В Восточной Сицилии неолитические поселки были покинуты населением; их место занимают маленькие города-поселки, более близкие к восточносредиземноморскому типу. Сельское хозяйство заняло теперь место наравне с животноводством; впервые встречаются кости лошади.

Города-поселки были расположены на вершинах хорошо защищенных природой холмов, но, как и неолитические поселки, они укреплялись дополнительно. Огороженная площадь была невелика — в двух случаях она определена в 1 га, но обширные кладбища с общими могильниками свидетельствуют о многочисленном оседлом населении; в Кастеллуччо был обследован 31 могильник, в Сиракузах — 20, в Монте Салии — 11; каждый содержал от 50 до 200 костяков.

Возраставшее население находило себе применение, вероятно, в ремесле и торговле.

Кремень систематически добывался на Монте Табуто опытными горняками, которые, возможно, были профессионалами. Металл ввозили и, по-видимому, на местах из него изготовляли простые плоские топоры (известные нам лишь по двум миниатюрным экземплярам, сделанным специально для погребального ритуала), треугольные кинжалы с заклепками и украшения вроде спиралей, напоминающие по форме очки, и трубочек из свернутой спирально проволоки. Однако металл былеще такой редкостью, что по-прежнему продолжали выделываться полированные каменные топоры и грубо оббитые кирки; ими пользовались даже для высечки гробниц. Впервые появляются бусы из камня.

О внешней торговле ясно свидетельствуют костяные пластинки (рис. 111) с украшениями в виде шишечек, найденные в нескольких гробницах I сицилийского периода, в развалинах II и IV периодов троянской культуры и в неолитическом храме Галь Тарксиен на Мальте. О существованииторговли говорят также костяная головка эфеса сабли такого же типа, как и головка из Трои, изображенная на рис. 21, 3, и многочисленные топоры-амулеты; но упоминаемые исследователями «янтарные» бусы сделаны из местной смолы.

Рис. 111. Костяная пластинка с украшениями в виде шишечек. Кастеллуччо. По Эвансу (1/2).

Гончарное дело остается домашним производством, но формы сосудов ручной выработки — кувшины с расширяющимся горлом формы «песочных часов», кружки с высокими ручками (рис. 112, 4,5) и сосуды на поддонах с ручками, соединяющими основание и верх сосуда, совершенночужды традиции Стентинелло. Эти сосуды или не имеют орнамента, или орнаментированы черным по красноватому грунту; орнамент по своему характеру геометрический. На некоторых позднейших сосудах из Валлелунги черная краска обведена белой, что несколько напоминаетизделия из Димини.

Покойников теперь хоронят в высеченных в скале гробницах восточносредиземноморского стиля (рис. 104). Камеры обычно имеют в плане более или менее круглую форму; иногда перед камерой имеется помещение меньших размеров — «передняя». Если могила прорублена в фасаде отвесной скалы, вход обычно представляет маленькую амбразуру наподобие окна с уступом, чтобы только можно было вставить каменную плиту, закрывающую вход в могилу. В одной могиле в МонтеСалиа окно, высеченное в скале, заменено плитой с амбразурой. В могиле в Кастеллуччо камень, закрывающий вход, покрыт резным барельефом в виде спиралей; на том же кладбище в другой могиле вход во внутреннюю камеру был закрыт двумя плитами, покрытыми резьбой. Комбинация этих плит (рис. 113) напоминает

Рис. 112. Керамика медного века: 1,2 — из пещеры в Отранто; 3 — из дольмена в Бишелье; 4,5 — сицилийскийпериод (1/4).

фигуру богини погребений, вырезанную на многих мегалитических гробницах во Франции и на стеле Трои I, упоминавшейся выше, на стр. 72. Перед гробницей часто имеется высеченный в скале полукруглый портик или передний дворик, в стенах которого, по крайней мере в одномслучае, врезаны пилястры. В некоторых позднейших могилах в Монтерачелло овод возведен над грунтом в прямоугольном каменном ящике (2,05Х1,2ле2), окруженном четырьмя крупными плитами; в одной из них было прорезано квадратное окно, служившее входом. Заброшенными галереями кремневых разработок также пользовались для захоронений. Все эти гробницы служили семейными склепами; в каждом таком склепе находят большое количество костяков; иногда они сидят, словно на пиру. В городах были найдены отдельные рога из глины, которые были истолкованы как принадлежность ритуала.

