Шестая книга рассказов. Книгоиздательство "Альциона". Ц. 1 руб.

Несколько лет тому назад рассказы Зинаиды Гиппиус печатались в журналах самого крайнего модернистского толка -- "Вопросах Жизни", "Весах", "Северных Цветах" и т. п. С тех пор, вместе с поворотом в общественности, произошел и некий литературный сдвиг, в котором наметилось, пожалуй, кое-что и хорошее, и плохое... Первое заключается в том, что многие из писателей левого лагеря (Ф. Сологуб, В. Брюсов, З. Гиппиус, А. Блок, Д. Мережковский, Д. Философов), выйдя из специально-модернистских журналов, внесли свежую волну литературного оживления в органы внепартийные, нейтральные. Плохое, на мой взгляд, заключается в появлении эстетического снобизма, нашедшего себе приют в журнале "Аполлон", далеко уступающем по своей литературно-художественной ценности таким своим старшим предшественникам, какими были в свое время "Мир Искусства" и даже не всегда художественно объективные "Весы". В тех журналах (не говоря уже о "Новом Пути", занявшем особую, богоискательскую, позицию) чувствовалось присутствие какой-то эстетической веры, какого-то, хотя бы и несколько фанатического, горения, убежденности -- хотя бы и в самоценности чистого искусства, чего отнюдь нельзя подметить в протокольно-индифферентном тоне апологетов снобизма, -- и вот одна из причин, почему имя З. Гиппиус, вместе с некоторыми другими, встречается теперь в альманахах и в более распространенных журналах. Лично я полагаю, что здесь сыграла роль и некоторая эстетическая переоценка, связанная с именем Влад. Соловьева, в котором поэт являлся равноценным мыслителю; исчезло прямолинейное и эстетически-элементарное деление на форму и содержание, -- принята их нераздельность, слитность в подлинных произведениях искусства. На границе этого литературно-эстетического перелома развилось беллетристическое дарование З. Гиппиус; как поэтесса, она выявилась и раньше, и определеннее... Рассказы З. Гиппиус последнего периода, именно шестая книга, проникнуты какой-то очень острой современностью, почти все рассказы затрагивают те или иные явления послереволюционных настроений. Но темы, трактуемые в отдельных из этих рассказов, как ни пронизаны они жгучей современностью, затрагивая мотивы самоубийства, войны, терроризма и т. п., все же всегда стоят в тесной связи с общим мировоззрением талантливой писательницы -- идеями Бога, как религиозно-философского начала, мятежности, как начала творческого, и искательства, как обоснования правды, смысла жизни. Этим темам посвящены трогательные, проникнутые глубоким и нежным чувством, рассказы: "Земля и Бог", "Приказчик", "Он -- белый", "Лунные муравьи", хотя бесспорно лучшими вещами сборника являются прекрасный рассказ "Женское" и "Нет возврата", где элемент рассказывательный, весьма свойственный прозе З. Гиппиус, подчинен элементу изобразительному, до жути сгущающемуся во втором рассказе -- о вернувшихся с войны офицерах, которым уже "нет возврата" к обычной нормально-обывательской психике. Сильным оружием г-жи Гиппиус в прозе служит диалог, который чрезвычайно удается ей: беседуют ли у нее плутоватый мужик с барином-интеллигентом, "уверенная" проститутка со слезливым студентом, простодушные земляки, заброшенные на чужбину, где и "Христос не воскресает", или завсегдатаи трактира "Рекорд", -- везде мы слышим здесь какие-то подлинные, настоящие, те самые "раз найденные" для данного определения слова, которых искать так настойчиво рекомендовал беллетристам такой мастер слова, как Флобер. В связи с этим и язык большинства рассказов З. Гиппиус -- прекрасный, чисто русский литературный язык, любуясь отдельными выражениями которого (особенно в диалогах) так и хочется сказать: "Где только удалось автору все это услышать!".

КОММЕНТАРИИ

Впервые: Новая Жизнь. 1912. No 5. С. 270.

Чеботаревская Анастасия Николаевна (1876--1921) -- писательница, критик, жена Ф. Сологуба; в сентябре 1921 г. накануне отъезда из России бросилась в р. Ждановку с Тучкова моста.