Добродѣтель паче всѣхъ другихъ свойствъ должна заслуживать все твое и каждаго человѣка вниманіе. Она состоитъ въ дѣланіи добра и наблюденіи справедливости, не только въ поведеніи: но и въ самыхъ дѣлахъ. Дѣйствія ея полезны всему роду человѣческому, а въ особливости самому себѣ. Добродѣтель заставляетъ насъ сожалѣть и помогать въ злощастіи человѣка; она побуждаетъ насъ къ распространенію правосудія и добраго порядка въ обществъ, и споспѣшествуетъ всему тому, что служитъ ко всеобщему благу. Она подаетъ самимъ намъ внутреннее утѣшеніе и удовольствіе, котораго ни что другое въ насъ произвести и ни что онаго лишить насъ не можетъ. Всѣ прочія пользы зависятъ столько же отъ другихъ, какъ и отъ насъ. Богатство, власть, и величіе могутъ отняты быть насиліемъ и несправедливостію другихъ, или какими нибудь иными неизбѣжными приключеніями: но добродѣтель одна только зависитъ отъ насъ и ни кто лишить насъ ея не можетъ. Болѣзнь можетъ истребить въ насъ всѣ тѣлесныя пріятности: но неможетъ лишишь добродѣтели, ниже удовольствія посредствомъ оной ощущаемаго. Добродѣтельный человѣкъ при всякихъ въ жизни случающихся нещастіяхъ находитъ внутреннее въ себѣ утѣшеніе и сердечное удовольствіе, которое чинитъ его гораздо щастливѣйшимъ предъ человѣкомъ имѣющимъ всѣ жизненныя выгоды, но злымъ. Если человѣкъ пріобрѣлъ великую власть и богатства посредствомъ лжи, пронырства и угнѣтеній, то не можетъ ими наслаждаться, по тому что совѣсть будетъ его мучить и безпрестанно приводить на память тѣ способы, коими онъ снискалъ оныя. угрызеніе совѣсти его, не дастъ ему ни на минуту отдохновенія и злодѣйотва его будутъ ему въ самомъ снѣ мечтаться, а днемъ если когда бываетъ на единѣ и когда имѣетъ время мыслить, то станетъ приходить въ задумчивость и уныніе Онъ страшится всякой вещи и поелику увѣренъ, что родъ человѣческій долженъ его ненавидѣть, то имѣетъ причину думать, что старается ему отмстить при всякомъ возможномъ случаѣ. На прошивъ того добродѣтельный, въ какой бы ни находился бѣдности, или злощастіяхъ, добродѣтель его всегда сама въ себѣ находитъ награжденіе и подаетъ ему утѣшеніе во всякихъ горестяхъ. Спокойствіе и удовольствіе его совѣсти днемъ производитъ въ немъ пріятныя чувствованія, а ночью подаетъ ему покойной сонъ: съ удовольствіемъ можетъ онъ препроводить время въ уединеніи и не приходить въ ужасъ отъ собственныхъ своихъ мыслей. Добродѣтель открываетъ всюду себѣ пути, блещетъ сквозь мракъ уединенной жизни, и рано или поздо всегда награждается.

Лордъ Шефшесбури говоритъ: что, онъ желалъ бы быть добродѣтельнымъ ради самаго себя, хотя бы ни кто того не зналъ; такъ какъ старается о чистотѣ своей одежды, хотя ни отъ кого не надѣется посѣщенія.

Конецъ.