Впервые полностью опубликованы в кн.: Чернышевский в Сибири. Переписка с родными. СПб., 1913. Т. III. В настоящем издании представлены 9 писем (с некоторыми сокращениями).

В 1876 г. сосланный на поселение в Вилюйск Чернышевский задумал ознакомить своих сыновей с той "системой общих научных понятий", которую он выработал еще в начале 50-х годов и которой остался верен до конца. Основанием этой системы служит материалистическая онтология, дополненная сенсуалистической гносеологией, трактующей познание как отражение объективного мира чувственностью человека. Считая себя специалистом по "нравственным и общественным наукам", Чернышевский особый интерес проявлял к всеобщей истории. Однако, прежде чем познакомить сыновей со своими воззрениями на историю, он решил прокомментировать им "предисловие" к человеческой истории: астрономическое учение П. С. Лапласа, геологическую концепцию Ч. Лайелла и трансформистскую теорию Ж. Б. А. П. Ламарка. Полностью этот замысел Чернышевскому реализовать не удалось. В своих письмах он сосредоточился в основном на учении Лапласа, безоговорочно признав окончательность и абсолютную истинность ньютонианской классической физики. Резкость отзывов Чернышевского о многих крупнейших ученых обусловлена тем, что они, по его мнению, отошли от "здравого смысла" под влиянием кантовского агностицизма и юмовского скептицизма, т. е. глубоко враждебных, на его взгляд, естествознанию философских учений. Несмотря на свой дидактический характер, письма Чернышевского к сыновьям представляют собой важнейший документ его собственно философского творчества. Вместе с тем они представляют собой один из наиболее ярких образцов материалистической философии в России.

1. A. H. и M. H. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 27 апреля 1876 г.

1 Имеется в виду основной труд О. Конта "Cours de philosophie positive" (Paris, 1830--1842. Vol 1-6).

2 О "трех великих эпохах" в развитии человечества, послуживших прообразом контовской периодизации, см.: Сен-Симон Л. де. Собр. соч. М.; Пг., 1923. С. 520.

3 Чернышевский проводит аналогию между критической философией Канта и контовским позитивизмом на том основании, что оба учения строятся на фундаментальной посылке (по-разному обосновываемой) о непознаваемости сущности ("вещей в себе", по Канту) явлений.

4 Эта трактовка отношения критицизма Канта к юмовскому скептицизму ошибочна. Уже начальный пункт кантовской "критики" -- учение о субъективности форм чувственного созерцания, т. е. пространства и времени ("трансцендентальная эстетика"), никак нельзя называть "перифразой" Юма.

5 Для Чернышевского эта социально-политическая версия возникновения кантовского агностицизма достаточно типична. Ср. с. 147 наст. тома.

6 Истинность закона Т. Р. Мальтуса, согласно которому население увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как прирост продуктов питания -- в арифметической, Чернышевский подчеркнул в статье "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь" (1888). Он отметил там "верную мысль" Мальтуса о том, что, "когда люди не сдерживают силой разума силу размножения, они размножаются до такой степени, что количество пищи, какое могут добывать они, становится недостаточным для удовлетворительного пропитания всех их" (с. 508 наст. тома). Конкретную форму этого "закона" Чернышевский попытался опровергнуть с помощью статистических данных и математических расчетов еще в комментариях к переводу 1-й книги "Оснований политической экономии" Милля (1860). Однако, как это признавал сам Чернышевский в письме сыновьям от 21 апреля 1877 г., его расчет оказался ошибочным (15, 35).

7 Чернышевский имеет в виду следующую книгу: Hellwald F. von. Culturgeschichte in ihrer natürlichen Entwicklung bis zur Gegenwart. Augsburg, 1876--1877, Bd 1--2. (История культуры в ее естественном развитии вплоть до настоящего времени).

3. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 15 сентября 1876 г.

1 Ср. с. 255 наст. тома.

2 Smith Л. An Inquiry in to the nature and causes of the Wealth of Nations. London, 1776 (Исследование о природе и причинах богатства народов).

4. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 11 апреля 1877 г.

Преемственная связь Спинозы и Фейербаха, идущая от Аристотеля (см. с. 228 наст. тома), образует, согласно Чернышевскому, линию прогрессивного развития мировой философии.

2 "Лекции о сущности религии" (нем.). Об индивидуальной воле как основном "мотиве" человеческой деятельности см.: Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. М., 1955. Т. II. С. 880-894.

3 Войны Рима с эпирским царем Пирром длились с 280 по 275 г. до н. э.; Карфаген и Коринф были разрушены в 146 г. до н. э.

4 Так в тексте.

5 См.: Тацит Корнелий. Соч.: В 2 т. Л., 1969. Т. 1. С. 220.

6 В 137 г. до н. э. римская армия осаждала город Нуманцию в провинции Лузитания (на территории современной Испании). Несмотря на численное превосходство, римляне были окружены нумантинцами и вынуждены были капитулировать. Квестор Тиберий Семпроний Гракх сумел заключить с победителями договор, по которому римлянам было гарантировано свободное отступление, но они должны были оставить все лагерное имущество.

