Разрешение национального вопроса в СССР в духе социалистического интернационализма и создание могучего многонационального государства на базе нерушимой дружбы народов СССР стали возможными благодаря руководству большевистской, последовательно интернационалистической партии. Товарищ Сталин учит:
«Последовательный и до конца революционный интернационализм большевиков является образцом пролетарского интернационализма для рабочих всех стран» [185].
Ленин и Сталин строили большевистскую партию как партию нового типа, руководствуясь принципом интернационального сплочения рабочих, решительно борясь с националистическими установками бундовцев и других «федералистов», требовавших размежевания членов пролетарской партии по национальному признаку, размежевания профессиональных союзов и других классовых организаций по национальному признаку.
Разоблачая «федерализм» и национализм «австро-марксистов», бундовцев и других оппортунистов, товарищ Сталин писал в работе «Марксизм и национальный вопрос»:
«Мы знаем, к чему приводит межевание рабочих по национальностям. Распадение единой рабочей партии, разбивка союзов по национальностям, обострение национальных трений, национальное штрейкбрехерство, полная деморализация в рядах социал-демократии‚ — таковы результаты организационного федерализма. История социал-демократии в Австрии и деятельность Бунда в России красноречиво свидетельствуют об этом. Единственное средство против этого — организация на началах интернациональности. Сплочение на местах рабочих всех национальностей России в единые и целостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию — такова задача» [186].
Оппортунистическая теория культурно-национальной автономии и неразрывно связанный с нею организационный федерализм в партийном строительстве были разгромлены Лениным и Сталиным. Ленин и Сталин построили большевистскую партию, руководствуясь принципами интернационализма. Ленин и Сталин неустанно воспитывали партию, рабочий класс и всех трудящихся в духе социалистического интернационализма, что и позволило большевистской партии успешно разрешить национальный вопрос в СССР.
Ленин и Сталин вооружили большевистскую партию научной теорией по национальному вопросу, разработали и обосновали большевистскую программу по национальному вопросу. Непреходящее значение для трудящихся всех стран имеют труды В. И. Ленина «О праве наций на самоопределение», «Критические заметки по национальному вопросу» и другие, труды И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», «Национальный вопрос и ленинизм» и другие. Руководствуясь учением Ленина — Сталина, партия большевиков добилась победы рабочего класса и, став правящей партией, оказалась способной создать многонациональное Советское социалистическое государство и возглавить новые, интернационалистические, социалистические нации.
Нелегко было коммунистической партии и рабочему классу нашей страны преодолеть то тяжёлое наследство, которое они получили от буржуазно-помещичьего строя в области национальных взаимоотношений. Политика национального угнетения, веками проводившаяся царским правительством, привела к укреплению фактического неравенства национальностей, неравенства их в хозяйственном и культурном отношениях. Культивируя на окраинах страны патриархально-феодальный и кулацко-капиталистический гнёт, осуществляя колонизаторскую политику и оттесняя местное население в худшие районы, сокращая или совсем упраздняя местные школы, театры, библиотеки и другие просветительные учреждения, для того чтобы держать массы в темноте, подавляя и пресекая всякую инициативу лучших людей местных национальностей и убивая всякую активность народных масс окраин, царизм породил среди угнетённых национальностей недоверие, переходившее иногда во враждебное отношение ко всему русскому.
«Чтобы упрочить союз между центральной Россией и окраинами»,
нужно было, говорил товарищ Сталин,
«ликвидировать это недоверие, …создать атмосферу взаимного понимания и братского доверия» [187].
Нужно было также преодолеть и полностью ликвидировать националистические и шовинистические настроения, культивировавшиеся в прошлом помещиками и капиталистами и сохранявшиеся и после революции. Нужно было разоблачить и разгромить националистические течения, особенно оживившиеся в годы нэп в связи с оживлением деятельности капиталистических элементов. Национализм выражал стремления и интересы новой буржуазии, оказывал влияние на отдельные слои трудящихся, просачивался в партийный и государственный аппарат. Товарищ Сталин учит:
«Уклон к национализму есть приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. Уклон к национализму отражает попытки „своей“, „национальной“ буржуазии подорвать Советский строй и восстановить капитализм» [188].
