Седовцы сроднились со своим кораблем. Каждый уголок его был знаком и напоминал о каком-либо событии дрейфа. Моряки хорошо знали историю своего корабля. 5 декабря 1939 г. они отметили тридцатилетие славного судна — немалый срок существования для ледового корабля. За эти годы ледокольный пароход избороздил много морей, прошел десятки тысяч миль, борясь со штормами и льдами.
Корабль был спущен на воду в 1909 г. в Глазго (Северная Шотландия). Его построили специально для ледовых плаваний у берегов Канады и Нью-Фаундленда. Англичане назвали его "Беотик" — именем индейского племени, жившего некогда на острове Нью-Фаундленд и истребленного пришельцами-"цивилизаторами".
До первой мировой империалистической войны "Беотик" плавал у восточных берегов Канады. Когда потребовалось обеспечить плавание в порты Белого моря, куда Антанта посылала военные грузы для своей союзницы — царской России, ледокольный пароход был куплен российским министерством. Он плавал в Белом море, перевозил всевозможные грузы, помогал транспортным судам проходить во льдах.
Ледокольный пароход получил новое имя — "Г. Седов" — в память об отважном русском полярном исследователе.
Славный лейтенант Георгий Яковлевич Седов в 1912 г. предпринял безумно смелую попытку добраться на моторно-парусной шхуне "Святой Фока" до крайних северных земель Арктики и оттуда пройти к Северному полюсу.
Сын азовского рыбака, Георгий Седов был отважным исследователем. Несмотря на бесчисленные препятствия и издевательства царских чиновников, он организовал первую русскую экспедицию к полюсу. Эта экспедиция была создана на средства, собранные Седовым среди частных лиц и богатых издателей, рассчитывавших разделить вместе с отважным лейтенантом славу завоевателей Северного полюса…
9 марта 1912 г., излагая в рапорте начальнику Главного гидрографического управления план организации экспедиции к Северному полюсу, Седов писал:
"…Главным руководящим стимулом безусловно является народная гордость и честь страны… Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…"
Два года продолжался поход "Святого Фоки" к Земле Франца-Иосифа. Здесь, в небольшой бухте одного из островов, во время второй зимовки всем участникам экспедиции, в том числе и Седову, стало ясно, что дряхлая шхуна не сможет пробиться в тяжелых льдах дальше на север. Но возвращение на Большую Землю грозило новыми издевками со стороны тех "просвещенных деятелей", которые насмешками встречали проект экспедиции на Северный полюс.
Седов, больной цынгой, изнуренный лишениями двух зимовок, вместе с матросами Линником и Пустошным двинулся к полюсу. Трое моряков прошли всего лишь немногим более ста миль. Болезнь свалила Седова. Уже в бреду, теряя память, он звал своих спутников идти все дальше и дальше на север, ни в коем случае не отступать. Матросы выполнили волю своего командира: они остановились лишь тогда, когда прекратилось биение горячего сердца русского патриота. На скалистом берегу самого северного из островов Земли Франца-Иосифа, на острове Рудольфа, матросы опустили тело своего командира в наспех вырытую могилу… Это было в марте 1914 года.
Спустя 15 лет, в 1929 г., к пустынным берегам архипелага подошел советский ледокольный пароход "Георгий Седов". Он был направлен сюда для организации самой северной в мире полярной научно-исследовательской станции в бухте Тихой. Пока полярники строили станцию, моряки повели корабль дальше на север— к острову Рудольфа. Они тщетно разыскивали на берегу могилу отважного русского исследователя, отдавшего жизнь во славу своей страны. Могилу найти не удалось. Вблизи одного из ручейков, стекавших с ледника, моряки водрузили мемориальную доску…
Ледокольный пароход "Седов" участвовал во многих ответственных арктических рейсах. В числе других ледокольных судов он обеспечивал успех "карских операций", проводил к устьям великих сибирских рек Оби и Енисея караваны с грузами промышленных товаров и машинами и возвращавшиеся обратно с хлебом и лесом. Ежегодно в конце зимы "Седов" шел в горло Белого моря на промысел гренландского тюленя.
В 1928 г. "Седов" отправился в дальний арктический рейс. На севере, между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, потерпела катастрофу итальянская воздушная экспедиция на дирижабле "Италия". Советское правительство послало корабли и самолеты для спасения людей. В числе их был и "Седов".
Пробиваясь в тяжелых льдах, советские моряки тщетно разыскивали людей. Не раз уходил на воздушную разведку самолет…
Большую часть экипажа "Италии" спасли моряки линейного ледокола "Красин". Остальные члены воздушной экспедиции погибли. Бесследно исчез отважный исследователь Руал Амундсен, бросившийся на самолете "Латам", чтобы спасти итальянских воздухоплавателей.
Потом "Седов" плавал к Земле Франца-Иосифа — в бухту Тихую и к острову Рудольфа. В 1930 г. на борту "Седова" шла первая советская экспедиция на Северную Землю, тогда еще совершенно не изученную. С 1935 г. "Седов" стал пловучим научным филиалом Арктического института в Карском море, прозванном прежними исследователями "ледовым погребом".
Такова краткая "биография" славного корабля, на котором отважные полярные моряки боролись со стихией в течение 812 дней ледового дрейфа.