7 Маверранегру точнее, Мавераннахр. Название территорий на правом берегу Амударьи, возникшее в VII--VIII вв., в эпоху арабского завоевания, и буквально означающее "то, что за рекой". В дальнейшем так назывались области между Амударьей и Сырдарьей с городами Самарканд, Бухара, Ходжент.

5. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 9 февраля 1878 г.

1 Principes of Geology. London, 1830-1833.

2 См.: Гоголь Н. В. Записки сумасшедшего.

3 См.: Гоголь Н. В. Мертвые души. Т. I. Гл. 11.

6. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. Около 1 марта 1878 г.

Отождествление доброго, разумного и полезного, намеченное Чернышевским еще в дневнике (ср. запись от К) декабря 1848 г.: "...истина и добро решительно одно и то же, два выражения одного и того же, которые никогда не отрываются и не могут быть одно без другого..." -- 7, 192), последовательно проведено в "Антропологическом принципе в философии".

2 См. статью "Характер человеческого знания" в наст. томе, с. 484--502.

3 Фихте действительно исходил в своих построениях из философии Канта и даже полагал, что его система есть лишь завершение кантовской. Однако сам Кант отрицал это (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 625).

7. А. Н. и M. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 1 марта 1878 г.

1 Ср. с. 176 наст. тома.

2 Laplace P. S. Traité de mécanique céleste... Paris, 1798--1825. V. 1-5.

3 Laplace P. S. de. Exposition du systиme du monde. Paris, 1796. T. 1--2 (Изложение системы мира).-- 421.

4 Хотя в "Очерках гоголевского периода..." и экономических работах 50-х гг., а также в предисловии к 3-му изданию "Эстетических отношений искусства к действительности" встречается упоминание гегелевской "диалектики", есть основания полагать, что во всех этих случаях, как и в письмах из Сибири, Чернышевский подразумевает под "диалектикой" аналитику смысла и искусство доказательства с помощью правильного построения силлогизмов.

5 Эта характеристика, верная в отношении Беркли и отчасти Юма, принципиально не верна в отношении Канта. Последний "естествознание" -- математику и физику -- чтил достаточно высоко, полагая, что именно они первыми встали "на столбовую дорогу науки" (Кант И. Соч. Т. 3. С. 84--85). Произведений самого Канта Чернышевский в молодости, по-видимому, не читал, ограничившись изложением кантовской философии К. Л. Мишле. Какую именно книгу Мишле читал Чернышевский, не совсем ясно. В дневнике от 13 октября 1848 г. есть запись: "Взял Michelet Geschichte der n. Systeme der Philosopie..." Однако книги с таким названием у Мишле нет, и Чернышевский, очевидно, подразумевает книгу "Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel" (Berlin, 1837--1838) (История новейших систем философии в Германии от Канта до Гегеля).

На восприятии Канта Чернышевским сказалось то, что понимание кантовского критицизма давалось ему с большим трудом. 15 октября он начинает читать "подробный разбор Канта" и записывает: "У Мишле многого не понимаю". На следующий день аналогичная запись: "У Мишле многое кажется непонятным". 20 октября: "...Мишле -- все еще о Канте". И лишь 22-го: "дочитал Канта" -- без всяких комментариев. Это последнее обстоятельство весьма характерно. Обычно Чернышевский записывал свои впечатления о прочитанном (1, 147; 149; 150; 152).

8. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 8 марта 1878 г.

1 Имеется в виду работа Н. И. Лобачевского "О началах геометрии" (Казанский вестник. 1829. Ч. 25, 27; 1830. Ч. 28).

2 Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Шепот" робкое дыханье...".

3 Источник не установлен.

4 "Общие изыскания о кривых поверхностях" (1827) см. в кн.: Гаусс К. Ф. Об основаниях геометрии. Казань, 1895.

5 Из Афин в Коринф многоколонный

Юный гость приходит, незнаком.

(Пер. А. К. Толстого).

9. А. Н. и М. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИМ. 6 апреля 1878 г.

1 В 1888 г. у Чернышевского возник замысел русского издания "Словаря" Брокгауза, который он оставил, узнав об аналогичном намерении А. С. Суворина.

2 В 1861 г. Г. Р. Кирхгоф установил с помощью спектрального анализа присутствие в хромосфере Солнца ряда элементов, положив тем самым начало астрофизике..

3 Ср.: "Просвещение -- это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого... имей мужество пользоваться собственным умом! -- таков, следовательно, девиз Просвещения" (Кант И. Соч. М., 1966. Т. 6. С. 27).

Гносеологию Платона Чернышевский излагает некорректно. Именно Платон в полемике с софистами отстаивал тезис об объективности человеческого познания, которое он трактовал как акт воспоминания, осуществляемый человеческой душой, некогда пребывавшей в мире вечных и неподвижных эйдосов -- прообразов всех вещей (Менон 81--86; Федон 72 е -- 76 с). Характеристика Сократа как врага афинской демократии и "врага научной истины" совершенно произвольна. Чернышевский просто не узнал в нем своего единомышленника, ибо именно Сократ одним из первых отождествил "благо" и "истину".

5 Ср.: "Я не могу, следовательно, даже допустить существование бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания... Поэтому мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере..." (Кант И. Соч. Т. 3. С. 95).