Изучение С. истории Греции началось главным образом в 90-х гг. XIX столетия (из прежних трудов назовем "Die Staatshaushaltung der Athener" Бека [1 изд., 1817; 2 изд., 1851; 3 изд., 1886], и "Besitz und Erwerb in griechisch. Altertum" Бюксеншютца [1869], в которых затронуты некоторые явления и С. жизни греков; в русской литературе -- "Политическая реформа и С. движение в древней Греции в период ее упадка", 1869, В. Г. Васильевского) и стоит в связи с переменой в общем направлении современной историографии, выдвигающей на первый план историю общества, общественных классов, их взаимной борьбы и отношения к ней государства. Этой разработкой мы обязаны Белоху, Эдуарду Мейеру и в особенности Пельману. Первый еще в своей монографии "Historische Beiträge zur Bevölkerungslehre. I ч. Die Bevölkerung der griechisch-römischen Welt" (1886) приложил к древней истории статистический метод в широких размерах и между прочим высказал положение, впоследствии подробнее развитое Э. Мейером, что в древности рабы вовсе не составляли такого многочисленного класса, как принято думать; а его "Griechische Geschichte" (1893--97; есть русский перевод, М., 1897--99) отличается тем, что в ней обращено большое внимание на С. историю Греции и имеются целые отделы, посвященные положению различных общественных классов. Э. Мейер, в своей капитальной "Geschichte des Alterthums", второй том которой (1893) обнимает преимущественно историю Греции до конца VI в., также отводит С. явлениям подобающее место. Кроме того, ему принадлежит доклад о хозяйственном развитии древнего мира (1895; есть русский перевод, 1897) и лекция о рабстве в древности (1898; есть два перевода по-русски), в которой он доказывает, что рабов тогда вовсе не было так много и рабство не играло такой господствующей роли в экономической жизни, как обыкновенно думают; существовал многочисленный класс свободных рабочих, и к физическому труду питали вообще не больше презрения, чем в наше время. Вообще, по Мейеру, уже в древности существовало полное расчленение общества на классы и профессии; в истории развития народов, живущих у Средиземного моря, Мейер видит два параллельных процесса или периода: в древности совершился полный цикл развития, которое после падения античной культуры начинается сызнова -- вновь наступает средневековый порядок и т. д. Главный представитель С. изучения греческой истории -- Пельман, автор монографий "Die Uebervölkerung der antiken Grossstädte im Zusammenhange mit d. Gesamtentwicklung städtischer Civilisation" (1878) и "Geschichte des antiken Kommunismus und Socialismus" (1 т., 1893), "Очерка греческой истории" (во 2-м изд. которого [1896] на С. отношения обращено особое внимание), статей, собранных потом под общим заглавием: "Aus Alterthum und Gegenwart" (1895), и других, например "Die Anfänge des Sozialismus in Europa" ("Histor. Zeitschrift", 1897) и "Die Sociale Dichtung der Griechen" ("N. Jahrb. f. d. klass. Altert.", 1898). Пельман проводит ту основную мысль, что "древний мир волновали те же жизненные вопросы, которые еще и теперь, отчасти нерешенные, занимают каждого мыслящего человека". Уже в древности существовал капитализм и неизменный спутник его -- пауперизм, пролетариат, велась борьба имущественных классов, возник С. вопрос. Язвы, от которых страдает современное общество, -- вовсе не специфическая черта нового времени. Демократизм в эллинском государстве-городе порождает, как свое необходимое логическое дополнение, социализм. В греческих конституциях сильнее, чем где-либо, находили себе выражение индивидуалистические тенденции отдельных общественных слоев. Даже радикальная демократия Афин IV в. не могла сломить господства капитализма и смягчить экономические противоположности. Противоречие между хозяйственным развитием и развитием принципа свободы и равенства выступает уже там. Греческая история, по Пельману, во многих отношениях является типичной для С. историка. Заслуга Пельмана, между прочим, та, что он обратил надлежащее внимание на С. борьбу и отношение к ней государства в Греции и осветил государственное учение Платона с его социально-политической стороны. Кроме того, можно указать на работы Cauer'a ("Parteien und Politiker in Megara u. Athen", 1900, где отмечается социально-экономические причины борьбы партий в эпоху тирании, и статья о положении рабочих классов в Элладе и Риме, "N. Jahrb. f. d. klass. Altert.", 1899), Ludw. Stein'a ("С. вопрос с философской точки зрения", русский перевод, 1899, и брошюра "Das erste Auftauchen der socialen Frage bei den Griechen", 1896), Wetzel'я ("Die Bedeutung des klassischen Alterthums f. d. Lösung der socialen Aufgaben der Gegenwart", 1895); Dietzel'я ("Beiträge z. Gesch. d. Sozialismus u. Kommunismus", в "Zeitschr. f. Litter u. Gesch. d. Staatswiss.", 1893), Adler'a ("Die Socialreform im Altert.", из "Handwörterbuch d. Staatswiss.") и др.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXXI (1900): София -- Статика, с. 64 -- 71.