После второй мировой войны произошли коренные изменения в международной обстановке, привёдшие к изменению соотношения сил между двумя системами в пользу социализма. Ослабление капиталистической системы хозяйства шло по нескольким линиям.
Во-первых, в результате второй мировой войны две мощные и наиболее агрессивные империалистические страны — гитлеровская Германия и Япония — были разгромлены. На эти страны реакционные империалистические элементы во всём мире, и прежде всего в США, Англии и Франции, возлагали особые надежды, как на силу, способную, по их расчётам, разгромить или по крайней мере ослабить СССР. Советский Союз и свободолюбивые народы мира сорвали план международной реакции. В результате победы Советского Союза эти силы международной реакции были разбиты. После войны Япония и Западная Германия попали в тяжёлое положение: вся хозяйственная и политическая жизнь этих стран скована режимом американской оккупации.
Во-вторых, Франция и Италия, крупнейшие империалистические страны, в результате второй мировой войны были ослаблены, вышиблены из числа великих держав и низведены на положение капиталистических стран второго ранга. Были значительно подорваны позиции Англии, которая во всех областях оказалась вынужденной уступить пальму первенства хищному империализму США; по отношению к США Англия стала играть роль младшего партнёра. Все капиталистические страны в той или иной степени попали в кабальную зависимость от США.
Разумеется, ни буржуазия Западной Германии и Японии, ни буржуазия Франции, Италии, а тем более Англии не примирится с кабальной зависимостью от американского империализма, что, несомненно, приведёт к новому обострению империалистических противоречий. Но всё это не отменяет факта серьёзного ослабления мировых империалистических сил, а лишь подтверждает его.
В-третьих, в результате исторических побед Советской Армии, привёдших к разгрому фашизма и дальнейшему развитию антифашистского движения, произошло отпадение от империалистической системы ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Народы этих стран, руководимые коммунистическими и рабочими партиями, взяли свою судьбу в свои руки. В этих странах утвердился режим народной демократии, основанный на блоке трудящихся классов при гегемонии рабочего класса и осуществляющий в настоящее время функции диктатуры пролетариата.
В-четвёртых, произошло ослабление позиций империализма также на «внутреннем» (пролетарском) и «внешнем» (колониальном) «тыловом» фронте. Расширилось рабочее движение, выросли подлинно рабочие организации, выросли численно и укрепили свои связи с массами коммунистические партии. Значительно ослаблены позиции правых социалистов — агентуры капитала в рабочем движении. В колониях и зависимых странах развернулось мощное освободительное движение, поставившее под угрозу тылы империализма (Индонезия, Бирма, Малайя и др.). В Китае, Корее и Вьетнаме национально-освободительное движение увенчалось созданием народных демократических республик.
Наконец, в-пятых, на новой основе происходит усиление противоречий и конфликтов между капиталистическими странами и прежде всего между США и Англией. Буржуазия Англии предпринимает отчаянные попытки ослабить свою зависимость от США и укрепить своё влияние в доминионах, Юго-Восточной Азии, на Арабском Востоке и в других районах, откуда она вытесняется американским капиталом.
В то же время невиданно выросли силы социализма. Из второй мировой войны Советский Союз вышел ещё более сильным. Социалистическое государство и Советская Армия, продемонстрировавшие свою несокрушимую мощь, ещё более окрепли. Советский народ ещё более сплотился вокруг большевистской партии и в короткие сроки не только восстановил промышленность и сельское хозяйство в районах, разрушенных фашистами, но и развернул грандиозное новое строительство. За послевоенную пятилетку 1946–1950 гг. введено в строй свыше 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Невиданно вырос международный авторитет Советского Союза как верного поборника мира, демократии и социализма. Вокруг Советского Союза объединились страны народной демократии.
В результате всех этих коренных изменений, происшедших в международной обстановке, сложилась новая расстановка сил, оформились два международных лагеря.
Лагерь империалистический, антидемократический, ведущей силой которого являются США, ставшие центром империализма и реакции, основной своей целью ставит подготовку новой империалистической войны для разгрома демократии и социализма и для установления мирового господства американского империализма. Поражение Японии и гитлеровской Германии, претендовавших на мировое господство, ослабление позиций британского империализма, Франции, Италии и т. д. американский империализм, разжиревший на войне, использует для усиления своей борьбы за мировое господство, для ущемления позиций других буржуазных стран, что служит одним из источников непрочности империалистического лагеря.
Наряду с империалистическим лагерем сложился антиимпериалистический, демократический лагерь во главе с Советским Союзом. Основной целью демократического лагеря является борьба за прочный демократический мир между народами, против поджигателей войны, за укрепление демократии, против реакции и фашизма, за свободу и независимость народов, против империалистического гнёта, за социализм. Взаимное уважение, равенство, сотрудничество и взаимопомощь определяют сплочённость и нерушимое единство демократического лагеря.
Двум лагерям в международной жизни соответствуют две политики в международных отношениях. Претенденты на мировое господство не хотят руководствоваться установкой на международное сотрудничество и мирное соревнование двух систем. В качестве дымовой завесы для своей агрессивной политики империалисты развивают теорию «невозможности» мирного сосуществования двух систем.
В действительности, разумеется, речь идёт не о «невозможности» мирного сотрудничества, а о нежелании поджигателей войны придерживаться политики международного сотрудничества. Их установка — на диктат Соединённых Штатов Америки, стремящихся к мировому господству. Их установка — на войну против СССР и стран народной демократии, являющихся главным препятствием для осуществления их экспансионистских планов.
Советский Союз, стоящий во главе демократического лагеря, исходит из указаний Ленина и Сталина о возможности длительного сосуществования двух систем и их соревнования. Демократический лагерь исходит из того, что в мирном соревновании двух систем кровно заинтересованы все народы мира. Только немногочисленные антинародные группы империалистов жаждут войны. Война нужна им для извлечения прибылей и для завоевания мирового господства. Но эти группы могут быть и должны быть изолированы и парализованы волей и действиями народных масс. Преступные планы вынашиваемой и подготовляемой ими новой войны могут и должны быть сорваны активными действиями народных масс.
«Борьба двух противоположных лагерей — империалистического и антиимпериалистического — происходит в обстановке дальнейшего обострения общего кризиса капитализма, ослабления сил капитализма и укрепления сил социализма и демократии»,
— сказано в Декларации совещания некоторых коммунистических партий, происходившего в 1947 г.
