ПАЛАТИН, наименование Аполлоново, по храму, построенному ему на горе Палатинской [с. 80:] Императором Августом, сей храм снабжён был многочисленною библиотекою, где ученые люди имели свое собрание.

ПАЛЕСА, богиня паства, пастухи жертвовали ей молоком и медом, и просили ее, чтоб она охраняла их стада.

ПАЛЕСТИНА, сим именем иногда называется вся Иудея, города Иерусалим, Самария, Кесария, Палестинская река Иордан. Называется также Палестиною страна Хананейская, которая распространилась вдоль по Средиземному морю, а славные в ней города были: Газа, Аскалон, Азот, Аккарон, и Гет.

ПАЛЛАДА, богиня войны, почитают ее Минервою; но богине премудрости неможно, мне кажется, приписать склонности к войне, к бранному шуму, к расхищению городов и храмов. Сию называют некоторые Синеглазою Тритонкою.

ПАЛЛАДИУМ, так называется статуя богини Паллады, сделанная из дерева, которую во время строения крепости Илиона спустил с неба Юпитер, и когда вопрошали Оракула, то он приказал сделать в крепости храм Палладе, в котором бы хранили ее статую, ибо благополучие Троян зависело от оной. Первые Римляне будучи весьма суеверны, думали что сия статуя перенесена к ним Енеем, и для того приказали они наподобие оной сделать множество других, чтоб оную за незнанием между теми не украли. [с. 81:]

ПАНДОРА, от всякого бога награждена была одним талантом, Венера наградила ее красотою, Минерва мудростью, Меркурий красноречием, и Аполлон знанием музыки. Юпитер, рассердившись на Промифея, что он украл небесной огонь, послал Пандору на землю с ящичком, в котором заключены были все несчастия и болезни, с тем чтобы Епиметей брат Промифеев оный открыл, а Пандора бы в него не смотрела, но она преступила приказание Юпитерово, и как только открыла то вылетели из него болезни и несчастия и рассеялись по всей вселенной, а Пандора сделалась злою и безобразною, сие было началом железного века.

ПАНТЕОН, так назывался храм древних римлян, построенной ими в честь всем богам.

ПАН, бог пастухов и деревней, сын Меркурия и Пенелопы. Меркурий превратился в козла и обманул Пенелопу, когда пасла она стадо отца своего Икара на горе Тангете, Египтяне почитали в нем всю натуру, ибо имя его значит, все думали, что рога его значат солнечные лучи, живность и румянец лица, ясность неба, козлиная кожа со звездами, звезды на тверди небесной, волосы покрывающие исподнюю часть тела, нижние части вселенной, то есть землю, деревья, травы и проч. на конец приписали ему ужасные склонности и страшную фигуру, нимфам казался он весьма безобразным и недостойным любви, он погубил Сирингу аркидскую нимфу, сия не желала ему соответствовать и бежала от насилия к реке Лидоне просила от нее помощи, которая превратила ее в тростник. Пан его нарезал и в память своей любовницы сделал свирель; и так от сего свирель получила свое начало.

ПАРИС, сын Приама, царя Троянского и Гекубы, весьма был прекрасен и храбрый воин, разрешил великой спор между тремя богинями, то есть между Минервою, Юноною и Венерою, приказав им раздеться донага о красоте. Похитил Елену из Афродитина капища, убил Ахиллеса, царя Артилога. Но во отмщение за Ахиллеса убит Аписом, которого и сам он умертвил.

ПАРКИ, дочери Эреба и ночи, их было три сестры: Клотона, Ахезиса и Атропа; сии богини имели власть над человеческою жизнью и пряли оную наподобие ниток, Ахезиса младшая держала прялку, Клотона пряла, а Атропа перерывала нитку. Первое значило рождение, второе жизнь, третье смерть. Они весьма стары, что значит вечность, в белых льняных венках, перевитых нарциссами и белыми лентами.

ПАРНАС, некоторые говорят, что гора сия лежит в Фоциде, а другие в Беоции, она так названа по имени некоторого Героя называемого Парнас, которой на ней жил. Одна из вершин ее, ибо гора сия двуглавая, посвящена Аполлону, а другая Музам, кои по ней и названы Парнассиды; некоторые думают, [с. 83:] что названа она Парнасом от имени Hav. значащего гору и от имени Parai " расселина", и Hahas " прорицание", изъясняя тем, Mons sev hiatuis Vaticiniorum: что значит гору прорицания. Две ее вершины названы Гиампея, и другая Титорея, и ежели кто на них уснет, то тотчас сделается стихотворцем.

