(По поводу "Сборника украинских песен", изданных г. Максимовичем. Киев, 1849)
Обратив внимание на точку зрения, с которой мы смотрим на народную поэзию, читатель не удивится, почему, после Бодянского, Гоголя, Максимовича, Срезневского, мы вздумали писать об украинских песнях, о которых так много хорошего было сказано этими писателями. Доселе более обращали внимание только на историческое и эстетическое значение народной словесности, оставляя без надлежащего исследования грамматическую часть ее. Рассуждение об эпических формах народной поэзии может быть интересно потому, что ни в каком поэтическом произведении не оказывается такого яркого отпечатка художественной идеи на внешнее выражение, как в обычных эпических формах поэзии эпической. Причина тому в самом языке. Так как образование языка стоит в связи с зарождением народных мифов и сказаний, то в обычности и неизменности эпических выражений весьма естественно можно усмотреть некоторые древнейшие свойства образующегося языка. Потому эпические формы имеют интерес двоякий: эстетический и грамматический, или лингвистический. Служа верным выражением эпического вдохновения, они должны занять почетное место в эстетике, между фактами самыми положительными; соответствуя образованию форм самого языка, они составляют предмет сравнительно-исторической грамматики.
Чтобы объяснить вышесказанное примером, возьмем гомерическое выражение Ύυκτος ομολφ. Оно ведет свое начало от жизни пастушеской: auoXyoè значит доение, и потом время, когда доят, то есть сумерки и рассвет. Это выражение можно назвать эпической формою: в отношении эпическом ничего не может быть сообразнее, как действием, и притом изобразительным, описывать отвлеченное понятие времени. Это древнее эпическое выражение Гомера встречается в украинской поэзии в следующей форме: "Шлы коровы из дубровы, овечкы из поля; выплакала кары очи кры козака стоя". Описание вечера возвращением стада домой совершенно соответствует гомерическому νυκτός όμολγφ.
Хотя по содержанию украинские песни уступают в древности великорусским, однако в отношении эпических форм и те и другие одинаково отзываются стариною доисторическою.
Так как происхождение и образование обычных эпических выражений теряются в глубокой старине, то, прежде нежели приступим к характеристике этих выражений в настоящем их виде, укажем на следы их существования в древнейшую эпоху. Такое историческое обозрение малорусских эпических форм важно в двух отношениях: во-первых, определить их историческую давность и неизменное их существование от глубокой старины до наших времен, постоянно поддерживаемое обычаем и преданием: чем и докажет, что эти формы действительно заслуживают названия неизменных, обычных, по преданию дошедших до нас и испокон веку живших в устах народа; во-вторых, тесными узами исторического предания свяжет современную нам народность с нашей стариною и таким образом выставит народную поэзию в ее настоящем свете как постоянное, ни от каких случайностей не зависящее выражение мышления, впечатлений и чувствований народа.
Образование эпических форм народной поэзии стоит в неразрывной связи с образованием самого языка и потому составляет предмет сравнительно-исторического языковедения. Сродство поэтических выражений народной поэзии всех племен индоевропейских условливается сродством их языков. Чтобы не уклониться далеко от своего предмета, мы пока оставим нетронутым этот доисторический период образования эпических форм в связи с образованием самого языка и ограничимся изысканием только древнейших следов эпического языка малорусских песен, следов, сохранившихся в старинных литературных памятниках; и притом сначала в памятниках отечественных, чтобы показать, с какого времени эти формы уже записаны в наших литературных произведениях древнейшей эпохи, а потом в памятниках иностранных, в доказательство тому, что эпические выражения малорусской поэзии не исключительная принадлежность малорусского племени, образовавшаяся в позднейшее время вместе с историческими судьбами Малороссии, но есть общее достояние языков индоевропейских. История эпических форм по древним отечественным произведениям войдет в историю языка, по иностранным же произведениям -- будет соответствовать Сравнительной грамматике индоевропейских языков: и как эта последняя входит как часть в историческое обозрение языка, именно составляет древнейший, доисторический период истории каждого из языков индоевропейских, так и сближение эпических форм малорусской поэзии с формами чужеземными служит переходом от исторической эпохи языка эпического к доисторической. Желая выставить на первом плане очевидное и несомненное и потом уже позволить себе заключение о вероятном и возможном, не будем следовать хронологическому порядку в избрании памятников литературных для сличения с песнями и сначала остановимся на XII в. русской письменности, а потом уже обратимся к эпохе древнейшей, взяв в пособие произведения иностранной литературы.
I. Следы эпических форм малорусской поэзии в русской литературе XII в.
Язык "Слова о полку Игореве" представляет нам образцы древнейших эпических форм не только малорусских, но и вообще народных русских песен и сказок. Сличение украинских песен с этим древним памятником важно для науки во многих отношениях: во-первых, укажет на существование многих нынешних эпических форм народной поэзии уже в XII в.; во-вторых, сближение "Слова" с безыскусственными песнями выставит на вид простоту и безыскусственность языка этого древнего произведения, в котором прежние толкователи и критики видели одну вычурность и неестественность; и наконец, объяснит южное происхождение "Слова", доказав ближайшее сродство его с русскою поэзиею, именно южною, доселе сохранившеюся в украинских песнях.
Уже сам почтенный издатель украинских песен в примечаниях ссылается на места в "Слове о полку Игореве", сходные с песнями; нам остается только дать некоторый порядок его ссылкам, дополнив их немногими сближениями, им не указанными.
