В эпоху могил с коридором массовой иммиграции в Данию не происходило, если не предположить вторжения народов боевых топоров (стр. 229); но изменения в архитектуре гробниц и в керамике говорят о значительном влиянии как запада, так и юго-запада. Вазы с плетеным орнаментом IIIЬ фазы в Германии и Швеции, как и рёссенская керамика Южной Германии, изготовлялись, возможно, людьми мезолита, которые пользовались корзинами до того, как научились делать гончарную посуду. В Северо-Западной Германии и Голландии вазы с плетеным орнаментом (включая сосуды с поддоном и ковши со втулкой, происходящие от керамики II дунайского периода) встречались преимущественно в мегалитических могилах, носящих название «гуннских лож» и представляющих так называемую эльбо-везерскую культуру. Усыпальницы — иногда маленькие мегалитические цисты, а позднее очень длинные галереи со входом через короткий коридор в центральной части длинной стороны — обычно покрыты длинным холмом, опирающимся на ограду из огромных валунов, и напоминают длинные датские дольмены. Предпочтение, оказываемое полированным кремневым топорам, и употребление бутылеобразных сосудов с обручиком вокруг горлышка и кубков с воронкообразной шейкой (иногда с орнаментом в виде крученой веревки) указывают на то, что приобщению этого района к более высокой культуре способствовала, вместе с дунайской, I северная культура. Кроме того, в Вестфалии и Тюрингии переселенцы из области Сены—Уазы—Марны из Парижского бассейна (стр. 412) ввели могилы с галереей и со входом через амбразуру. Хотя в длинном каменном цисте в Фрицларе, близ Цюшена, плиты стен украшены таинственными узорами, параллели которым имеются на западе, инвентарь могил включает главным образом предметы северных типов, вроде бутылеобразных сосудов с обручиком вокруг горлышка.
Эльбо-везерскую культуру нельзя подразделить на периоды с такой точностью, как датскую культуру, но, по-видимому, она захватывает начало IV дунайского периода. Золотой браслет из выкопанной в земле могилы в Химмельспфортене, близ Штаде, относится, по-видимому, к этому периоду. Но и более поздние захоронения в гуннских ложах, о возрастающем преобладании племен колоколообразных кубков и боевых топоров над племенами строителей мегалитов и людей, изготовлявших корзины.
Рис. 93. 1 — вальтерниенбургские сосуды; 2 — бочонок и кувшин из Латдорфа.
Вальтерниенбург-бернбургская культура на Нижнем Заале и в Хавеланде также, по-видимому, принадлежит населению эпохи мезолита, перешедшему к земледелию. Угловатые сосуды, относимые к I периоду вальтерниенбургской культуры, несомненно, являются копиями сосудов с плетеным орнаментом (рис. 93), но в позднейших стилях ничто не напоминает об их происхождении от плетеных изделий. Керамику этого рода находят в простых ямных погребениях, группы которых составляли небольшие кладбища, в мегалитических каменных ящиках или галереях, в гуннских ложах с боковым коридором и в каменных ящиках из тонких плит. Топоры выделывались преимущественно из сланца, добывавшегося в Виде, в Южном Гарце.
Остальные предметы вальтерниенбургской культуры, по-видимому, могут быть без ошибки отнесены к разным северным и иноземным культурам. Это двойные топоры типа тех, которые находят в могилах с коридором, янтарные бусы, булавки с раздвоенной головкой, происходящие, может быть, от понтийских булавок с жезловидной головкой, и металлические украшения унетицкого типа или их копии из кости. Поэтому, хотя начало этой культуры восходит к III северному периоду, она захватывает в значительной степени и IV дунайский период.
Вальтерниенбург-бернбургской группе родственна культура, названная позже по ее наиболее характерному предмету культурой шаровидных амфор. Характерный сосуд этой культуры, как и другие сосуды, находимые обычно вместе с ним, представляет собой, очевидно, копию кожаных изделий и всегда имеет весьма своеобразный орнамент вокруг шейки, с полосками, опускающимися на плечики сосуда (рис. 94). Эти типичные сосуды всегда встречались в сопровождении трапецевидных топоров и зубил из кремня (часто из особой породы полосатого кремня, добывавшегося в Галиции), наконечников стрел двух видов — с поперечным лезвием и черешковых, просверленных зубов и кабаньих клыков, янтарных бус и, к востоку от Одера, орнаментированных пряжек для пояса.
Встречаются топоры из оленьего рога, каменные двойные топоры, кремневые ножи и другие предметы, заимствованные у различных групп, живших в тот же период. Так как среди находок этой культуры мы встречаем костяные подвески в форме колец и другие украшения,типичные для скандинавских длинных каменных ящиков, бронзовые кольца и спирали, мы можем заключить, что эта культура существовала на всем протяжении IV периода.