Националисты, как и все правые и «левые» оппортунисты, были реставраторами капитализма. Борьба коммунистических партий с различного рода антипартийными течениями и группировками была неразрывно связана с борьбой против буржуазного национализма. Вот почему товарищ Сталин на XVI съезде партии говорил, что картина борьбы партии на два фронта будет неполной без анализа её борьбы с разновидностями национализма. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» товарищ Сталин блестяще показал, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капитулянтов партия не может сохранить единство и дисциплинированность своих рядов, не может выполнить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, роль строителя нового, социалистического общества.
«История развития внутренней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии — „экономистов“, меньшевиков, троцкистов, бухаринцев, национал-уклонистов… Не разбив „экономистов“ и меньшевиков, мы не смогли бы построить партию и повести рабочий класс на пролетарскую революцию. Не разбив троцкистов и бухаринцев, мы не смогли бы подготовить условия, необходимые для построения социализма. Не разбив национал-уклонистов всех и всяких мастей, мы не смогли бы воспитать народ в духе интернационализма, не смогли бы отстоять знамя великой дружбы народов СССР, не смогли бы построить Союз Советских Социалистических Республик» [189].
Национализм в переходный от капитализма к социализму период проявлялся в СССР в двух основных формах: в форме великорусского шовинизма и в форме местного национализма. Великорусские шовинисты не хотели считаться с национальными различиями языка, культуры и быта. Они стремились подорвать принцип равноправия народов, выступая против политики коммунистической партии, рассчитанной на расцвет социалистических наций и национальных по форме, социалистических по содержанию культур. Они стремились развенчать политику партии по национализации прессы, школы, аппарата государственных и общественных организаций. Великодержавные шовинисты добивались фактической ликвидации национальных республик.
Великодержавный шовинизм выражал стремление эксплуататорских классов ранее господствовавшей нации вернуть свои утраченные привилегии. Опасность великорусского шовинизма состояла в том, что он был рассчитан на подрыв доверия народов СССР к русскому народу, на подрыв дружбы народов СССР, на ослабление Советского Союза, на подготовку условий для расчленения Советского Союза в случае военной интервенции, на порабощение народов СССР империалистами и реставрацию капиталистических порядков в СССР.
Местные националисты (украинские, грузинские и т. п.) затушёвывали классовые противоречия внутри своей нации, стремились обособить свой народ от других народов СССР и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы. Они усиленно раздували всё, что отличает национальности СССР друг от друга, и не хотели видеть и замечать того, что соединяет и сближает трудящихся всех наций Советского Союза. Под предлогом борьбы с великорусским шовинизмом они старались навязать народам Советского Союза политику отхода от социалистического строительства. Местный национализм отражал стремление эксплуататорских классов ранее угнетённых наций обособиться в своё национальное государство, использовать империалистическую интервенцию и установить своё классовое государство, восстановить эксплуатацию.
Из сказанного следует, что при различии конкретных требований и при некотором различии методов великодержавные шовинисты и местные националисты выражали интересы одного и того же класса — буржуазии, являлись слугами одного хозяина — международного империализма и имели по существу одну программу — программу реставрации капитализма.
Великодержавный шовинизм и местный национализм находили себе отражение и в большевистской партии в виде уклонов к великорусскому шовинизму и к местному национализму. Опасность этих уклонов, как указывает товарищ Сталин, состояла в том, что они культивировали буржуазный национализм, ослабляли единство народов СССР, играли наруку империалистическим интервенционистам.
В течение ряда лет после Октябрьской революции великодержавный шовинизм в силу целого ряда обстоятельств (историческая традиция, наступательный характер, отсутствие местных национальных кадров и использование в аппарате людей, не знающих национальных особенностей, и т. п.) представлял собой главную опасность. Товарищ Сталин отмечал на XII съезде партии в 1923 г., что шовинизм великорусский, по сравнению с местным, составляет в общей системе национального вопроса три четверти целого. Но при этом товарищ Сталин всегда отмечал необходимость решительной борьбы с обоими уклонами от политики большевистской партии в национальном вопросе — с уклоном к великодержавному шовинизму и с уклоном к местному национализму. Борьба с национал-уклонистами была непременным условием осуществления ленинско-сталинской национальной политики и воспитания народов в духе взаимного доверия, дружбы и сотрудничества, в духе интернационализма.
