Вероятно, многим охотникам нередко случалось, а некоторым если и не случалось, то, может быть, случится ночевать в поле или в лесу на открытом воздухе. Конечно, в хорошую, теплую летнюю ночь для охотника кроме удовольствия тут быть ничего не может, ибо я уверен, что настоящий страстный охотник вместе с тем и любитель природы. Но в дождливую осеннюю ночь пробыть под открытым небом, а тем более ночевать не совсем приятно! В последнем случае неопытному человеку нужно послушать и моих советов, как так уже не один десяток раз я ночевывал в самые страшные сибирские морозы на открытом воздухе. В этом случае поступают так: выбирают место низменное за горами и, главное, за ветром; приискивают искарь (не изгарь ли? — упавшее дерево), у которой корни вырвало вместе с землею, образующей таким образом род огромного щита; тут и разводят огонь. Между тем можно сварить чего-нибудь горячего и накушаться досыта. Потом огонь от искари убрать и разложить его большим костром уже несколько подальше, так, чтобы между ним и искарью было не менее полуторых сажен расстояния. От первого действия огня земля около корней искари прогреется, почему уголь и горячий пепел следует тоже убрать. Потом на это прогретое место натаскивают ветоши или сухого мху, настилают на него что есть с собою, самое лучшее — войлок, по-сибирски потник (который по большей части и случается под рукой, потому что войлок всегда подкладывают под седло), под голову — седло и ложатся спать. В этом случае советую также лучше раздеться, то есть снять шубу и покрыться ею, причем рукава нужно заткнуть чем-нибудь или выворотить внутрь, иначе в них будет продувать. Наружную обувь тоже лучше снять и остаться в чулках, ибо в них скорее можно услышать, когда начнут мерзнуть ноги или если каким-нибудь образом придвинешься к огню. Дров нужно сначала заготовить больше и притом толстых, ночью вставать изредка и поправлять костер, чтобы он горел лучше. Тогда огонь, действуя лучистым теплородом на человека и вместе с тем на щит искари, отчасти отражаясь от нее, тоже будет согревать спящего. Кроме того, искарь своим щитом будет защищать от хиуза, то есть от ветра. Само собою разумеется, что в зимнее время легче переночевать в лесу, в горах, нежели в открытом месте. Но неопытному охотнику не разложить даже и костра так, чтобы он горел всю ночь. Он натаскает дров целую кучу, зажжет их, а толку будет мало: дрова вспыхнут, сначала будет жарко лежать около них, но они скоро сгорят и снова надо будет накладывать. А сибирский промышленник положит только четыре толстых полена и проспит с ними всю долгую морозную зимнюю ночь. Везде опытность! Это делается так: против того места, где устроено логово, кладется поперек толстая чурка, которая и называется подъюрлоком, а на нее концами три полена, длиною каждое до или 2 сажен, пропуская их через подъюрлок на аршин или менее. Эти-то свесившиеся концы и снизу подъюрлок зажигают. Но надо заметить, что эти три полена на подъюрлоке кладутся концами вместе, а на землю длинные концы спускаются врознь. Это делается для того, чтобы если дрова эти положить на подъюрлоке и на земле вместе концами, параллельно друг к другу, то от соприкосновения дров на всей их длине огонь перейдет по ним дальше подъюрлока и они сгорят тогда скоро. В том вся и штука! Положенные таким образом, как сказано выше, они прогорят всю ночь, стоит только раза два встать и подвинуть вперед на подъюрлоке обгоревшие концы. Около такого костра могут переночевать три и даже четыре человека.
Отнюдь не надо зимою ночевать в нежилых или полевых избушках, которые не топлены долгое время, потому что, истопленные в первый раз, они всегда бывают очень угарны. Много бывало в этом отношении, по неопытности промышленников; смертных случаев.
Конечно, если случится ночевать в такое время в чистом поле, то самое лучшее — лечь под зародом (стогом сена). Зато беда, если зимою придется ночевать в степи, где нет зародов сена. Тут уже не сумею, что и посоветовать. Меня бог миловал от такого удовольствия, и как в этом случае спасаются люди — не знаю!
