудейская религиозно-политическая секта I в., отличалась фундаментализмом, выступала за идеал древней теократии; зелоты возглавляли в 73 г. восстание против римского владычества.

[49] Аякс Меченосец -- в греч. мифологии один из участников Троянской войны, двоюродный брат Ахилла, после его гибели и спора за его доспехи впавший в посланное Афиной безумие и перебивший мечом стадо скота вместо своих обидчиков -- ахейских вождей.

[50]...панмонголизм! -- имеются в виду исторические прогнозы в "Трех разговорах" Вл. Соловьева и его стихотворение "Панмонголизм".

[51]..."держай ныне берется от среды"... -- Ср. в синодальном пер.: "Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь...".

[52] Если победит согласие... -- Т. е. Антанта; Entente -- согласие (фр.).

[53]...нечто подобное и Тютчеву грезилось. -- См., напр., его стихотворение "Море и утес" (1848), где Россия аллегорически изображается в виде утеса, отражающего приступ революционных волн.

[54]...опыт июньского наступления...-- Неудачное, окончившееся большими потерями и отходом русских войск наступление против австро-германских армий на Юго-Западном фронте (18 июня--6 июля 1917 г.).

[55] Выдвинутая в июле 1917 верховным главнокомандующим Л. Г. Корниловым (1870--1918) программа "оздоровления армии" (применение смертной казни в тылу и на фронте, диктатура военных властей в тылу, подавление революционного движения), одобренная руководством кадетской партии. Послужила политическим кредо контрреволюционного корииловского мятежа в августе 1917.

[56] "Некто в сером" -- образ рока, предопределения в пьесе Л. Андреева "Жизнь человека" (1906), шедшей на сцене Московского Художественного театра.

[57] hypotheses non fingo -- гипотез не измышляю (лат.); изречение Исаака Ньютона.

[58]..."прочее время живота"... -- Из православной молитвы, обращенной к Богородице.

[59]...для любителей "монархической государственности"... -- Намек на название труда Л. А. Тихомирова "Монархическая государственность" (1904)

[60] Dünger -- навоз, удобрение (нем.).

[61]..."трус, глад, потоп..." -- Во время субботней или праздничной вечерни читается лития, где содержится и след. молитва: "Еще молимся о еже сохранитися граду сему... от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани".

[62]...в виттевских университетах... -- Т. е. в кабаках. С. Ю. Витте, будучи в 1892--1903 гг. министром финансов, в целях пополнения государственного бюджета расширял сеть казенных питейных заведений ("казёнок").

[63] Преподобный Серафим (1760--1833) -- инок Саровской пустыни (Темниковский уезд Тамбовской губернии), отшельник.

[64] Ушаков Симон Федорович (1626--1686)--русский иконописец, основатель новой школы иконописи.

[65] Бухарев Александр Матвеевич, в монашестве архимандрит Федор (1824-- 1871) -- богослов, публицист, критик. Интерес к его личности и творчеству проявляли Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и другие мыслители.

[66]...под знаком псевдонимности. -- О роли псевдонимности в метафизике революции 1917 г. Булгаков размышляет в трактате "Философия имени", написанном в нач. 1920-х гг. в Крыму (опубликован посмертно: Париж, 1953. С. 172--175).

[67] pudenda -- предмет стыдливости (лат.).

[68] ... поскоблите русского консерватора и откроете жидоеда... -- Перефразированная французская поговорка: "Поскребите русского, и вы найдете татарина" (упоминается у Л.Шестова, см. например. его "Апофеоз беспочвенности", гл.22).

[69]...древнего "народа жестоковыйного"... -- Имеются в виду евреи, к которым в Библии обращены упреки в "жестоковыйности", т. е. отсутствии смирения, послушания (см., напр.: Исх. 32, 9; 33, 3; 34,9).

[70]...Wahlverwandschaft... -- "Избирательное средство" ( нем. ), название романа Гете (1809). Здесь: родство душ. См. об отношении русских мыслителей к еврейству: Соловьев Вл. Статьи по еврейскому вопросу. Берлин, 1925; Бердяев Н. А. Философия неравенства. Берлин, 1923. С. 73; Берлин П. Русские мыслители и евреи: Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Струве, В. Розанов // Новый журнал. 1962. No 70. См. также подборку статей русских мыслителей по еврейскому вопросу в Библиотеке "Вехи" - "Еврейский вопрос в русской религиозной философии".