К концу переходного от капитализма к социализму периода, когда в СССР развернулось по всему фронту наступление на капиталистические элементы и база для реставрации капитализма внутри страны была подорвана, а затем ликвидирована, все враги партии, от троцкистов и бухаринцев до буржуазных националистов, объединились на общей антинародной, изменнической платформе расчленения страны и порабощения народов Советского Союза американо-английскими и германо-японскими империалистами, на платформе реставрации капитализма с помощью иностранной вооружённой интервенции.
В этих условиях по-новому встал вопрос о главной опасности в борьбе с национал-уклонистами. В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) товарищ Сталин говорил:
«Спорят о том, какой уклон представляет главную опасность, уклон к великорусскому национализму или уклон к местному национализму? При современных условиях это — формальный и поэтому пустой спор. Глупо было бы давать пригодный для всех времён и условий готовый рецепт о главной и неглавной опасности. Таких рецептов нет вообще в природе. Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности. На Украине ещё совсем недавно уклон к украинскому национализму не представлял главной опасности, но когда перестали с ним бороться и дали ему разрастись до того, что он сомкнулся с интервенционистами, этот уклон стал главной опасностью. Вопрос о главной опасности в области национального вопроса решается не пустопорожними формальными спорами, а марксистским анализом положения дел в данный момент и изучением тех ошибок, которые допущены в этой области» [190].
Большевистская партия до конца разгромила все национал-уклонистские группировки, скатившиеся в конечном счёте к фашизму и превратившиеся в банду шпионов, вредителей, диверсантов, убийц, в агентуру буржуазных разведок.
Но разгром националистических группировок, ликвидация национального недоверия между народами не означает того, что в СССР полностью преодолены все остатки националистических предрассудков. Такие предрассудки у отдельных граждан, к сожалению, ещё имеют место.
Чем объяснить, что, уничтожив коренные причины, порождающие националистические предрассудки, ликвидировав эксплуататорские классы, уничтожив не только правовое, но и фактическое неравенство наций, создав новые, социалистические нации, советский народ ещё не ликвидировал полностью остатков националистических предрассудков у отдельных членов общества? Объясняется это живучестью пережитков капитализма в сознании людей. Как учит товарищ Сталин, сознание людей в его развитии отстаёт от экономического положения людей; кроме того, отживающие формы сознания, пережитки капитализма в сознании людей питаются и поддерживаются капиталистическим окружением.
Из всех пережитков капитализма в сознании людей особенно живучими являются националистические предрассудки. Товарищ Сталин на XVII съезде партии говорил:
«Следует заметить, что пережитки капитализма в сознании людей гораздо более живучи в области национального вопроса, чем в любой другой области. Они более живучи, так как имеют возможность хорошо маскироваться в национальном костюме» [191].
Пережитки национализма особенно живучими оказались в кругах интеллигенции, которая наряду с лучшими традициями старой интеллигенции восприняла некоторые её предрассудки. До сих пор в исторической науке, литературе и искусстве, в философии встречаются проявления националистических воззрений — то в виде идеализации феодальных ханов, то в виде идеализации и восхваления инспирированного англичанами и турками движения (движение Шамиля), то в других формах.
Борьба с рецидивами националистических воззрений и по сие время составляет важнейшую задачу борьбы с пережитками капитализма в сознании людей. Нельзя при этом упускать из виду то, что народы некоторых республик (в частности Литвы, Латвии, Эстонии) вошли в СССР позднее других, причём до советского режима они пережили длительный период фашистской диктатуры, когда буржуазия всячески разжигала национализм среди населения. Необходимо учитывать также, что в советских районах, временно подвергавшихся немецко-фашистской оккупации, гитлеровские империалисты стремились насадить зоологический шовинизм и национализм.
Всё это говорит о необходимости бдительности и непримиримости советских людей к малейшим отступлениям от идеологии дружбы и братства народов, от социалистического интернационализма.
Как свидетельствует история большевистской партии и особенно история партии в послеоктябрьский период, разрыв с интернационализмом проявляется и в форме буржуазного космополитизма.