Люди, изготовлявшие эти сосуды, предавали своих покойников земле в вытянутом положении, в простых канавообраэных погребениях, группы которых образуют кладбища в 12, не больше, могил; иногда покойников сжигали или хоронили (обычно в сидячем положении) в общих могилах, в которых, как правило, помещалось не более семи захоронений, обычно даже меньше. Эти
Рис. 94. Костяная пряжка для пояса (Подолия) (2/3); шаровидные амфоры (Саксо-Тюрингия и Подолия) (1/3).
коллективные могилы иногда представляли собой мегалитические каменные ящики, которые в Польше часто прикрывались большим курганом, окруженным оградой в форме трапеции из крупных валунов — так называемые куявские могилы (рис. 95); иногда эти общие могилыпредставляют собой большие ящики из тонких плит. Последние часто разгорожены на два отделения; иногда в качестве перегородки употреблялась плита с амбразурой.
Находки шаровидных амфор сосредоточены преимущественно в бассейне рек Заале—Эльба и в районе Хавеланда (Бранденбург), но они встречаются и к северу от этой области вплоть до Рюгена, к югу до Чехии
Рис. 95. Куявский могильник (Сверчин). По Козловскому.
включительно, а к востоку через Галицию до Волыни и Подолии включительно. В Чехии шаровидные амфоры иногда встречаются на холмах в укрепленных поселениях, но даже на Волыни и в Подолии их обычно находят лишь в характерных (сложенных из плит) каменных ящиках с перегородками внутри, вмещавших до 6 костяков. Даже в станице Новосвободная, в долине Кубани (стр. 214), керамика из каменных ящиков, разделенных (внутри) плитами с амбразурой, напоминает по виду шаровидные амфоры.
Очевидно, эти сосуды изготовлялись свиноводами, которые бродили маленькими группами и занимались, по-видимому, главным образом, охотой и свиноводством, но, несомненно, при случае не брезгали и грабежом и торговлей. Таким образом, эти группы способствовали распространению янтаря, галицийского кремня и даже металлических украшений, но мы не можем установить у них наличия какого-либо собственного производства. Эти кочевники, без сомнения, появились тогда, когда некоторые группы мезолитического населения Европейской равнины вошли в соприкосновение с неолитическим населением, однако нельзя точно установить место их происхождения, высказывались предположения; что это были Германия, Галиция и даже причерноморские степи.
В могиле в Малом Ритце в Бранденбургской марке Выли найдены шаровидная амфора и сосуд со штриховым орнаментом, принадлежащий к дунайским изделиям, и, судя по типу, сосуд этот не древнее иордансмюльской фазы III дунайского периода. Этот последний период оказывается, таким образом, верхней границей времени распространения шаровидных амфор. В самом деле, культура, характерным признаком которой они являются, сменяет в Восточной Германии и Польше северную культуру. С другой стороны, унетицкие металлические изделия и предметы, типичные для культуры каменных ящиков, встречающиеся вместе с шаровидными амфорами в других могилах, свидетельствуют о том, что данная культура захватывает и IV период.
Таким образом, очевидно, в эту эпоху по Североевропейской равнине бродили небольшие отдельные группы, отличающиеся особенностями керамики, а иногда также погребальных обрядов и инвентаря. Группы Центральной Германии, относящиеся соответственно к вальтерниенбургской культуре, культуре шаровидных амфор и боевых топоров, были, очевидно, не только одновременны, но и тесно связаны территориально. И они, несомненно, также вошли в соприкосновение с дунайскими земледельческими племенами, изготовлявшими керамику со штриховым орнаментом, и с другими группами, изготовлявшими керамику иордансмюльского типа, не говоря уже о группах, оставивших бутылеобразные сосуды с обручиком вокруг горлышка, и о различных группах строителей мегалитов. Нет ничего удивительного, что между такими группами обычно происходил обмен идеями, — может быть, между ними имелись и брачные связи; удивительно, однако, что они так долго сохраняли свои индивидуальные традиции в керамике. Обилие индивидуальных типов гончарных изделий может создать совершенно преувеличенное представление о плотности населения и продолжительности III периода по Монтелиусу. На самом деле отдельные виды сосудов вырабатывались, очевидно, относительно небольшими бродячими группами, из этих групп некоторые жили совсем рядом друг с другом. III период по Монтелиусу представляется чрезмерно продолжительным лишь тогда, когда делаются попытки расположить все группы в известной последовательности, которая может быть правильной лишь в каком-нибудь одном, отдельно взятом месте. Но тот факт, что этот период частично совпадает с IV дунайским, лишний раз подтверждается нахождением металлических украшений вместе с шаровидными амфорами и вальтерниенбургскими сосудами.