КАБРИИ, старинные языческие боги, они почитались изобретателями употребления огня и искусства, как копать железо.
КАДМ, сын Агенора царя Фригийского; отец послал его искать похищенную Европу сестру его, проехал он многие города бесполезно, наконец Дельфийский Оракул велел ему остановиться в том месте, где встретится ему бык, и когда с ним сие случилось, то назвал он место сие Беоциею. Из корабля Кадмова Фиваидяне сделали три статуи Венерины.
КАДУЦЕЙ, Меркуриев жезл, не великое древко или палка обвитая двумя змеями, которых в верху головы сошлись вместе, и на конце ее два крыла.
КАИРСКИЙ ЗАМОК, стоит оной на горе, построен на одном камне, окружен весьма толстыми и высокими стенами, ход в него способен, и высечен из того же камня, по которому лошади и верблюды со вьюками ходят, тут колодезь Иосифов, он имеет два жилья, высечен из того же исподнего камня ужасной глубины, лестница вниз имеет двести двадцать ступеней, воду взвозят кверху волы.
КАЛАИС и ЗЕВС, дети Борея и Орифии, прославились в путешествии Аргонавтов, они имели золотую на спине чешую, крылья у ног и лазоревые долгие волосы, имена их значат сильно и тихо дышащих.
КАЛИСТА, дочь Ликаона Аркадского царя, любимая Дианина Нимфа, некогда спала она в уединенном месте, Юпитер пришел к ней во образе Дианы, и уговорив ее исполнил с нею любовное дело, и когда Диана пожелала мыться в своем источнике, то все Нимфы разделись, а Калиста не могла того сделать, и когда Диана узнала, что она чревата; то сослала ее с своих глаз. Калиста ходила долго по лесам, и наконец родила сына Аркаса, Юнона узнав сие превратила их обеих в медведиц; но Юпитер сжалившись взял их на небо, и сделал из них два созвездия, то есть малую и большую медведицу.
КАЛЛИОПА, муза и богиня красноречия, мать Орфеева, ей принадлежит героическая поэма, см. Музы.
КАНЕФОРЫ, так назывались девицы, коих Афиняне посвящали Минерве, которые во время торжества сей богини, нашивали на головах корзины украшенные венками из цветов и мирт, а корзины наполнялись вещами, приносимыми на жертву богине.
КАНОП, египетской идол, образ его сделан был наподобие величайшей чаши, над коей поставляли человеческую, или собачью, или козью, или птичью голову, он украшен был разными гиероглифическими фигурами. Во время спора египтян с халдеями и другими поклоняющимися огню народами о преимуществе богов, каноп представленный ему огонь погасил находящеюся в нем водою. Сию хитрость сделали жрецы, просверлив сосуд со всех сторон, заткнули дырочки воском, и как зажгли под ним огонь; то воск растопился и вода залила оный. Простой народ, обвыкший завсегда дивиться таким чрезвычайностям, приписал победу Канопу, и с того времени почитали уже его первым: потому что он преодолел и самой огонь, которой все пожирает. У первых египтян каноп был нечто иное как сосуд разделенной на градусы, по которым узнавали во время разлития Нила, как вода высоко поднималась, и имя сие " каноп" значит жердь, сажень или масштаб, а положенная наверху собачья голова значит в каком был состоянии Нил, когда созвездие пса видимо было, голова девицы показывала созвездие девы, другие головы значили ветры способные, или противные к прибытию воды.
КАПИТОЛИН, преименование Юпитерово, по храму построенному ему на Капитолии. В оном храме отправлялась публичная жертва, присягали римские императоры, и те, которые с триумфом въезжали в город, должны были наперед со всем великолепием входить в сей храм, для исправления Юпитеру жертвы.
КАССАНДРА, дочь Приама и Гекубы, любил ее Аполлон, и за соответствование дал ей дар пророчества, и как скоро оной получила, то начала ему смеяться, Аполлон наказал ее за сие тем, что пророчества ее сделались ложными, Аякс, сын Оила изнасиловал ее в храме Минервы, за что убит громовою стрелою. Она убежала от чрезвычайной любви Агамемнона и предвестила ему, что он заколот будет в своей земле. Агамемнон и убит по ее коварству; но Орест отмстил его смерть.
КАССИОПА, жена Цефа ,царя ефиопского, мать Андромеды, была прекраснее Нереид, сии завидуя просили Нептуна, чтоб он удовольствовал желание их мщением Кассиопе, сей бог послал морское чудо в земли Цефовы, которое опустошало его пределы, а чтоб усмирить оное по необходимости отдали ему на съедение Андромеду, которую избавил Персей и выпросил у Юпитера сию милость, что Кассиопа вмещена в небо.
КАСТОР. см. Диоскуры.
КЕНТАВРЫ, народы страны фессалийской, они научились прежде всех ездить на лошадях, потому думают, что верхняя их часть тела, то есть голова, шея и руки человеческие, а прочее лошадь. Оружие их состояло обыкновенно из палицы и из лука, из которого они весьма хорошо стрелять умели.