1. Прекрасно представляется в "Слове" битва в образах жизни земледельческой: "Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита, горем взошли они (кости?) по русской земле". Как свойственно это изображение нашей южной поэзии, свидетельствует одна галицкая песня, начинающаяся таким же представлением битвы: "Черна пашня вспахана и пулями засеяна, белым телом заволочена и кровью всполоснута". В украинской песне на поход Хмельницкого в Молдавию удержано начало уподобления "Слова", опущенное в галицкой песне, именно: "Уже почал он землю конскими копытами орати, кровью молдавскою поливати". Как вариация того же образа, впрочем примененного уже не к битве, попадается в малорусской песне довольно странное с первого раза изображение печали, которого простой и естественный смысл выступит только тогда, когда сблизим оное с вышеприведенными описаниями битвы: "Вспахала вдовушка мыслями поле, черными очиньками заволочила, дробными слезоньками все поле смочила" {См.: Максимович. Украинские народные песни, вып. II, 1834, с. 154; вып III, с. 73; вып. I, с. 34}. Сличив все эти места из песен с первообразом их в "Слове", ясно видим, какою изящною простотою отличается оно от позднейших своих вариаций. Народная фантазия не удовольствовалась разнообразным повторением этой картины как случайным украшением, уподоблением кстати: она развила его до целой песни {Сахаров. Сказки русского народа, т. 1, с. 243.}, для того чтобы во всей подробности исчерпать все красоты своего любимого уподобления и дать ему простор на целую песню:
За славною за речкою Утвою,
По горам было Утвинским,
По раздольицам по широким,
Распахана была пашенка яровая;
Не плугом была пахана, не сохою,
А вострыми Мурзавецкими копьями;
Не бороною была пашенка взборнована,
А коневыми резвыми ногами;
Не рожью посеяна была пашенка, не пшеницей,
А посеяна была пашенка яровая
Казачьими буйными головами;
Не поливой она всполивана,
Не осенним сильным дождичком,
Всполивана была пашенка
Казачьими горючими слезами.
Сочинение этой песни, как всякий видит, объясняется подробным анализом любимого русской фантазиею уподобления, проходящего в продолжение многих столетий по малорусской поэзии, начиная от "Слова о полку Игореве". Видно, что наши предки не только чувствовали эпическую красоту, но иногда и сознавали ее, впрочем, и сознание свое выражали в песне.
2. Не менее любимо в нашей поэзии уподобление битвы пиршеству, ведущее свое начало также от "Слова о полку Игореве". "Тут кровавого вина недостало; тут пир докончили храбрые Русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую". В песне на победу Корсунскую пан Хмельницкий, призывая Козаков на войну с поляками, имеет в виду это обычное представление битвы в образе пира: "Гей, други молодцы, братья козаки запорожцы! добре знайте гадайте, с ляхами пиво варить затирайте! Лядский солод, казацка вода, лядски дрова, козацки труда". Далее распространяется певец о пиве, которое варят козаки сообща с поляками: "Ой, не вербы то шумели, и не галки закричали, то казаки с ляхами пиво варить зачинали". Певцу тем любезнее было это старобытное представление, что оно как нельзя лучше применялось к современности, намекая на хмель, необходимую приправу в пиве, а Хмельницкий своей фамилией подавал повод к прозвищу, которым его величали: именно -- старый хмель: "Что не тот хмель, -- говорит одна песня, -- что около тычин вьется, а то Хмельницкий, что с ляхами бьется". "Слово о полку Игореве" умело и в этом уподоблении удержать воображение в пределах умеренности. Малорусская поэзия дала впоследствии больший простор фантазии в гиперболическом представлении битвы как пира адского: "А что как наше козачество ляхи, как в аду, спалят да из наших козацких костей пир себе на похмелье сварят!" {Максимович, вып. I, с. 81 -- 82.} Наконец, воображение, недовольное краткими вариациями, играет этим представлением кровавого пира, внимательно разбирая оное по частям во всех подробностях, как видим в следующей казацкой песне {Сахаров. Там же, с. 240.}. Идет молодец шатается, мать его спрашивает:
Ты зачем так, мое чадушко, напиваешься?
До сырой-то земли все приклоняешься,
И за травушку за ковылушку все хватаешься?
Как возговорит добрый молодец родной матушке:
Я не сам так добрый молодец напиваюся:
Напоил-то меня турецкий царь тремя пойлами,
Что тремя-то было пойлами, тремя розными:
Как и первое-то его пойло сабля острая,
А другое его пойло -- копье меткое было,
Его третье-то пойло -- пуля свинчатая.
Как нельзя мыслями пахать поля, так неестественно представление сабли, копья и пули в образе пойла. Но такая неестественность извиняется теми древнейшими простыми воззрениями, которые лежат в основе этих выражений.
3. Приближение войска на поле битвы "Слово о полку Игореве" изображает в виде грозной тучи: "Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому..." Теми же красками изображает украинская дума на победу Чигиринскую неприятельское нашествие: "Из-за горы туча выступает, до Чигирина громом гремит, на украинскую землю молниею блистает {"Слово": "Черная тучя с моря идут, хотят прикрыта 4 солнца, а в них трепещут синий молнии. Быти грому великому"; "Сб. укр. песен", 54: "Из-за горы хмара выступае -- выступае, выхожае, до Чигирина громом выгремляе, на украинську землю блискавкою блискае".}.
4. Победители в "Слове" мостят мосты захваченной добычей: "Ортьмами и япончицами и кожухами стали мосты мостить, по болотам и грязным местам, и всякими узорочьями половецкими". Украинские песни еще помнят это представление, но придают ему более вычурный образ гиперболическими подробностями: "Текут речки, да все кровавые, через те речки мостят мосты, да все головками, головками, да все московскими" {"Слово": "Орьтмами и япончицами и кожухи начашя мосты мостити по болотом и грязивым местом, и всякыми узорочьи половецкыми"; "Украин. нар. песни", 1834, с. 116: "Текут речки, да все кровавый, через те речки мостят мосты, мостят мосты, да все головками, головками, да все московськими".}.
5. Днепр, любимая река запорожцев, до последнего времени величалась именем Славуты: "К Днепру Славуте" -- поется в одной украинской песне (Сборн. Макс, 44). Это велось издревле, о чем свидетельствует воззвание к этой реке в "Слове": "о Днепре Словутицю!".
6. Другая знаменитая в русских песнях река, Дунай, упоминается неоднократно в "Слове", не в своем собственном значении известной реки, на которой жили некогда славяне, а в нарицательном смысле, в значении реки вообще, как употребляется и доселе в песнях, напр., в одной польской: "за водами за быстрыми, дунаями глубокими". В том же нарицательном значении название Дунай в украинских песнях придается морю: "по-над синим морем-дунаем" (Сборн. Макс, 28).
