Постоянная и точная разведка неприятельских позиций необходима для успешного ведения боевых действий. Для этой цели часто применяется разведка с воздуха. Для воздушной разведки созданы специальные типы самолётов-разведчиков. Но какой бы прекрасной памятью ни обладал пилот-разведчик, он не может запомнить всех подробностей на разведанной им местности; поэтому он заносит в свои донесения только главное и основное, да и это не всегда удается сделать с достаточной полнотой.
На помощь приходит фотоаппарат. Сейчас все разведывательные самолёты снабжены специальными аэрофотоаппаратами (сокращённо АФА), для которых на самолёте устраиваются специальные окна — фотолюки.
На рисунке 27 показан один из аэрофотоаппаратов — АФА-33.
Рис. 27. Аэрофотоаппарат АФА-33.
Обычно промежутки между отдельными съёмками с воздуха рассчитываются так, что соседние снимки немного перекрывают друг друга (рис. 28).
Рис. 28. Аэрофотосъёмка производится так, чтобы соседние фотоснимки несколько перекрывали друг друга.
При соединении такие снимки дают непрерывную картину местности и могут служить фотодонесениями.
Готовые аэрофотоснимки расшифровываются специалистами и превращаются в точную и подробную разведывательную карту, по которой легко можно определить расположение всех военных объектов.
Аэрофотосъёмку можно производить и ночью. Для этого применяются специальные осветительные фотоавиабомбы — ФОТАБ, которые сбрасываются с самолёта за некоторое время до съёмки. Они взрываются на любой, заранее установленной высоте. При взрыве бомба даёт яркую вспышку, освещая большое пространство. Этой вспышки достаточно для фотосъёмки.
Аэрофотосъёмка даёт также возможность в очень короткое время получать точные планы и карты местности. Для этой цели применяются аэрофотоаппараты такого же типа, как и для военной аэрофоторазведки, но более простого устройства.
Участок местности в 25 квадратных километров может быть сфотографирован с воздуха на одном снимке. С помощью такого снимка в течение двух дней можно составить точную карту всего участка.