Эта борьба всё более обостряется. Империалистический лагерь, руководимый правящими кругами США, сейчас открыто проводит политику агрессии, политику развязывания новой мировой войны. Совещание Информационного бюро коммунистических партий, состоявшееся в Венгрии в ноябре 1950 г., констатировало, что англо-американские империалисты стали на путь заговора против мира и безопасности народов.
Подготовку к развязыванию новой войны империалистический лагерь ведёт по всем линиям. Экономическая подготовка войны состоит в том, что империалисты переводят хозяйство капиталистических стран, особенно промышленность, на рельсы военной экономики. Особенно далеко милитаризация промышленности зашла в США. Пресловутый «план Маршалла» явился средством подчинения экономики европейских стран интересам и контролю США, военным планам американского империализма. Подготовку новой войны империалистический лагерь проводит и по линии политической, развёртывая бешеное наступление против рабочего класса и его авангарда — коммунистических партий, ликвидируя остатки демократических свобод, громя демократические организации в капиталистических странах, поддерживая все отжившие реакционные режимы — от фашистского режима Франко до режима марионеточных групп Чан Кай-ши на оккупированном американцами китайском острове Тайван и Ли Сын Мана в оккупированной американцами Южной Корее.
Подготовку новой войны империалистический лагерь — и прежде всего правящие круги США и Англии — ведёт и по линии военно-политической и стратегической. Созданы агрессивный Западный и Северо-атлантический блоки, организован объединённый штаб и командование объединённой армии этого блока. Американо-английские империалисты прилагают усилия к тому, чтобы дополнить Северо-атлантический союз Средиземноморским, Ближневосточным и Дальневосточным союзами — ответвлениями Северо-атлантического блока. Модернизируется и унифицируется вооружение участников Северо-атлантического пакта. Правительства капиталистических стран под нажимом США ассигнуют огромные средства на увеличение производства вооружения, на расширение армии и флота. Сами США в 1951/52 г. ассигнуют на вооружение более 80% своего бюджета. В конце 1951 г. военная продукция в США находилась на уровне 2 млрд. долл. в месяц, т. е. была в три раза больше, чем в 1950 г. По заявлению Вильсона, в 1953 г. месячная стоимость военной продукции будет составлять примерно 4 млрд. долл. Во всём мире укрепляются военно-морские и авиационные базы США и создаются плацдармы, направленные против СССР и стран народной демократии.
Американо-английская военная разведка развернула повсеместно свою подрывную работу.
Идеологическую подготовку новой мировой войны империалистический лагерь ведёт через реакционную прессу, радио и другие средства пропаганды, внедряя в сознание народов реакционную идею неизбежности и целесообразности войны, ведя клеветническую кампанию против СССР и стран народной демократии, против коммунистических партий, против всех прогрессивных и демократических организаций, в частности против сторонников мира. Чтобы ослабить сопротивление народов американской агрессии, ведётся пропаганда реакционных идей космополитизма, представляющих собой выражение национализма и расизма буржуазии англо-саксонских стран, идеологии американского империализма.
В подготовке и развязывании новой войны особенно гнусную роль играют титовские наймиты американо-английского империализма, продавшие Югославию американскому империализму и установившие в стране фашистско-гестаповский режим. В предательстве рабочего класса от титовской клики не отстают и правые социалисты всех стран и всех мастей — лейбористы типа Эттли и Моррисона в Англии, «социалисты» типа Ги Молле и Жюля Мока во Франции, Сарагата в Италии, Шумахера в Западной Германии.
В настоящее время поджигатели войны от подготовки войны всё более нагло и цинично переходят к развязыванию войны. Ярким примером этого служит интервенция американского империализма против корейского народа, против Китайской народной республики (оккупация острова Тайван и разоблачённая на VI сессии Организации Объединённых Наций подготовка США военной агрессии против Китая через Бирму).
Рост агрессивности империалистического лагеря и соответственно этому рост военной опасности не означают роста сил империалистического лагеря. Напротив. Произошло дальнейшее изменение соотношения сил в пользу лагеря мира, демократии и социализма. Это-то и выводит из себя заправил империалистического лагеря, и они бешено рвутся к новым авантюрам.
За шесть лет, истёкших после окончания второй мировой войны, произошло дальнейшее обострение всех противоречий империализма. Из системы империализма выпали новые страны, прежде всего Китай, население которого составляет четверть всего человечества, Великая победа китайской революции и образование Китайской народной республики нанесли сокрушительный удар по тылам империализма и по всей системе империализма. В Азии возникли и борются за освобождение своих стран от империалистических агрессоров Корейская народно-демократическая республика и демократическая республика Вьетнам. В лагерь мира и демократии влились, таким образом, новые могучие силы. Растут симпатии к лагерю мира и демократии во всём мире. Расширилось движение сторонников мира во всех странах. Всё большее число тружеников становится в ряды активных борцов за мир.
Ещё более возросла хозяйственная и военная мощь Советского Союза, новых успехов достигла его социалистическая культура. Послевоенная пятилетка перевыполнена в СССР по всем показателям. Огромных успехов в строительстве социализма добились страны народной демократии на востоке Европы.
В. М. Молотов в своём выступлении 10 марта 1950 г. так характеризовал международное положение СССР:
«Во второй мировой войне СССР нанёс жестокое поражение наиболее нетерпеливым из его врагов. Одержав победу в этой войне и получив возможность оказать действенную помощь освободительному движению других народов, Советский Союз вышел, наконец, из положения международной изоляции. Теперь Советский Союз не только вышел из международной изоляции, но и является центром могучего международного демократического лагеря, объединяющего все народно-демократические государства. В самих капиталистических странах мы имеем ныне миллионы активных друзей, которые всё более сплачиваются в рядах широкого демократического, антиимпериалистического движения. В этих новых условиях, и особенно с тех пор, как создался прочный антиимпериалистический союз между советским и китайским народами, между двумя самыми крупными государствами на земном шаре, — лагерь мира, демократии и социализма превратился в величайшую силу. Этот лагерь мира и свободы идёт вперёд по надёжному, проверенному историей пути, и гарантией этому является то, что на его объединяющем знамени начертано великое имя — Сталин» [304].
В условиях углубляющегося общего кризиса капитализма, в условиях нарастания угрозы новой войны и обострения борьбы двух лагерей последовательно борется за мир и осуществляет свою традиционную мирную политику Советское социалистическое государство. Внешняя политика Советского государства рассчитана на обеспечение мирных условий для строительства коммунизма в СССР. Эта политика содействует дальнейшему укреплению сил демократического лагеря, борющегося за мир, демократию и социализм во всём мире.