ПАРТЕНОПА, сирена не могла тронуть голосом своим Одиссея ни также его спутников, отчего пришла в превеликое бешенство и бросилась в море, пристала к Италии и там вышедши на берег умерла, на месте ее могилы построен город по имени ей Партенопа, которой ныне называется Неаполь.

ПАСИФЕЯ, дочь Аполлона и Нимфы Персеиды, жена Миноса царя Критского, с которым родила она Андрогея, Ариадну, и Федру. Влюблена была в быка, от которого родила Минотавра, сказывают что Тавр был полководец Миноса, и так когда родила Пасифея от него сына, то и назвали его Минотавром от Миноса и Тавра.

ПЕГАС, крылатой конь, родился от крови Медузиной тогда, когда Персей отсек ей голову. По рождении поднялся на воздух и, ударяя ногами в землю, произвел источник, которой назван Ипокреною. Аполлон и Музы употребляют его для путешествия, он обитает на горах Парнасе, Геликоне и Пинде, паство для него на берегах Ипокрены Кастальского источника и на берегах Пермейских.

ПЕЛЕЙ, сын Нептуна и Тиры, брат Язонов, царя Фессалийского; по смерти брата своего Язона воцарился неправильно на его престоле, но племянник его Язон пришед в возраст требовал царства, Пелей хотел ему отдать но с тем уговором, чтоб он завоевал золотое руно, думая, что он там погибнет. Пелей задавлен своими дочерями по повелению Медеи, которая хотела задавить и Язона.

ПЕЛИКАН, водяная птица, он столько якобы любит своих детей, что терзает свое тело для их пропитания, и посему почитается образом чадолюбия и любви государя к своему отечеству.

ПЕНАТЫ, домашние боги, почитаемы были сперва богами отечества, их число учинилось велико или и бесконечно, Дардан привез их из Фригии в Саматрас, а Еней в Италию, они представлялись в виде юношей, вооруженных копьями, делали их из золота, серебра и воску и ставили на очагах, в жертву приносили им с великим благоговением свиней, ладон, вино, муку и все то, что на столе поставлялось, и думали, что от них происходит все домашнее благополучие. По некотором времени всякий сделал себе пенатов из людей обожжённых.

ПЕНЕЙ, река в Фесалии, вышла из Пинда и течет излучинами между гор Оссы и Олимпа, и напаяет водами Темпейское поле.

ПЕНЕЛОПА, дочь Икара, жена Улиссова, мать Тилемахова, во время отсутствия Одиссеева многие государи в нее влюблялись за ее красоту и просили в супружество, она обещала всякому, только с тем уговором когда дошьёт она зачатую звезду, которую она днем шила а ночью расшивала.

ПЕНИЯ, богиня бедности, дочь Прилежания и Художеств, а по мнению других, Роскоши и Праздности.

ПЕНТЕЙ, царь Тебанской, сын Ехиона и Агавы, поругался некогда обрядам отправляющимся при торжестве Бахусовом, сей бог, мстя ему за то, обесновал мать его и еще двух баханок, которые, в изумлении почтивши его кабаном, растерзали своими зубами.

ПЕРСЕЙ, сын Юпитера и Данаи, по рождении своем брошен был в море и с матерью, но освободившись от сего и пришедши в возраст отрубил Медузе голову помощью Минервы, превратил Атланта в гору, избавил Андромеду от морского чуда, также от нападок Финеевых и на ней женился, по возвращении своем в Аргос убил ненарочно деда своего Акризия, в Тиренте построил город Мицену. Вмещен в небеса под созвездие и с женою.

ПЕРУН, первый Славенский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков, и всех небесных действий. Стан его вырезан был искусно из дерева, головуимел серебреную, уши золотые, ноги железные, в руках держал камень украшенной рубинами и Карбуикулем <Карбункулом> на подобие пылающего Перуна, огонь горел пред ним беспрестанно, храм его был в Киеве над Боричевым на высоком пригорке потоком, также и в Новегороде.

ПЕТАС, так называется Меркуриева с крыльями шапка.

ПИГМАЛИОН, царь Тирской, имел великую жадность к богатству, и отовсюду собирал его неправедно, наконец, убил брата своего Сихея, чтоб овладеть всем его имением; но Дидона увезла его все с собою. Боги, отмщевая ему за сие, посылали сокровища со всех сторон, он собравши оные заперся в тридцати палатах весьма крепких, боялся там сидя людей, чтоб завидуя ему его не убили, наконец опасался уже и собственной своей тени. Астарбея умертвила его ядом, приведя в ненависть у него двух его сыновей, из которых одного он убил, а другого выслал из своего царства, Астарбея же желала возвести на престол тем своего любовника.