7. Как в "Слове", так и в малорусских песнях память о стародавнем Дунае соединяется с символическим образом кукушки. Плачущая Ярославна, тоскуя о своем муже, называет себя кукушкою и начинает свою песню, или, лучше сказать, причитанье, одно из самых поэтических мест в "Слове о полку Игореве", следующими словами: "Полечу, говорит, кукушечкою по Дунаю; омочу бобровый рукав в Каяле реке, утру Князю кровавые его раны на жестоком его теле". Такое же сближение кукушки с Дунаем в малорусской песне: "Ой, летела кукушечка через поле, да и роняла рябое перушко в тихий Дунай". Как Ярославна потому называется в "Слове о полку Игореве" кукушкою, что тоскует и плачет, так в малорусских песнях кукушка -- образ горюющей женщины {"Слово": "Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви: омочу бебрян рукав в Каяле реце, утру Князю кровавыя его раны на жестоцем его теле"; "Малорус, песн". Макс, 51: "Ой, летела зозуленька через поле, гай; да и сгубила рябе перце на тихий Дунай"; "Голоса украин. песен" Максим., 1834, No55: "Зозуленька закувала -- Марусенька заплакала".}.
8. В "Слове" постоянно встречаем представление людей в образе птиц и зверей не только как поэтическое украшение, но и как остаток верования в превращение людей в животных: напр., "Игорь князь поскакал горностаем в тростник и белым гоголем на воду: бросился на борзаго коня, и скочил с него босым волком, и побежал к лугу Донца, и полетел соколом под мглами, избивая гусей и лебедей, к завтраку и обеду и ужину". Проникнутая теми же поэтическими образами, в одной украинской песне сестра представляет в своем воображении отсутствующего брата почти так же, как древний певец Игоря: "Через темный лес ясным соколом лети; через быстрые воды белым лебедем плыви, через степи далекие перепелочком беги; на моем, братец, подворье ты голубчиком пади, доброе слово взговори, мое сердце сиротское взвесели!" {"Сб. укр. песен", с. 9.} Что в глубине этих поэтических образов лежит старинное верование в оборотней, свидетельствует древнее русское стихотворение о Волхе Всеславиче, почти теми же словами описывающее чудесные превращения этого героя:
Дружина спит, так Волх не спит:
Он обернется серым волком,
Бегал, скакал по темным лесам и по раменью.
Он обернется ясным соколом,
Полетел он далече на сине море,
А бьет он гусей, белых лебедей,
А и серым, малым уткам спуску нет;
А поил, кормил дружинушку хорабрую.
Само собою разумеется, что тот весьма грубо понял бы народную фантазию, кто стал бы предполагать, что вместе с подобными образами, намекающими на оборотней, постоянно соединялась мысль о чудодейственных превращениях людей в птиц и зверей. По мере ослабления верования в чудесное мифологические намеки все темнее и темнее становились народу; поэтические же образы, в которые оделась некогда мифология, как обычные выражения, могли навсегда сохраняться в памяти народной. Песня бессознательно употребляет старинное выражение, по преданию перешедшее к потомству через многие поколения, и певец вовсе не думает, какой могло бы оно иметь смысл первоначально.
Не сличаем более мелких подробностей, общих "Слову о полку Игореве" с малорусскими песнями, каковы обычные эпитеты, тавтологические выражения, отрицательное сравнение и т. п.: точно такие поэтические украшения встречаем и в великорусской, и вообще в славянской поэзии. Из отличительных свойств, равно принадлежащих и "Слову", и украинским песням, нам следовало бы здесь указать на участие зверей и птиц в сражениях и битвах, но об этом будем говорить после, в своем месте.
II. Следы эпических форм малорусской поэзии в литературе русской и вообще славянской от IX до XI в.
В старину отвлеченные мысли выражались изобразительно. Как степень образованности наших предков, так и самый язык довольствовались живыми, наглядными представлениями; какое-либо общее понятие не иначе могло представиться в уме, как в неразрывной связи с живым впечатлением, свежесть которого сохранялась и в языке изобразительностью и картинностью. К таким изобразительным выражениям принадлежит переданный нам Нестором краткий мирный договор болгар с Владимиром: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть". Такой способ выражения и доселе единственно употребительный в народной поэзии, которая не знает отвлеченностей, как увидим дальше. Теперь же обращу внимание на то, как до позднейшей поры сохранилась эта старинная эпическая форма болгарского договора в украинских песнях: мать, снаряжая своего сына на войну, спрашивает его: "Сын мой, когда приедешь к нам? -- Тогда я, матушка, приеду к вам, когда павлиное перо вниз потонет, а жернов наверх всплывет! -- Вот уж жернов и наверх всплыл, уже и павлиное перо вниз потонуло, а еще сына моего из Гостина не видно!" Сын весьма естественно мог старинной эпической формою изобразительно высказать, что он никогда не вернется: последующие же слова песни -- ясная вариация той же формы, затейливая игра слов: и перо вниз потонуло, и жернов всплыл, а его не видать . Точно так же в одной карпатской колядке на вопрос сестры: "Когда ж ты к нам, братец, гостем приедешь?" -- отъезжающий брат отвечает: "Возьми, сестрица, бел камень и легкое перо; пусти ты их во тихий Дунай: как бел камень выплывет наверх, а легкое перо упадет на дно; как солнце взойдет на западе -- тогда, сестрица, я к вам гостем приеду!" Этот любимый образ нашей эпической поэзии получил окончательное развитие в древнем великорусском стихотворении мифологического содержания: Садков корабль стал на море. Корабль Садки не двинется с места. Догадываются, что недоволен чем-нибудь Морской царь. Ему нужна жертва. Кого же бросить в море ему в жертву? Судьбу должен решить жребий. Наемные люди -- корабельщики по приказанию Садки режут себе жребии тяжелые, валжены, а Садко для себя выбрал хмелевое перо, а сам приговаривает:
"А ярыжки, люди вы наемные!