[71] "Где меря намерила, чудь начудила"! -- Измененная строка из стихотворения А. А. Блока "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.." (1910): "Чудь начудила, да Меря намерила/Гатей, дорог да столбов верстовых...".

[72]..."Пусть в нашем народе зверство и грех..." -- неточная цитата из "Дневника Писателя" за август 1880 (гл.3.3)

[73]...не разодран его нетканый хитон. -- Параллель с одеждой Христа, которую после Его распятия воины не стали раздирать на части, ибо "хитон был несшитый" (Ин. 19, 23). "Нетканый" -- обмолвка Булгакова. Это место в экзегезе Нового Завета относится к числу исполнившихся мессианских пророчеств.

[74] Чем ночь темней, тем звезды ярче. -- Неточная цитата из четверостишия А. Н. Майкова "Не говори, что нет спасенья..." (1878; в его цикле "Из Аполлодора Гностика").

[75]...asylum impotenttae -- прибежище бессилия (лат.); здесь: довод бессилия.

[76]...считаться с силою слова, мистическою... -- Здесь намечена главная тема "Философии имени".

[77] Где умножается грех, там преизбыточествует благодать. -- Парафраз Рим. 5, 20.

[78]...штейнерианство... -- Штейнерианство -- направление теософии (антропософии), основанное в 1912 философствующим писателем, исследователем творчества Гете Рудольфом Штейнером (1861 -- 1925). В России получило распространение в части интеллектуальной элиты. По Р.Штейнеру, человек обладает физическим, эфирным и астральным телом. Критике теософии и штейнерианства Булгаков в эмиграции посвятил специальную работу: "Христианство и штейнерианство", в сб.: Переселение душ, Париж, 1935, с 34--64.

[79] Азеф Евно Фишелевич (Евгений Филиппович) (1870--1918) -- провокатор царского охранного отделения, один из руководителей Боевой организации эсеровской партии. Разоблачен в 1908.

[80] Нежной поступью надвьюжной... -- Финальные строки поэмы "Двенадцать". Дальнейшие суждения Беженца о поэме Блока по всем существенным пунктам совпадают с оценками ее в лекции, предположительно приписываемой П. А. Флоренскому, конспект которой опубликован в "Вестнике РСХД" (1977. No 30. С. 88--102).

[81] ... viel lügen die Dichter... -- "много лгут поэты" (нем.); в соч. Ницше "Веселая наука" (Кн. 2, 84 // Hицше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 565) ссылка не на Гесиода, а на Гомера.

[82]..."неяркий пурпурово-серый круг.-- Измененная строка стихотворения А. А. Блока "К Музе" (1912).

[83] B.Соловьев писал одной своей мистической корреспондентке... -- Имеется в виду. А. Н. Шмидт. Цитаты из письма от 20 окт.1889 г.

[84]...Елизавету Воробья за мужчину спустить... -- Этот "подлог" совершил не Чичиков, а Собакевич (Гоголь Н. В. Мертрые души. Т. 1. Гл. 7 )

[85] Подобная параллель проводилась в статье Р. В. Иванова-Разумника "Испытание в грозе и буре", опубликованной вместе с поэмой А. Блока "Двенадцать" и стихотворением "Скифы" в No 1 журн. "Наш путь" (апрель 1918 г.). Ср., напр.: "...это поэма о вечной, мировой правде-революции, о том, как через этих же самых запачканных в крови людей в мир идет новая благая весть о человеческом освобождении. Ибо ведь и двенадцать апостолов были убийцы и грешники" (цит. по: И в а н о в-Р а з у м н и к. Вершины. А. Блок. А. Белый. Пг., 1923. С. 178).