Рис. 113. Внутренний вид гробницы 1 сицилийской культуры, Кастеллуччо.

В общих чертах культура, хозяйство и погребальные обряды сицилийской культуры представляют собой, по-видимому, результат дальнейшего действия тех же причин, которые ранее вызвали к жизни элладскую культуру Греции. Но, по мнению Бернабо Бреа, керамику Сицилии скорее можно сравнивать со среднеэлладскими изделиями, покрытыми тусклой краской. Костяные пластинки из Трои с орнаментом в виде шишечек могли бы послужить надежной вехой для датировки I сицилийской культуры, но их стратиграфическое положение сомнительно. Наличие указанных пластинок не противоречит датировке возникновения этой культуры 2000 годом до н. э. С другой стороны, можно было бы допустить, чтобы не вступать в противоречие с выводами Орси, что они были изготовлены в Мегара Гиблеа, если бы мы не имели надежной датировки для последующего II периода сицилийской культуры; целый ряд гробниц и кладбищ промежуточного типа, характерных для перехода от I периода сицилийской культуры ко II, указывает, что последний был завершен в XIV веке до н. э.

Еще до 1300 г. до н. э. в результате включения Сицилии в микенскую торговую систему хозяйство острова приобретает характерные черты хозяйства бронзового века. С Эгейских островов ввозились сосуды конца III элладского периода, золотые кольца, бронзовые зеркала, колющие мечи и бусы из стекловидной массы. Металлурги, жившие в городах-поселках II периода сицилийской культуры, изготовляли местные варианты колющих мечей позднеминойского I, троянских ножей (рис. 114, 1) и эгейских топоров с полой рукояткой. Местный вождь, сосредоточивший свое богатство в Панталике, выстроил себе небольшой дворец, в котором Моссо находит черты варварской имитации архитектуры Кносса; в святилищах этого дворца имелись посвятительные рога из глины. В самом деле, минойское влияние было настолько велико, что Эванс высказал предположение, что Сицилия была критской колонией, находившейся под управлением какого-либо минойского владетеля.

Но в основном сицилийская культура II периода связана с более древними традициями. Гончарные изделия изготовлялись только ручным способом. Сосуды ручной работы, несмотря на то, что они не окрашены или имеют орнамент в новом стиле, сохраняют многие формы сицилийской культуры I периода. Литейщики отнюдь не находятся всецело в зависимости от эгейских образцов. Обоюдоострые бритвы с отверстием у основания лезвия (рис. 114, 2) ближе к континентальным типам V и VI периодов, чем к микенским формам. Часто пользовались фибулами, но их формы, представляющие дальнейшую эволюцию простейшего типа в форме скрипичного смычка, отличны от форм, распространенных в Греции; Рейнеке приписывает изобретение фибул сицилийцам. Несмотря на изменения в архитектуре гробниц и в ритуале погребений, общие могильники с камерой II периода сицилийской культуры ведут свое происхождение непосредственно от могильников I периода. Большое количество могил — от 1000 до 3000 — на одном кладбище свидетельствует о росте населения на новой стадии экономического развития, а также и значительной продолжительности периода. Поскольку в основе форм местных колющих мечей лежат модели позднеминойского I периода, это свидетельствует, что начальной датой периода следует считать время около 1500 г. до н. э.; — ввозная керамика из Греции относится, по-видимому, к XIV в. до н. э., но наличие пряжек лучшей выделки, чем микенские, указывает на то, что этот период продолжался и после 1200 г. Столетием позже совершился переход к III периоду сицилийской культуры, продолжавшемуся вплоть до начала греческой колонизации в VIII столетии до н. э.