А слушай речи праведных,
Русск. летоп., 1,36: "Толи не будет межю нами мира, оли камень начнет плавати, а хмель почнеть тонути"; "Укр. народн. песни", 1834, с. 117: "Сыну мой, коли приедешь до нас?" -- "Тоди я, нене, приеду до вас, як павине перья на-спод потоне, а млиновый камень на-верх выпли-не!"; "Вже-ж млиновый камень наверх выплинув, вже й павине перья на-спод потонуло, а ще мого сына з Гостина не видно!"
А бросим мы их на сине море,
Которые-бы поверху плывут,
А и те-бы душеньки правые,
Что которые-то в море тонут,
А мы тех спихнем в сине море".
А все жеребья поверху плывут,
Кабы яры гоголи по заводям!
Един жеребий во море тонет,
Во море тонет хмеле во перо
Самого Садки, гостя богатого.
Видя, что эта хитрость не удается, Садко полагает условие решительно наоборот и берет себе жеребий булатный в десять пуд: но опять и легкие ветляные жеребья корабельщиков все в море тонут, а жеребий Садки поверху плывет. Достаточно только привести это место из песни о Садке, чтобы видеть, как часто творчество народной поэзии, как творчество чисто эпическое, следует обычным образам, по преданию от старины дошедшим, и хотя подчиняется им, но ими не стесняется, а как бы вновь испытывает свои силы над старинными образами, давая им новую поэтическую форму. Точно так же самостоятельно испытывали свои поэтические силы греческие трагики над мифами, заимствованными у Гомера.
Переходя от русской литературы к древнейшей поэзии прочих славян, остановлюсь только на чешском произведении, относящемся к IX в., именно на "Суде Любуши". Эта поэма имеет предметом суд княжны Любуши над двумя братьями, спорящими об отцовском наследстве. Поэма так говорит о роде и племени этих братьев: "Оба брата, оба кленовичи, старого рода Тетвы Попелова, который пришел с полками Чеховыми в эти тучные области через три реки". Ученые предлагали много догадок о том, какие именно могли быть эти три реки, через которые в эпоху доисторическую проходили чехи: одни думали, что это были Драва, Раб и Дунай; по мнению других, Висла, Одер и Эльба. Но знаменитые издатели и комментаторы этого старинного памятника, Шафарик и Палацкий, число три почитают в этом месте за обычное эпическое выражение, подобно тому, как в русских сказках у старика со старухою три сына, богатырь отправляется через тридевять земель в тридесятое государство, или как вообще в народной поэзии всякая попытка трижды испробуется, пока не будет достигнуто желаемое. Для нас особенно важно то, что эта обычная эпическая форма о движении полков: переходить через три реки -- форма, ведущая начало из времен доисторических, от переселения народов, доселе сохранилась между эпическими выражениями украинской поэзии. В думе на победу Чигиринскую о наступлении польского войска сказано: "То Поляки через три реки три перехода переходили, да и близь третьего перехода станом стали, пустили коней на корм, а сами себе дали три часа отдыху" {"Сб. укр. песен", с. 54.}.
III. Следы эпических форм малорусской поэзии в иностранной поэзии периода языческого
Там, где украинские песни говорят об участии птиц и зверей в сражениях и смерти воинов, почти слово в слово согласуются с песнями "Древней Эдды" и со "Словом о полку Игореве". Странно было бы предполагать не только непосредственное, но даже и косвенное влияние этого древнескандинавского памятника на южнорусскую поэзию от XII в. до позднейшей эпохи сложения украинских песен. Одно только, хотя и замечательно близкое, родство безыскусственных песен двух различных народов не дает права заключать о взаимном влиянии этих народов без точных исторических указаний. Тем не менее поразительное сходство поэзии украинской с песнями "Эдды" надобно признать любопытным фактом в истории эпической поэзии, особенно потому, что между древнейшим скандинавским памятником и позднейшими украинскими песнями оказывается верным посредником "Слово о полку Игореве", русское произведение XII в.
Прежде всего, чтобы познакомить читателей с любимым малорусской поэзиею описанием смерти козака, приведу самое замечательное по объему и полноте место из украинской думы на побег трех братьев из Азова. Утомленный козак ложится отдохнуть на Савор-могиле: "В тот час сизые орлы налетали, зорко в очи козаку заглядывали. Козак то увидел, словами проговорил: "Орлы сизоперые, гости милые! Прошу вас тогда налетать, изо лба очи мне выдирать, как не буду уже я света Божьего видать!" Проговорив так, за час козак милосердному Богу душу отдал. Тогда орлы налетали, изо лба очи выдирали. Тогда и мелкая птица налетала, около желтой кости тело обирала. Серые волки набегали, тело козацкое рвали, по тернам да по оврагам желтую кость глодали, жалобно выли-завывали: так они козацкие похороны справляли! Откуда ни возьмется сизая кукушечка; в головах села, жалобно куковала; как сестра над братом, либо мать над сыном плакала". Тот же мрачный дух веет в следующем описании "Слова о полку Игореве": "Дружину твою, Князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали".
В украинской поэзии орлы чувствуют себе поживу над трупами и кажут путь козакам: "Тогда-то над Бендерою сизые орлы налетали; козакам молодцам добычу казали, козакам славу казали". В "Слове" волки военную грозу чуют по оврагам, также и "орлы клектом на кости зверей зовут, лисицы брешут на красные щиты". А как налетят на поле битвы орлы, поют украинские песни, "налетят сизые орлы, станут горевать; а вороны налетят, да и станут добычи ждать да поджидать"; а лишь зачует мертвое тело, "ворон прилетает, в очи заглядывает, белое тело объедает, кости покидает", -- а заглядывает ему в очи затем, что и "очи ему выпивает". Невольно представляешь в воображении эти кровавые образы украинской поэзии, читая следующее место в "Слове": "Тогда по русской земле редко пахари кричали, а часто вороны каркали, деля себе трупы, а галки свою речь говорят, думают лететь на обед".