[86]...перетряхиванье этого старья на тему о сближении христианства и социализма... -- Сам Булгаков колебался в отношении сочетания этих доктрин до конца дней. В эпоху первой русской революции, считая себя "христианским социалистом", он тем не менее проводит между христианством и социализмом резкую разграничительную черту ("Христианство и социальный вопрос", 1906; "Апокалиптика и социализм", 1910), остается с некоторыми вариациями на этой позиции и в 1917 г. (брошюра "Христианство и социализм"; переиздана: Христианский Социализм. С. 205--233), однако в годы эмиграции это противопоставление смягчается ("Православие и социализм" // Путь. 1930. No 20--21; "Душа социализма" // Новый Град. 1932. No 1, 3; 1933. No 7). В 1930 г. С. Л. Франк полемизировал с Булгаковым, настаивая на противоположности подходов христианства и социализма к социальному вопросу.

[87] В эпиграфе Булгаков ссылается на собственное предостережение в статье "Героизм и подвижничество" (1909): "...интеллигенция в союзе с татарщиной, которой еще так много в нашей государственности и общественности, погубит Россию"

[88]...ходить ли посолонь или обсолонь... -- Ходить ли крестным ходом вокруг храма по солнцу или против солнца; двоить или троить аллилуйю -- Петь "аллилуйя" с двойным или тройном повтором -- темы разногласий между старообрядцами и никонианами. Писателю эти разногласия кажутся бессмысленными.

[89]...только голосуй за такой-то "номер". -- Т. е. за тот или иной партийный список на выборах в Учредительное собрание в 1917 г.

[90] Витте Сергей Юльевич (1849--1915)-- министр путей сообщения в 1892, министр финансов с 1892, председатель Комитета министров с 1903, Совета министров в 1905--1906. Инициатор политики ускоренной индустриализации России, автор законопроекта о винной монополии.

[91] Зерно пшеничное, если не умрет, не даст плода. -- Парафраз Ин. 12, 24; евангельский стих, взятый Достоевским в качестве эпиграфа к "Братьям Карамазовым".

[92] Калибан -- в драме У. Шекспира "Буря" (1611) "уродливый невольник-дикарь" (как значится в списке действующих лиц); имя, возможно, произведенное от слова "каннибал", символический образ нецивилизованного, не достигшего статуса личности существа. Калибан в "Буре" В. Шекспира -- получеловек, получудовище; в философской драме Э. Ренана "Калибан" (1878) --олицетворение торжествующей демократии.

[93] Основу мировоззрения Константина Николаевича Леонтьева (1831--1891) составляли идеи строгого церковного христианства византийского типа, крепкой монархической власти и красоты жизни (см.: Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Париж, 1926; Булгаков С. Н. Тихие думы; Струве П. Б. Константин Леонтьев// Струве П. Б. Дух и слово. Париж, 1981.)

[94]...искусство... является мировым сейсмографом.-- Перекличка с известными словами А. Блока: "в нашем сердце уже отклонилась стрелка сейсмографа", выделенными курсивом в тексте его доклада на заседании Религиозно-философского общества "Стихия и культура" (1908; см.: Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М-- Л., 1962. Т. 5. С. 359). Доклад, посвященный кризису европейской культуры, был переиздан в газ. "Знамя труда" 1 марта 1918 г.; блоковские мотивы отчетливо присутствуют в тексте диалогов.

[95] "Von Eise befreit sind St orm und Bäche" -- "Растаял лед, шумят потоки..." (пер. Б. Пастернака) -- сцена "У ворот" из 1 части "Фауста".

[96] Новое правописание, ориентированное на фонетический принцип и исключавшее из русского алфавита ряд букв, было введено декретом Наркомпроса от 23 дек. 1917 г. и утверждено декретом СНК РСФСР от 10 окт. 1918 г. См. об этом статью "Наш язык" Вяч. Иванова в сб. Из глубины.

[97] Odi profanum vulgus et arceo... -- "Презираю и прочь гоню невежественную толпу" (лат.) //Гораций, Оды, III, 1, 1--4.