Проявления космополитизма в СССР — один из наиболее уродливых пережитков капитализма. Основой этого пережитка является барски-пренебрежительное отношение к народу, заимствованное отдельными отсталыми представителями советской интеллигенции от буржуазно-дворянской интеллигенции и эксплуататорских классов царской России. Российские помещики и капиталисты, враждебно относившиеся к народу, не верили в его творческие силы и не допускали возможности, чтобы Россия собственными силами выбралась из отсталости, на которую её обрекал царизм. Разрыв эксплуататоров с народом и сопряжённое с этим разрывом раболепие перед культурой более развитых капиталистических стран доходили до того, что господствующие классы не желали говорить на родном языке, стыдились его. Такое пренебрежительное отношение к народу, к русской национальной культуре, пресмыкательство перед буржуазной культурой Запада передавалось и части дореволюционной интеллигенции, которой дворянство и буржуазия вбивали в голову сознание неполноценности народа, убеждение, что русские всегда должны играть роль учеников у западноевропейских «учителей». Тем более не считались господствующие классы с наукой и культурой других национальностей царской России.
Разумеется, и при царизме лучшие представители русской интеллигенции, любившие свой народ и всей своей деятельностью служившие народу, всем своим творчеством выражавшие чаяния народных масс, отстаивали честь русского народа, развивали русскую национальную культуру и настойчиво боролись с угодничеством и низкопоклонством перед иностранщиной. От Ломоносова и Лобачевского до Павлова и Мичурина, от Фонвизина, Крылова и Грибоедова до Максима Горького — все лучшие умы дореволюционной России вели борьбу с угодничеством и низкопоклонством перед заграницей. Однако в широких кругах старой, буржуазной интеллигенции в течение ряда поколений культивировалось раболепное отношение к иностранщине, которое, как отвратительный пережиток прошлого, засоряет ещё и сегодня умы отдельных интеллигентов, оторвавшихся от народа, лишённых чувства любви к своему народу и к своей Родине. Этот буржуазный пережиток агенты англо-американского империализма стремятся использовать для разложения наименее устойчивых советских граждан, для того чтобы толкать их на путь измены своему народу.
Буржуазия капиталистических стран и её верные лакеи — правые социалисты в паническом страхе перед своими народами возлагают упования на объединение всех реакционных сил под эгидой американского империализма. Космополитизм, являющийся в действительности оборотной стороной буржуазного национализма и прежде всего национализма и расизма буржуазии англо-саксонских стран, стал знаменем империалистического и антидемократического лагеря, руководимого реакционными кругами США и Англии, идеологическим обоснованием агрессивного Северо-атлантического блока.
Космополитизм — воинствующая идеология американского империализма. Болтовнёй об «архаичности» национальных границ и государственного суверенитета империалисты США стремятся подорвать волю народов к сопротивлению экспансии американском империализма‚ претендующего на мировое господство, нагло попирающего национальную независимость и государственным суверенитет народов. Идеология космополитизма выступает как средство идейного разоружения народов, отстаивающих свою независимость от посягательства со стороны американского империализма, как отравленное оружие, направленное против СССР и стран народной демократии, против независимости всех народов.
Болтовнёй об «общечеловеческом» характере культуры безродные космополиты в СССР пытались смазать противоположность двух систем — социалистической и капиталистической, подорвать уверенность в превосходстве социалистической системы над капиталистической, подорвать веру в неминуемое торжество коммунизма, морально-политически разоружить советских людей.
Вот почему с таким возмущением и презрением относятся советские люди к космополитам и ко всем проявлениям космополитизма.
Безродные космополиты, антипатриоты, порвавшие с народом, — это жалкие отщепенцы, небольшая презренная группа людей. Эти люди представляют опасность не своей численностью, а реакционностью своих воззрений, тем, что они объективно помогают империалистам протаскивать в страну социализма реакционную, буржуазную идеологию, опираясь на живучесть пережитков капитализма в сознании людей.
Задача работников идеологического фронта не исчерпывается выявлением носителей космополитических воззрений. Это, конечно, необходимая часть дела, но основное заключается в том, чтобы всесторонне критиковать и разоблачать космополитические воззрения, вскрывать их антинаучный и антинародный характер, вооружать интеллигенцию знанием марксизма-ленинизма.
Задача состоит и в том, чтобы борьбу с проявлениями космополитизма в СССР сочетать с борьбой со всеми другими пережитками реакционной, буржуазной идеологии в сознании людей и с развёрнутым наступлением на позиции империалистической идеологии на международной арене, с неустанным выявлением преимуществ советской социалистической системы хозяйства и советской социалистической культуры перед капиталистическим строем и растленной буржуазной культурой. Только такой подход обеспечивает успех борьбы с космополитизмом и воспитание народа в духе советского патриотизма.