Во времена отдаленные, жестокие и кровавые, могли образоваться такие, позволю себе выразиться, кровожадные эпические формы; и если они так долго держались в украинской поэзии, то не одна тревожная воинская жизнь Козаков тому виною, но и крепкая память народной фантазии, до позднейших времен сохранившая такие образы, которые по всем правам могли принадлежать жестоким временам скандинавской "Эдды". Вот почему и важно для нас поразительное сходство этих грубых выражений нашей южной поэзии с обычными формами скандинавских песен. Вместо слов: сражаться, убить, быть убиту в песнях "Древней Эдды" употребляются постоянные эпические формы: "кормил орлов -- ел волчью пищу -- лучше мне воронов кормить твоим трупом -- лучше тебе попробовать боя да повеселить орлов, чем браниться бесполезными словами -- где ты корму давал птицам сестер войны -- как же под шлемами есть будет сырое мясо -- когда копьем кормил я орлиный род". Чтобы показать, как часты такие изречения в "Эдде", довольно упомянуть, что все вышеприведенные мною взяты только из двух песен о Гельги. В украинской поэзии, кроме подробных картин, встречаются и краткие, точно такие же описательные выражения. Так, сын, желая дать знать матери, что он будет убит, выражается обычною эпическою формою: "Там я буду -- своей кровью море дополнять, а еще своим белым телом орлов кормить". Вместо того чтобы сказать: в Могилеве побито много поляков, песня выражается: "Ой, в городе Могилеве орлы да змеи польским телом кормятся, польскому телу радуются". В "Эдде" животные также не только кормятся трупами, но и радуются им. В "Слове" храбрые курские воины "концом копья вскормлены -- скачут как серые волки". В "Эдде" также -- кормить животных копьем -- значит храбро сражаться.
Так как для хищных птиц и зверей радостна битва, то и немудрено, что ими гадают об участи сражающихся. В одной из песен "Древней Эдды", именно о Гникаре, излагаются руны, или таинственные чародейские изречения, между которыми находим приметы по хищным зверям: "Иные есть и добрые, если только знают их люди, приметы на войне (собственно: на взмахиванье мечей); к добру, думаю я, когда черный ворон провожает героя (собственно: дерево меча)"; "А вот и третье, когда услышишь завыванье волка под осиновыми ветвями, будет тебе победа над героями, если только увидишь, что волк выбежал навстречу". Радость человека сравнивается с радостью хищной птицы, когда она чует труп. Так, Зигруна говорит Гельги: "Теперь радуюсь нашему свиданию, как Одиновы кровожадные ястребы, когда они чуют труп, теплую пищу или встречают туманно-влажный рассвет". В "Эдде" день также радость птице, а ночь, равно как и зима, -- печаль и болезнь птиц. Не будем говорить о чешских крагуях, хищных птицах, столь же чтимых, как и Одиновы ястребы, что видим из Краледворской рукописи, а через "Слово о полку Игореве" перейдем к украинским песням, в которых увидим такое же суеверное воззрение, как и в "Эдде". Когда Игорь возвращается из плена, птицы не только хищные, но и певчие принимают деятельное участие в судьбе его. "Тогда вороны не граяли, -- говорит "Слово", -- галки посмолкли, сороки не троскотали -- только дятлы тектом путь к реке кажут, соловьи веселыми песнями свет поведают". Здесь хищные птицы присмирели, потому что нет им радости, не чуют себе трупа; описывая же время воинское, "Слово" говорит: "Часто вороны граяли, деля себе трупы, а галки свою речь говорят, думают лететь на обед". Совершенно в духе этой древней мрачной поэзии "Эдды" и "Слова" следующие эпические образы украинской думы под названием "Поход на поляков": "Закаркает ворон, летя степью, заплачет кукушка, лесом скачучи, закуркуют кречеты сизые, задумаются орлы быстрые, да по своих братьях, по буйных товарищах козаках! или их сугробом занесло, или в аду потопило? Что не видно чубатых ни по степям, ни по лесам, ни по татарским землям, ни по турецким горам, ни по черным морям, ни по ляшским полям? Как закаркает ворон, загрует, зашумит, да и полетит в чужую землю. Ан-ба! кости лежат, сабельки торчат; кости хрустят, сабельки расколотые бренчат! А черная сивая сорока оскалилась да и скачет!" {См.: "Сб. укр. песен", с. 22--23, 56--60, 62; Максимович. Укр. нар. песни, вып. II, 1834, с. 146, 156 (ср.: "Старшая Эдда". М. Л., 1963, с. 91, строфа 43).}
Человек ставил себя в зависимость от внешней природы не столько по участию ее в делах людских или же по страху и ужасу, возбуждаемым в нем кровожадностью животных, сколько по глубокому верованию в сверхъестественную силу и непобедимую власть над ним не только стихий, но и некоторых животных. Так и в вышеприведенных отрывках тем разительнее и ужасней казалась судьба человека, преданного во власть животным, тем убедительнее для сердца было участие хищных и вещих птиц, что в основе этих поэтических картин полагалось убеждение в чародейское всеведение и могущество сих животных. Еще Боян признавал в птицах хитрость и ведение, что видно из пословицы, которую ему приписывает "Слово": "Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути". Не только в глубокую старину в Скандинавии верили в двух воронов Одина, которые все знают, но и до наших времен у чехов сохранилась пословица: узнать что от птицы, или по-птичьи (dowêdêtі sepo ptacku). В одной словенской сказке вещий ворон (védesh), точно так же как Одинова птица, рассказывает своему хозяину обо всем, что требуется. Но ни в какой народной поэзии не удержалось это верование в столь изобразительной, поэтической форме, как в украинской. Так, напр., не только у славян, но и по всем племенам немецким кукушка разумеется вещею птицею. Не только в Швеции, как и у нас, узнают от кукушки, сколько лет кому жить, но даже и Рейнгарт Лис, и еще на французском языке, осведомляется у кукушки о том же. Но нигде нет такого прекрасного эпического выражения, наивно и резко определяющего мифологическое значение кукушки, какое предлагает украинская поэзия: "буде й нашим лихо, як зозуля ковала; що вона ковала, промеж святых чувала; що вона ковала, тому й бутистати".