[98] В эпиграфе использованы слова Достоевского "Церковь в параличе с Петра Великого" (Из записной тетради 1880--1881 гг.), впервые опубликованные в кн.: Биография. Письма и заметки из записных книжек Φ. Μ. Достоевского. СПб., 1883. С. 356. Слова эти стали популярным афоризмом, будучи процитированы Мережковским в его кн. "Л. Толстой и Достоевский" (Т. 2. СПб., 1902. С. XXI) в следующем виде: "Русская "церковь в параличе с Петра Великого"...".

[99] От Востока звезда сия воссияет. -- "Братья Карамазовы". Кн. 2. Гл. III (слова старца Зосимы; они же повторяются в кн. 6-й, гл. III, в поучениях старца)

[100] in partibus infidelium -- "в стране неверных" (лат.); слова, добавляемые к титулу католического епископа, назначенного пастырем в нехристианские страны.

[101]...трудна работа Господня.,. -- Слова Вл. Соловьева на смертном одре (Трубецкой С. Н. "Смерть В.С.Соловьева"; К. В. Мочульский, "Владимир Соловьев. Жизнь и учение", гл. 18; Лосев А. Ф. "Вл. Соловьев и его время". М., 1990. С. 107).

[102] Крестный ход 28 янв. (9 февр.) 1918 г. явился ответом на декрет Совета Народных Комиссаров от 20 янв. (1 февр.) 1918 г. об отделении церкви от государства. В постановлении Всероссийского церковного собора говорилось, что этот декрет "пытается сделать невозможным самое существование храмов, церковных учреждений и духовенства", ибо согласно ему церковно-религиозные общества отныне не могут считаться юридическими лицами, владеть собственностью и пр. (см.: Церковные ведомости. 31 янв. ст. ст. 1918. No 3--4. С. 20). В "Воззвании священного Собора к православным христианам" верующие призывались "идти на подвиг страдания, на защиту святынь" (Там же). В корреспонденции "Крестный ход в Москве 28 января" (Прибавление к Церковным ведомостям. 1918. No 3--4. С. 161--163) описывается грандиозная религиозная манифестация, в которой принимало участие около 500 тыс. чел.: общая исповедь накануне, наутро "широкий сплошной , гул колоколов", оглашение воззвания перед молящимися (в основном женщины, рабочие, крестьяне, старая Москва, интеллигенции мало); "настроение глубоко молитвенное, доходящее порою до высшего религиозного экстаза", выход из Кремля на Красную площадь патриарха Тихона и высшего духовенства; пасхальное пение. Манифестация в Москве прошла без эксцессов, но последовавшие вскоре крестные ходы в Туле, Харькове, Шацке и др. были расстреляны.

[103] Имеются в виду споры вокруг "имяславия", духовного движения, центром которого был русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне. В 1912 г. это движение с его парадоксальной формулой "Имя Божие есть Бог" было признано еретическим и насильственно ликвидировано. Булгаков, Флоренский и их духовные наставники в Зо-симовой пустыни не были согласны с этим богословским определением и церковным осуждением (см. статью Булгакова "Афонское дело" // Русская Мысль. 1913. Кн. IX. С. 37--46; ср. также слова Беженца в диалогах "У стен Херсониса"//Символ. С. 210--212). После революции вопрос об имяславии вновь был поставлен на обсуждение на особой подкомиссии Всероссийского Поместного собора 1917 г., где докладчиком был назначен о. Сергий. Однако подкомиссия фактически не работала. Материалы, подготовленные к слушанию, были использованы Булгаковым при работе над "Философией имени" (см. особенно главы "Имя Божие" и "Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом").

[104] Год взятия Константинополя турками и падения Византийской империи.

[105] Таковым признавался византийский император в отношении церковной иерархии.

[106] Драгоценные оплечья, надеваемые византийскими императорами и русскими царями при коронации.

[107] Тенденция к признанию за императором главенства над церковью.

[108] Ереси (с IV в.), отрицавшие догмат о Троице.

[109] germants auxiliis -- с германскою помощью (лат.).

[110] Уния, униатская (греко-католическая восточного обряда) церковь. Брестская уния объединила в 1596 г. на территории Речи Посполитой католиков и православных (украинцев, белорусов) под юрисдикцией папы римского.