После второй мировой войны сложился и окреп новый тип внешнеполитических отношений Советского Союза — это его отношения с народно-демократическими государствами в Европе и в Азии. Внешняя политика Советского Союза по отношению к странам народной демократии является политикой тесного сотрудничества и бескорыстной помощи этим странам.
В своей внешней политике Советское социалистическое государство опирается прежде всего на свою непрерывно растущую хозяйственную мощь. Оно оказывает огромную помощь развитию хозяйства и культуры стран народной демократии. В организации этой помощи со стороны Советского государства, а также в организации взаимопомощи всех демократических стран друг другу огромную роль играет Совет экономической взаимопомощи. Развитие хозяйства и культуры в странах народной демократии, так же как и развитие хозяйства и культуры в СССР, означает дальнейшее укрепление сил демократического лагеря, укрепление дела мира.
Советский Союз своей внешней политикой защищает не только свои государственные интересы, но и государственные интересы стран народной демократии от посягательства американо-английского империализма. Правящие круги США и Англии организуют шпионаж и подрывную работу в странах народной демократии, открыто и нагло вмешиваются во внутренние дела этих стран. Особенно нагло и беззастенчиво они пытаются вмешиваться во внутренние дела стран, бывших в прошлом, при фашистском режиме, союзниками гитлеровской Германии. Американо-английские империалисты делают всё возможное и невозможное для того, чтобы спасти остатки фашистских элементов, ответственных за войну на стороне фашистской Германии, в целях использования их для подготовки новой войны против стран народной демократии и СССР.
Грубо извращая статьи мирного договора с Болгарией, Венгрией и Румынией, американо-английские империалисты открыто берут под защиту своих провалившихся и пойманных на месте преступления шпионов и диверсантов в этих странах. Не ограничиваясь методами торговой дискриминации, прямого дипломатического нажима на Болгарию, Венгрию, Румынию, Албанию и угроз по адресу народов этих стран, правящие круги Англии и США в провокационных целях вытаскивали на повестку дня Генеральной ассамблеи ООН и совещания министров иностранных дел вопрос о мнимом нарушении демократических свобод и прав личности в этих странах. Американо-английские империалисты доходят даже до прямого и грубого вмешательства во внутренние дела своих бывших военных союзников — Чехословакии и Польши. Достаточно вспомнить февральские события 1948 г. в Чехословакии или организацию бандитизма на территории Польши.
Потерпев поражение в интервенции, которую американские империалисты осуществляли в Китае, оказывая военную и экономическую поддержку своей марионетке — Чан Кай-ши, американские правящие круги делают отчаянные усилия, чтобы не допустить представителей китайского народа в Организацию Объединённых Наций, пытаются решать интересующие китайский народ вопросы без Китая, вопреки воле китайского народа и в ущерб его интересам.
Советская дипломатия разоблачает манёвры реакционного англо-американского блока в ООН, последовательно и настойчиво защищает принципы невмешательства во внутренние дела народов, отстаивает интересы стран народной демократии и всех народов от посягательства империалистов.
В интересах мира и в целях обуздания агрессоров Советский Союз заключил с европейскими странами народной демократии и с Финляндией договор о союзе и взаимопомощи на случай возрождения агрессии со стороны Германии или другой какой-либо страны, прямо или косвенно объединившейся с Германией. Советский Союз приветствовал образование Германской демократической республики, как поворотный пункт в развитии Европы и важнейшее условие прочного и длительного мира в Европе. В приветствии Генералиссимуса Сталина руководителям Германской демократической республики президенту В. Пику и премьер-министру О. Гротеволю говорилось:
«Образование Германской демократической миролюбивой республики является поворотным пунктом в истории Европы. Не может быть сомнения, что существование миролюбивой демократической Германии наряду с существованием миролюбивого Советского Союза исключает возможность новых войн в Европе, кладёт конец кровопролитиям в Европе и делает невозможным закабаление европейских стран мировыми империалистами» [305].
Советское правительство с уважением относится к правам, свободе и независимости всех народов. Все договоры Советского Союза как с большими, так и с малыми народами заключены на основе равенства, добровольности и взаимности обязательств. Ярким примером этого служит советско-финский договор. В связи с заключением договора с Финляндией в 1948 г. И. В. Сталин говорил:
«Многие не верят, что могут быть равноправными отношения между большой и малой нациями. Но мы, советские люди, считаем, что такие отношения могут и должны быть. Советские люди считают, что каждая нация, — всё равно — большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет её, обогащает её. В этом смысле все нации — и малые, и большие, — находятся в одинаковом положении, и каждая нация равнозначна любой другой нации. Поэтому советские люди считают, что Финляндия, хотя она и является малой страной, выступает в этом договоре как равноправная сторона по отношению к Советскому Союзу» [306].
В этих словах И. В. Сталина выражена политика советского правительства по отношению к малым народам.
Союз и нерушимая дружба связывают два великих народа — советский и китайский. Договор между СССР и Китайской народной республикой закрепляет эту дружбу и служит мощным барьером против возрождения агрессии со стороны японского империализма или другой страны, так или иначе объединившейся с Японией.
Все договоры заключены Советским Союзом на основе Устава Организации Объединённых Наций и соответствуют букве и духу этого Устава. Укрепляя демократический лагерь в целом, договоры Советского Союза с другими странами служат делу мира во всём мире.
* * *
Мирная внешняя политика СССР рассчитана на обуздание агрессоров, на поддержку народов, борющихся за независимость своей родины. Когда голландские империалисты при попустительстве и поддержке англо-американских империалистов напали на Индонезийскую республику, Советский Союз выступил решительно против голландской агрессии, в поддержку и защиту индонезийского народа, подвергшегося нападению захватчиков. Когда французские империалисты по заданию их заокеанского хозяина нарушили договор, заключённый с правительством Хо Ши Мина, и напали на народ Вьетнама, советское правительство выразило своё горячее сочувствие вьетнамскому народу и одно из первых установило нормальные дипломатические отношения с демократической республикой Вьетнам. Когда Соединённые Штаты Америки вторглись в Корею с тем, чтобы превратить её в колонию под видом марионеточного «независимого» государства, управляемого американскими холуями — кликой Ли Сын Мана, Советский Союз возвысил свой голос в защиту корейского народа и осудил агрессию американского империализма. Чувства всех советских людей выразил глава советского правительства, вождь и учитель всех трудящихся И. В. Сталин в ответе на приветствие председателя кабинета министров Корейской народно-демократической республики Ким Ир Сена по случаю второй годовщины установления дипломатических отношений между Корейской народно-демократической республикой и Союзом Советских Социалистических Республик. В ответе И. В. Сталина на имя Ким Ир Сена говорится:
«Желаю корейскому народу, героически защищающему независимость своей страны, успешного завершения его долголетней борьбы за создание единой независимой демократической Кореи» [307].