В народной поэзии всякое выражение имеет смысл по одному тому уже, что оно по преданию сохраняется как обычная форма какого-либо общеизвестного представления, всеми признанного убеждения: а в таком случае каждое слово надобно разуметь в связи с господствующим в народе образом мышления и представления. Если допустим в народной фантазии мифологические образы вещих животных, то не надобно будет упускать из виду верования в них и при таких описаниях, где они, являясь участниками в делах человеческих, пользуются более своими животными инстинктами, не оказывая высшей силы, как, напр., в вышеприведенных картинах битв и смерти Козаков. Народ всегда верен самому себе: раз убедившись в чем-либо, не станет при случае менять свое убеждение, как бы издеваясь над ним. И только наше искусственное образование, столь отдалившее нас от наивной простоты эпической поэзии, часто представляет нам невозможным и даже неестественным то, что так просто и осязательно объясняет себе младенческая фантазия народных песен.
Краткое историческое обозрение эпических выражений украинской поэзии уверяет нас в древнейшем их происхождении. Иные изречения, в связи с верованиями, доносятся к нам от эпохи языческой, верно передавая всю грубость и жестокость того времени, откуда они пошли; иные носят на себе следы исторических событий и юридических отношений наших предков; иные нечувствительно возводят нас к старинным обычаям, убеждениям и образу воззрения нашей древнейшей поэзии XII в. Если так неизменны, так постоянны эпические формы в продолжение многих веков, если, несмотря на доисторическое их происхождение, они имеют силу и поныне, то, вероятно, они заслуживают нашего полного внимания и могут быть предметом строгого и тщательного изучения. Обратимся же теперь к определению эпических выражений украинской поэзии.
Дать точное определение каждому поэтическому украшению в украинских песнях, столь художественных, как лучшие произведения поэзии образованной, и столь разнообразных, как сама жизнь, ими выражаемая, -- дело невозможное. Наука может указать только на те особенности слога, которые составляют существенное свойство эпического языка этих песен, то есть на обычные, неизменные эпические формы, образование которых не зависит от случайной личности поэта и принадлежит, вместе с языком, верованиями и преданиями, целому народу. Если риторика тщательно отметила характеристические выражения из произведений позднейших писателей, распределив оные по отделам и параграфам, то нет сомнения, что и неизменные, существенные формы народной словесности, стоящие выше всякого личного произвола и подчиненные закону творческой необходимости, должны занять почетное место в этой науке, дав богатое, разнообразное и свежее содержание отделу о слоге вообще и о поэтическом, именно эпическом, в особенности. Таким образом, уже самое место, предназначаемое народному языку в науке, обязывает исследователя строгою, разборчивою критикою; не потому, что бы не все было изящно в поэзии, созданной целыми веками и народами, а для того, чтобы прежде времени не загромоздить науку множеством фактов, которым она не может еще дать ни надлежащего места, ни положительного объяснения.
I. Самым обильным источником эпических форм оказываются предания и поверья народные. Так и быть должно. Так как миф дает существенное содержание народному эпосу, то и слог эпический, как верное выражение эпического воодушевления, заимствует свои образы из того же источника, откуда берется и содержание басни. Но здесь нужно остановить внимание на весьма важном историческом факте, повторяющемся почти во всякой народной эпической поэзии. Миф со временем выходит из памяти народа; его место заменяют исторические события или же житейские мелочи. Но слог эпический как обычное выражение, как собрание впечатлений и представлений, единожды навсегда в языке образовавшихся, и при измененном содержании поэтического произведения остается с прежними намеками на давно прошедшие верования, создавшие некогда народный миф. Без участия воли и сознания самого народа язык с большею упругостью удерживает в себе старину, нежели поэтическое содержание сказок и песен, которое более зависит от изменяющейся судьбы народа и более подчинено личному произволу. Как античный фриз, вмазанный в лачугу нового изделья, и как ряд дорических колонн, забранный кирпичами и вдвинутый в стену средневекового дворца, так и старинная эпическая форма, в песнях позднейшего содержания, не иное что, как отколок от давно разрушенного поэтического здания. И как греческий барельеф -- продолжаю то же сравнение -- мифологического содержания в католическом храме не оскорбляет молящегося, которому и в голову не приходит обратить на него внимание, так и старинные прикрасы песенного слога с темными намеками, будто какие условные музыкальные звуки, повторяются и переходят из рода в род бессознательно. Что такие формы время от времени более и более разрушаются, в том нет ни малейшего сомнения. Романская эпическая поэзия, рано подчинившаяся искусственной литературе, наиболее их утратила; долее сохранились они в племенах немецких -- но в особенной чистоте и целости они сбереглись до наших времен в поэзии славян. Даже у славян, подчиняясь историческому течению жизни народной, они теряют первоначальную свежесть и настоящее значение.