[111] Щептицкий Андрей, до монашества Роман (1865--1944) -- церковный деятель, митрополит униатской церкви в Западной Украине.

[112] Храповицкий Алексей Павлович (1863--1936) -- Антоний, архиепископ Волынский. В 1909 приветствовал "Вехи" (Слово. 1909. No 791).

[113] Как свидетельствует униатский священник Николай Алексеевич Толстой в статье "Владимир Соловьев -- католик" (Русское слово. 21 авг. 1910), 18 февр. 1896 г. совершилось присоединение Соловьева к католической церкви восточного обряда, в Москве, в присутствии и при участии Н. Толстого. (Выдержка из статьи приводится в прим. Колерова, Плотникова. С. 566. См. также "Акт о присоединении В.Соловьева к католичеству", опубл. в журнале "Китеж",No 8--12, декабрь 1927 г., Варшава. Текст его имеется в книге К.В.Мочульского "Владимир Соловьев. Жизнь и учение", в гл.14. Там же дается исчерпывающий ответ на вопрос был ли Соловьев католиком). На этот факт ссылаются биографы Соловьева, см.: Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 346-- 348; Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 360--361,-- трактуя его по-разному. Причем С. Соловьев замечает: "Некоторые, например С. Н. Булгаков, предполагают, что Соловьев хотел практиковать intercommunion, то есть причащаться вперемежку у православных и католических священников. Это предположение невероятно"//Указ. соч. С. 347.

Существует документальное подтверждение интереса Булгакова к упомянутой статье Толстого: 1 окт. 1910 г. он писал Глинке (Волжскому): "Читали ли Вы об униатстве Соловьева письмо Ник. Толстого в Р<усском> Сл<ове>? Это и страшно важно и интересно" (ЦГАЛИ. Ф. 142. Оп. 1. Ед. хр. 198. Л. 120).

См. также: Иванов Вяч. Религиозное дело Вл. Соловьева.

[114] Разделение восточной и западной церквей оформилось в XI в., в 1054 г., после взаимного анафематствования иерархами той и другой стороны. -- 16 июля 1054 римский легат кардинал Гумберт предал анафеме константинопольского патриарха Кирулария, который в свою очередь предал анафеме Гумберта. Так завершился после временного примирения в X в. длительный (с 867) процесс раскола христианской церкви на восточную и западную.

[115] Что и требовалось доказать: вражда -- на время, дружба -- навсегда (лат.).

[116] Бегуны -- русская радикальная секта, один из толков раскольников-беспоповцев; в ожидании скорого пришествия антихриста не признают государственных институтов, не имеют постоянного места жительства, скрываются в пустынных местах.

[117] Неточная цитата из "гимна в честь чумы" в "маленькой трагедии" А. С. Пушкина "Пир вовремя чумы" (1830). Булгаков не раз признавался, что ему не чуждо подобное "влечение с высоты или в омут" (из письма к В. К. Хорошко от 22 дек. 1914 г.//Новый мир. 1989. No 10. С. 241); ср. его рассказ о том, как перед операцией рака гортани "от страха... меня спасло и чувство некоего любопытства в отношении к опасности, мне свойственного. Это пушкинское: "Есть наслаждение в бою..."" // "Aвтобиографические 3аметки". С. 140.

[118] Аллюзия иа известное стихотворение Тютчева "Эти бедные селенья...".

[119] См.: Ин. 20, 16.

[120] Слова прел. Серафима Саровского, связанные с одним из его пророчеств. Вокруг монастыря в селе Дивеево преп. Серафим велел вырыть "канавку", отмечающую путь Богородицы, явившейся ему на этом месте. Преп. Серафим обещал, что при конце света антихрист не сможет переступить "канавки". См. об этом в передаче разных рассказчиков в кн.: Летопись Серафимо - Дивеевской женской обители, Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, с жизнеописанием основателя ея преп. Серафима и схимонахини Александры (урожденной А. С. Мельгуновой). Сост. архим. Серафим (Чичагов). Изд. 2-е. СПб., 1903. С. 255--259. В диалогах "У стен Херсониса" эти же слова преп. Серафима вспоминает Беженец // Символ. С. 322.