ПИРАМИДА, тело иногда плотное, а иногда пустое, имеющее базис широкой обыкновенно четырёхугольной, а вверху кончающейся шипом. Одна из трех египетских пирамид включена в семь чуд вселенной. Вышины имеет она семьдесят восемь сажен, а окружности четыреста сорок сажен, триста тысяч человек работников ее делали, во время сей работы, для работников на один только лук, чеснок и редьку употреблено девятьсот шестьдесят тысяч рублей, по чему другие расходы долженствовали быть безмерны. Кладена она из четырёхугольных камней чрезвычайной величины, внутри со многими палатами, а снаружи уступами. Все пирамиды строены были для гробов египетских царей; потому что пирамиды у египтян почитались знаком человеческой жизни, низ пирамиды значил начало жизни, а верх - смерть, и для того ставили они их над могилами.

ПИРАМ, вавилонянин, прекрасной юноша, любившей Фисву; но как нигде не мог иметь с нею свидания, то согласились они, чтоб ночью выйти им из города к Нинову гробу под шелковичное дерево. Фисва пришла прежде и его дожидалась, в то время бежала к источнику, подле которого она сидела, львица утолить свою жажду, Фисва убежала в лес, и уронила с головы покрывало, которое львица окровавила своими челюстями; ибо она в то время растерзала какое то животное. Пирам, придя, увидел оное и думая, что любовница его растерзана, закололся, Фисва пришедши после и увидев мертвого Пирама, пришла в превеликое отчаяние и тем же орудием закололась. С тех пор, по повелению богов, шелковичное дерево родит черные ягоды, для напоминовения их несчастия.

ПИРИТ, сын Иксиона царя Лапитского, друг Тезея, сошел с ним во Ад, чтоб утешить Прозерпину, и тамо растерзал его Цербер; но другие говорят, что содержан был невольником и отдан на съедение собакам; но Геркулес освободил его от сего.

ПИРРА, дочь Епиметеева, двоюродная сестра Девкалиону сыну Промифееву, царю Фессалийскому, во время ее случился потоп и весь человеческий род потонул в водах, см. Девкалион.

ПИФОН, ужасной змей, сын земли и Демогоргона, и некоторые называют его Делфином, он покрывал собою горы, и головою досягал до звезд, выпивал одним разом целую реку, одною рукою доставал восток, а другою запад. Некоторые называли его разбойником, Парнас гора была его жилищем, Аполлон убил его тогда, когда гонялся он за его матерью. Но другие говорят, что он хотел воевать против богов, и согнать их с престолов, чего они испугавшись скрылись в Египте под разными видами животных; но Юпитер поверг его под Етну.

ПЛАТАНОН или ПЛАТАНЕТУМ, освященная роща близь Лакедемона, в ней погребали царей Лаконских, деревам сей рощи служили Греки так, как древние Германы дубам.

ПЛУТОН, бог ада, сын Сатурна и Реи, самой младшей брат Юпитера и Нептуна, по разделении с ними света, досталось ему владеть во Аде. Он был весьма безобразен, и для того не мог себе сыскать жены, которая бы согласилась добровольно жить с ним вместе во Аде, чего ради просил он у Юпитера жены, Зевес определил ему Прозерпину, которую он и похитил. Почитали его богом богатства, он был обладателем западных стран света, где находится множество рудокопных ям, и потому прозвали царство его, царство теней, а его богом металлов. У него бывают в руках ключи, для показания, что врата жизни всегда уже бывают заперты для тех, которые вошли в его владение, признак его двоекопейная острога.

ПЛУТУС, бог богатства, служитель Плутонов, сын трудолюбия и бережливости, во время молодости был весьма пригож, и оказывал милость свою одним только праведным людям; но с тех пор, как Юпитер его ослепил, и сделался он хромоногим, то богатство достается почти всегда порочным и грешным, для разделения богатства к людям он приходит, а от них уже отлетает, для того изображают его с крыльями.

ПОБЕДА, славное языческое божество, в Риме и в Греции имело множество храмов.

ПОЗВИЗД, или ПОХВИСТ, или ВИХРЬ, славянский бог воздуха, вихря, ведра, также и всякой непогоды.

ПОЛЕМОН, см. Портумн.

ПОЛИДЕВК, Поллукс.

ПОЛИКРАТ, из числа тех героев, кои находились в Колхиде с Язоном.

ПОЛИМНИЯ, муза красноречия, см. Музы.