КИПАРИС, дерево сие принимается за знак смерти, печали и сожаления; ибо древние народы саживали его около могил, и нашивали при погребении, чего ради стихотворцы <Вергилий, Овидий и др>. дали ему имя Arbor Feralis, дерево печальное. Борель король кельтов когда лишился своей дочери Кипарисы, то приказал посадить на гробнице ее оное дерево, от чего и назвалось оно кипарисом.
КИПСЕЛ, сын Этионов и Лавды дочери Амфионовой, Этион не имел детей, чего ради вопрошал Оракула, которой объявил ему, что родит жена его тяжелой камень, которой падет на несправедливых правителей Коринфских, и приведет Коринф в лучшее состояние. Проведав ответ Коринфяне искали погубить рожденного младенца, и когда родился Кипсел, то послали они десять человек его погубить, кои, придя к Лавде, взяли его; ибо она думала, что они хотят поздравить мужа ее с новорожденным сыном, для чего и отдала она Кипсела одному из них на руки, которой по заговору долженствовал его тотчас погубить, и как только приступил он к злому сему намерению; то младенец в руках у него рассмеялся, чем привел в жалость сего варвара, он отдал другому; но и с другим сделалось подобное первому приключение, и так до последнего, которой отдал опять младенца матери, и, выйдя, все согласились опять, воротившись, его убить; но согласие их услышала Лавда за дверьми и так, убоявшись, спрятала его под сосудом, называемым по-гречески кипсели ( кх╣"╥), от которого получил младенец имя. Те, возвратившись, искали его; однако не могли найти и так сказали пославшим их, что они погубили Этионова сына, для того что страх их к тому принуждал. Кипсел, выросши, сделался царем Коринфским, по проречению Оракула и по воле богов.
КНЕФ, или КНУФИС, начальнейшее египетское божество, он имел в устах яйцо, что значило, будто бы он одним словом сотворил свет.
КОЛЯДА, киевский бог, его признавали некоторые славяне богом мира, так как римляне своего Яна. В Киеве праздник его совершался двадцать четвертого Декабря. Также почитался он бог веселия и праздников, Славяне сделали в честь ему хари ( маски), игрища и всякие безобразия.
КОМ, бог веселия, пиршества и праздников отправляемых по ночам, присваивали ему женские уборы, он представляется молодым человеком, у коего лице от питья все покраснело.
КОРИБАНТЫ, жрецы Цибелины. см. Берецинфия.
КОРС или КОРША, Киевский бог, болезней и всяких припадков.
КОСИТ, адская река, текущая слезами, вода ее производит болезненной и плачевной шум, из глубины ее подымается беспрестанно черной пар, тут жилище безобразного обмана, которой имеет приятное лице, тело его испещрено цветами, имеет хвост скорпионов, он показывал из реки одну только голову, а тело всегда находилось в воде, чтоб скрывалось его безобразие. Сие показывает хитрого обманщика, которой обыкновенно кажет веселой и ласковой вид, но сердце имеет злое, ядовитое, неистовое и коварное.
КОТУРНЫ, род древней обуви, коротенькие сапоги.
КРЕУЗА, дочь Креона царя Коринфского жена Язонова, как она за него вышла, то Медея, рассердившись за его обман, погубила волшебством Креона, Креузу и почти все царское поколение.
КРЕУЗА, дочь Приама, царя Троянского, жена Енеева, во время замешательства Троянского скрылась она с Енеем; но им потеряна и унесена Цибеллою.
КУМИР, или ИДОЛ, когда Геркулес проходил Италию, убивши Гериона, то сделал подобия своих друзей спутников, которые умерли в сем походе и бросил в реку, чтоб приплыли в свое отечество и там служили вместо мумий, от сего кумир имеет свое начало, а другие говорят, что начались они в Ефиопии и перешли в Египет.
КУПАЛО, славянский бог плодов, третий по Перуне. В начале жатвы приносили ему Киевляне жертву в день праздника его, бывшего двадцать четвертого июня. Юноши и девицы собирались в венках и в поясах некоей травы или цветов, разложив огонь и взявшись за руки, вкруг оного плясали, перескакивая через него и припевая в песнях имя Купалово. В честь сему богу сделаны у нас качели. Празднества сего еще и ныне в некоторых местах остались следы, и святая Агриппина, которой празднуется тогда память, поименована от простого народа Купальницею.
КУПИДОН, бог любви, любитель мира, чести, добродетели и справедливости, по другим, немилосердный победитель и отец всех пороков, родился вместе с Хаосом и с землею, а другие говорят, что он сын Марсов и Венерин. Как скоро вышел на свет, то Юпитер узнал по лицу его, какие произойдут от него беспокойства и принуждал Венеру погубить его, а она сделать сего не хотела и для того спрятала его в лесу, где питался он молоком диких зверей, и как пришел в силу и мог носить лук, то сделал его из ясеня, а стрелку из кипарису и учился прежде стрелять по зверям, дабы тем метче попадать в людей, потом имел он стрелы и лук золотые. Он был прекраснейший из всех человек, имел за плечами крылья трех цветов лазоревого, пурпурового и золотого.