Н.Ф.ФЕДОРОВ. PRO ET CONTRA
Антология. Книга первая
Издательство Русского Христианского гуманитарного института
Санкт-Петербург 2004
"Это был удивительный человек!.. Добродетельный человек!.." -- говорят о нем газетные и журнальные некрологи. И невольно припоминается знаменательная нелюбовь Н<иколая> Ф<едоровича> к "святейшему из званий".
"Человек" -- ничего не значит и ни к чему не обязывает -- настоящее имя, неясное и пустое, для тех бессильных атомов, индивидуумов, на которые безнравственно дробится род разумных существ, забывая свое настоящее имя -- "сын человеческий", "сын умерших отцов"1. Вот имя и вместе заповедь.
Ибо переживать можно или по малой любви или по великой вере. Интеллигенция, "непомнящие родства", переживают по безнравственности, народ -- по вере в воскресение. Интеллект без веры предается "бесцельному труду" или разочарованному "неделанию"; вера без дел мертва. Знание и вера должны соединиться в одном деле, в деле воскресения, в деле обращения слепой силы природы, рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом и живоносную.
Этим только делом и можно достойно помянуть "новоумерщвленного" старца2.
КОММЕНТАРИИ
Впервые опубликовано: Весы. 1904. No 1. С. 54.
Николай Николаевич Черногубов (1873-1941) -- литературовед, коллекционер, исследователь жизни и творчества А. А. Фета, собравший большую коллекцию его материалов. Позднее -- сотрудник Третьяковской галереи.
Н. Н. Черногубов был знаком с Н. Ф. Федоровым по библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев. Он был в числе тех лиц из окружения Н. Ф. Федорова, которые, как Ю. П. Бартенев, И. М. Ивакин, знали его не только как "идеального библиотекаря", но и как "московского Сократа", как мыслителя. "Первый раз в мире случилось, что человек заговорил серьезным языком о самом серьезном деле", -- так впоследствии характеризовал Черногубов Федорова и его учение (цит. по: Федоров и современность. Вып. 1. С. 17). В 1902 г. H. H. Черногубов выступил с инициативой публикации тома сочинений Федорова в издательстве "Скорпион", исполняя в этом деле посреднические функции (переговоры с издательством, перепечатка рукописей), однако издание не было осуществлено.
Помимо некрологической заметки H. H. Черногубов написал краткие воспоминания о Федорове, печатающиеся в наст. Антологии ниже.
1 Ср. заметку Федорова "Сын, человек и их синтез -- сын человеческий": ""Человек" -- это уже истасканное слово, обозначающее собою такое существо, которое с гордостью оповещает о своих слабостях: "Я -- человек, и ничто человеческое мне не чуждо". <...> гуманизм есть блуждание умственное и нравственное. <...> Для выхода из области блужданий нужно признать себя сынами человеческими вместо человека. В присоединении к "сынам", указывающим на отцов, человеческого заключается не отрицание лишь розни, племенной и народной, а объединение сынов для блага всех отцов" (Федоров. II, 197-198).
2 Федоров любил повторять, что нет умерших, есть только умерщвленные, умерщвленные по нашей розни, слепоте и бездействию.