Советский народ и советское правительство сочувствуют освободительной борьбе всех народов, выступающих против империалистического гнёта, за свою независимость, против ущемления национальных интересов. Советский Союз поддержал народы Сирии и Ливана, когда они потребовали удаления со своей территории англо-французских войск. Советский Союз сочувствует усилиям египетского народа, добивающегося вывода английских войск с территории Египта, усилиям иранского народа освободиться от гнёта английского империализма. Советский Союз поддерживает народ Ливии в его стремлении создать независимое государство. Советский народ и Советское государство сочувствуют освободительному движению за независимость и демократические свободы в Бирме, Малайе и во всех странах земного шара, находящихся под гнётом империализма.
Исходя из ленинско-сталинского принципа возможности длительного мирного сосуществования двух систем и учитывая, что эта возможность может быть превращена в действительность лишь при условии уважения к общественному и государственному строю, избранному народом, при невмешательстве других государств во внутренние дела народов, советское правительство последовательно отстаивает и защищает принцип невмешательства во внутренние дела других народов. И. В. Сталин говорил:
«Каждый народ держится той системы, которой он хочет и может держаться. Какая система лучше — покажет история. Надо уважать системы, которые избраны и одобрены народом. Плоха ли или хороша система в США — это дело американского народа. Для сотрудничества не требуется, чтобы народы имели одинаковую систему. Нужно уважать системы, одобренные народом. Только при этом условии возможно сотрудничество» [308].
В ответе на Открытое письмо г. Уоллеса И. В. Сталин писал, что,
«несмотря на различие экономических систем и идеологий, сосуществование и мирное урегулирование разногласий между СССР и США не только возможны, но и безусловно необходимы в интересах всеобщего мира» [309].
Победа социализма и строительство коммунизма в СССР, строительство социализма в странах народной демократии Центральной и Юго-Восточной Европы и глубокие общественные преобразования в Китайской народной республике не являются препятствием к мирному сосуществованию и даже сотрудничеству с капиталистическими странами при условии обоюдного невмешательства во внутренние дела друг друга. Послевоенный опыт свидетельствует о том, что правящие круги США и Англии пренебрегают этим условием. Они грубо вмешиваются во внутренние дела демократических стран, стремясь по «греческому» или югославскому образцу повернуть страны народной демократии вспять, к капитализму и фашизму. При этом, как показал опыт Кореи, Вьетнама и других стран, американо-английские империалисты не останавливаются перед вооружённым вторжением в другие страны в целях осуществления своих планов. Советский Союз разоблачает эту гнусную политику англо-американского блока, защищая принцип невмешательства во внутренние дела других государств и последовательно проводя этот принцип в жизнь в своей внешней политике. Советское правительство отрицательно отнеслось к «плану Маршалла», потому что он рассчитан на подчинение экономики всех стран, принявших этот «план», американским монополиям. Через «план Маршалла» осуществлялось грубое вмешательство американского империализма во внутреннюю жизнь других стран.
Советское правительство выступило против англо-американского вмешательства во внутренние дела Греции — вмешательства, рассчитанного на установление в Греции фашистских порядков.
Вмешательство во внутренние дела других государств в современных условиях является орудием в руках империалистического лагеря для поддержки фашистских и других реакционных элементов против трудящихся и их демократических организаций, для расширения конфликтов и гражданских войн, для распространения агрессии на другие страны в целях организации новой мировой войны. Именно так действуют американские империалисты в Корее.
Советское правительство разоблачает захватническую политику американского империализма, настаивает на выводе всех иностранных войск из Кореи и предлагает действенные меры обеспечения мира и создания единого независимого Корейского государства. Предложения Советского Союза поддержаны корейским народом, непосредственным соседом Кореи — великим китайским народом и подлинными друзьями мира во всём мире. Как известно, советские предложения сводятся к прекращению военных действий, к выводу всех иностранных войск из Кореи, образованию объединённого временного парламента из представительных органов обеих частей Кореи, к проведению демократических выборов в парламент под контролем комиссии ООН при обязательном участии граничащих с Кореей стран, к роспуску незаконно созданной так называемой «комиссии по Корее».
Англо-американское агрессорское большинство в ООН отклонило все эти разумные и справедливые предложения Советского Союза, а также предложения, выдвинутые правительством Китайской народной республики. Поджигатели войны взяли курс на дальнейшее расширение агрессии против корейского и китайского народов.
Летом 1951 г. постоянный представитель СССР в Совете безопасности Я. А. Малик в речи по радио выдвинул предложение о перемирии и отводе войск от 38-й параллели с тем, чтобы 38-я параллель была разграничительной линией между армиями. Вынужденные под давлением общественного мнения народов на словах принять эти предложения, американо-английские поджигатели войны путём организуемых ими провокаций и затяжки переговоров делали всё для того, чтобы сорвать подобное соглашение.
Опыт борьбы Советского государства за мир свидетельствует о том, что нельзя отстаивать дело мира, не проводя и последовательно не защищая политику невмешательства во внутренние дела других государств, не разоблачая агрессоров, вмешивающихся в дела других народов.
* * *
Миролюбивая политика СССР, основывающаяся на ленинско-сталинской установке на возможность длительного мирного сосуществования двух систем, рассчитана на восстановление и расширение сотрудничества великих держав, установившегося в годы войны и закреплённого в ряде соглашений и договоров — прежде всего в соглашениях, заключённых в Ялте и Потсдаме.
Сотрудничество СССР, Англии и США в годы войны против гитлеровской Германии и империалистической Японии сыграло важную роль в разгроме врага. Это сотрудничество послужило ко благу всех народов. После войны, когда народы стали пользоваться благами мира, возможности для сотрудничества ещё более расширились. И. В. Сталин в ответ на вопрос Эллиота Рузвельта:
«Считаете ли Вы возможным для такой демократии, как Соединённые Штаты, миролюбиво жить бок о бок в этом мире с такой коммунистической формой государственного управления, которая существует в Советском Союзе, и что ни с той, ни с другой стороны не будет предприниматься попытка вмешиваться во внутриполитические дела другой стороны?»,
заявил:
«Да, конечно. Это не только возможно. Это разумно и вполне осуществимо. В самые напряжённые времена в период войны различия в форме правления не помешали нашим двум странам объединиться и победить наших врагов. Ещё в большей степени возможно сохранение этих отношений в мирное время» [310].