Многие поэтические уподобления, проникнутые теплым сочувствием с природою внешнею, в народной поэзии часто носят на себе следы старинных поверий. Известным лицам, известному состоянию духа постоянно соответствуют известные предметы в природе окружающей, как символы, как. остатки древнего мифа. Потому весьма естественно может случиться, что целая песня бывает не иное что, как распространенное сравнение. Первоначально занимательность такой песни зависела от предания, лежащего в основе сравнения. Такова, напр., следующая песня ("Украинские песни", 147): "Стоишь, явор, над водою, в воду склонился; на козака невзгодье, козаку сгрустнулось. Не клонися, явор, не клонись, зеленый! Не грусти, козак, не грусти, молодой! Рад бы явор не клонился, вода корни моет; рад бы козак не грустил, да сердечко ноет! Поехал в Московщину козак молодой -- ореховое седелечко и конь вороной; поехал в Московщину, да там и погиб; сказал себе: насыпали высокую могилу; сказал себе: посадили в головах калину. Будут пташки прилетать, калину клевать, будут мне приносить от родных вести!" Эта прекрасная песня получит более определенное значение, когда припомним одну карпатскую колядку, в которой описывается превращение доброго молодца в зеленый явор, а коня его в белый камень. Мать несчастного молодого человека выходит в поле и, чтобы скрыться от дождя, становится на белый камень под зеленым явором; и лишь только стала ломать от дерева ветки, проповещится явор словами: "Ой, мать, мать моя, мать проклятая! Не дала мне в селе жить, да еще не даешь и в поле стоять. Белый камушек -- мой сивый конек; зеленые листья -- мое одеянье; мелкие прутики -- мои пальчики". Весьма любопытно в малорусском уподоблении козака явору встретить то же самое предание, которым так блистательно воспользовались Вергилий и Данте, описав превращение человека в дерево. Едва ли нужно предупреждать читателя, чтобы он не думал видеть здесь влияния классической поэзии на малорусскую народную. Предания о переселении душ, подобные Овидиевым "Метаморфозам", даже перешли в обряды, и доселе сохраняющиеся в народе. Так память о превращении девицы в тополь, воспеваемом в одной песне, удержалась в обряде, отправляемом в Малоруссии на зеленой неделе. Девицы выбирают одну из своих подруг, привязывают ей поднятые вверх руки к палке и таким образом водят по деревне и полю, припевая: "Стояла тополь покрай чистого поля: стой, тополь! не развивайся, буйному ветру не поддавайся!" Этот обряд называется "вести тополю"; выбранную девушку зовут "тополя" {См. Костомарова сочинение "Об историческом значении русской народной поэзии", в котором весьма много собрано любопытных материалов для истории народной поэзии.}. Как целая песня, так и отдельное краткое уподобление может быть основано на предании. Так, напр., сравнение очей красавицы с терном: "очи як терночок", столь употребительное в украинской поэзии, напоминает метаморфозу очей утонувшей Ганны в терновые ягоды: "Не ломайте, люди, по лесам терну: в лесу терн -- Ганнины очи!" Предание ли было основою сравнению, или же наглядное уподобление карих очей темным ягодам дало первую мысль сказке, для народной фантазии все равно: она указывает только на тесную связь эпического выражения с мифом. Предания о превращении душ могут вести свое начало от древнейших космогонических поверий. Так, в одной украинской песне следующие слова утонувшей девушки: "Не руби, братец, белой березоньки; не коси, братец, шелковой травы; не срывай, братец, черного терну. Белая березонька -- то я, молоденька; шелкова трава -- то моя руса коса; черный терн -- то мои карие очи", -- кажутся распространением, поэтическим развитием тех же преданий, которые от глубокой старины дошли до нас в стихе о Голубиной Книге: "кости от камени -- телеса от земли -- кровь от черна моря", и проч.
Наши благочестивые предки не могли не заметить следов язычества в народных верованиях о переселении душ и о сочувствии природы внешней делам человека. Так, в статье о книгах истинных и ложных и о суевериях {Калайдович К. Иоанн Ексарх Болгарский, с. 208--219.} мы находим:
1. О превращениях: "Тело свое хранит мертво, и летает орлом, и ястребом, и вороном, и дятлем, рыщут лютым зверем и вепрем диким, волком". В "Слове о полку Игореве" намеки на такие верования: о Всеславе: "Скочи от них лютым зверем в плъночи из Белаграда -- сам в ночь влъком рыскаше"; об Ярославне: "Полечю, рече, зегзицею (кукушкою) по Дунаеви"; об Игоре: "Скочи с него (с коня) босым влъком -- коли Игорь соколом полете, тогда Влур влъком потече, труся собою студеную росу". Сюда должно отнести столь обыкновенное в южнорусской поэзии представление горюющей женщины в образе кукушки.
2. О сочувствии природы: "Вохвующе птицами и зверьми -- трава шумит, сорока пощекочет, дятел, желна, волк воет". Этим верованием проникнуты следующие поэтические описания в "Слове о полку Игореве": "Кликну, стукну земля, въшуме трава -- ничит трава жалощами, а древо стугою к земли преклонилось -- тогда врани не граахуть, галици помлъкоша", и проч. Есть целая малорусская песня, основанная на веровании в тайное сочувствие природы физической душе человека ("Укр. нар. песни", 74): плакала старуха Грициха, а молодая сестра сон-траву рвала, старуху пытала: что сон трава -- казацкая сила или казацкая могила? "Сон-трава, голубушка, выростала в поле, брала ту траву недоля, давала моей дочке! Ох, дочка моя, дочка! Пришло нам горевать, нашего молодого Ивана в могиле искать". Эта могильная сон-трава, открывающая человеку во сне тайны, принадлежит к роду Анемона (Anemone patens, Pulsatіlla). Это растение в преданиях наших встречается с плакун-травой, как, по греческой мифологии, анемоны выросли от слез Киприды, плакавшей над трупом Адониса, так у нас от слез вырастала плакун-трава, от чего получила и самое название. Плакун как произведение чистой скорбящей души имеет силу прогонять злых духов. Как у нас, так и у немцев слезам высшего существа приписывается сила производить растения: orchіs mascula по-немецки называется Frauenträn, Marіenthräne, которое вполне соответствует не только нашей плакун-траве, но и древнему Helenіum, e lacrіmіs Helenae natum, a также и золотым слезам Фреи; точно так как растение -- волос Фреи -- Preyjuhâr находим в Capіllus Venerіs и в сербском "вилина коса" -- cuscuta europaea.
II. Изобразительность эпической поэзии с особенной ясностью выказывается в картинном, наглядном описании отвлеченных измерений пространства и времени. Сам Гомер определяет пространство метанием камня ("Илиада", III, 12). Данте в своей "Божественной Комедии" ("Чистилище", X, 24) измеряет ширину дороги человеческим телом. В древненемецкой поэме "Рейнеке Лис" лиса дает понятие о долгом пути в Салерно тем, сколько она износила сапог. В одной саге ("Ragnar Lodbrokar") спрашивают пилигрима: далеко ли до Рима? "Вот, -- отвечал он, -- железные башмаки у меня на ногах, и они уж износились; а другие у меня за спиной, эти и совсем истерлись; а как пошел туда, были обе пары новые". Есть старинное предание о черте, как он тащил целый шест с сапогами, которые все износил на службе у человека. В древних немецких законах предписывается городить городьбу или выводить стену так высоко, как может достать мечом человек, сидящий на коне. Точно такое же определение высоты, почти слово в слово, встречаем и в наших летописях: "(Церковь) бе бо соделана при нем (при Мстиславе) выше, неже на кони стоячи рукою досячи". Эти живописные определения, столь свойственные эпической поэзии, составляют принадлежность народной речи. В древних русских стихотворениях описываются: величина избы -- "изба во все дерево"; ширина камня -- "а и через его только топор подать". В одном народном польском выражении определяется высота солнца на небе двумя человеками: "Slonce wysoko na dwa chlopy". В сербских песнях конь скачет вверх три копья и четыре вперед (Вук, 2, No 38). В русской пословице возраст человека измеряется лавкою: "Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить".
