Сколь мало помышляемъ мы о употребленіи и драгоцѣнности времени! Всѣ о томъ говорятъ, но никто не исполняетъ, каждой глупецъ препровождающій небрежно время свое въ бездѣлицахъ, часто употребляетъ въ рѣчахъ какую нибудь простую пословицу, означающую драгоцѣнность и скоротечность, времени. По всей Европѣ на солнечныхъ часахъ дѣлаютъ въ разсужденіи сего надписи, такъ что ни кто не препровождаетъ своего времени, не слыша, или не видя многократно сколь нужно употреблять оное во благо и сколь потеряніе его не возвратно. -- Молодые люди почитаютъ, что еще много остается у нихъ впредь времени, и что сколь бы много безполезно его ни тратили, однако еще довольно онаго у нихъ останется; такъ великія богатства служатъ для нѣкоторыхъ побужденіемъ къ раззорительной расточительности. Но всѣ сіи увѣщанія безполезны, если здравый разсудокъ къ исполненію ихъ не будетъ побуждать.
Время драгоцѣнно, а жизнь кратка, слѣдовательно не надобно терять ни единой минуты напрасно. Разсудительные люди зная на что болѣе употреблять свое время, препровождаютъ оное или въ снисканіи себѣ полезнаго, или въ забавахъ; они ни когда небываютъ праздны, но всегда заняты или увеселеніями, или ученіемъ. Есть общее правило, что праздность есть мать пороковъ. Извѣстно такъ же, что лѣность глупымъ прилична, и что нѣтъ ни чего презрительнѣе лѣнивца. Блюститель нравовъ Катонъ, премудрый и добродѣтельный своего времени Римлянинъ говаривалъ часто, что о трехъ только дѣлахъ сожалѣлъ онъ въ своей жизни: во первыхъ о томъ, что открылъ тайну своей женѣ; во вторыхъ что нѣкогда ѣздилъ въ одно мѣсто моремъ, въ то время когда могъ прибыть туда сухимъ путемъ, а в третьихъ, что препроводилъ одинъ день не учинивъ ничего.
Есть пословица, что денежка рубля бережетъ; принаровляя сie изреченіе ко времени совѣтую не тратить напрасно ни минуты, ибо минута сбережетъ цѣлой часъ. Во весь день дѣлай что нибудь и не трать напрасно получасовъ и четвертей, коихъ въ теченіе цѣлаго года накопится весьма много. На примѣръ: днемъ бываютъ краткіе промежутки между ученіемъ и забавами; вмѣсто того чтобъ въ сіи минуты сидѣть праздно и отъ скуки зѣвать, возми какую нибудь хорошую книгу и прочитай ее до конца. Ни когда не занимай ума своего въ одно время двумя вещами; и читая книгу не пробѣгай ее поверхностно, но каждое примѣчанія достойное мѣсто прочитай по два раза. По крайней мѣрѣ не начинай читать другова, пока не поймешь совершенно перваго, и по тѣхъ поръ не покидай книги, пока всего содержанія понятіемъ твоимъ не объимешь; а ежели сего исполнять не будешь, то памятованіе твое о предметѣ читанной книги не долѣе недѣли продолжится. Я совѣтую между прочимъ читать слѣдующія книги: Маркизы де Ламбертъ наставленiе ея сыну и дочери, нравоучительныя правила Кардинала Реца, Рошефокольтовы нравственныя разсужденія, Г. Лабрюйера о нравахъ, Фонтенеля, О множеств ѣ міровъ, І озіи Чильда о торговл ѣ, Болингброковы сочиненія; для слога же читай его прим ѣ чанія на Аглинскую исторію; Пуффендорфа о прав ѣ народомъ (Jus Gentium) и Гроція о правахъ войны и мира (Grotius de jure belli et pacis). Во время праздныхъ получасовъ или по краткости свободнаго времени, читай остроумныя и замысловатыя сочиненія; но ни минуты не употребляй на негодныхъ авторовъ ни изъ древнихъ, ни изъ новѣйшихъ.