Если же придется ночевать летом под открытым небом, в сильную грозу, то следует ложиться не под большими деревьями, тем более стоящими одиноко, а на низменных, открытых местах; при этом надо также не пускать к себе близко собаку и привязывать подалее от себя лошадей, потому что все это, как известно, способствует действию электричества.
Часто случается терять на охоте огниво или забывать его дома; тогда огонь можно добыть из ружья. Если оно пистонное, то стоит только вынуть дробь или пулю, положить на порох хорошо растрепанный сухой пыж и выстрелить близко в дерево или во что другое; от этого пыж тотчас загорится, и из него легко уже будет выдуть огонь. Если же ружье кремневое, то это сделать еще легче, потому что не стоит и разряжать его, а надо заткнуть только хорошенько затравку, положить такой же пыж на полку и спустить курок. Пыж мгновенно загорится…
Если потеряется кремень, а запасного нет, так что вставить в курок нечего, то кремень легко можно заменить осколками кварцевых камешков, которых всегда можно найти в достаточном количестве между гальками по берегам горных речек. Доводится также нередко на охоте промокнуть, что называется, до костей, а между тем охота заманивает и воротиться домой не хочется; в таком случае вот мой совет: если случится остаться на открытом воздухе и даже заночевать в мокром платье, не грейтесь перед огнем. Самое лучшее — выжать хорошенько одежду, надеть на себя, выпить водки или горячего чая и походить несколько, чтобы согреться внутренно, а не перед огнем, т. е. наружно. Даже ночевать лучше с мокрыми ногами, чем сушить и греть их перед огнем. Само собою разумеется, что в постоянно мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки. Надо заметить, что многие сибирские промышленники, постоянно охотясь около одних и тех же мест, имеют вблизи запасные (на случай непогоды) балаганы, сделанные из лиственной коры или березовой скалы; а некоторые, где лесу довольно, имеют даже таежные зимовейки (лесные избушки).
Я уверен, что я много получу насмешек и укоризн от многих нежных охотников за свои советы. Многие будут не согласны со мной в том, что лучше ночевать в сухом платье, чем в сыром или с мокрыми ногами. Пожалуй, скажут: хорошо ему так рассуждать, имея железное здоровье, или — хорошо это делать сибирскому промышленнику, привыкшему ко всем невзгодам и загрубевшему с молодых лет вследствие простого воспитания. Может быть, они и правы, но я пишу то, что сам испытал на практике и видел над другими. И действительно, таскаясь по нескольку дней сряду в мокрое осеннее время, промокнув до костей и прозябну в так, что зубы мои щелкали, как в лихорадке, я поступал всегда так, и дурных последствий никогда никаких не было. Но лишь только по совету других я надевал на себя сухое белье, сухие чулки, грелся у огня, вытирал мокрые ноги водкой и проч., всегда получал насморк, кашель и лихорадочные припадки… Конечно, и то надо сказать, что натура натуре рознь! Но, по-моему, человек с худым здоровьем, слабый, нежный, или хлйбкий, как говорят сибиряки, — не охотник, в особенности у нас в Восточной Сибири!.. Тут необходимо хорошее здоровье.
Но я еще не кончил своих замечаний. Когда придется весною или осенью, в сухое время, переходить вброд небольшие речки и при этом промочить ноги, то советую после этого выпить рюмку водки и потом побегать, чтобы возбудить испарину, так чтобы ноги согрелись, после чего можно быть уверенным, что вредных последствий для здоровья не будет. Сапоги же и чулки сами собою высохнут на ногах. Но если после этого прямо сесть на коня и ехать долгое время с мокрыми, холодными ногами, то скорее можно получить простуду.