Соглашения во время войны заключались Советским Союзом на основе равенства и взаимности, причём стороны находили путь к такому разрешению неизбежно возникавших разногласий, которое было приемлемым для всех участников. В основе этих соглашений лежала воля народов к победе над фашистскими захватчиками, стремление к восстановлению и укреплению демократических порядков в Европе, к ликвидации фашизма и предотвращению новой агрессии со стороны Германии и Японии, к созданию всестороннего длительного сотрудничества народов мира. Англо-американские империалисты, преследовавшие во второй мировой войне свои особые, империалистические цели, не могли в эти грозные годы не считаться с волей народов и вынуждены были сотрудничать с СССР. После второй мировой войны они развернули поход против основ, на которых базировалось это сотрудничество: вместо доведения до конца задачи искоренения фашизма они стали проводить политику поддержки фашизма, вместо предотвращения агрессии со стороны германского и японского империализма — политику восстановления военной мощи японского и германского империализма в целях разжигания войны против СССР и стран народной демократии, вместо установившейся практики согласованных решений великих держав — политику диктата со стороны США, Англии и Франции по отношению к СССР, вместо политики мира и сотрудничества с СССР — политику сколачивания блоков против СССР и стран народной демократии в целях подготовки новой мировой войны.
Поскольку принципы, на которых покоилось сотрудничество великих держав, были закреплены в Ялтинском и Потсдамском соглашениях и в Уставе Организации Объединённых Наций, новая политика правящих кругов США, Англии, Франции приняла прежде всего форму критики Ялтинского и Потсдамского соглашений и отхода от этих соглашений, форму критики Устава ООН и грубых нарушений этого Устава. Вот почему миролюбивая политика Советского Союза, исходящая из необходимости восстановления и развития сотрудничества великих держав, установившегося во время войны, направлена на защиту Ялтинского и Потсдамского соглашений, на защиту Устава Организации Объединённых Наций. Отказ правящих кругов США и Англии от Потсдамского и Ялтинского соглашений прежде всего обнаружился в связи с германской проблемой: сепаратные действия США, Англии и Франции привели к образованию тризонии и расколу Германии. Продолжая свою политику подготовки новой мировой войны, американо-английский блок и руководимые им страны приступили к восстановлению германского империализма и восстановлению германской армии в целях использования её для нападения на СССР. Отказ США от Потсдамского соглашения, от декларации в Каире и от советско-американского соглашения о невмешательстве во внутренние дела Китая нашёл своё выражение в разжигании правящими кругами США гражданской войны в Китае, в поддержке прогнившего реакционного режима клики Чан Кай-ши, в оккупации Тайвана и других китайских островов в целях превращения их в колонию США и использования в качестве плацдарма для нападения на Китайскую народную республику.
Американо-английские империалисты, восстанавливающие империализм и милитаризм в Западной Германии в качестве ударной силы для войны против СССР и стран народной демократии, аналогичную роль отводят Японии на Востоке. С этой целью они заключили сепаратный «мирный договор» с Японией вопреки воле советского, китайского, индийского и других народов, составляющих более половины всего человечества и внёсших решающий вклад в разгром империалистической Японии. Сепаратный «мирный договор» с Японией потребовался американо-английским поджигателям войны для возрождения японского империализма как инструмента и орудия подготовляемой ими новой войны. Это договор не мира, а войны.
Однако этот «мирный договор» они заключили без японского народа и против его воли. Японский народ, попавший в беду в связи с американской военной оккупацией, поднимается на борьбу против иноземных поработителей и их японской агентуры. Приветствуя освободительную борьбу японского народа, И. В. Сталин сказал в своём новогоднем послании к японскому народу:
«Прошу передать японскому народу, что я желаю ему свободы и счастья, что желаю ему полного успеха в его мужественной борьбе за независимость своей родины. Народы Советского Союза сами испытали в прошлом ужасы иностранной оккупации, в которой участвовали также японские империалисты. Поэтому они вполне понимают страдания японского народа, глубоко сочувствуют ему и верят, что он добьётся возрождения и независимости своей родины, так же, как добились этого в своё время народы Советского Союза. Желаю японским рабочим освобождения от безработицы и низкой заработной платы, ликвидации высоких цен на товары массового потребления и успеха в борьбе за сохранение мира. Желаю японским крестьянам освобождения от безземелья и малоземелья, ликвидации высоких налогов и успеха в борьбе за сохранение мира. Желаю всему японскому народу и его интеллигенции полной победы демократических сил Японии, оживления и подъёма экономической жизни страны, расцвета национальной культуры, науки, искусства и успеха в борьбе за сохранение мира» [311].
Советское правительство настойчиво разоблачало отказ англо-американского блока от Ялтинского и Потсдамского соглашений, как только этот отказ — сначала замаскированный и сопровождавшийся клятвенными заверениями в верности этим соглашениям — стал давать себя чувствовать. Советское правительство отстаивает эти соглашения, ибо на их базе возможно действительное международное сотрудничество и прочный мир. Советское правительство систематически разоблачает все шаги американо-английского блока по возрождению германского и японского милитаризма и ведёт решительную борьбу против этой антинародной политики.