Забавы, кои не безчестны разумомъ одаренному существу, ни мало не почитаю я праздностію или потеряніемъ времени; на противъ того нѣкоторое время употребленное на таковыя забавы есть время съ пользою препровожденное.
Какое бы ты ни имѣлъ дѣло, исполни его какъ можно скорѣе; не въ половину, но окончай его, если можно безъ остановки. Дѣломъ не должно шутить и при исполненіи его заниматься бездѣлицами; не думай такъ какъ Феликсъ нѣкогда сказалъ Апостолу Павлу: "Нын ѣ убо иди, время же получивъ призову тебя". -- удобнѣйшее время для дѣла есть самой первой случай. Разсудительной человѣкъ знаетъ всегда назначить себѣ время для ученія и для дѣлъ, гораздо болѣе теряется времени посредѣтвомъ худаго выбора не свойственныхъ увеселеній и забавъ.
Поспѣшность есть душа дѣла: но ни что столь не способствуетъ къ поспѣшности, какъ порядокъ (Method), по которому каждую вещь исполнять ты долженъ и держись онаго не нарушимо, сколько тебѣ не ожидаемыя приключенія то позволятъ. Назначь день и часъ въ недѣлѣ для счетовъ, и держи ихъ всѣ въ одномъ мѣстѣ въ надлежащемъ порядкѣ; по сему не можно тебѣ будетъ употреблять на нихъ много времени и не можешь ни когда быть обманутъ. Какія бы письма и бумаги у тебя ни были имѣй сокращенную изъ нихъ выписку и клади въ надлежащія мѣста, такъ чтобы въ случаѣ нужды могъ ты о чемъ нибудь справиться. Положи такъ же себѣ правило и въ чтеніи, и посвяти на оное нѣкоторую часть утра; упражняйся въ немъ постоянно и безпрерывно, а не отрывочно и безъ всякаго правила, такъ какъ нѣкоторые читаютъ мѣлочныя сочиненія изъ разныхъ писателей и о разныхъ предметахъ. Записывай для памяти въ особую книжку все то, что ты читаешь, не для педантическихъ ссылокъ, но для того чтобы тебѣ читаннаго не позабыть. При чтеній Исторій употребляй Ландкарты и хронологическія таблицы, и по часту въ оныя посматривай, безъ нихъ исторія не что иное есть, какъ не связное собраніе произшествій.
Можетъ быть скажешь ты по примѣру многихъ молодыхъ людей, что наблюденіе порядка и правилъ весьма тягостно, что оные предписаны только для глупыхъ, и суть мучительное обузданіе благородному духу и юношеской пылкости. Но я въ противность тому утверждаю, что оное доставитъ болѣе времени и вкусу для увеселеній; такъ что вмѣсто причиненія тебѣ безпокойства если исполнять сіе будешь цѣлой мѣсяцъ безпрерывно, скучно уже будетъ отъ того отстать. Дѣла придаютъ большую охоту и вкусъ увеселеніямъ, такъ какъ тѣлесное упражненіе возбуждаетъ позывъ на пищу; слѣдовательно не можно дѣла отправлять безъ наблюденія постояннаго порядка. Оно предуготовляетъ охоту къ увеселеніямъ, и зрѣлище, балъ или собраніе гораздо болѣе увеселенія подаетъ такому человѣку, которой первую дня того часть препроводилъ за дѣломъ, а не въ праздности. Я скажу такъ же, что красивая женщина покажется гораздо прелѣстнѣйшею такому человѣку, которой упражняется въ ученіи или въ дѣлахъ, нежели праздношатающемуся. Равномѣрная неращетность господствуетъ всемъ поведеніемъ такого человѣка, и увеселенія его стольже глупы и неосновательны, какъ и всѣ другія дѣла.
