В Москве в настоящее время гостит писатель И. А. Бунин.

Бунин только что возвратился из Капри. Эта местность очень ему полюбилась своей тишиной и весьма удобными условиями для творческой работы.

-- Капри, -- рассказывает писатель, -- дивная итальянская провинция. Самый климат здесь великолепный. Между прочим, Капри по справедливости гордится своей достопримечательностью -- "лазурным гротом", который считается чудом света.

Под скалами имеется большой грот, куда ведет маленький вход. На лодке едва можно проникнуть через этот вход. Благодаря преломлению света через морскую воду внутри грота получается изумительное освещение.

Буквально грот залит голубым сиянием, что производит необычайный эффект [О "лазурном гроте" см. также очерк Бунина эмигрантского периода "Остров сирен", первоначально озаглавленный "Капри".].

Кроме того, там замечательны развалины дворца императора Тиверия [К образу римского императора Тиверия на Капри Бунин возвращался, помимо вышеупомянутого очерка "Остров сирен" (см. примеч. 3), и в "Господине из Сан-Франциско".].

На Капри я все время много работал.

Часть вещей уже напечатана [К этому времени, помимо стихотворений, в печати уже появился рассказ "Святые".], а часть еще будет напечатана.

Между прочим, в "Северных записках" пойдет мой рассказ "Весенний вечер" [Рассказ "Весенний вечер" появился в четвертом сборнике "Слово" (М., 1915. С. 3--16); в "Северных записках" Бунин опубликовал в 1914 г. только шесть стихотворений (No 2. С. 5--8).].

В числе других произведений мною написана одна большая повесть.

В Москве писатель предполагает пробыть недолго [Ср. письмо Бунина Нилусу в Одессу от 29 апреля 1914: "Приедем 2-го или 3-го <мая. -- Д. Р.>" (РАЛ. MS. 1066/4119).]. На лето он поселится близ Одессы, где уже снята им дача [Как и в 1913 г., на лето Бунин поселился на даче Ковалевского под Одессой. Вместе с братом Юлием в июне 1914 г. они отправились в путешествие по городам Волги от Саратова до Ярославля.].

Это уже второе лето писатель проводит около Одессы".

Там же обыкновенно образуется целая литературная колония. Кроме Бунина, живут художник Нилус, академик Д. Н. Овсянико-Куликовский, Семен Юшкевич и А. М. Федоров.

К осени И. А. Бунин намерен написать лекцию о русских писателях последних дней и выступить с этой лекцией перед публикой [Замысел этот не был осуществлен. Летом 1913 г. газеты сообщали, что Академия наук организует цикл публичных лекций о русской литературе, в рамках которого будут читать академики Д. Овсянико-Куликовский, А. Веселовский, Н. Котляревский и И. Бунин (см.: Киевская мысль. 1913. No 230. 21 августа. С. 2; Биржевые ведомости. 1914. No 14031. 1 марта. С. 4. (Вечерний выпуск)). По-видимому, позже Бунин решил вместо публичной лекции написать статью о современной литературе, которую обещал в 1915 г. Горькому для публикации в журнале "Современник" (см.: Переписка А. М. Горького и И. А. Бунина. С. 78, 79). К этой идее Бунин возвращался и позднее: в Музее И. С. Тургенева в Орле сохранились подготовительные материалы к задуманной им лекции или статье о современной литературе, и в частности о творчестве Брюсова. См. краткий план, озаглавленный "Лекция": "Оторванность от жизни, незнание ее, книжность, литературщина -- гибель от нее: Бальмонт, Брюсов, Иванов, Горький, Андреев. И это "новая" литература, "добыча золотого руна"! Кописты, архивариусы! Подражание друг другу. Да что же! Так легче писать! А древность! Неужели древние только и делали, что богами занимались?!"].

И. А. Бунин намерен здесь показать на примерах, действительно ли литература нового периода дала нам какие-нибудь новые приобретения.

По его мнению, весьма спорны утверждения, будто бы новейшая литература сделала завоевания в области техники, формы и языка.

-- Я постараюсь доказать, -- говорит Бунин, -- на основании литературных примеров, что в действительности и это далеко не так, что литература последних годов -- не прогрессивное, а регрессивное явление во всех отношениях.

Печатается по: У И. А. Бунина: Беседа // Московская газета. 1914. No 310. 21 апреля. С. 6.