Так же настойчиво защищает советское правительство Устав Организации Объединённых Наций. В основе Устава ООН лежит принцип равноправия народов, принцип сотрудничества различных стран на основе уважения целостности и независимости каждой из них и невмешательства в их внутренние дела, принцип борьбы за демократию, мир и безопасность народов. ООН, как гласит её Устав, должна быть инструментом мира и безопасности народов. Особое место в Уставе ООН занимает вопрос о сотрудничестве пяти великих держав, несущих главную ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Устав ООН исходит из того, что лишь сотрудничество великих держав сделает ООН инструментом мира. В конце второй мировой войны, накануне создания ООН, И. В. Сталин говорил:
«Можно ли рассчитывать на то, что действия этой международной организации будут достаточно эффективными? Они будут эффективными, если великие державы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны против гитлеровской Германии, будут действовать и впредь в духе единодушия и согласия. Они не будут эффективными, если будет нарушено это необходимое условие!» [312]
Справедливость этого сталинского положения настолько очевидна, что во время войны, когда самые реакционные элементы вроде Черчилля вынуждены были считаться с необходимостью сотрудничества с СССР, это положение никем не оспаривалось. Оно легло в качестве одного из краеугольных камней в основу Устава Организации Объединённых Наций, прежде всего тех его разделов, которые определяют компетенцию и сферу деятельности Совета безопасности и порядок голосования в нём, в частности принцип единогласия великих держав. Но после окончания второй мировой войны, когда правящие круги США и Англии отошли от политики сотрудничества с СССР и взяли курс на завоевание мирового господства, они повели атаку на принцип сотрудничества и согласия великих держав. Курсу советской политики на сотрудничество великих держав в поддержании мира они противопоставили курс на мировое господство англо-американского империализма и войну. Глава советской делегации на Генеральной ассамблее ООН В. М. Молотов в октябре 1946 г. говорил по этому поводу:
«Итак, мы должны считаться с двумя противоположными тенденциями в развитии международных отношений. И не трудно догадаться, что если установке на укрепление нормального международного сотрудничества, со всесторонним развитием форм этого сотрудничества и соревнования, вполне соответствует принцип единогласия великих держав, установленный в организации Объединённых наций, то, с другой стороны, установке на завоевание мирового господства, с которой связаны стремления к экспансии и агрессии, не может соответствовать сохранение этого принципа в неприкосновенности» [313].
За годы, прошедшие после этого выступления В. М. Молотова, установка англо-американского блока на подрыв Устава ООН и подготовку войны не только оформилась и выросла, но и стала основой всей международной политики правящих кругов США и Англии. Поджигатели новой войны, занимавшие официальные посты в правительствах капиталистических стран, некоторое время после войны соблюдали известную осторожность, считая необходимым постепенно подготовить общественное мнение к новому курсу своей внешней политики. Американо-английская реакция выпустила матёрого поджигателя войны Черчилля с открытым призывом к подготовке войны против СССР. Единомышленник Черчилля и давнишний враг СССР, президент Трумэн своим присутствием при выступлении Черчилля в Фултоне молчаливо одобрил провозглашённую им программу войны.
Официальные круги в США и Англии стали осуществлять черчиллевскую программу войны.
В историческом ответе И. В. Сталина корреспонденту «Правды» о выступлении Черчилля в Фултоне была разоблачена политика поджигателей войны и указаны силы, которые могут сорвать и сорвут преступные замыслы поджигателей войны.
«Слишком живы в памяти народов ужасы недавней войны и слишком велики общественные силы, стоящие за мир, чтобы ученики Черчилля по агрессии могли их одолеть и повернуть в сторону новой войны» [314].
Уже при подготовке мирного договора с Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Финляндией в 1946 г. представители США и Англии сделали попытку сорвать установившуюся в годы войны практику согласованного решения великими державами важных вопросов и добиться вынесения несогласованных решений на широкие конференции, где США и Англия могли бы, играя на голосовании, собрать механическое большинство. Твёрдая и последовательная защита советским правительством принципа согласованности решений победила, и враги сотрудничества вынуждены были отступить, но не надолго.
На ряде сессий Генеральной ассамблеи ООН англо-американский блок развернул наступление на принцип единогласия пяти великих держав в Совете безопасности, чтобы в этом важнейшем органе ООН проводить политику диктата блока стран, руководимых США и Англией. Последовательная защита Советским Союзом Устава ООН, защита принципа сотрудничества в международной жизни сорвала эти происки поджигателей войны. Тогда обнаглевшие поджигатели войны, используя машину голосования и механическое «большинство», которым располагает англо-американский блок на сессиях Генеральной ассамблеи ООН, принимают незаконные решения, рассчитанные на то, чтобы подорвать Устав ООН путём подмены Совета безопасности то незаконно созданным Межсессионным комитетом, то Генеральной ассамблеей. В своём цинизме империалисты дошли до того, что американскую агрессию в Корее решили прикрыть именем и флагом ООН, действуя совершенно недопустимыми, незаконными приёмами.
Американо-английские империалисты протащили в ООН позорное решение, объявляющее агрессором Китайскую народную республику, защищающую свои границы и стремящуюся вернуть захваченный американцами остров Тайван. Как отметил И. В. Сталин:
«Организация Объединённых Наций, созданная как оплот сохранения мира, превращается в орудие войны, в средство развязывания новой мировой войны. Агрессорским ядром ООН являются десять стран — членов агрессивного Северо-атлантического пакта (США, Англия, Франция, Канада, Бельгия, Голландия, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия) и двадцать Латино-американских стран (Аргентина, Бразилия, Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская республика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Венецуэла). Представители этих стран и решают теперь в ООН-е судьбу войны и мира. Это они провели в ООН-е позорное решение об агрессивности Китайской Народной Республики» [315].
И. В. Сталин показал, что ООН, превращаясь в орудие агрессивной войны, вместе с тем перестаёт быть всемирной Организацией Объединённых Наций. ООН, по сути дела, является теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией американской, действующей на потребу американских агрессоров.
«Организация Объединённых Наций становится таким образом на бесславный путь Лиги Наций. Тем самым она хоронит свой моральный авторитет и обрекает себя на распад» [316].
Проводя мирную политику и отстаивая дело мира, Советский Союз выступает с действенными предложениями, направленными на поддержание мира.
Советское правительство внесло принятое Генеральной ассамблеей предложение об осуждении пропаганды войны. Советское правительство внесло на обсуждение Генеральной ассамблеи 20 сентября 1950 г. «Декларацию об устранении угрозы новой войны и об укреплении мира и безопасности народов». В этой Декларации советское правительство предложило осудить проводимую в ряде капиталистических стран пропаганду новой войны и призвать все государства воспретить в своих странах подобную пропаганду, а виновных привлекать к ответственности; признать противоречащим совести и чести народов и несовместимым с принадлежностью к Организации Объединённых Наций использование атомного оружия как оружия агрессии и массового уничтожения людей, объявить о безусловном запрещении атомного оружия и установлении строгого международного контроля за точным и безусловным осуществлением этого запрещения; объявить, что правительство, которое первым применит против какой-либо страны атомное оружие или иное средство массового уничтожения людей, совершит преступление против человечества и будет рассматриваться как военный преступник; призвать, чтобы Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Франция, Китай и Советский Союз:
а) объединили свои мирные усилия и заключили между собой Пакт по укреплению мира;
б) чтобы эти великие державы сократили нынешние свои вооружённые силы (наземные войска, военную авиацию всех родов, военно-морской флот) в течение 1950 г. на одну треть их состава с тем, чтобы вопрос о дальнейшем сокращении вооружённых сил был поставлен на обсуждение одной из ближайших сессий Генеральной ассамблеи[317].