Я надѣюсь что ты стараешся заслужить свои увеселенія, и по тому вкушаешь ихъ пріятность: ибо есть много такихъ, кои хотятъ прослыть веселыми людьми (Man of pieasures), но по справедливости ни въ какомъ увеселеніи не имѣютъ вкуса. Они перенимаютъ увеселенія другихъ безъ всякаго различія и безъ всякаго себѣ услажденія. Я знавалъ такъ же, что иные перенимали излишества другихъ, по тому что почитали ихъ благородными, хотя они столь же безобразными на нихъ кажутся, какъ и чужое платье. Если ты хочешь отличиться въ забавахъ, то не перенимай чужихъ, а имѣй свои.
Нѣкоторые почитаютъ за увеселеніе не упражняться въ ученіи и быть безъ дѣла. Но какая въ томъ утѣха? они со всѣмъ ни чего не дѣлаютъ и лучше бы было, если бы то время проспали. Они привыкаютъ къ праздности; только такія мѣста посѣщаютъ, гдѣ непринужденно и безъ всякой осторожности поступать могутъ Старайся убѣгать сей напрасной траты времени, и чтобъ всякое мѣсто, куда входишь, было для тебя или зрѣлищемъ пріятныхъ и непорочныхъ забавъ,или училищемъ къ пользѣ твоей служащимъ; чтобъ всякая бесѣда, въ которую ты вступаешь, служила къ услажденію твоихъ чувствъ или къ разпространенію знаній, или къ образованію твоего поведенія и нрава.
Если случится, что надобно употребить два или три часа лишнихъ для какого нибудь нужнаго дѣла, то займи ихъ отъ твоего сна. Шесть или по крайней мѣръ семь часовъ сна обыкновенно весьма довольно для всякаго человѣка: если же кто больше спитъ, то сіе значитъ сонливость и лѣность, весьма нездорово и тяжело. Когда по случаю какое нибудь дѣло или увеселенія принудятъ тебя просидѣть до четырехъ или пяти часовъ утра, то вставай въ обыкновенную пору, дабы тебѣ не потерять драгоцѣннаго утренняго времени, и чтобъ сіе принудило тебя въ слѣдующую ночь ранѣе лечь спать.
Паче всего остерегайся быть вѣтреннымъ. Вѣтренный умъ всегда бываетъ занятъ, но весьма маловажными дѣлами; малые предметы почитаетъ онъ за великіе и на бездѣлицы употребляетъ то время, которое долженъ бы былъ употребить для важныхъ вещей.-- Игрушки, бабочки, раковины, насѣкомыя, суть предметы глубокомысленныхъ его разсужденій. Въ бесѣдахъ разсматриваетъ онъ не нравы людей, но ихъ платье.-- Съ большимъ вниманіемъ таковые люди смотрятъ въ Ѳеатрахъ на декораціи, нежели на связь представляемаго зрѣлища; при Дворъ болѣе на чиноположенія, нежели на онаго политику. Таковое употребленіе времени есть сущая онаго трата.
Въ заключеніе сего скажу: что лѣность, праздность и нѣга весьма не приличны и опасны для молодаго человѣка; по истеченіи сорока лѣтъ твоея жизни можетъ безъ охуленія быть онымъ иногда подверженъ. Во всякомъ случаѣ опредѣли, хотя и непріятнымъ тебѣ покажется, входить въ отличныя и лучшія бесѣды того мѣста, въ которомъ ты находишся, или по достоинству, или по ученію, или по остроумію и вкусу людей оныя составляющихъ. Сіе подастъ о тебѣ доброе мнѣніе въ лучшихъ бесѣдахъ, въ кои входить ты будешь потомъ.
Зная истинную цѣну времени, пользуйся имъ и не теряй ни единаго мгнояенія напрасно. Праздность, измѣненіе и отлаганіе до другаго времени да пребудутъ отъ тебя удалены. Ни когда не откладывай до завтра того, что сего дня можешь исполнить. Сіе поставлялъ себѣ правиломъ славный и нещастный Голландской Пенсіонеръ де Витъ, которой строго оному послѣдуя не только довольно находилъ времени къ отправленію дѣлъ республики: но могъ еще вечера препровождать въ собраніяхъ и ужинать въ гостяхъ, какъ будто не было у него ни какого дѣла, ни заботъ.