Если кому, не привычному к лесам, придется когда-нибудь охотиться с товарищами в тайге, то должно не только всегда подавать голос друг другу и не удаляться от своих знающих местность товарищей, но даже держать их всегда на виду, иначе легко можно заблудиться или, пожалуй, выстрелом задеть кого-нибудь из охотников, что и случалось нередко. Но, конечно, это пригодно только в тех случаях, когда охотятся за такой дичью, которая не боится крика, например за рябчиками, тетеревами, молодыми глухарями. Но коль скоро охота идет за козами или другими осторожными зверями, тогда уже до времени ни гу-гу. А если боишься заблудиться, лучше не отставай от опытных товарищей, будь осторожен и бери с собой охотничий компас. Впрочем, у нас в Забайкалье заблудиться трудно: частые горы, увалы, пригорки, пересекаемые узкими долинами, резко остаются в памяти; стоит взобраться повыше на сопку (отдельную гору), и увидишь все как на ладони, живо припомнишь местность. А если вы неопытны, но отправились в тайгу с настоящим сибирским промышленником, то вам тоже бояться нечего: хотя бы вы даже потеряли своего ментора, заблудились, остановитесь только на месте и дожидайтесь — он вас непременно отыщет. Бывалому охотнику и самый лес укажет страны света без помощи компаса, и, несмотря на пасмурную погоду, даже в самую темную морошную ночь надо иметь одну наблюдательность, а именно — стоит только присмотреться к лесу и заметить, в которую сторону направлены преимущественно большие и в большем количестве ветви — эта сторона и будет полдень, а противная — север. Кроме того, на юг древесная кора самая тонкая и гладкая, а на север — толстая; чтоб узнать это, нужно иметь при себе топор или охотничий нож — следовательно, штука не хитрая. Бывали примеры, что многие новички, заблудившись в тайге, не слыша своих товарищей, видя один лес да небо, окруженные безмолвной дикой тишиной, боясь встречи с дикими зверями, выбившись из сил, лазя без толку по крутым горам, едва пролезая сквозь чащу леса, голодные, приходили в какое-то исступление, лишались памяти, теряли остроту зрения и слуха до такой степени, что, подходя к быстрым горным речкам, не могли различить их течения; наконец, заслышав голоса искавших их товарищей, они принимали эти спасительные звуки, глухо раздававшиеся по лесу, за крики и рев хищных зверей, бежали, спотыкались и нередко без чувств падали на сырую, покрытую мхом землю!.. Когда товарищи заблудившихся с помощью собак отыскивают их, они долго смотрят на своих спасителей дикими глазами и долго не могут узнать их. Иногда от заблудившихся нельзя добиться ни одного понятного слова, а слышно только какое-то дикое, раздирающее душу мычание, тем более если несчастные провели несколько ночей в таком положении; я видал эти примеры своими глазами. Сибиряки говорят, что такой заблудившийся человек до того окружает, что становится хуже зверя, ибо этого последнего можно застрелить, а человека, пришедшего в такое состояние, изоблавить трудно.
При охоте за хищными зверями никогда не следует придавать себя куражу и смелости посредством горячих напитков, потому что от этого зрение теряет свою остроту и правильность, что в особенности важно при стрельбе из винтовок; в этом случае нужна уверенность в самом себе, в ружье, в счастливом окончании дела — отнюдь не должно унывать и падать духом, надо забыть все несчастные случаи и думать только о поражении зверя!..
Еще раз скажу, что некоторые мои советы непременно покажутся дикими, неблагоразумными и проч. высокому болотному охотнику, который, быть может, ни разу в жизни не ночевал в лесу, не слыхал, что такое тайга, не ночевал даже на открытом воздухе не только зимою, но даже и летом, не мочил своих ног, ходя по болотам и таская на себе огромные сапожищи на пробках и пузырях и тому подобное… Так как же такому охотнику не покажутся многие мои советы дикими? Но, я скажу, неопытность недоверчива! И, охотясь у нас в Сибири, тот же охотник, наверное, припомнил бы мои дикие советы и сказал бы спасибо. У нас во время охоты редко приходится не переночевать в лесу или на поле одну, две и более ночей. Места чрезвычайно обширны. Да сибиряк-промышленник и не любит ездить на промысел на один день; по его мнению, промышлять так промышлять, чтобы было чем душеньку потешить! «А что сделаешь обыдёнком-то? — говорит он, то есть в один день, — не успеешь и до места доехать». И в самом деле, тайгой езда весьма неспособная и то только верхом, едешь шагом тропинкой по горам и лесам, по топям и трущобам!
Говоря о технической части охоты вообще, можно было бы здесь же упомянуть и о различных снастях, употребляемых в Восточной Сибири при добывании различных зверей, но я о них скажу впоследствии, говоря о ловле этих зверей; тогда и описания их могут быть подробнее и любопытнее.