ПОЛИФЕМ, циклоп, сын Нептуна, он съел четырех человек из спутников Улиссовых; но Одиссей напоил его допьяна и выколол глаз, которой у него один только и был, он любил Галатею и убил соперника своего пастуха Атиса.

ПОЛЛУКС, см. Диоскуры.

ПОМОНА, богиня садов, и плодов, любил ее Вертумн. В Риме построен ей был храм и жертвенники.

ПОРОКИ, греки и римляне почитали их богами, так как и добродетели, жертвовали они порокам; для того что бы избавиться ото всякого зла.

ПОРТУМН, морской бог, греки называли его Полемоном, ему посвящены гавани, в Риме имел два храма.

ПОСИДОН, греки называли так Нептуна.

ПРАВДА, богиня, дочь Сатурна или времени, мать добродетели, любительница света или лучше сама свет прогоняющей тьму заблуждения.

ПРИЯМ, царь Троянской, сын Лаомедонта, муж Гекубы дочери царя Троского, имел девятнадцать детей, убит Пирром сыном Ахиллесовым пред алтарем, куда прибегнул он для сохраненья.

ПРИАП, бог садов, сын Бахуса и Венеры, обитал в садах и делал всякие беспутные дела; он же бог всяких роскошных порочных забав. Стихотворцы называют его Custos furum atque avium, то есть сторож воров и птиц <цит. из IV кн. "Георгик" Вергилия>.

ПРОВЕ, или ПРОНО, словенский бог, стоял на великом и кудрявом дубе, около его на земли расставлены были до тысячи или больше идолов, о двух, о трех и больше лицах. Перед Прове стоял жертвенник, на котором закалывали иноплеменных, текущую из них кровь прикушивал жрец, от чего уповали в нем большей силы и действия к прорицанию, и когда оканчивалась жертва, тогда начинался торжественной пир с музыкою и плясками.

ПРОЗЕРПИНА, богиня Ада, дочь Юпитера и Цереры, жена Плутонова, столь была прекрасна, что Марс и Аполлон искали вступить с нею в супружество, Церера боясь, чтоб не похитил ее который-нибудь из сих богов, скрыла ее в Сицилию, и когда просил Плутон о жене Юпитера, то Зевес определил ему прекрасную Прозерпину и согласился в том с Венерою, которая поехала с Минервою и Дианою в Сицилию и уговорили Прозерпину идти с собою гулять, Прозерпина с ними пошедши едва только пришла на прекрасные луга, где хотела рвать цветы, то в друг сделалось ужасное трясение земли, разверзлась пропасть, из которой вышел Плутон и похитил во ад Прозерпину, не смотря на ее плачь, принес в мрачное царство и там с нею сочетался, мать ее долго не знала о ее судьбине; но как Арефуза объявила ей обо всем, то просила она Юпитера, чтоб взять ее от Плутона, Юпитер обещался с тем, что ежели Прозерпина не вкусила ничего во аде; но по несчастию съела она несколько гранатовых орехов, Аскалаф оное сказал Зевсу, почему и не возможно было ее освободить, однако Юпитер для утешенья Цереры позволил Прозерпине шесть месяцов быть на земле у своей матери, а другие шесть у Плутона во Аде. Прозерпина во Аде весьма неутолима и немилосердна, а милостива, нежна и кротка в Зевесовом владении.

ПРОМИФЕЙ, сын Апета и Климены, брат Атласа и Епимифея, пожелал сотворить человека и для того украл небесной огонь, Юпитер за сию татьбу приказал Меркурию приковать его к горе Кавкасу, где ворон вечно должен был терзать его нутро, которое в ночь всегда зарастало, однако Геркулес избавил его от сего мучения, убивши ворона стрелою; но другие думают, что Юпитер освободил его сам за сие, когда Иовиш влюбился в Фетиду, то Парки сказали, что первой от нее сын превзойдет далеко в славе своего отца. Промифей, услышав это, сказал Юпитеру, Зевес, испугавшись, чтоб не было и с ним тоже, что с Сатурном, забыл Фетиду, а Промифея освободил и в знак нерушимого с ним мира отломил камень от горы, велел Вулкану сделать из него железной перстень и надел Промифею на перст, которой подле мизинца и от сего начались перстни. Промифей первой сделал человека из глины, и от того начались Кумиры или идолы.

ПРОТЕЙ, бог морей, сын Нептуна и Фемисы, жил в Фаре в Александрии, принимал на себя разные виды, иногда превращался в зверя, иногда в дерево, иногда в огонь, иногда в воду, а иногда в камень, узнавал будущее, в чем, однако, не упражнялся. Другие называют его египетским царем, он отнял Елену у Париса и возвратил ее Менелаю ее супругу.