Малорусская поэзия богата изобразительными описаниями времени, пространства, а также и отрицательного понятия "никогда". Так, ростом хмеля определяется время войны со шведами: "Да еще хмель да еще зелененький на тычинке не вился, а уже Палей под Полтавою со Шведом побился. Да еще хмель да еще зелененький головок не похилил, а уже Палей под Полтавою и Шведов побил" ("Укр. нар. песни", 60). В одной малорусской песне прекрасно описывается вечер возвращения стада домой: "Шлы коровы из дубровы, овечкы из поля, выплакала кары очи кры козака стоя". С особенным старанием эпическая поэзия описывает понятие о невозможном и несбыточном. Так, вместо "никогда" малорусская песня поет: "Возьми, сестра, горсть песку, посей его на камне, ходи к нему по зорям, поливая его слезами; когда, сестра, песок взойдет -- тогда брат твой с войны придет" ("Укр. нар. песни", 138 -- 8), или: "Возьми ты, сестра, желтого песку да посей ты, сестра, на белом камне: когда будет желтый песок выростать, зеленым барвинком камень устилать, тогда буду, сестра, к вам прибывать" ("Сб. укр. песен", 8).
III. Обычные постоянные выражения, без изменений повторяющиеся неоднократно, составляют такую же принадлежность всякой народной поэзии, как и поэм Гомера. Между такими выражениями всего чаще бросаются в глаза постоянные эпитеты, каковы, напр., в малорусской поэзии "сырое коренье", "белое каменье", "желтые кости", "ясный меч", "святое письмо" и т. п. Но обычное выражение получает более значительный размер и придает особенно наивный оттенок эпическому рассказу тогда, когда, при известных случаях, для выражения известных обстоятельств употребляется одно и то же выражение, однажды навсегда сложенное, хотя бы оно иногда и не выражало мысли во всей ее полноте и определенности. Такие выражения ведут свое начало от древнейшего ограниченного круга понятий и воззрений; ими описываются общеупотребительные, часто встречающиеся картины, положения и действия. Так, в эпической поэзии битва продолжается обыкновенно три дня до вечера или до полудня: "Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы" ("Слово о полку Игореве"). Цари, старцы, а также и жены стоят на стенах и смотрят вдаль: Ярославна, в том же "Слове", стоя на забороле, причитает свою прекрасную песню. Кто плачет, сидит на камушке; поджидающий сидит у ворот; приезжающий герой втыкает перед дворцом копье и привязывает к нему своего коня. О победителе, поражающем врагов, говорится: оставляет многих вдовами; отсюда в малорусской поэзии выражения: "Тож-то не одна Ляшка удовою стала": "не об одном Ляху зосталась вдовиця!" ("Сб. укр. песен", 69; "Укр. нар. песни", 96). Дочь подрастает для того, чтобы помогать матери, и именно преимущественно носить воду: "Годовала себе дочку для своей пригоды, щоб принесла из крыници холодной воды"; матери, лишающейся своей дочки, песня говорит: "Да будешь, матенко, як голубенка, густи, що некому буде водицы принести!" ("Сб. укр. песен", 111, 113). Невинные, простые удобства жизни, домашний комфорт, народная эпическая поэзия полагает в чесанье головы и в мытье, и лишение этих удобств -- великое несчастие; отсюда следующие печальные образы: "В поле, матушка, мелкий дождик идет, он промоет мне раны!", или: "Меня вымоют дожди, а расчешут густые терны, а высушат буйные ветры" ("Сб. укр. песен", 109; "Укр. нар. песни", 138). Это обычное выражение изменяется и так: "Меня вымоют мелкие дожди, а расчешут густые терны, а просушит ясное солнце, а завьют буйные ветры" ("Укр. нар. песни", 174). Как свойственно Гомеровой поэзии повторение подобных этим обычных выражений, почитаем столь общеизвестным, что, вероятно, читатель сам может набрать из Гомера десятки мест, соответствующих вышеприведенным.
Заключая это краткое обозрение эпических форм малорусской поэзии, мы должны заметить следующее. Все означенные и разобранные нами выражения, как обычные, общепризнанные и общеупотребительные, принадлежат всему народу, а не исключительно тому или другому певцу; в них выражается общее, народное воззрение на мир и человека, а не личные мысли одного сочинителя; они составляют слог целого народа, а не известного лица. Зарождение таких выражений принадлежит эпохе доисторической и сопровождается образованием самого языка: так что каждой обычной эпической форме можно найти соответствие в грамматических и лексических свойствах языка. Потому-то наука о слоге основывается на сравнительно-историческом изучении языка.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Москвитянин, 1850, ч. V, No 18, отд. III, с. 19--47.
Середина XIX века ознаменовалась серьезным и вдумчивым вкладом в изучение истории, этнографии и фольклора украинского народа (П. Кулиш, Н. Костомаров и др.). Одним из первых в ряду исследователей украинского народнопоэтического творчества должен быть назван М. А. Максимович -- первый ректор Киевского университета; ученый настолько широко образованный, что представлял для своего времени редкое и уникальное, а для нашего -- странное и невозможное сочетание гуманитария и естественника в одном лице. С 1827 по 1849 год Михаил Александрович издал три знаменитых сборника украинских песен (см. Список исследований в конце Примечаний).
Ф. Буслаев, как и другие крупные русские люди, с необыкновенной живостью откликался на изучение культуры братского народа; он всегда отмечал изумительную свежесть украинских преданий, украинских песен, которые народ сохранил в первобытной силе и которые и до сих пор продолжают жить в народе. Произведения народной украинской словесности Буслаев рассматривает в разных своих работах. В данном случае предметом сопоставления оказывается выдающееся творение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".