На шестой сессии Генеральной ассамблеи, собравшейся в конце 1951 г., советское правительство в развитие этих предложений внесло новые предложения, направленные против угрозы новой мировой войны и к укреплению мира и дружбы между народами. Советское правительство предложило признать участие в агрессивном Атлантическом блоке несовместимым с членством в Организации Объединённых Наций, немедленно прекратить военные действия в Корее, безусловно запретить атомное оружие с одновременным установлением строгого международного контроля над этим запрещением.
Советское правительство предложило, чтобы пять постоянных членов Совета безопасности сократили вооружение и вооружённые силы на одну треть в течение года, чтобы эти пять государств заключили Пакт Мира, а остальные государства были призваны присоединиться к этому Пакту.
Советское правительство рекомендовало конкретные меры, обеспечивающие быструю реализацию всех этих предложений, как то: учреждения в рамках Совета безопасности Международного контрольного органа с инспекцией на постоянной основе, созыв всемирной конференции по сокращению вооружений и т. д.
Предложения советского правительства указывают путь к действенной и эффективной защите мира, что отметила демократическая печать во всех странах мира. Именно поэтому агрессорское ядро ООН отклонило эти предложения.
Советское правительство придаёт особое значение точному соблюдению принятых великими державами решений о демилитаризации и денацификации Германии, о воссоединении единой, демократической и миролюбивой Германии и заключению мирного договора с Германией. Советское правительство решительно выступает против политики США, Англии и Франции и других империалистических стран, направленной на возрождение германского милитаризма и включение Западной Германии в агрессивный Северо-атлантический блок.
Мирная политика СССР продиктована не слабостью страны социализма, а социалистической природой Советского государства, его кровной заинтересованностью в судьбе трудящихся масс, стремлением спасти их от ужасов новой войны. Сила мирной политики советского правительства состоит в том, что она опирается на могучий Советский Союз, успешно осуществляющий коммунистическое строительство и укрепляющий свою экономическую и военную мощь. Сила мирной политики Советского Союза состоит, далее, в том, что она выражает не только непреклонную волю к миру народных масс Советского Союза, но и стремление к миру народных масс всех стран, в том числе и тех, правительства которых готовят агрессивную войну. Всё это придаёт внешней политике Советского Союза огромную материальную и моральную силу.
* * *
Марксизм-ленинизм, говоря о причинах и условиях, вызывающих войны в наши дни, исходит из особенностей капиталистического общества на империалистической стадии его развития. И. В. Сталин говорил:
«Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время происходит не в виде плавного и равномерного продвижения вперёд, а через кризисы и военные катастрофы. Дело в том, что неравномерность развития капиталистических стран обычно приводит с течением времени к резкому нарушению равновесия внутри мировой системы капитализма, причём та группа капиталистических стран, которая считает себя менее обеспеченной сырьём и рынками сбыта, обычно делает попытки изменить положение и переделить „сферы влияния“ в свою пользу — путём применения вооружённой силы. В результате этого возникают раскол капиталистического мира на два враждебных лагеря и война между ними» [318].
И. В. Сталин указывал, что нарушение равновесия между главными державами, вызванное неравномерностью развития капиталистических стран, делает необходимым для империалистов передел мира путём войны в целях создания нового равновесия сил. Война возникает как неизбежный результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма. Борьба капиталистических стран за рынки сбыта, за сферы приложения капитала и т. д. при изменении экономического веса этих стран в силу неравномерности экономического развития делает неизбежной войну между ними. Наличие непримиримых противоречий между лагерем мира, демократии и социализма и лагерем империалистической реакции не снимает глубочайших противоречий, разъедающих империалистический лагерь. Эти противоречия не только существуют, но и всё время углубляются, а соответственно этому обостряется борьба между капиталистическими странами.
Трубадуры империализма и поджигатели войны из лагеря правых социалистов часто злорадствуют по поводу «противоречия», которое якобы существует между марксистско-ленинской постановкой вопроса о неизбежности мировых войн при империализме и мирной политикой Советского государства, направленной на предотвращение войны и укрепление мира. Это злорадство поджигателей войны — свидетельство их нечистой совести и невежества.
Войны при империализме неизбежны. Уничтожить неизбежность войн значит уничтожить империализм. Это — азбучная истина марксизма. Но значит ли это, что неизбежно наступление войны в данный момент исторического развития, что нельзя продлить мирный период на некоторое время, в чём кровно заинтересованы народы мира?
Борьба против войны всегда затрудняет её подготовку агрессорами. Общеизвестно, что существование Советского Союза и его мирная политика затруднили агрессорам подготовку и развязывание второй мировой войны, которая, не будь указанного фактора, разразилась бы на много лет ранее. А каждый выигранный год мирного существования — величайшее благодеяние для человечества. Если при империализме не всегда можно предотвратить войну, то всегда можно активной борьбой за мир отсрочить, и иногда на длительный срок, её возникновение. Поджигатели войны стремятся отвлечь внимание масс от активной борьбы против войны.
Активная борьба против войны даже в том случае, если не удаётся её предотвратить, может ограничить сферу войны, её размах и ослабить её разрушительный характер. Преступление социал-шовинистов в годы первой мировой войны состояло в том, что они, предав интересы рабочего класса и выступив в защиту своих империалистических правительств в империалистической войне, содействовали тому, чтобы разрушительный характер первой мировой войны усугубился. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» И. В. Сталин пишет:
«Война не имела бы такого разрушительного характера и, может быть, даже вовсе не развернулась бы с такой силой, если бы партии II Интернационала не изменили делу рабочего класса, если бы они не нарушили решений Конгрессов II Интернационала против войны, если бы они решились активно выступить и поднять рабочий класс против своих империалистических правительств, против поджигателей войны» [319].
После второй мировой войны впервые в истории создалась возможность организованными действиями народов миролюбивых государств предотвратить подготавливаемую империалистами новую мировую войну. Это, разумеется, не снимает вопроса о неизбежности новых войн до тех пор, пока не будет ликвидирован империализм. Империализм неизбежно порождает войны.