Победа социализма в СССР привела к тому, что социализм прочно вошёл в быт советских людей. В соответствии с этим у советского народа сложились новые моральные черты. Советский патриотизм стал фактором, определяющим сознательное участие советского человека в больших и малых делах социалистического строительства, повседневным стимулом его трудовых усилий, движущей силой, поднимающей миллионные массы советского народа на борьбу за коммунизм. Советский патриотизм является неиссякаемым источником героизма трудящихся нашей страны, превращает героизм в повседневное, массовое, всенародное явление и обусловливает выдающиеся успехи социалистического строительства.
Гигантской работой по воспитанию советского патриотизма, пролетарского интернационализма, по коммунистическому воспитанию тружеников советского общества руководит большевистская партия. Воспитание коммунистического сознания осуществляется в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей.
Большевистская партия учит трудящихся смело выявлять пережитки старого, учит выносить поступки людей, вызванные этими пережитками, на суд советского общественного мнения, учит трудящихся полностью использовать острое оружие критики и самокритики для преодоления пережитков. Ярким примером того, как партия руководит борьбой с пережитками капитализма в сознании людей, с проявлениями низкопоклонства перед буржуазной культурой, с аполитичностью и буржуазным объективизмом, являются решения Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам: о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, о кинофильме «Большая жизнь», об опере Мурадели «Великая дружба», а также дискуссии, проведённые по инициативе ЦК ВКП(б), по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» и выступление А. А. Жданова на этой дискуссии, августовская сессия ВАСХНИЛ в 1948 г. и доклад на этой сессии академика Т. Д. Лысенко, одобренный ЦК ВКП(б), редакционная статья в газете «Правда» в январе 1949 г. об антипатриотической группе театральных критиков, дискуссии по вопросам языкознания и физиологии и выступление товарища Сталина по вопросам языкознания.
Партия Ленина — Сталина показывает, что русское искусство и литература, развивая демократические традиции национальной русской культуры, приобрели мировое значение. А. А. Жданов, говоря о путях развития музыки, подчёркивал:
«Интернационализм в искусстве рождается не на основе умаления и обеднения национального искусства. Наоборот, интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает потерять руководящую линию, потерять своё лицо, стать безродными космополитами… Нельзя быть интернационалистом в музыке, как и во всём, не будучи подлинным патриотом своей Родины» [192].
Партия большевиков показывает, что космополитизм есть отвратительный пережиток барски-пренебрежительного отношения к народу, которое было характерно для эксплуататорских классов царской России, боявшихся своего народа, презиравших его и раболепствовавших перед иностранщиной. За этот пережиток в сознании отдельных людей с особым рвением пытаются ухватиться агенты империализма, стремящиеся ослабить советский патриотизм.
Партия Ленина — Сталина подняла советский народ, советскую интеллигенцию на беспощадную борьбу с проявлениями буржуазного космополитизма среди отдельных советских людей. Партия воспитывает у трудящихся благородное чувство советской национальной гордости. Она учит, что быть советским патриотом — это и значит быть подлинным интернационалистом, непримиримо бороться со всеми проявлениями национализма и космополитизма.
Так направляет большевистская партия деятельность Советского государства на осуществление ленинско-сталинской национальной политики, повседневно и неустанно воспитывает все народы СССР в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма.
Громадная работа, проделанная коммунистической партией по разгрому буржуазно-националистических течений, по выкорчёвыванию националистических предрассудков и по воспитанию масс в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, своим результатом имеет упрочение дружбы народов Советского Союза, а соответственно — упрочение Советского многонационального государства. Во всех советских национальных республиках сложились своя государственность, своя интеллигенция, свои кадры, знающие язык и национальные особенности республики и способные в силу этого обеспечить максимальную близость советского государственного аппарата к массам и вовлечение масс в управление государством.
Победа социализма и расцвет социалистического демократизма обусловили невиданный рост политической активности масс и сплочение их вокруг партии и Советского государства, привели к перерастанию союза рабочего класса с крестьянством в морально-политическое единство всего советского общества, упрочили дружбу социалистических наций Советской страны. На этой основе непрерывно упрочивается Советское социалистическое государство, растёт его могущество. Опыт мирного коммунистического строительства, как и опыт войны, показал, что Советское социалистическое многонациональное государство непобедимо.