В настоящее время за мир борется не один Советский Союз, а могучий блок демократических государств во главе с Советским Союзом. В этот блок наряду с Советским Союзом входит Китайская народная республика, население которой составляет четверть населения всего земного шара. На территории демократических государств, объединившихся вокруг Советского Союза для борьбы с империализмом и войной, живёт свыше 800 млн. человек. Впервые в истории более трети всего человечества организованно борется за мир, используя в качестве орудия борьбы за мир народную государственную власть и опираясь на всю мощь стран, в которых у власти стоят сами народы. На страже мира стоит и бдительно охраняет его треть всего человечества, опирающаяся на свою, подлинно демократическую государственную власть.
В прошлом государства и армии были, как правило, орудием экспансии. Государство и армия Советского Союза и стран народной демократии выполняют иную роль — они являются орудием народов в борьбе за независимость, демократию, мир и безопасность народов. Мирный труд, хозяйственное и культурное строительство в этих странах неуклонно укрепляют силы демократического лагеря, силы мира, демократии и социализма во всём мире.
Мира хотят не только народы стран демократического лагеря, но и народы всех других стран. Народы помнят ужасы второй мировой войны и до сих пор испытывают лишения и бедствия, ею вызванные. Народы всего мира прекрасно понимают, что новая война принесёт ещё большие ужасы, которые не минуют ни одной страны, в том числе и США, которые почти сто лет не знали войны на своей территории. И, заявил Г. М. Маленков в докладе о 32-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции,
«американский народ начинает понимать, что наступило такое время, когда империалисты не смогут воевать руками только других народов. Американский народ начинает понимать, что если поджигатели войны организуют новую бойню людей, то горе матерей, жён, сестёр, детей посетит и американский континент. А это страшное горе. В нём неизбежно захлебнутся и утонут поджигатели войны» [320].
Но народы мира не только помнят ужасы войны, но и понимают, что новая война, если она возникнет, умножит эти ужасы, и не хотят войны. Народы мира активно включаются в борьбу за мир. Сотни миллионов людей различных общественных групп и профессий капиталистических стран поднялись на активную борьбу за мир. О размахе всенародного движения борьбы за мир говорит сбор подписей под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия и объявлении военным преступником правительства той страны, которая первой применит атомную бомбу. Свыше полмиллиарда взрослых людей подписали это Воззвание. Это значит, что почти половина человечества активно включилась в борьбу за мир.
Во второй половине февраля 1951 г. в Берлине состоялась первая сессия Всемирного Совета Мира, принявшая громадной важности решения, рассчитанные на дальнейшее развёртывание борьбы за мир, в том числе Обращение Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами, о мирном разрешении корейского вопроса, об ООН, о мирном разрешении японского вопроса, о мирном разрешении германской проблемы, по поводу решения ООН, несправедливо осуждающего Китайскую народную республику как «агрессора» в Корее, о борьбе за мир в колониальных и зависимых странах и др. На основе этих решений развернулась ещё более активная борьба за мир, и знамя мира подхватывают всё новые и новые отряды трудящихся. Во главе движения борцов за мир в капиталистических странах идёт рабочий класс, руководимый коммунистическими партиями. С каждым днём возрастает число сторонников этого движения. Активная, напряжённая борьба коммунистических партий и всех сторонников мира и активных борцов за мир должна привести к тому, чтобы в недалёком будущем в движение за мир включилось взрослое население подавляющего большинства человечества. Перед такой могучей силой всенародного движения не может устоять никакой фронт поджигателей войны.
Миллиардеры и миллионеры США, Англии и других капиталистических стран жаждут новой войны, которая им нужна для получения колоссальных прибылей, для ограбления других стран. Эти агрессивные силы держат в руках свои правительства, но они боятся своих народов, выступающих против войны. Поэтому империалисты, поджигатели войны, используют реакционные правительства и все средства для того, чтобы обмануть свои народы, опутать их ложью, представить свои преступные планы подготовки войны как планы обороны, а захватническую агрессивную войну — как войну оборонительную. Именно поэтому они клеветнически изображают мирную политику миролюбивых стран как агрессивную. Именно поэтому они боятся кампании в защиту мира, опасаясь разоблачения своих чёрных замыслов. И. В. Сталин говорит:
«Именно поэтому они провалили предложения Советского Союза о заключении Пакта Мира, о сокращении вооружений, о запрещении атомного оружия, опасаясь, что принятие этих предложений подорвёт агрессивные мероприятия реакционных правительств и сделает ненужной гонку вооружений. Чем кончится эта борьба агрессивных и миролюбивых сил? Мир будет сохранён и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца. Война может стать неизбежной, если поджигателям войны удастся опутать ложью народные массы, обмануть их и вовлечь их в новую мировую войну. Поэтому широкая кампания за сохранение мира, как средство разоблачения преступных махинаций поджигателей войны, имеет теперь первостепенное значение. Что касается Советского Союза, то он будет и впредь непоколебимо проводить политику предотвращения войны и сохранения мира» [321].
Поджигатели войны добровольно не откажутся от своих чёрных замыслов. Каждый новый успех сторонников мира приводит их в бешенство. Чем труднее им под бдительным надзором народов готовить войну, тем авантюристичнее становится их политика. Но вести подготовку войны, а главное воевать без народа в наше время невозможно. Поэтому империалисты лгут и изворачиваются, объявляют свои агрессивные действия действиями в «защиту» мира, прикрывают свои злодейские замыслы ширмой ООН и т. д. Срывать маску с поджигателей войны и множить ряды сторонников мира, добиваться ухода правительств, развязывающих новую войну, и замены их правительствами, готовыми, хотя бы на время, проводить мирную политику, — такова задача, вставшая перед всеми действительными сторонниками мира и демократии. Поджигателей войны необходимо обуздать. Это могут сделать и это должны сделать друзья мира во всём мире.
Организованные действия миролюбивых государств во главе с Советским Союзом сливаются с организованным движением народных масс, борющихся за мир.
Движение за мир является неодолимым движением современности. Ведущей силой этого движения является советский народ, интересы которого выражает Советское государство, его мирная политика.
Сторонники мира, активные борцы за мир спокойно и уверенно смотрят в будущее. Трудящиеся СССР и стран народной демократии знают, что бояться новой войны следует прежде всего самим поджигателям новой войны. Агрессивная политика империалистов, если бы им даже удалось обмануть бдительность народов и развязать войну, приведёт к краху империализма. Сейчас, как писал В. М. Молотов,
«создалось положение, при котором империалисты, развязавшие новую мировую войну, неизбежно вызовут такой всеобщий отпор со стороны миролюбивых народов и всего демократического лагеря, который приведёт не просто к поражению тех или иных агрессивных держав, как было до сих пор, а к ликвидации всей системы мирового империализма » [322].